Программа кружка ритмики и танца.
рабочая программа по зож (1 класс) по теме

Швейкина Светлана Юрьевна

Ритмика и танец как средство физического, морального, нравственного и эстетического воспитания; развития творческих и актерских способностей младших школьников во внеурочное время.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 2 класса (возраст 7 – 8 лет). В программу включены: азбука музыкального движения, пантомима, ритмические упражнения, отработка элементов танцевальных движений, постановка танца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа – детский сад»

г. Сафоново

Рабочая программа кружка

ритмики и танца.

Составитель: Швейкина С. Ю.

учитель начальных классов.

2013 – 2014 уч.год.

Пояснительная записка 

Программа разработана на основании следующих документов: Закон РФ « Об образовании», «ФГОС второго поколения», «Концепция духовно - нравственного воспитания». В проекте программы говорится, что важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.  Необходимо будет создать, как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».  Поэтому особое внимание следует уделять раннему выявлению и развитию способностей детей.

Как  бы мы часто ни повторяли известную истину, что здоровье человека – богатство страны. Отставание физической культуры от необходимого современного уровня с каждым годом увеличивается. Накапливается и дефицит движения. Недостаточная двигательная активность детей приводит к нежелательным последствиям. Большое количество школьников имеют лишний вес, не уменьшается процент школьников с отставанием в физическом развитии. Увеличивается количество учащихся, которые пропускают занятия вследствие простудных заболеваний, немало и тех, кто по состоянию здоровья включён в специальную медицинскую группу.

Танец сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно – физического развития и образования, а так же эффективен, как развивающее средство. Стремление к красоте тела, красоте движений, к красоте и выразительности в проявлении чувств должны быть не случайными, а постоянными. Красивые манеры, походку, правильную осанку, выразительность движений и поз необходимо воспитывать систематически и с раннего возраста. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Благодаря хореографическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Занятия сценических танцев совершенствуют координацию движений, способствуют укреплению мышечного аппарата, развивают те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа, дают возможность участникам коллектива овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью их темпов и ритмов.  

В программу включены ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. Они строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит на элементах танцевальных движений.

Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и имеет целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей учащихся, понимание содержательности танцевального образа. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности. Учащиеся должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений, легкость, сила и грация. Исполнение должно быть естественным, предлагаемый материал – соответствовать не только техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную психологию.

Обучение должно опираться на дифференцированный подход к детям, от степени их способности, физических возможностей и технических навыков к восприятию предлагаемого материала.   

Данная программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 2 класса (возраст 7 – 8 лет)

 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

    Перед началом курса необходимо провести родительское собрание, объяснить родителям для чего нужны данные занятия, каких результатов должны добиться дети за весь курс обучения. Наглядно показать некоторые упражнения, можно провести с родителями пробное занятие. Время проведения  40 минут. Урок состоит из  нескольких  этапов.

Цель программы: воспитание нравственно – эстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к прекрасному, раскрытие художественно–творческих, музыкально–двигательных способностей, творческой    активности, самостоятельности, выносливости, упорства и трудолюбия  воспитанников.

Задачи:

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в танцевальной деятельности
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Развить у детей интерес к танцевально-игровой деятельности
  • Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
  • Развивать воображение и фантазию детей в танце.
  • Познакомить детей с различными музыкально-ритмичными движениями в соответствии с характером музыки.
  • Познакомить младших школьников с простейшими правилами поведения на сцене.
  • Воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности.

Формы: 

- обучающее занятие

- тренировочное занятие

- коллективно – творческое занятие

- контрольное занятие

- индивидуальное занятие

- беседы по истории танца и истории балета

- музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала, беседы о музыке, музыкальные игры)

- неформальные мероприятия (посещение культурных мероприятий, досуг внутри коллектива)

Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях хореографией, находят широкое применение на других занятиях и уроках в школе.

Методы:

  • Словесный (объяснение, замечание)
  • Наглядность (личный показ педагога)
  • Практический (выполнение движений)

Способы обучения:

  • Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов.
  • При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи.
  • Любое задание, которое предлагается выполнить учащимися, должно соответствовать степени подготовленности к нему.
  • Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков.
  • Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и тоже движение, танец, долго объяснять, пытаясь научить всему сразу.
  • На занятии следует закрепить все навыки, которые вырабатывались раннее, повторить пройденные движения и фигуры.

Основные дидактические правила:

  • От лёгкого – к трудному.
  • От простого - к сложному.
  • От известного – к неизвестному.
  • Учитывать физическую подготовленность учащихся.
  • Не допускать чрезмерной нагрузки.
  • Использовать элементы тренажа в соответствии с возможностями своего коллектива.

Структура занятий:

  • Подготовительная часть (разминка)
  • Основная часть (разучивание нового материала)
  • Заключительная часть (закрепление выученного материала)

Итог: Отчетный концерт в конце учебного года. В течение года 2—3 выступления.

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе. А так же:

  1. Ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко - тихо).
  2. Слышать и отличать в движении сильную долю такта (хлопками), передавать хлопками простой ритмический рисунок.
  3. Самостоятельно начинать движения после вступления.
  4. Свободно ориентироваться в пространстве (строить круг, сужать и расширять его, соблюдать расстояние между парами, тройками, строить шеренги, круг в круге, цепочку, хоровод).
  5. Исполнять несложные музыкально - ритмические этюды, игры, соблюдая правила постановки корпуса, рук, ног, головы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема

К-во часов

Дата

Теория. Вводное занятие

1

Азбука музыкального движения

4

Пантомима

1

Ритмика.

1

Пантомима

1

Ритмика. Просмотр дисков по хореографии.

1

Разучивание танцевальных движений

1

Разучивание танцевальных движений

1

Разучивание танца

1

Разучивание танца

1

Разучивание танца

1

Разучивание танца

1

Концертное выступление

1

Пантомима

1

Ритмика. Просмотр дисков по хореографии

1

Разучивание танцевальных движений

1

Разучивание танцевальных движений

1

Разучивание танца

1

Разучивание танца

1

Разучивание танца

1

Разучивание танца

1

Концертное выступление

1

Пантомима

1

Разучивание танцевальных движений

1

Разучивание танцевальных движений

1

Разучивание танца

1

Разучивание танца

1

Разучивание танца

1

Разучивание танца

1

Концертное выступление

1

1.Теория. Вводное занятие.-1час.

  • Организационная работа.
  • Техника безопасности.
  • Распределение по группам.
  • История танца.

 2.Азбука музыкального движения-4 часа.

  • Вырабатывать осанку, умение держать голову и корпус прямо.
  • Различать и точно передавать в движениях начало и окончание                                           музыкальных фраз
  • Учить передавать в движении  простейший ритмический рисунок.
  • Формировать понятие о трех жанрах музыки: марш-танец-песня.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношение в танцах, умение подчинять                       свои интересы интересам всего коллектива.

3. Ритмика-2 часа.

  • Характер музыки.
  • Темп музыки.
  • Динамика.
  • Метроритм.

4.Пантомима-4 часа.

  • Основы мимики.
  • Беспредметные действия.
  • Тренировка мышц лица.
  • Актерское мастерство.

5. Разучивание танцевальных движений-6 часов.

  • Шаг и бег в различных рисунках.
  • Разучивание музыкальных движений, включающие коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмические движения для дальнейшего использования при разучивании танцев.

 6. Разучивание танцев-12 часов.

  • «Новогодний подарок».
  • «23+8»
  • Вальс.

7. Просмотр дисков по хореографии-1 час.

9. Концертное выступление-3 часа.

  • Выступление на Новогоднем празднике.
  • Выступление на 23 февраля, 8 марта.
  • Выступление на последнем звонке.

АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

  • Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклон-приветствие. Позиция ног – VI.
  • Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
  • Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).
  • Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в соответствии с каждым темпом.
  • «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на один такт.
  • «Мячик» - прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2 \4. Темп умеренный. Прыжок на два такта, затем на один такт и четыре и более прыжков на один такт.
  • Упражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
  • Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
  • Понятия: «птичка», «утюжок», «флажок». «Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны. «Утюжок» - стопа сокращена, вынос ноги на пятку вперед и в стороны. «Флажок» - поднимание ноги до колена с натянутой стопой.
  • Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны могут как по VI позиции, так и по II позиции.
  • «Топотушки»-притопы в небольшом приседании на месте и в продвижении.
  • Тройные притопы с остановкой.
  • Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.
  • Поднимание на полупальцы по VI позиции.

 ТАНЦЕВАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

 «Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с четверостишьями.

Кошка села на окошко,

 Стала кошка лапки мыть,

 Понаблюдав за ней немножко,

 Мы все движенья можем повторить.

 Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).

 Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)

 Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

Змея ползет тропой лесной,

 Как лента по земле скользит,

 А мы движение такое,

 Рукою сможем все изобразить.

 Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).

 Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)

 Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

Мартышка к нам спустилась с ветки, 

 Мартышку надо уважать

 Ведь обезьяны наши предки,

 А предкам детки, надо подражать.

 Раз, два, три – ну-ка повтори.

 Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).

 Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

Стоит цапля на болоте, 

 Ловит клювом лягушат,

 И так стоять совсем не трудно

 Для нас, для тренированных ребят.

 Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).

 Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)

 Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

Ветер деревце качает,

Хочет ветку наклонить,

Понаблюдав за ним немножко

Мы все движенья сможем повторить.

 Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

 Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

 Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

 Этюд, имитирующий действия человека. 

 Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок) у самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения). Захотелось бабке («бабка» надевает косынку) искупаться в речке (руки выводим вперед, затем в стороны, изображая плавание). Она купила себе мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем пятки то вправо, то влево, при этом кулачками трем животик круговыми движениями). Наша песня хороша (разводим руки в стороны через I позицию) начинай сначала! (топнуть правой ногой и руки закрыть на пояс).

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ

  Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.

  Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.

  Шаги на полупальцах.

  Шаги на пятках.

  Шаги в комбинации с хлопками.

  Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах.

  Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).

  Галоп (лицом в круг).

 

ПОРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА

 Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота.

  Упражнение для подъема стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, стараемся коснуться большим пальцем пола.

  Упражнение для выворотности стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, разворачиваем стопы так, чтобы коснуться мизинцами пола.

  «Буратино» - ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 2/4:

 1 - 2 такты – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, руками коснуться носка;

 3 - 4 такты – вернуться в исходное положение.

 Движение повторить с левой ноги.

  «Солнышко» – ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 4/4:

 1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой дотронуться до левой ноги.

 2 такт – вернуться в исходное положение.

 Движение повторить с левой ноги.

  «Складочка» – ноги на полу вытянуты вперед, руки на поясе. Музыкальный размер 4/4:

 1 такт – наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до носков, подбородок тянуть вперед.

 2 такт – вернуться в исходное положение.

  «Бабочка» - ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья».

  «Лодочка» – лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку.

  «Рыбка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, руки вдоль корпуса.

  «Русалочка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, ладошки возле плеч прижаты к полу, руки согнуты в локтях. Музыкальный размер 3/4:

 1 – 2 такты – выпрямляем руки и прогибаем корпус назад, запрокинуть голову.

 3 – 4 такты – вернуться в исходное положение.

  «Колечко» – упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 4/4. Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

  «Ушастый заинька» – упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 2/4. лечь на спину, руки вдоль корпуса, поднять прямые ноги вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до пола. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

  «Корзиночка» – упражнение для мышц спины. Лечь на живот, руками взяться за щиколотки с внешней стороны, ноги потянуть вверх. Слегка покачаться на животе, голова поднята вверх.

  «Дощечка» – упражнение для укрепления мышц живота. Стоя на коленях, руки прижаты к корпусу. Исполняются покачивания корпуса вперед-назад, не садясь на ноги.

 РИСУНКИ ТАНЦА. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПЕРЕСТРАИВАНИЯ

 Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг.

  Круг. Отработка навыков двигаться по кругу:

 - лицом и спиной;

 - по одному и в парах.

 Собираться в маленький круг и расходиться в большой круг.

 Перестроения из свободного расположения в круг и обратно.

  Линия. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад. «Змейка» - движение по линии друг за другом, перестраиваясь в круг.

Список литературы

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: 2000.
  2. Бочкарева Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. - Учебно-методическое пособие. - Кемерово, 1998.- 64 с: ноты.
  3. Гурвич Е. Растяжка с улыбкой [Электронный ресурс] - Новосибирск, 2011 - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  4. Ерохина О. В. Школа танцев для детей / Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.
  5. Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960.
  6. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1, М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979.
  7. Конорова Е.В. Ритмика в театральной школе. М.-Л.: Искусство, 1947.
  8. Программы для хореографических школ искусств. Составитель – Бахто С. М., 1984.
  9. Программы и методички по хореографии| horeograf.COM. http://www.horeograf.com/biblioteka/programmy-i-metodichki
  10. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Танцы и ритмика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС (1-4класс)...

Рабочая программа кружка "Хореография и ритмика"

Данная программа и тематическое планирование предназначены для кружковых занятий "Хореография и ритмика"  в 1 классе....

Рабочая программа кружка "Ритмика"

рабочая программа кружка предназначена для учащихся 1-4 классов...

Дополнительная образовательная программа по ритмике и танцу

Дополнительная образовательная программа ансамбля эстрадного танца «Капитошка» художественно-эстетической направленности создана для образовательных учреждений различных типов, культивирущих хореограф...

Рабочая программа кружка "Спортивные танцы",1 класс

Рабочая программа кружка "Спортивные танцы",1 класс...

Рабочая программа кружка классического танца на 2014-2018 учебный год

Рабочая программа кружка классического танца на 2014-2018 учебный год...

Методическая разработка к урокам ритмики и танца

Методическая разработка к урокам ритмики и танца   Разработка  уроков  «Ритмика  и  танец»  представляет  дополнительный  образовательный курс ...