факультативное занятие "Путешествие в страну Здоровья"
план-конспект занятия по зож на тему

Кузьминова Елена Владимировна

Внеклассное занятие "Путешествие в страну Здоровья" знакомит учащихся младшего школьного возраста с режимом дня, со строением зубов, правилами правильного питания, формирует убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье, как самой главной ценности, способствует развитию навыков личной гигиены и труда по самообслуживанию. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_zdorovya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ лицей № 104

г. Минеральные Воды

факультативное занятие

«ПУТЕШЕСТВИЕ

 В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»

Учитель начальных классов

Кузьминова Елена Владимировна

        

Цели:  

1. Познакомить учащихся с режимом дня школьника, со строением зубов; правилами правильного питания.

2. Формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье, как самой главной ценности;

3. Способствовать развитию навыков личной гигиены и труда по самообслуживанию.

Оборудование:  плакат «Строение зубов»,  иллюстрации овощей и фруктов, набор продуктов, фонограммы, интерактивная доска

Ход занятия.

1. Организация внимания.

Здравствуйте, ребята! Какое у вас сейчас настроение? Я, надеюсь, что у кого оно грустное - станет радостным, а кого хорошее - станет еще лучше.  Сегодня у нас с вами присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Давайте друг другу улыбнемся и пошлем только добрые пожелания.

Ребята, при встрече мы всегда приветствуем друг друга, а кто из вас знает, что означает слово «здравствуйте»?

А у нас сегодня не простой урок, а урок путешествие в страну Здоровья.

                                Начинается урок.

                                Он пойдет ребятам в прок.

                                Постарайтесь всё понять,

                                Учитесь тайны открывать.

                                Мы будем  веселиться

                                И многому учиться

                                Как нам крепенькими быть,

                                Как здоровье сохранить.

Итак, я вас приглашаю в путешествие, и первая станция, где мы сделаем остановку, называется « Режим дня».

II. Основная часть

Многие ребята жалуются на то, что у них вечно не хватает времени и приходится торопиться, делать все наспех. Но всегда ли человеку действительно не хватает времени?

 Умение организовать свое время – очень ценное качество человека. Особенно важно научиться соблюдать режим дня со школьных лет.

Выходит ученик с табличкой «режим дня». Имитирует движения, остальные учащиеся повторяют

        Всё правильно.

        Ты встал, а теперь:

        Нужно форточку открыть

        И к зарядке приступить.

        Вот зарядку ты закончил, в ванную спеши пойти.

        Умывайся, обливайся и конечно, растирайся.

        Не забудь убрать кровать, ведь сейчас не будешь спать?

        Форму школьную надень, завтрак ждет, беги скорей.

А сейчас вам будет такое задание: продолжите режим дня, находя картинки по классу: ШКОЛА, ОБЕД, ОТДЫХ, ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМ. ЗАДАНИЙ, УЖИН, ПРОГУЛКА, ПОДГОТОВКА КО СНУ, СОН.

Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Счастливого вам пути!

 А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Да» или «Нет».

 Если вы согласны с высказыванием – поднимаете руки вверх, если не согласны – грозите пальцем.

Игра сопровождается музыкальной композицией «Буратино»

  1. Очень спортсменам полезна вода. Ты по утрам обтираешься?  (да)
  2. Жарко. На нём теплый свитер надет. Он закаленный по вашему? (нет)
  3. На столе лежит еда. Руки надо вымыть? (да).
  4. Мама на стол накрывает всегда. Ты иногда помогаешь ей? (да).
  5. Перед обедом наемся конфет. Так поступать полагается? (нет).
  6. Вилкою в общий залез винегрет. Так поступать полагается? (нет)

Запомни, что – «нет»,

Запомни, что- «да»,

И делать как надо.

Старайся всегда.

Вот мы добрались до следующей остановки. А как она называется, вы узнаете, если отгадаете загадку.

        З2 весёлых друга,

        Уцепились друг за друга,

        Вверх и вниз несутся в спешке,

        Хлеб жуют, грызут орешки.

                                                (зубы)

Сценка:

 Появляется Лиса:

Плохо жить мне стало вдруг:

Разболелся сильно зуб!

Нету мочи никакой,

Надо зуб лечить больной.

Вот уже который день

С болью я брожу, как тень.

Надо б к доктору идти,

Кто поможет мне найти?

Ворона:

Я знаю верное средство. Надо положить лису на щебень к верху лапами и щекотать , пока не пройдет.

Заяц:

Глупости! Надо взять 16 ягодок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!

Гномик: Что вы, зверята! Зубы надо чистить зубной щеткой и пастой. Это самое верное средство. Вот лиса, я тебе, дарю.

 Лиса: Спасибо! Пойду почищу зубки!

Гномик : И не забудь сходить к дантисту!

 Учитель:

Пока Лиса пошла чистить зубы, мы вспомним, какие же бывают зубы:

  • Ребята, а вы знаете, какие бывают зубы?
  • Что вы можете рассказать о молочных зубах?

П/о. Когда ребенок рождается, у него в деснах уже есть зубы. Всего 20 молочных зубов. В возрасте 6-7 месяцев они начинают прорезаться.

Они важны для процесса жевания, развития речи, а также служат основание для формирования челюсти.

В возрасте 6- 7 лет корни молочных зубов начинают рассасываться, затем зуб расшатывается и выпадает.

Правильно, а затем появляются постоянные зубы.

-А, что вы можете рассказать о постоянных зубах?

П/о. В возрасте 7-8 лет передние молочные зубы начинают заменяться постоянными. Взрослый человек имеет 32 зуба.

П/о.Постоянные зубы служат в течении всей жизни. Они располагаются между корнями молочных зубов. До 12 лет дети имеют «Смешанный зубной ряд», так как у них есть и молочные, и постоянные зубы.

-А какие вы знаете виды зубов?

П/о. Резцы, клыки, большие и малые коренные зубы.

-А какой из этих видов зубов самый главный?

Сценка:

Резцы:

Я- резец, самый главный. Я самый острый и разгрызаю пищу.

Клыки:

 Нет, я самый главный. Я заостренный, удерживаю и разгрызаю пищу.

Большие и малые коренные зубы:

С чего вы взяли, что вы самые главные. Я, малый коренной зуб, имею 2 бугорка и размельчаю пищу.

А я большой коренной зуб имею 4 бугорка и растираю пищу.

Учитель:

Не спорьте, пожалуйста! Сейчас вас рассудят ребята!

П/о.Вы все важны и нужны нам одинаково, ведь не зря говорят: «Здоровые зубы- здоровое тело».

А теперь пора отдохнуть.

III.Физкультминутка под музыку.

Появляется Доктор Айболит.

  • Здравствуйте, ребята! Делаете зарядку? А я вот привел к вам Лисичку и пришел рассказать о строении зубов и самой распространенной болезни, кариесе.

(Все показывает на плакате)

        Каждый зуб состоит из коронки (внешняя, видимая часть), шейки (средняя часть, охваченная десной) и корнем, глубоко скрытого в десне. Коронка с наружи покрыта эмалью и ее самое главное качество – прочность. Под эмалью залегает дентин, он покрывает корни зубов, напоминает костную ткань. Полость зуба заполнена пульпой, т.е. мякотью; в нее через большое отверстие проникают сосуды и нервы.

Наиболее часто встречаемое заболевание зубов, кариес. Говоря научным языком, кариес – это процесс, который разрушает твердые ткани зуба, под воздействием деятельности микробов.

Выделяют несколько стадий кариеса:

  1. стадия: кислота повреждает эмаль, делает ее пористой. Обычно, человек не испытывает никаких ощущений на этой стадии.
  2. стадия: дырка или отверстие начинает расширять, что позволяет кислоте разрушить расположенный глубже дентин.
  3. стадия: кариес начинает распространяться на корень зуба и десну. Дотрагивание до полости вызывает боль.
  4. стадия: пульпа начинает разрушаться, поражаются кровеносные сосуды. Зуб приходится удалять.

Поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучше. И не забудьте, приходить на прием к стоматологу 2 раза в год.

Спасибо большое, что рассказали нам о зубах.

Учитель:

-Дети, скажите, пожалуйста, от чего зависит состояние здоровья зубов? Ведь вы знаете, что от состояния зубов, зависит общее состояние здоровья человека.

П/о. От правильного ухода за зубами.

 П/о. Огромное значение имеет питание.

Учитель:

  • Так как же надо правильно питаться, какие есть продукты, давайте дадим совет Лисичке?  

     

П/о. Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов, минеральных веществ. Большинство витаминов в организме не накапливаются, а поступают с пищей. Вот почему ягоды, фрукты, овощи должны быть в рационе  регулярно.

П/о. Надо есть продукты, содержащие витамин D. Витамин D- сохраняет наши зубы. Без него зубы становятся мягкими и некрепкими. Его можно найти в молоке, в рыбе, твороге.

П/о. А еще, мы получаем витамин D загорая на солнце.

П/о. Продукты, содержащие витамин кальций и фтор . (Са) Кальций нужен для формирования зубов, костей. Он содержится в кефире, твороге, сыре. А фтор для образования эмали зуба.

П/о.

Фтор содержится в питьевой воде, чай, печени, орехах.

П/о. А вот пищу, содержащую большое количество углеводов, нужно употреблять  в умеренном количестве. Избыток углеводов приводит к разрушению зубов.

П/о. Витамин А нужен для роста и зрения.

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок.

П/о. Для хорошей работы сердца нужен витамин В.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен вам,

И не только по утрам.

П/о. Витамин С укрепляет иммунитет.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну, а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Все хором:

Никогда не унываем

И улыбка на лице,

Потому что принимаем витамины А, В, С.

        

Учитель:

Вы все, наверное, пробовали и любите газированные  сладкие напитки?  Многие считают, что газированные напитки не могут принести никакого вреда, только потому, что это напитки. Конечно, они не содержат жиров, но стакан Кока-Колы и Фанты ничуть не лучше коробки конфет. Доказано, что баночка Колы содержит 39 г сахар, а Пепси 41 г сахара. Это примерно равно 7-8 ложкам сахара на одну банку.

Тогда возникает вопрос: «Что же совсем отказаться от сладостей?»

П/о. Можно есть, но в умеренном количестве.

Хорошо, мы с вами поговорили о полезных продуктах и давайте подведем итог, как же правильно питаться.

  1. Питаться разнообразной пищей,  больше есть фруктов и овощей.
  2. Перед едой мыть руки.
  3. Есть медленно, маленькими кусочками, пережевывать пищу как можно тщательнее.
  4. Нельзя есть сильно горячую пищу.
  5. Жареные блюда лучше заменять варенными и тушенными.
  6. Стараться есть в одно и тоже время.

А вот ваши знания, как правильно ухаживать за зубами, я проверю по тесту.

Учащиеся выполняют компьютерный тест.

Пока дети проходят тест, остальные играют в игру «Выбери полезный продукт»

На столе лежат: Шоколад, жевательная резинка, чипсы, Кола, яблоко, молоко, йогурт, лук, помидор, огурец, апельсин, банан, лимон, пицца.

1 команда выбирает полезные продукты, 2 –мало приносящие пользу.

А теперь поиграем игру «Продолжи пословицу». Я начинаю пословицу, а вы должны ее продолжить.

  1. Чеснок 7 недугов изводит,

        Лук 7 недугов лечит.

  1. Хлеб – всему голова.
  2. Ешь  вполсыта, проживешь век дополна.
  3. Горьким лечат, а сладким калечат.
  4. Худ обед, коли, хлеба нет.
  5. Гречневая каша- мать наша,

        Хлебец- кормилец.

  1. Здоровые зубы- здоровое тело.
  2. Прежде чем  за стол вам сесть, ты подумай, что же съесть.

Давайте, подведем итог и скажем, какие продукты полезны, а какие-нет!

Дети читают четверостишье, написанное на доске.

Торты, пряники, конфеты

Детским так вредят зубам!

Лучше овощи и фрукты-

Вот здоровая еда!

Песня

«Улыбка»

Нас рекламой с толку сбить нельзя

Рекламируют, что нужно и не нужно.

Что же выбрать, милые друзья?

«Только лучшее!»- ответим мы вам дружно.

припев

И тогда, наверняка,

Скажем вредному: «Пока!»

Мы здоровыми хотим служить Отчизне,

И на целый белый свет

Всему вредному  «Нет-Нет!»

Голосуем за здоровый образ жизни.

Никогда, нигде не забывай,

Что улыбка украшает наше детство

Так давай, почаще применяй

Это доброе мимическое средство.

Припев

И тогда, наверняка,

Скажем мы сейчас: «Пока!»

Мы здоровые пошли служить России,

И на целый белый свет

Всему вредному  «Нет-Нет!»

Голосуйте за здоровый образ жизни.

IV.Итог

Вот и подошло к концу наше путешествие. Поднимите руку, у кого настроение стало лучше, радостней. А есть ли дети, у кого, наоборот, испортилось настроение? Почему?  

Я вас благодарю за активную работу на занятии, ваше хорошее настроение и улыбки. Спасибо за внимание, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок здоровья. Путешествие в страну «Здоровье».

Классный час. Урок здоровья в 1 классе. Урок- путешествие.  Тема:Путешествие в страну "Здоровье"Цель:  Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни...

Программа факультативного курса "Уроки докторов здоровья"

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и ум...

"Путешествие в страну Здоровья"-классный час о здоровом образе жизни

Классный час проведён в виде игры-путешествия. Ребята путешествуют по стране Здоровья, выполняя различные задания: поют песни, отгадывают загадки, танцуют, решают логические задачи......

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Открытое занятие ГПД "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ" формула здоровья.

Презентация занятия - http://files.dnevnik.ru/file.aspx?network=56159&file=24773753Конспект  занятия - http://files.dnevnik.ru/file.aspx?network=56159&file=24867219Формула здоро...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по формированию здорового образа жизни ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ

ЦЕЛИ:  в игровой форме формировать интерес к здоровому образу жизни и  ценностное  отношение к собственному здоровью. развивать коммуникативные навыки и навыки самоконтроля; продо...

Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"

Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса  к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...