Развитие познавательных способностей у младших школьников
методическая разработка по зож (1 класс) по теме

     



  С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в этот время и определяет во многом развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В.В. Давыдов считает, что именно «внутри учебной деятельности ребенка школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования».
  Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развивать его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Развитием познавательных способностей заниматься необходимо так же регулярно, как тренироваться в развитии силы, выносливости и других подобных качеств.
  Программа начального обучения направлена на развитие и совершенствование познавательного процесса. Введение в начальную школу регулярных развивающих заданий и упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность, создаёт условия для развития у детей познавательных интересов. Формируя стремление к размышлению и поиску, у младшего школьника происходит становление уверенности в своих силах, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство.
  В контексте рассматриваемой проблемы существенный интерес представляют работы, в которых содержатся идеи психологической значимости (A.M. Матюшкин, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов), целостности и системности при изучении и организации образовательных систем (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов), формирования и содержания образования и процесса обучения (Н.Ф. Талызина), проблемной организации занятий (А.М. Матюшкин), активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности личности, использования технологий в развитии личности (В.П. Беспалько, Г.И. Железовская). Таким образом, можно констатировать, что в науке имеется комплекс исследований, на которых базируется развитие познавательных способностей учащихся.
В работе, рассматриваются особенности развития познавательных способностей и проведено психолого-педагогическое исследование особенностей развития познавательных способностей младших школьников.


  Предметом исследования стали особенности развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
В качестве объекта исследования выступила учебная деятельность школьников.
Целью исследования: развитие познавательных способностей является главной задачей успешности обучения младшего школьника


  Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности познавательных процессов младших школьников.
3.Провести психологическое исследование познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
4.Экспериментально проверить гипотезу исследования.
5. Раскрыть возможности помощи детям с проблемами в развитии познавательных способностей в процессе учебной деятельности.


  Для решения задач в исследовании использовались следующие методы:
1.Изучение и анализ литературы (2009г-2010г)
2.Проведение констатирующего и обучающего экспериментов(2010г-2011г)
3.Статистическая обработка материала (2011г-2012г)


  Актуальность работы определяется рядом факторов практического характера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика.
Гипотеза исследования: планомерная и целенаправленная работа по развитию познавательных способностей в процессе учебной деятельности повышает успешность обучения младших школьников.
Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
- развитие личности ученика, его творческого потенциала;
- развитие интеллекта, исследовательского начала;
- развитие познавательных действий и операций, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать, оперируя логического и творческого мышления.


  Методы исследования –
1. Теоретический анализ психологической литературы.
2. Методика Э. Ф. Замбацявичене «Методика развития умственного развития детей».


  Как показывает анализ литературы, практический опыт преподавания в начальной школе развитие познавательных способностей у учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития.
  Это развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие познавательных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
  В качестве критериев выступают:
• самостоятельность мышления,
• быстрота и прочность усвоения учебного материала,
• быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
• умение отличить существенное от несущественного,
• различный уровень аналитико- синтетической деятельности,
• критичность ума.


  При этом решаются три аспекта целей:
  Познавательные цели: 

1. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
2. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
3. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.


  Развивающие цели: 

1. Развитие речи.
2.Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
3. Развитие сенсорной и двигательной сферы.


  Воспитательные цели:

1. Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я – концепцию»).



 Для развития познавательных способностей используется упражнения «мозговой гимнастики».
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью развития познавательных способностей. Так как под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных задач.


  Упражнение1. «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (30 сек)
Упражнение 2. «Ленивые восьмёрки» (активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Упражнение 3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): наденьте «шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
Упражнение 4. Дыхательная гимнастика «Звуковая гимнастика»
Выполняется сидя или стоя с выпрямленной спиной, делая глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
А, е, о, и, у, я, м, х, ха
А – на весь организм
Е – на щитовидную железу
И – мозг, глаза, нос, уши
О – сердце, лёгкие
У – органы, расположенные в области живота
Я- на весь организм
М – на весь организм
Х - очищение организма
Ха – повышает настроение


  Гимнастика для глаз
1. «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргание на каждый вдох и выдох.
2. «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 – 30 см смотреть на палец в течении 4-5сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же самое, но закрыть правый глаз. (4-6раз)
3. «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. (6-8раз)
4. «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
5. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. (5-6раз)
6. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что – нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

  Математика
Ученикам даётся любая нестандартная задача, для решения которой ученик должен:
1) провести анализ исходных данных;
2) выстроить последовательность действий;
3) получить искомый результат.

1.Найди логическую связь между числами первого и второго рядов и заполни окошки.
8 14 10 2
5 8 12 6
6 12 18 27
3 5 10 15

2. Разными символами обозначаются разные числа. Используя данные примеров, найдите три числа и сделайте равенства верными.
 • •  = 15  =
 -  =+1  =
+ 15 =16  =
 •  •  = 8 =
 • =2 =
+  =   =
3. Поставьте знаки действий так, чтобы равенства стали верными:
54 * 6 = 27 * 3 32 * 4 = 4 * 2
4. Используя цифры от 0 до 8 и волшебной сумме 12 заполните пустые клетки (в одном квадрате цифры не должны повторяться)

6
5



2 6

5. а)Используя цифры 1,2,3,4,5, восстановите пример. Каждую цифру, используя 1 раз.
 +  +  = 60
б) Вставьте число, чтобы равенство было верным.
7+8+20- (13 – 9) – (12 – 8) -  = 10
6. Учащимся предлагается из трёх цифр получить как можно больше других чисел.
7. Из набора чисел выписать те, которые являются нечётными и одновременно делятся на 3.
3,6,9,12,13,15,18,22,24,27,29,33,36,38,39,41,42,46
8. Определите два числа в следующих выражениях:
Сумма двух чисел 16 их произведение 55 
Сумма двух чисел 18 их произведение 45 
Сумма двух чисел 16 их произведение 48 
Сумма двух чисел 19 их произведение 78 
Сумма двух чисел 24 их разность 18 
9.Сумма трёх чисел равна 15. Сумма первого и второго 11, а разность третьего и первого 1. Найди эти числа (5,6,4)
10.Задачи на смекалку
А) Таня выше Светы, но ниже Наташи. Наташа ниже Кати, а Света выше Иры. Кто выше: Таня или Катя? Катя или Ира? Кто ниже6 Ира или Таня? (Катя, Наташа, Таня, Света, Ира)
Б) В зоопарк привезли16 животных: двугорбых, одногорбых верблюдов и несколько нерп. У этих животных на всех 17 горбов и 44 ноги. Подумайте и скажите, сколько же было двугорбых и одногорбых верблюдов и сколько нерп? Подсказкам – у нерп нет ног.
(44/4 = 11 –всего верблюдов; 16-11=5 нерп, из 11 верблюдов 6 двугорбых и 5 одногорбых – найти подбором Проверка: 6*2+5=17 – всего горбов)


Русский язык
1.Шифровка и дешифровка текста, слов
А)Развивающий канон
- Заполните пустые клетки таблиц и вы узнаёте, какие буквы мы будем писать

бежит прыгал бросит
? п б

повар каша официант
к ч ?

везде багаж город
е а ?

Собери слово из букв. (кон)
- Как преобразовать слово кон в слово мак? (кон-сон-сок-сак – мак)
Б) Зашифровать какое – нибудь грамматическое правило. Для этого необходимо придумать способ зашифровки (переставляя буквы, писать слово в обратном порядке).
В) Разбор предложения для лучшего запоминания.
Ученикам предлагается задание – сделать разбор предложения или правила, способствующее быстрому запоминанию.
2.Составление или сочинение рассказа, сказки из 3-4 слов.
А)Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, начинающие на одну букву.
Б) написать рассказ на тему.
В) Написать как можно больше слов на данное правило.
3. Упражнение «Вставьте буквы»
Нужно вставить в кроссворд буквы в клетках так, чтобы получились местоимения.

2
1
4 5
3

1) 3л.,мн.ч.,в И.п..(ОНИ)
2) 1л.,мн.ч.,в Д.п..(НАМ)
3) 3л.,мн.ч.,в Т.п..(ИМИ)
4) 3л.,мн.ч.,в Р.п..(ИХ)
5) 3л.,мн.ч.,в Д.п..(ИМ)
4. Упражнение «Хитрые вопросы»
1. Мама пришла с работы и увидев на столе посуду спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?». Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (ОНИ – ВЫ – МЫ- ТЫ)
2. Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?
(оно). А какие ещё слова вы знаете, используя данный принцип.
5. А)Упражнение «Вставь слово»
С (…) ОКНО (ТОЛ)
КАБ (…) ОШКО (ЛУК)
СА (…) ОН (РАЙ)
Б) Упражнение «Какие это слова?»
К данным согласным добавьте нужное количество букв О так, чтобы получилось слово.
ВРН ГРД
ВСТК МЛТК
МЛК МРЗ

В) Упражнение «Допиши слово»
- Допиши в каждом ряду четвёртое слово, которое относилось бы к третьему так, как второе к первому.
1) РЕКА-РЫБА, НЕБО – (ПТИЦА)
2) СЛОН – ХОБОТ, ЧЕЛОВЕК – (ГУБЫ)
3) ЗАЯЦ – МОРКОВЬ, ОБЕЗЬЯНА – (БАНАН)
Г) Упражнение «Анаграммы»
Расшифруй название животных
1. Слепой землекоп (крто)
2. Комариная невеста с самоваром. (АУМХ)
3. Летающий шприц (кмрао)
Д) Упражнение «Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный»
Класс делится на две команды. Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный рассказывают, какими она бы хотела видеть детей, используя имена прилагательные.
Е) Упражнение «Четвёртое лишнее»
1. Дочка, почка, печь, ласточка (Печь – орфограмма «ь после шипящих у сущ ж.р.)
2. Полька, Колька, колья, письмо (Колья – орфограмма «Разделительный ь)

Ж) Упражнение «Графическая арифметика»
Корь – ь + идол – л + р =? (коридор)
Кар + то+фельдшер – дшер = ? (картофель)
Череп – п + муха = ? (черёмуха)
З)Исправь ошибки
а)Учитель пишет на доске текст с ошибками. Ученики, замечая ошибки, исправляют. Затем текст закрывается и диктуется учителем.
б)Помоги Незнайке найти «Неправильный фразеологизм»
Костя –мальчик смирный, комара не обидит (мухи)
Ребята затянули песню, кто в лес, кто по грибы. (дрова)
Кристина за словом в портфель не лезет. (карман)
Ребят в классе много – персику некуда упасть (яблоку)
И) Учитель предлагает учащимся увидеть и написать все слова, скрытые в слове Математика.


Литературное чтение
Виды работ над текстом, развивающие познавательные способности детей
1. Чтение, деление на части. Составление плана
2. Чтение с сокращением текста . Подготовка к сжатому пересказу.
3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
4. Чтение, ответы на вопросы.
5. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
6. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
7. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.(сказ)
8. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками. (басня)
9. Нахождение в тексте 3,5..выводов.
10. Установление путём чтения причинно – следственных связей.
11. Чтение по ролям.
12. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человек

13. Конкурсное чтение стихотворения.
14. Нахождение в тексте выразительных средств языка.
15. Составление сравнительной характеристики героев.
Познание мира
1.Составление рефератов по определённой теме
2. Составление кроссвордов, викторин
3. Чтение плана местности, географической карты.
4. Составление опорных схем, таблиц
5. Практические и лабораторные работы.


В работе над проблемной темой использую методическое пособие О.Холодовой «Юным умникам и умницам», «Задания по развитию познавательных способностей 1-4 класс», серию учебно-методических книг «В помощь учителю», ОН.Пупышева «Задания школьных олимпиад.1-4кл», журнал «Начальная школа Казахстана».

Практическая значимость исследования заключается в том, что система уроков и упражнений в работе над развитием познавательных способностей у младших школьников обеспечивает эффективное усвоение программного материала.
Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей у учащихся в начальной школе, является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в этот время и определяет во многом развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В.В. Давыдов считает, что именно «внутри учебной деятельности ребенка школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования».
  Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развивать его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Развитием познавательных способностей заниматься необходимо так же регулярно, как тренироваться в развитии силы, выносливости и других подобных качеств.
  Программа начального обучения направлена на развитие и совершенствование познавательного процесса. Введение в начальную школу регулярных развивающих заданий и упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность, создаёт условия для развития у детей познавательных интересов. Формируя стремление к размышлению и поиску, у младшего школьника происходит становление уверенности в своих силах, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство.
  В контексте рассматриваемой проблемы существенный интерес представляют работы, в которых содержатся идеи психологической значимости (A.M. Матюшкин, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов), целостности и системности при изучении и организации образовательных систем (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов), формирования и содержания образования и процесса обучения (Н.Ф. Талызина), проблемной организации занятий (А.М. Матюшкин), активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности личности, использования технологий в развитии личности (В.П. Беспалько, Г.И. Железовская). Таким образом, можно констатировать, что в науке имеется комплекс исследований, на которых базируется развитие познавательных способностей учащихся.
В работе, рассматриваются особенности развития познавательных способностей и проведено психолого-педагогическое исследование особенностей развития познавательных способностей младших школьников.


  Предметом исследования стали особенности развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
В качестве объекта исследования выступила учебная деятельность школьников.
Целью исследования: развитие познавательных способностей является главной задачей успешности обучения младшего школьника


  Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности познавательных процессов младших школьников.
3.Провести психологическое исследование познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
4.Экспериментально проверить гипотезу исследования.
5. Раскрыть возможности помощи детям с проблемами в развитии познавательных способностей в процессе учебной деятельности.


  Для решения задач в исследовании использовались следующие методы:
1.Изучение и анализ литературы (2009г-2010г)
2.Проведение констатирующего и обучающего экспериментов(2010г-2011г)
3.Статистическая обработка материала (2011г-2012г)


  Актуальность работы определяется рядом факторов практического характера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика.
Гипотеза исследования: планомерная и целенаправленная работа по развитию познавательных способностей в процессе учебной деятельности повышает успешность обучения младших школьников.
Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
- развитие личности ученика, его творческого потенциала;
- развитие интеллекта, исследовательского начала;
- развитие познавательных действий и операций, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать, оперируя логического и творческого мышления.


  Методы исследования –
1. Теоретический анализ психологической литературы.
2. Методика Э. Ф. Замбацявичене «Методика развития умственного развития детей».


  Как показывает анализ литературы, практический опыт преподавания в начальной школе развитие познавательных способностей у учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития.
  Это развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие познавательных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
  В качестве критериев выступают:
• самостоятельность мышления,
• быстрота и прочность усвоения учебного материала,
• быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
• умение отличить существенное от несущественного,
• различный уровень аналитико- синтетической деятельности,
• критичность ума.


  При этом решаются три аспекта целей:
  Познавательные цели: 

1. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
2. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
3. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.


  Развивающие цели: 

1. Развитие речи.
2.Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
3. Развитие сенсорной и двигательной сферы.


  Воспитательные цели:

1. Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я – концепцию»).



 Для развития познавательных способностей используется упражнения «мозговой гимнастики».
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью развития познавательных способностей. Так как под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных задач.


  Упражнение1. «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (30 сек)
Упражнение 2. «Ленивые восьмёрки» (активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Упражнение 3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): наденьте «шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
Упражнение 4. Дыхательная гимнастика «Звуковая гимнастика»
Выполняется сидя или стоя с выпрямленной спиной, делая глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
А, е, о, и, у, я, м, х, ха
А – на весь организм
Е – на щитовидную железу
И – мозг, глаза, нос, уши
О – сердце, лёгкие
У – органы, расположенные в области живота
Я- на весь организм
М – на весь организм
Х - очищение организма
Ха – повышает настроение


  Гимнастика для глаз
1. «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргание на каждый вдох и выдох.
2. «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 – 30 см смотреть на палец в течении 4-5сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же самое, но закрыть правый глаз. (4-6раз)
3. «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. (6-8раз)
4. «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
5. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. (5-6раз)
6. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что – нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

  Математика
Ученикам даётся любая нестандартная задача, для решения которой ученик должен:
1) провести анализ исходных данных;
2) выстроить последовательность действий;
3) получить искомый результат.

1.Найди логическую связь между числами первого и второго рядов и заполни окошки.
8 14 10 2
5 8 12 6
6 12 18 27
3 5 10 15

2. Разными символами обозначаются разные числа. Используя данные примеров, найдите три числа и сделайте равенства верными.
 •  = 15  =
 -  =+1  =
+ 15 =16  =
 •  •  = 8 =
 • =2 =
+  =   =
3. Поставьте знаки действий так, чтобы равенства стали верными:
54 * 6 = 27 * 3 32 * 4 = 4 * 2
4. Используя цифры от 0 до 8 и волшебной сумме 12 заполните пустые клетки (в одном квадрате цифры не должны повторяться)

6
5



2 6

5. а)Используя цифры 1,2,3,4,5, восстановите пример. Каждую цифру, используя 1 раз.
 +  +  = 60
б) Вставьте число, чтобы равенство было верным.
7+8+20- (13 – 9) – (12 – 8) -
 = 10
6. Учащимся предлагается из трёх цифр получить как можно больше других чисел.
7. Из набора чисел выписать те, которые являются нечётными и одновременно делятся на 3.
3,6,9,12,13,15,18,22,24,27,29,33,36,38,39,41,42,46
8. Определите два числа в следующих выражениях:
Сумма двух чисел 16 их произведение 55

Сумма двух чисел 18 их произведение 45

Сумма двух чисел 16 их произведение 48

Сумма двух чисел 19 их произведение 78

Сумма двух чисел 24 их разность 18

9.Сумма трёх чисел равна 15. Сумма первого и второго 11, а разность третьего и первого 1. Найди эти числа (5,6,4)
10.Задачи на смекалку
А) Таня выше Светы, но ниже Наташи. Наташа ниже Кати, а Света выше Иры. Кто выше: Таня или Катя? Катя или Ира? Кто ниже6 Ира или Таня? (Катя, Наташа, Таня, Света, Ира)
Б) В зоопарк привезли16 животных: двугорбых, одногорбых верблюдов и несколько нерп. У этих животных на всех 17 горбов и 44 ноги. Подумайте и скажите, сколько же было двугорбых и одногорбых верблюдов и сколько нерп? Подсказкам – у нерп нет ног.
(44/4 = 11 –всего верблюдов; 16-11=5 нерп, из 11 верблюдов 6 двугорбых и 5 одногорбых – найти подбором Проверка: 6*2+5=17 – всего горбов)


Русский язык
1.Шифровка и дешифровка текста, слов
А)Развивающий канон
- Заполните пустые клетки таблиц и вы узнаёте, какие буквы мы будем писать

бежит прыгал бросит
? п б

повар каша официант
к ч ?

везде багаж город
е а ?

Собери слово из букв. (кон)
- Как преобразовать слово кон в слово мак? (кон-сон-сок-сак – мак)
Б) Зашифровать какое – нибудь грамматическое правило. Для этого необходимо придумать способ зашифровки (переставляя буквы, писать слово в обратном порядке).
В) Разбор предложения для лучшего запоминания.
Ученикам предлагается задание – сделать разбор предложения или правила, способствующее быстрому запоминанию.
2.Составление или сочинение рассказа, сказки из 3-4 слов.
А)Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, начинающие на одну букву.
Б) написать рассказ на тему.
В) Написать как можно больше слов на данное правило.
3. Упражнение «Вставьте буквы»
Нужно вставить в кроссворд буквы в клетках так, чтобы получились местоимения.

2
1
4 5
3

1) 3л.,мн.ч.,в И.п..(ОНИ)
2) 1л.,мн.ч.,в Д.п..(НАМ)
3) 3л.,мн.ч.,в Т.п..(ИМИ)
4) 3л.,мн.ч.,в Р.п..(ИХ)
5) 3л.,мн.ч.,в Д.п..(ИМ)
4. Упражнение «Хитрые вопросы»
1. Мама пришла с работы и увидев на столе посуду спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?». Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (ОНИ – ВЫ – МЫ- ТЫ)
2. Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?
(оно). А какие ещё слова вы знаете, используя данный принцип.
5. А)Упражнение «Вставь слово»
С (…) ОКНО (ТОЛ)
КАБ (…) ОШКО (ЛУК)
СА (…) ОН (РАЙ)
Б) Упражнение «Какие это слова?»
К данным согласным добавьте нужное количество букв О так, чтобы получилось слово.
ВРН ГРД
ВСТК МЛТК
МЛК МРЗ

В) Упражнение «Допиши слово»
- Допиши в каждом ряду четвёртое слово, которое относилось бы к третьему так, как второе к первому.
1) РЕКА-РЫБА, НЕБО – (ПТИЦА)
2) СЛОН – ХОБОТ, ЧЕЛОВЕК – (ГУБЫ)
3) ЗАЯЦ – МОРКОВЬ, ОБЕЗЬЯНА – (БАНАН)
Г) Упражнение «Анаграммы»
Расшифруй название животных
1. Слепой землекоп (крто)
2. Комариная невеста с самоваром. (АУМХ)
3. Летающий шприц (кмрао)
Д) Упражнение «Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный»
Класс делится на две команды. Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный рассказывают, какими она бы хотела видеть детей, используя имена прилагательные.
Е) Упражнение «Четвёртое лишнее»
1. Дочка, почка, печь, ласточка (Печь – орфограмма «ь после шипящих у сущ ж.р.)
2. Полька, Колька, колья, письмо (Колья – орфограмма «Разделительный ь)

Ж) Упражнение «Графическая арифметика»
Корь – ь + идол – л + р =? (коридор)
Кар + то+фельдшер – дшер = ? (картофель)
Череп – п + муха = ? (черёмуха)
З)Исправь ошибки
а)Учитель пишет на доске текст с ошибками. Ученики, замечая ошибки, исправляют. Затем текст закрывается и диктуется учителем.
б)Помоги Незнайке найти «Неправильный фразеологизм»
Костя –мальчик смирный, комара не обидит (мухи)
Ребята затянули песню, кто в лес, кто по грибы. (дрова)
Кристина за словом в портфель не лезет. (карман)
Ребят в классе много – персику некуда упасть (яблоку)
И) Учитель предлагает учащимся увидеть и написать все слова, скрытые в слове Математика.


Литературное чтение
Виды работ над текстом, развивающие познавательные способности детей
1. Чтение, деление на части. Составление плана
2. Чтение с сокращением текста . Подготовка к сжатому пересказу.
3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
4. Чтение, ответы на вопросы.
5. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
6. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
7. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.(сказ)
8. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками. (басня)
9. Нахождение в тексте 3,5..выводов.
10. Установление путём чтения причинно – следственных связей.
11. Чтение по ролям.
12. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человек

13. Конкурсное чтение стихотворения.
14. Нахождение в тексте выразительных средств языка.
15. Составление сравнительной характеристики героев.
Познание мира
1.Составление рефератов по определённой теме
2. Составление кроссвордов, викторин
3. Чтение плана местности, географической карты.
4. Составление опорных схем, таблиц
5. Практические и лабораторные работы.


В работе над проблемной темой использую методическое пособие О.Холодовой «Юным умникам и умницам», «Задания по развитию познавательных способностей 1-4 класс», серию учебно-методических книг «В помощь учителю», ОН.Пупышева «Задания школьных олимпиад.1-4кл», журнал «Начальная школа Казахстана».

Практическая значимость исследования заключается в том, что система уроков и упражнений в работе над развитием познавательных способностей у младших школьников обеспечивает эффективное усвоение программного материала.
Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей у учащихся в начальной школе, является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей у младших школьников

Интеллектуальные игры как одно из средств развития познавательных способностей младших школьников...

Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей у младших школьников

Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. А ведь вс...

Развитие познавательных способностей у младших школьников

Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. А ведь вс...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.

В моей статье я пытаюсь раскрыть тайны проектной деятельности и значение детской инициативы в этом процессе....

Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того ч...