Осторожно:сколиоз!
консультация по зож (1 класс) на тему

Мартенко Ирина Николаевна

Многие исседователи с тревогой отмечают, что именно с приходом детейв школу наступает резкое уменьшение их двигательной активности, и зачастую - за грань допустимого. Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, но это не означает, что весь образ жизни ребенка должен стать "сидячим".

Дети младшего школьного возраста при длительном сидении за партой испытывает повышенную нагрузку на все органы и системы организма, в том числе и на опорно-двигательную систему, которая в этом возрасте довольна чувствительна к различным, продолжительное время фиксированным изменениям позы, что ведет к нарушению осанки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_irine_nikol.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Осторожно: сколиоз!

Многие исследователи с тревогой отмечают, что именно с приходом детей в школу наступает резкое уменьшение их двигательной активности, и зачастую – за грань допустимого. Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, но это не означает, что весь образ жизни ребенка должен стать «сидячим».

Дети младшего школьного возраста при длительном сидении за партой испытывают повышенную нагрузку на все органы и системы организма, в том числе и на опорно-двигательную систему, которая в этом возрасте довольно чувствительна к различным, продолжительное время фиксированным изменениям позы, что ведет к нарушению осанки.

В этом возрасте осанка имеет неустойчивый характер. Она в значительной мере зависит от состояния психики и нервно-мышечного аппарата, от степени развития мышц шеи, спины, живота, ног, а также от способов мускулатуры к длительному статическому напряжению. Основной признак, характеризующий осанку, - форма позвоночного столба.

Позвоночник – сложный отдел опорно-двигательного аппарата человека. Полноценное осуществление его многообразных функций (опорной, двигательной, защитной для спинного мозга) обеспечивается выработавшимся в процессе эволюции определенным строением позвонков, межпозвоночных дисков и мышечно-связочным аппаратом. В следствии существующей взаимосвязи все особенности формы позвоночника отражаются на осанке, и вместе с тем другие факторы, характеризующие осанку, оказывают влияние на форму позвоночника. Так, благодаря весьма подвижной связи плечевого пояса с позвоночником изменения уровня над плечий не слишком  заметно сказываются на форме позвоночника. Тем не менее,  длительное неправильное положение плечевого пояса может нарушить нормальную форму позвоночника.

 При нарушении осанки ухудшается работа всех систем и органов. Больные с искривлением позвоночника  быстро утомляются. У них часто развиваются неврологические боли в следствии ущемления межреберных нервов на вогнутой стороне искривления. В связи с уменьшением подвижности грудной клетки уменьшается количество кислорода, поступающего в кровь, что в свою очередь ведет к снижению обмена веществ в организме. Поэтому дети с искривлением позвоночника чаще подвергаются простудным заболеваниям. Грозную опасность представляет сколиоз  - боковое искривление позвоночника, который нередко приводит к смещению внутренних органов, образованию реберного горба.

При нарушении осанки применяют общеукрепляющие, дыхательные и специальные упражнения.

Особое внимание обращают на гармоническое развитие мышц спины, брюшного пресса, бедер, что проводится дифференцированно с учетом  изменений опорно-двигательного аппарата.

Применение корригирующей гимнастики на уроках физической культуры носит элементы воспитательного характера: правильную осанку нужно вырабатывать, т. е. затрачивать на это определенное волевое усилие.

Выработка и закрепление правильной осанки происходит также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела, упражнений в равновесии и на координацию. Должны широко использоваться игры, предусматривающие сохранение правильной осанки.

Чаще всего осанка нарушается с поступлением ребенка в школу. Одна из причин нарушения осанки – неправильная рабочая поза, неправильная посадка, особенно во время выполнения письменных работ. Бытуем мнение, что напряженность в посадке первоклассника синхронна его старанию. Внешне это проявляется в наваливании грудью на край парты. В поднимании плеч, в наклоне головы в сторону (чаще влево) или вперед, в сползании предплечий с рабочей поверхности стола. Постепенно такая поза, если не вносятся коррективы, входит в привычку и незамедлительно вызывает отрицательные структурные изменения в организме, за которые в дальнейшем ребенок расплачивается своим здоровьем.

Формирование навыков правильной посадки – дело чрезвычайно сложное, требующее терпения и настойчивости. Но если от этого зависит здоровье наших детей, успех их обучения, эту задачу надо решать  не откладывая, с первого дня прихода в школу.

Первостепенное значение при формировании навыка правильной посадки имеет целевая установка, стимулом которой является ежедневная оценка как со стороны учителя, так и со стороны родителей. Для выработки  правильной посадки следует разнообразить средства педагогических воздействий: рассказ, беседа, практическое научение, оценка.

Работа по формированию правильной посадки за партой должна проводиться систематически и охватывать весь период обучения.

 

Список используемой литературы:

1. А.Г. Хрипкова. Мир детства: Младший школьник. – М.: «Педагогика» , 1981.

2. В. П. Шульгина. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя\ Ростов на Дону:»Феникс» - 2003.