Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для 2 класса
рабочая программа по зож (2 класс) по теме

Cарсалиева Дарига Максотовна

Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для  2 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ здорового образа жизни .  В основу рабочей программы   положена авторская программа, разработанная М.А.Павловой                                                

Учебно - методический комплект допущен Министерством образования.

На  изучение предмета «Основы здорового образа жизни » во 2 классе отводится 33 часа в год (33 учебные недели)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ozozh.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для  2 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ здорового образа жизни .  В основу рабочей программы   положена авторская программа, разработанная М.А.Павловой                                                

Учебно - методический комплект допущен Министерством образования.

На  изучение предмета «Основы здорового образа жизни » во 2 классе отводится 33 часа в год (33 учебные недели)

Цели регионального курса «формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

В программу включены совместные занятия родителей и детей. В образовательном учреждении необходимо организовать родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подрастающего поколения.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков:

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

 

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Наименование разделов

Всего часов

1

Этический блок

5 ч

2

Психологический блок

6 ч

3

Правовой блок

6 ч

4

Семьеведческий блок

4 ч

5

Медико-гигиенический блок

13 ч

Итого

33 часа


                                                   4.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (поурочное планирование)

 п/п

Тема урока

Дата по плану

Фактическое проведение

Основные понятия темы

Самостоятельная деятельность обучающихся

1

Знакомство с предметом ОЗОЖ. Что значит здоровый образ жизни?

6.09

«здоровый образ жизни», «здоровье», «признаки здоровья»

устное сочинение на тему «Здоровый образ жизни в нашей семье»,конкурс рисунков на тему «Я здоров»

2

Зачем я на этой земле.

13.09

«жизнь», «душа», «физическое тело», «предназначение»

устное сочинение "Кто хозяин на планете?",выставка детских рисунков «Мое будущее»

3

Я часть природы.

20.09

«осознание своего «я», «природа», «планета», «ответственность» сюжетно-ролевая игра "Планета заболела",

рисование плаката «Наша планета»

4

Красота окружающего мира.

27.09

«красота чистого неба», «красота осеннего леса», «птичье щебетание», «красота поступков» организация экскурсии в природу

,мини-сочинение «Мы в ответе за все на планете»

 

5

Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту

4.10

6

Развитие познавательной сферы

11.10

"развитие", "развитие памяти: образной и логической" « развитие внимания", "фантазии", 'развитие фантазии", "сравнение", развитие ума"

Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувствРазвитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек

  7

Развитие эмоциональной сферы

18.10

"характер", "черты характера", "отрицательные черты характера", "положительные черты характера", "эмоции", "способы выражения эмоций", "средства выражения эмоций", "умение узнавать и различать эмоции"

 

 

8

 Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики.  Знакомство с навыками саморегуляции.

25.10

9

Развитие навыков общения

1.11

"общение", "невербальное общение", "язык жестов", "мимика", "пантомима",   "образное   выражение   мыслей"

 

 

10

знакомство с письменным общением.

15.11

11

. Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

22.11

12

Культура поведения. Этика. Этикет.

29.11

виды и роль правил в жизни человека", "правила поведения в критических для человека ситуациях", «способы применения правил»

 

 

13

Уважение к старшим. Забота о младших.

6.12

 «виды и роль правил в жизни человека», «правила поведения в школе", «правила поведения на улице»,«красота - внешняя и внутренняя», «вандализм», «созидание и разрушение»

14

Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье.

13.12

"правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных ситуациях"

 

 

15

Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы.

20.12

16

Аккуратность и опрятность.

27.12

Понятия «аккуратность», «опрятность»

17

Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте).

10.01

18

Чистота  в доме и в школе

17.01

«чистота в доме и в своей комнате» «чистота и порядок», «чистота в школе», «чистота и порядок на рабочем месте»

устный рассказ на тему «Как я представляю идеальный порядок»

19

20

Как делают уборку дома и в школе.

Как я делаю уборку дома и в школе

24.01

3101

«труд, как, полезная деятельность», «тру-долюбие», «труд в семье», «любимые и нелюбимые дела»

написание мини-сочинения "В чем я мастер?", "Самое любимое дело" (в моей семье, в моем классе); 

 

21

«Мужские» и «женские» обязанности

 7.02

", "труд в семье", "любимые и нелюбимые дела , «труд во благо людей», «что делает мужчина», «что делает женщина» 

мини-сочинение на тему « Папа, мама, я - дружная семья»

22

Мой организм - целая планета.Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием.

 14.02

«организм человека в сравнении с планетой Земля: кожа и воздушная оболочка Земли, кровеносные сосуды - моря, реки, города и различные органы и т. д.

устное сочинение на тему «Что в моем организме самое главное?»

«организм», «скелет», «верхние конечности», «нижние конечности», «внутренние органы», «череп» и т.д.

23

Я хозяин своего здоровья

21.02

«здоровый организм», "опасность-безопасность", "ответственность", "вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики    "причины и последствия вредных привычек", "выбор", "ответственность   за будущее".

24

Дыхание, осанка и движение -  суть жизни

28.02

«дыхание», «носовое дыхание», «зависимость здоровья и настрое ния от осанки», «движение»

25

Советы наоборот: «Что нужно сделать для того, чтобы  заболеть?»

7.03

«почему опасно дышать через рот»,  «какие вещества опасны для здоровья», «ротозеи», «внимательные люди»

устное сочинение «Моя любимая игра»

26

«Как легче болеть и быстро выздоравливать?»

 14.03

«болезнь», «причины болезни», «лечение и лекарства», «профилактика болезни»

27

Профилактика детского травматизма.

 21.03

«травма», «ушиб», «рана», «перелом» «какие игры опасны для здоровья»

28

29

Творчество и здоровье.

Значение развития творческого воображения.

4.04

«творчество»,

«воображение», «творчество», «воображение и здоровье», «здоровый человек - это тот, кто управляет своим воображением», «развитие способности к управляемому воображению». «образ-картинка»

 

18.04

30

31

Нехотяй (не хочу, не могу, не буду)

Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и смею).

25.04

2.05

«сообразительность и находчивость», «интерес», «нежелание», «преодоление нежелания», «всезнайки»

мини-сочинение «Мое любимое дело»

32

33

Питание и здоровье.

Как усваивается пища. Правильное питание.

1605

23.05

"пища", "здоровая пища", "для чего нужна пища", "твердая и жидкая пища", "функции зубов и языка", "опасная и полезная вода", "как правильно жевать пищу", "роль слюны", "витамины", "значение витаминов".

 

Подведем итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ   ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ                                                                                                                                                                                                  

          В результате изучения предмета «Основы здорового образа жизни» учащиеся

должны знать:  как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совершать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подаркам; как следует относиться к наказаниями; как нужно одеваться; как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хочется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и  кто может считаться настоящим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощным.

 

должны уметь:  общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.    

                                                                               6.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1 Рабочая тетрадь  для 2 класса :«Красота спасет мир», авторы – М.А.Павлова,А.В.Серякина ,Саратов «Добродея» ,2011.  

                                                                                         7  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Брадвей Л.,Хил Б.А.Ребенок от7-14 лет .-М .:1995

2 Андреев Ю.Три кита здоровья .-М.:1994

3 Сухарев А.П .Здоровье и физическое воспитание детей.- М.:1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий кружка "Основы здорового образа жизни"

Необходимость введения в курс образования основ здорового образа жизни продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение здоровья нации: как физического, так и психического. С учетом теорет...

Рабочая программа по внеклассной работе "Здоровый образ жизни"

Авторская разработка программы для 1 класса по формированию здорового образа жизни....

рабочая программа по основам здорового образа жизни 3 класс

1.Пояснительная записка.2.Тематическое планирование.3.Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательной деятельности.4.Приложения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"...

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса

Рабочая программа по предмету  «Основы безопасности жизнедеятельности»  для  4 класса  составлена   на основе авторской программы «Основы безопасности ж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД «Основы здорового образа жизни» на 2019-2020 учебный год 1-4 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД  «Основы здорового образа жизни»  на 2019-2020 учебный год 1-4 классы  ...