Здоровьесбережение младших школьников как основа эффективного обучения
статья по зож по теме

Коптева Ольга Ефимовна

Раскрываются цели, средства и методы здоровьесбережения младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_ml._shkolnikov.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

О.Е. Коптева

МОУ НОШ №53 г. Калининграда

Здоровьесбережение младших школьников

 как основа эффективного обучения

Цель современного начального образования – формирование у учащихся адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности в новом информационном  пространстве, формирование личности современного школьника, владеющего на высоком уровне не только багажом интеллектуальных знаний по предметам общеобразовательного цикла, но и знаний, умений и навыков здоровьесбережения в условиях современной школы.

Достижение поставленной цели осуществляется с помощью особых технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов  и методов организации учебно – воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов в условиях кризиса. Анализ специальных исследований указывает, что у 40% взрослых заболевания были «заложены» в детском возрасте, в 5-10 лет. Поэтому педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с  учащимися, родителями, медицинскими работниками, специалистами психолого-педагогических школьных служб планирует обучение школьников на основе здоровьесберегающих технологий. Цель исследования – разработать психолого-педагогические рекомендации для эффективного обучения младших школьников и реализации здоровьесбережения.

На первом этапе исследования мы обратились к анализу понятия «здоровья». Следует отметить, что понятие «здоровье» имеет множество определений. В своем исследовании мы опираемся на понятие, которое сформулировано   Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов». Основываясь на этом определении для эффективного обучения младших школьников в условиях здоровьесбережения мы выделили следующие компоненты – физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье. Рассмотрим каждый компонент.

Физическое здоровье младшего школьника – это состояние, при котором у учащегося гармонично проходят  физиологические процессы и развивается максимальная адаптация к различным факторам внешней среды и в условиях формирования его учебной деятельности. Психическое здоровье младшего школьника – это способность обучаемого адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители,  умение воспринимать замечания и рекомендации учителя, и умение адаптироваться в окружающей его среде одноклассников. Социальное здоровье ученика начальной школы -  мера его социальной активности, деятельного отношения к миру.

В настоящее время особое значение имеет формирование нравственного здоровья детей в условиях кризиса. Еще выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…». Именно нравственный мир составляет основу осознанного понимания учеником необходимости и важности формирования учебных умений и способов познавательной деятельности для успешного дальнейшего обучения.   Итак, нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности школьника и система ценностей, установок и мотивов его поведения и учения.

На втором этапе исследования нами выделены негативные «школьные» факторы, которые отрицательно влияют на состояние учащихся в процессе обучения. К ним относятся: интенсификация учебного процесса; недостаток двигательной активности учащихся; несоблюдение гигиенических требований; перегрузка учебных программ; стрессовые воздействия авторитарной педагогики; отсутствие индивидуального подхода к учащимся; нерациональное питание; недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей; неблагополучное состояние здоровья педагогов и некомпетентность по внедрению оздоровительных и здоровьесберегающих методик в учебный процесс. Данные факторы важно учитывать при планировании учебного материала и учебной нагрузки в начальной школе.

Анализ исследований отечественных и зарубежных педагогов (Антропова М.В., Бережков Л.Ф., Ковалько В.И., Попова Н.М. и др.) показал, что наиболее важным фактором, влияющим на учебную деятельность и умственную работу младших школьников, является здоровье. Здоровье зависит от организации учебного процесса. На третьем этапе нами разработаны методические рекомендации для учителей начальной школы, направленные  на сохранение и укрепление здоровья школьников и  позволяющие реализовать здоровьесберегающие технологии в условиях кризиса.

  1. Использовать данные медицинского осмотра школьников для характеристики здоровья и дифференциации учебного материала на уроках.
  2. Строго соблюдать с целью профилактики заболеваний, снижения утомляемости школьников на уроках гигиенические требования, предусмотренные санитарными нормами и правилами.
  3. Использовать  современные информационные технологии не только, как средство повышения эффективности учебного процесса, но и, как средство оздоровительной направленности (материал для проведения физкультминуток и физкультпауз,  упражнения для зрительной и пальчиковой гимнастики  и другое).
  4. Включать в учебный процесс педагогические задачи сохранения и укрепления здоровья младших школьников: учить детей определять свое состояние и ощущения; формировать представления о своем теле, организме; обучать оздоровительным и профилактическим методикам; учить понимать необходимость и роль двигательной активности; обучать правилам личной безопасности; учить оказывать элементарную помощь при травмах; формировать представление о том, что полезно и что вредно для организма.

 Таким образом, разработанные рекомендации позволяют концентрировать усилия всего педагогического коллектива на формирование здорового образа жизни школьника в период кризиса. Это касается всех аспектов существования деятельности школы – условий обучения, питания, режима, учебно – познавательной деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических норм и правил, учета возрастных особенностей учащихся, в целом, планирования и организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития  всех   высших    психических     функций - восприятия,   памяти,...

Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.

В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (при...

Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.

В данной  работе я  обобщила опыт своей работы  по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (природ...

Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.

В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (природосо...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

Статья из опыта работы "Развитие речи младших школьников как основа успешного обучения"

Статья из опыта работы на тему: "Развитие речи младших школьников как основа  успешного обучения"....