«От тайн природы к приметам погоды»
проект по зож (4 класс) по теме

Ермилова Наталья Николаевна

                                                                   !

                                                                       

           Какие же народные приметы погоды  дошли до наших дней и какое значение они имеют в природе и в жизни человека.

            В последние годы заметно стал меняться климат на всей планете и прогнозы погоды иногда не оправдываются.

           В связи с этим  становится актуальным вопрос: как сбываются  народные приметы погоды в наши дни?

           Возникает  проблема «Возможно ли использование народных примет для прогнозирования погоды в современном обществе?»

            Основной целью данной  работы является: изучить разнородность народных примет и исследовать роль примет в прогнозах погоды.

           Гипотеза исследования – если наблюдать за приметами погоды, то можно дать достаточно точный прогноз погоды на ближайший день.

         Объект исследования – погодные приметы на территории нашего села.

За основу взяты следующие методы: наблюдение, сравнение, практическая работа, анализ и синтез.

          Сопровождение работы таблицами, диаграммами,  фотографиями наиболее полно раскрывает тему исследования и позволяет сделать следующие самостоятельные выводы:

  1. Наиболее достоверными являются те приметы,  которые основаны на местных признаках погоды.
  2. Использование для прогноза только одной какой-либо приметы является малонадёжным предсказанием.

         Созданный в процессе исследования краткий определитель погоды способствует привлечению внимания общественности к народным приметам погоды.

      Работа содержит учебную презентацию, с помощью которой научные руководители смогут провести с учащимися самостоятельное исследование по данной теме.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_ot_tayn_prirody_k_primetam_pogody.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

                      Мы знаем, что погода очень непостоянна. Она меняется даже в течение одного дня. Утром может быть ясно и тихо, а в полдень тяжёлые синие тучи затянут всё небо, прольётся ливень, загремит гром, и яркие вспышки молнии запляшут то там, то тут на небосводе. К вечеру ветер стихает, по земле расстилается туман, становится сыро и туманно.

                 Можно ли узнать заранее о приближении ненастья, есть ли какие признаки в неживой природе?

                 В течение многих веков, когда еще не существовало точных приборов и спутников, люди умели предсказывать погоду на много месяцев вперед, используя свою наблюдательность. Они наблюдали за поведением млекопитающих, птиц, насекомых, за облаками и Солнцем. В последние годы заметно стал меняться климат на всей планете и метеорологические прогнозы погоды иногда не оправдываются. В связи с этим обстоятельством становится актуальным вопрос: как сбываются народные приметы погоды в наши дни?

                     Какова этимология слова «примета»? Какие приметы бывают по длительности действия, по происхождению и по прогнозным механизмам? Много ли  пословиц и поговорок о погоде собрал народ? Какие приметы являются достоверными для определения погоды? Как быть человеку, чтобы стихия не застала его врасплох? Как подготовить свой организм к изменениям погодных условий.

                  На эти и другие вопросы мы будем отвечать в ходе  исследования.

            Гипотеза исследования – если наблюдать за приметами погоды, то можно дать достаточно точный прогноз погоды на ближайший день.        

Объект исследования – погодные приметы на территории нашего села.

Предмет исследования – прогнозирование погоды в условиях изменения современного климата на основе примет.

        Цели:

  •  Изучить и обобщить теоретический материал по теме исследования;
  • Расширить представление о приметах погоды, о роли примет;
  • Привлечь внимание общественности к проблеме объективности на сегодняшний день погодных примет в условиях современного климата;
  • Научиться объяснять причинно – следственные связи между народными приметами и прогнозом погоды;
  • Развивать интеллектуальную одаренность ученика, умение выделять главное, обобщать анализируемый материал;
  • Ввести школьника в мир научной проблематики.

Реализация целей осуществляется через решение следующих задач:

  • Содействие становлению личности через научно-исследовательскую деятельность. Оказание помощи школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;
  • Приобщение детей младшего школьного возраста, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; выведение их на реальный результат;
  • Формирование навыков публичного выступления, ведения научной полемики.

Основными методами данного исследования являются:

  • анализ и синтез;
  • наблюдение;
  • сравнение;
  • визуализация данных.

Ожидаемые результаты: владение информацией о приметах погоды, умение создавать справочник – определитель погоды, а также привлечение внимания общественности к проблеме объективности на сегодняшний день погодных примет в условиях изменения современного климата. 

Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы: 

  • Общее ознакомление (беглый просмотр информационных источников);
  • Обработка информации, выделение наиболее значимой;
  • Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
  • Проведение практической части исследования;
  • Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями;
  • Заключение;
  • Выводы и предложения.

Основная часть

«От тайн природы к приметам погоды»

  1.  Возникновение календарей. Что такое «парапегма»?

                  У разных народов в течение многих веков передавались из поколения в поколение знания о предсказании погоды.  Начало наблюдений над сезонными явлениями природы восходит к древнейшим временам. Возникновение календарей погоды тесно связано с первыми попытками людей систематизировать результаты своих наблюдений за погодой. Еще в V веке до н.э. греческий астроном Мешон ввел обычай выставлять на городских площадях мраморные таблицы, на которых отмечались выдающиеся явления погоды и дата их наблюдения. Они назывались  парапегмами1 .

                  Позже в разных странах появились различные календари погоды, в них фиксировали погоду в разные дни года, сезона, месяца и недели. В России первый календарь погоды появился при Петре I.

 В нем на первой странице читателей предупреждали, чтобы при использовании его не

забывали о простой истине – что за немногие копейки нельзя много истины найти...

                 Самым старинным считается рукописный календарь от 1670 года. В «Брюсовском календаре» 1709 года кроме дней недели, астрологических предсказаний и указания времени восхода и захода Солнца в Москве, даны сведения о временах года, рекомендации о поддержании здоровья и прогноза погоды. Многолетние целенаправленные научные исследования за сезонными изменениями природы в России берут своё начало с 1721 года. Была организована Служба погоды, основывающаяся на продолжительных наблюдениях за явлениями природы. Россия многие годы была лидером в этом направлении, за границей подобных научных исследований не велось.

           2.  Что такое «приметы»?

Стоит ли придавать большое значение народным приметам?

                   И в наше время за состоянием погоды постоянно наблюдают не одни профессиональные метеорологи, и не одни они размышляют о предстоящих переменах в погоде (ежегодно 23 марта по решению ООН отмечается Международный метеорологический день).

                 Этим повседневно вольно или невольно приходится заниматься многим сельским жителям, рыбакам, лесникам, морякам и лётчикам, как и представителям многих других профессий, чья повседневная деятельность связана длительным пребыванием на открытом воздухе. Поэтому и о будущей погоде в пределах своего района наблюдений многие люди имеют возможность относительно судить не только по метеорологическим сводкам, но и «народному погодоведению». Ориентируясь на старые приметы, люди выходили на рыбалку, на охоту, приступали к севу и уборке урожая.

                 Русские поморы, осваивая безбрежную даль северных морей, также умело

применяли на практике свои наблюдения за поведением птиц: «Где чайки, там и рыба», «Если в штиль над морем появляются альбатросы и буревестники - скоро наступит ветреная погода».

             Что же обозначает слово «примета»? Примета1  – это явление, случай,  который

в народе считается предвестием чего-либо. Примета отражает одновременное совпадение двух явлений, время исполнения примет, постоянство примет. Приметы бывают по длительности действия краткосрочные (на1-3 дня), средней срочности (на 4-8 суток), месячные и сезонные (см. табл.1). По происхождению - религиозные и суеверные (см. табл.2), по прогнозным механизмам  делятся на местные признаки и живые существа (см. табл. 3).

                    Приметы можно разделить на летние и зимние, хотя принцип большинства примет основан на изменении давления, и в зависимости от этого изменяется поведение животных, которое обязательно затрону в приметах (см. табл. 4, 5).

3.  Народные приметы и признаки погоды

                Появление народных примет связанно именно с определёнными признаками погоды. Первый и самый надёжный из них – состояние неба, и прежде всего облачности.         Именно с облаками связано выпадение осадков, так же как изменение температуры и влажности воздуха, видимости и многое другое. Кое-что о возможном изменении погоды может подсказать ветер: перемена его направления, изменение скорости. Ведь с ветром перемещаются несущие с собой различную погоду воздушные массы – холодные, тёплые, сухие, влажные и т.д., ветры же приносят нам некоторые виды тумана, облачность, континентальную пыль, а в некоторых районах и песок. Кроме того, наблюдательный человек заметит изменения и в таких деталях, как поведение растений и животных.   Ласточки и стрижи летают низко над землей, почти касаются грудками поверхности воды – значит, быть дождю, хотя в небе еще ни облачка. Объяснение здесь простое – увеличилась влажность, крылья у мошкары потяжелели, потому и скапливается она внизу,  а птицы следуют за ней.

____________________________________________________________________

  1. Жарков Н.С. Народные приметы и предсказание погоды.— М.: Учпедгиз, 1954, стр. 167-168

              Все живое в природе так или иначе откликается, реагирует на любые изменения, происходящие в ней. Надо только уметь наблюдать. Личные наблюдения и народные приметы позволяют делать не только краткосрочные, но и долговременные прогнозы погоды. Естественно, что постоянный интерес человека к погоде не прошел бесследно, он нашел отражение в языке народов, пословицах, поговорках и народных приметах, отражающих накопленный человечеством опыт общения с природой, его наблюдательность и оставшуюся с доисторических времен у некоторых людей склонность к суевериям. 

  1. Обозначение приметного дня именем святого.

             Собрав и обработав материал из информационных источников, ещё раз убедилась в том,  что известно много народных примет, предсказывающих погоду не только по атмосферным признакам: цвета неба, облачности, скорости и направления ветра, «самочувствие» окружающей природы (поведение животных, состояние растений), активности Солнца, но и по временам года (сезонным признакам) и, конечно же, по памятным дням. С появлением святцев, христианского церковного календаря, в народе получило широкое распространение обозначения приметного дня именем святого.  Таким образом, «имена святых подчинялись труду и быту крестьянина». Для малограмотного земледельца эта была наиболее удобная основа для запоминания дат.  Обычно имя святого выбирали произвольно, отдавая предпочтение тому, которое подходило под рифму, например, если на Татьянин день (25.I) солнечная погода – к раннему прилёту птиц, снежная – к дождливому лету, а мороз и солнце – к хорошему лету. Если на Трифона (14.II) на небе будет много звёзд – жди позднюю затяжную весну,

«пришёл Федул (18.IV) – тепляк подул» и т.д.  Нужно отметить, что приметный день имени святого и поныне используют для наблюдений жители Центральной России.

  1. Система времяисчисления в ненецком календаре

Что же стало с ненецким календарём?  Изучив литературу,  я выяснила, что за последние столетия перемены в хозяйстве ненцев повлияли на систему времяисчисления. Ныне названия месяцев в ненецком календаре связаны в основном с оленеводством. Рыболовы и охотники должны были подчиняться единой системе времяисчисления. Ненцы вели счёт времени по лунным циклам и состоянию солнца. Год делится на части – зимнее и летнее полугодия, которые обычно считаются отдельными «годами». В этом случае первый «год» начинается осенью, другой – весной.

              Наступление зимнего «года» связывается с началом охотничьего сезона. Летний «год» начинается в мае – это пора пробуждения всей природы и «действительного» рождения телят.

              В солнечном  времяисчислении выделяется шесть сезонов: нэрё (осень, дождь), сыра (зима, снег), сыв (зима, холодное солнце), нара (весна, снежный наст), юнуй (весна, половодье), таны – епдя (лето, жара).

             Каждому из сезонов приблизительно соответствовали два месяца лунного календаря. Своего рода «букварём»1 ненецкого естествознания являлся народный календарь. Ни одно самое современное научное исследование не способно заменить экологическую мудрость народа, тысячелетиями проживающего в том или ином природном окружении.

Мои исследования

                В ненецком экологическом календаре трудно назвать начало года, учитывая циклическую завершённость каждого периода.  И всё же традиционно началом календарного года следует считать зиму.   В краю родном вьюги и бураны в диких танцах носятся, вьются, спорят между собой. Чей голос сильнее, чей танец лучше?  И в самом деле, перемена погоды во многом зависит и от изменения направления и скорости ветра.

_________________________________________________________________________

1. Головнёв А.В., Зайцев Г.С., Прибыльский Ю.П.. История Ямала.- Тобольск.   1994. стр.51-52

Однако предсказание погоды только по одному ветру не всегда может оправдаться, и поэтому северяне не зря говорят: «По ветру погоды не узнаешь».

                              Социологическое исследование

           Поставив перед собой вопросы,  я провела игру-интервью среди родственников. Проанализировав ответы моих родных, составила бланки – анкеты с аналогичными вопросами, чтобы выяснить, на каком уровне мои сверстники владеют вопросами погодоведения. В опросе участвовало 24 респондента. Результаты опроса представила в табл. 6. Из результатов табл. 6 я сделала вывод, что в основном  одноклассники не уверенно определяют погоду по приметам. Отвечая на вопрос: «Будет ли мороз?», рассматривая примету: «подул северный ветер, облаков нет» – утверждают, что будет мороз – 38% опрошенных,  но не согласны с приметой – 62% респондентов;  рассматривая примету « кошка в печурку садится» – отвечают: будет мороз - 92%.

         На вопрос: «Будет ли снег?», опираясь на примету «если ночью был иней» – утвердительные ответы – у 54 % опрошенных, отрицательно отвечают – 56%. «Если небо белесоватое и тумана нет» – 25% предполагают снег, остальные не согласны.

 На вопрос «Будет ли оттепель?», рассматривая примету « звёзды кажутся высоко и светят тускло» – 16 человек соглашаются, что будет оттепель, остальные отрицают и, рассматривая примету «дым стелется по земле» – 17 человек отвечают утвердительно, 7 человек отрицают оттепель.

      Я очень удивилась, что на вопрос «Возможно ли по народным приметам  определить погоду?» все одноклассники ответили утвердительно:  «Да, возможно по приметам определить погоду». Значит можно предположить, что у окружающих есть интерес к народным приметам погоды.

Наблюдения за приметами погоды

               Я решила исследовать зимние приметы погоды. Для наблюдения,  отобрала народные приметы из научных трудов  геофизика и климатолога Владимира Александровича Михельсона (1860-1927 гг.), основанные на физических признаках (ветер, облака, осадки, небесные светила):  «перистые облака - пасмурная погода с осадками более вероятна»; «сильные северные или северо-западные ветра – к холодной ненастной погоде»; «несутся отдельные небольшие кучевые облака в том же направлении, что и  ветер внизу», - к улучшению погоды;  «при ясном дне, к вечеру туманный слой низкого слоистого облака - к продолжительности морозов»; «солнечный закат пурпурного цвета – к большому снегу или бурану с морозами»; «вечерняя заря багрового цвета, жёлто-золотистого или розового – к ясной погоде».  

              Далее проводила наблюдения за погодой в течение трёх зимних  месяцев,  записывала в дневнике и отмечала  верность примет.

Результаты исследования

           Все свои наблюдения оформила в таблицу  «Состояние погоды на следующий день - в % отношении к числу наблюдений» по шести местным признакам  (см. табл.7).

          Из результатов табл. 7 я сделала вывод, что такие приметы, как: «туманный слой облака»,  «перистые облака», «северо – западный ветер», в большей степени вероятности показывают на ухудшение погоды. «Пурпурный закат Солнца», «северо – западный ветер» и «перистые облака» указывают на осадки. На большую вероятность ясной погоды  указывает «багровая заря» и «кучевые облака». Показала это соотношение на диаграмме (рис. 1). Результаты вероятности исполнения примет показала на диаграмме (рис.2). Из данных диаграммы (рис. 2) видно, что примета: «вечерняя заря багрового цвета, жёлто-золотистого или розового» – к ясной погоде,  подтвердилась на 78%.  Примета  «сильные северные или северо-западные ветра – к холодной ненастной погоде» и примета  «при ясном дне, к вечеру туманный слой низкого слоистого облака - к продолжительности морозов»,   подтвердились на 74%. Примета «несутся отдельные небольшие кучевые облака в том же направлении, что и  ветер внизу» - к улучшению погоды – на 71%; «солнечный закат пурпурного цвета» – к большому снегу или бурану с морозами – на 71% и «перистые облака - пасмурная погода с осадками» более вероятна – подтвердилась на 68%.

Выводы

             В ходе исследования я помнила о том,  что все подобные заключения о вероятности исполнения примет могут быть лишь приблизительными, но ни в коей мере не категорическими.   Наиболее достоверными являются те приметы,  которые основаны на местных признаках погоды. Достоверность прогноза составляет в среднем 70%. Использование для прогноза только одной какой-либо приметы является малонадёжным предсказанием. Надо стараться подметить несколько разнородных примет.  

          Значит, я подтвердила гипотезу -  если наблюдать за приметами,  то можно дать практически точный прогноз погоды на ближайший день. И ответила на проблемный вопрос: возможно ли использование примет для прогнозирования погоды в современном обществе?

       Мне удалось доказать гипотезу благодаря собранной информации и фактам из Интернета, книг из библиотеки, видеофильма о погоде, благодаря наблюдениям за приметами погоды, опросу родственников и одноклассников.

Многие старинные приметы дошли до наших дней. Я  могу с уверенностью сказать, что с помощью примет о погоде можно узнать, какая  погода будет на ближайший день. Если правильно использовать приметы для определения погоды, то любой человек может сам составить прогноз погоды на ближайший день.

Значение народных примет в природе и жизни человека велико. В связи с солнечной активностью и глобальным потеплением климата, человек резко реагирует на те или иные изменения в природе.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ:  чтобы стихия не застала человека врасплох,  и здоровье было в порядке, уважаемые окружающие, составляйте прогноз погоды, применяя наш краткий определитель «Сам себе гидрометеоцентр…»

 Список литературы:

  1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде.—Л.: Гемиз, 1986
  2. Головнёв А.В., Зайцев Г.С., Прибыльский Ю.П. История Ямала. —Тобольск, 1994
  3. Ермолов А.С. Народное погодоведение.—М.: Русская книга, 1995
  4. Фёдорова Л.В. Хрестоматия. Северные родники.—Тюмень: СО РАН, 2001
  5. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. — М.: ВО-АГРОПРОМИЗДАТ, 1991

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У природы нет плохой погоды

Конспект открытого урока во 2в классеУчитель: Свидерская И.П.  Тема: «У природы нет плохой погоды»Образовательная цель: активизация слов по теме «Времена года и Погода», закрепление ре...

Урок литературного чтения 3-4 классы "У природы нет плохой погоды"

Урок литературного чтения для 3-4 классов посвящён осени с её прекрасами и непогодой. Ребята разделились на две группы, одна из групп находит в осени прелесть и красоту, подтверждая словами из стихотв...

Программа научно-исследовательской работы учащихся по теме «От тайн природы к приметам погоды»

Программа НОУ предназначена для работы над исследованием роли примет в прогнозах погоды для северной территории....

Народные приметы погоды зимой

Региональный компонент...

Народные приметы погоды весной

Региональный компонент...

Народные приметы погоды осенью

Региональный компонент...

Народные приметы погоды летом

Региональный компонент...