Систематика и взаимосвязь здоровьесозидающих технологий, используемых в работе школы-интерната
статья по зож на тему

Сеткова Марина Александровна

Данная статья описывает систему работы школы-интерната по формированию здоровья школьника на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса и использования здоровьесозидающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий, используемых в работе школы-интерната

Сеткова М.А., заместитель директора по УВР, методист, учитель начальных классов высшей категории

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в нашем образовательном учреждении, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие «здоровье» является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чтобы убедиться в этом, достаточно попросить у участкового терапевта совета, как укрепить свое здоровье. В лучшем случае придется услышать банальные рекомендации «правильно питаться, больше гулять, не нервничать». Но именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы-интерната организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача и ортопедической сестры обязательно при проведении медико-психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Наличие в школе-интернате физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие воспитанников: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках лечебной и адаптивной физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока в нашем учреждении слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе-интернате  это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и зимний сад, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов –  курса   «Безопасность   жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие  образовательные  технологии  (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

-        организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие        структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,   способствующих  предотвращению состояния   переутомления,  гиподинамии   и других дезаптационных состояний;

  • психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение  всех элементов образовательного процесса;
  • учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье  и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

-        социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии
(САЛРТ)  
включают   технологии,  обеспечивающие   формирование  и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, к участию в которых привлекаются не только школьники, но и их родители, а также педагоги;

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Для наглядности представления об основных здоровьесберегающих
технологиях, используемых в школе, приведем следующую  схему. (Схема 1.)

Схема 1

Школа,

работающая по принципам здоровьесберегающей педагогики

ЗОТ

                                                  ОПТ          УВТ

ППТ

        Медицина      МГТ  ФОТ                                 ЭЗТ     ТОБЖ

  Физиология                                                                                 Общество

  Физическая                                                                                  Культура

  культура                                                                        Психология

                   ЛОТ                                                        САЛРТ

   

    Обратная связь                                                                   Обратная связь

Сохранение, формирование и укрепление здоровья

Примечания: (сокращения)

  • Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ).
  • Медико-гигиенические технологии (МГТ).
  • Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
  • Организационно-педагогические технологии (ОПТ).
  • Психолого-педагогические технологии (ППТ).
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
  • Учебно-воспитательные технологии (УВТ).
  • Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖД).
  • Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ).

Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.

На уровне школы-интерната выбор пути начинался с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу школы-интерната здоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор школы, принимаются такие решения совместно с родительским комитетом, педагогическим коллективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья школьников. На уровне школы-интерната с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

  • создание оптимальных гигиенических, экологических и других
    условий для образовательного процесса;
  • обеспечение  организации  образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;
  • обеспечение  школьников  в  период  их  пребывания  в  школе питанием,  способствующим  нормальной  работе  пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;
  • включение   в  учебные   планы   школы   всех  классов   занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни;
  • обеспечение подготовки  (повышение  квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;
  • проведение диагностики, мониторинга и динамики состояния и здоровья учащихся;
  • проведение   тематической   работы   с   родителями   учащихся, направленной   на   формирование   в   их   семьях   здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния учреждения на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него-личным примером культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической адаптированности школьников обусловлена тем, что это интегральное качество играет определяющую роль в жизни человека, особенно на этапе его развития.

Перед  учителем,  готовым использовать в  своей  работе здоровьесберегающие  образовательные  технологии,   на  первом  этапе стоят следующие задачи:

  • объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с
    профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);
  • пройти  необходимое  повышение  квалификации  по  вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических   приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
  • начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных  занятий  и  внешкольной  работы, с  учащимися,   отслеживая получаемые  результаты   как   по   собственным   ощущениям,   так   и   с помощью объективных методов оценки;
  • содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей  образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Если попытаться сравнивать подходы, приемы, методы, составляющие здоровьесберегающие технологии, по значимости и эффективности здоровьесберегающего эффекта, то на первое место следует поставить обеспечение гигиенических условий обучения, которые обязательны для выполнения, т.к. регламентируются законом. Второе место мы отводим приемам, методам, технологиям, защищающим здоровье учащихся от негативного воздействия их учителей (к счастью, не всех!). Именно от непрофессиональной работы педагога в конечном итоге зависят появления у школьников дезадаптационных состояний; ухудшения зрения, осанки, формирования нездоровой, закомплексованной, невротичной личности и т.п. изменений в сторону безвозвратной утраты здоровья. Но и высокий педагогический профессионализм позволяет достичь благоприятных результатов лишь при условии превращения всех образовательных технологий, используемых в данной школе, в здоровьесберегающие.

Технологии, о которых шла речь выше, тесно взаимосвязаны. Когда расписание уроков составлено неграмотно, без учета влияния на здоровье учащихся, то учителям крайне сложно будет уберечь своих учеников от утомления, также как и обеспечить их высокую работоспособность в душном классе, при недостаточном освещении, с не подходящими по росту партами. Только при условии, что разные подходы будут интегрированы в одно целое, а педагоги, психологи, врачи, физиологи будут работать взаимосогласованно, по комплексной программе, разработанной специально для данной школы, можно рассчитывать на формирование того, что мы называем здоровьесберегающим пространством школы, реализующим на практике идеи и принципы здоровьесберегающей педагогики.

Литература

  1. Базарный  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с.
  2. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 45 с.
  3. Коваленко В.Н. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 296 с.
  4. Миненко П.П., Запека Л.З., Ходжер Е.С. Школа – территория здоровья. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с. (Метод. биб-ка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь педагогических подходов и технологий, используемых в школе I ступени МОУ ООШ №3 и МДОУ д/с №6 «Сказка» г.Камешково

Преемственность  как одно из условий непрерывного образования ребенка. Согласованность целей, задач, содержания, средств, форм организации воспитания и обучения. Преемственность как основ...

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы.

Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы. Материал может быть использован при подготовке к урокам, выступлениям на методических объединениях школы....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа: реализация требований ФГОС."

В статье рассматриваются способы решения  задач  по здоровьсбережению воспитанников  школы-интернат с учетом их специфики обучения....

Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...

Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната

Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....

Здоровьесберегающие технологии. Опыт использования в работе учителя школы-интерната.

Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях ус...