Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе".
методическая разработка

Тарасова Елена Евгеньевна

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashe_vystuplenie.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.  

Елена Евгеньевна Тарасова, учитель начальных классов, высшая категория;

Ольга Витальевна Коростелёва, учитель начальных классов.

 «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».

 Сократ

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Здоровье ученика в норме, если:

-  в физическом плане – здоровье помогает ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

-  в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

- в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

-  в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Дети от 6 до 17 лет 70% времени бодрствования проводят в учебном заведении. Поэтому, наша задача как педагогов: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний, ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые мы ставим в своей работе на первое место:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости  учащихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

В структуре урока мы применяем следующие элементы сдоровьесберегающих технологий:

1. Положительный эмоциональный настрой на уроке. (Снимает страх, создаёт ситуацию успеха: «Я всё смогу», «У меня всё получится».)

Важный момент — это настрой, психологическая установка на работу. Урок можно начать словами учителя: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза». Под тихую музыку дети повторяют за учителем: « Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я буду внимателен на уроке. У меня хорошее настроение. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю! Мы внимательны. Все будет хорошо. Мы успеем все сделать».

Фразы произносятся 1-2 раза с улыбкой хором или мысленно. Каждый раз учитель импровизирует, придумывает новые варианты «установочных» фраз. После установки на мобилизацию восприятия, памяти, мышления работа на уроке проходит в быстром темпе.

Громко прозвенел звонок —

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Оптимальный темп ведения урока (Темп, демократичный стиль общения позволяет учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.)

3. Подача материала доступным рациональным способом                   (В доступной форме, с учётом возраста.)

4. Наглядность (Способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.)

5. Смена видов деятельности (Смена и разнообразие заданий направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.) На уроках необходимо использовать элементы цветотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости

6. Дифференцированный подход  в обучении (Позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Каждый ребёнок получает только положительные эмоции, ощущает защищённость и испытывает интерес к учёбе.) Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки мы строим с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, используем трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у нас появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

7. Групповая работа, работа в парах (В какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.)

8. Физкультминутки, динамические паузы (Естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление).

Динамические паузы (адаптационный период в первом классе) – организационная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно проводят после второго урока. Длительность динамической паузы – 35 минут. 1. Подготовка организма к длительной деятельности. Построение, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения в игровой форме. Длительность 6-8 минут. 2. Подвижные игры, спортивные игры и упражнения, самостоятельная игровая деятельность. Длительность – 22-25 минут. 3. Построение, спокойная ходьба, упражнения на внимание, подведение итогов. Длительность – 4-6 минут.

Одни из самых популярных и полезных физкультминуток — это двигательно-речевые. Они способствуют развитию громкой речи, тренируют память, снимают утомление, рифма стихов развивает слуховое восприятие детей. Дети произносят стихотворный текст и в соответствии с ним выполняют движения.

«Девочки и мальчики, хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики, прыг, прыг, прыг!

Ножками топочут, топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Мелкие прыжки — раз, два, три.

Мелкие шажки — раз, два, три.

Вот и вся зарядка — раз, два, три.

Мягкая посадка — раз, два, три.

Посмотрел он вправо, влево.

Приседанья сделал смело.

Пощипал немного пух

И с разбегу в воду плюх!»

«Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем — крылья сложили назад.

Это — правая рука, это — левая рука.

Справа — шумная дубрава, слева — быстрая река. Обернулись мы, и вот стало все наоборот:

Слева — шумная дубрава, справа — быстрая река... Неужели стала правой моя левая рука?»

«Буратино потянулся,            

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,         

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать»

«Ветер дует нам в лицо,          

Закачалось деревцо,                

Деревцо все выше, выше,        

А ребята – тише, тише»                                                            

«Раз, два – выше голова

Три, четыре – руки шире

Пять, шесть – всем присесть

Семь, восемь – встать попросим

Девять, десять – тихо сесть

«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

 Дифференцированные физкультминутки

 Изучив данные о физиологической возможности каждого ребёнка и составив диаграмму заболеваемости класса, проводим дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течение 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:

- Упражнения для детей с избыточным весом.

 1) ходьба с высоким подниманием коленей;

 2) и.п. – ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох;

 3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное;

 4) прыжки с хлопками над головой.

- Упражнения для профилактики плоскостопия.

 1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5 раз).

 2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);

 3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);

 4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5 раз).

- Упражнения для улучшения осанки.

 1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;

 2) ходьба с правильной осанкой;

 3) ходьба с высоко поднятыми руками;

 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)

 5) лёгкий бег на носках.

- Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).

 1) «Сотвори в себе солнце»;

 2) «Волшебный цветок добра»;

 3) «Путешествие на облаке»;

 4) «У моря»;

 5) «Золотая рыбка»;

 6) «Янтарный замок»;

 7) «Танец рыбки»;

 8) «На лугу»;

 9) «Водопад»;

 10) «Сила улыбки» и т. д.

 «Водопад»

 - Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

 Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…(пауза 15 секунд)

Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза

Физминутки для глаз

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом. 
Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг. 
Глазком видеть всё дано- 
Где окно, а где кино. 
Обведу я ими круг, 
Погляжу на мир вокруг. 

9. Игра, игровые моменты (Хороший отдых между уроками; снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.)

10. Гимнастика (Пальчиковая гимнастика – снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи; дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей; гимнасти-ка для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз; разминка

 для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.)

Пальчиковая гимнастика. Для младших школьников важно развитие мелкой мускулатуры кистей рук. Перед работой в тетрадях можно проводить небольшой массаж пальцев.

Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:

Раз, два, три, четыре, пять!        (Хлопают в ладоши.)

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик — самый сильный, (Поочередный массаж

Самый толстый и большой.            пальцев.)

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик — самый длинный,

И стоит он в середине.

Этот пальчик — безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал!

Дети интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их. При этом пальцы хорошо разогреваются, и ребята с удовольствием приступают к работе.

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, помогают через нервные окончания эмоционально воздействовать на кору головного мозга и положительно влиять на работу внутренних органов:

Чок, чок, чок, чок,

Разомну я кулачок!

Буду пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик — хочет спать.

Этот пальчик — бух в кровать.

Этот пальчик — уж уснул.

Этот — рядом прикорнул.

Этот пальчик — спит давно.

Все спят.

Пальчики проснулись!

Каждый пальчик хочет спать.

Этот пальчик — лег в кровать.

Этот пальчик — чуть вздремнул.

Этот пальчик — уж уснул.

Этот — ляжет на бочок.

Получился кулачок.

Встали пальчики. Ура!

Всем играть опять пора!

Гимнастика для глаз

1.  Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

3. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

 Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.)

 Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

 В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

{Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

11. Санитарно-гигиенические условия (Температура и свежесть воздуха (чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся); качество освещения класса и доски (естественное освещение благоприятнее, чем искусственное); чистота помещения, аккуратность; чистота классной доски.)

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».                                                                

                                             

           

Список использованной литературы

  1. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы  М.: Вако. 2004.
  2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
  3. Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы.

Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.

  1. Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
  2. Тукачёва С.И.  Физкультминутки. Волгоград:

Учитель. 2005.

  1. «Энциклопедический словарь русской цивилизации», М., 2000.
  2.  Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного                    процесса» 1982г. – 480 с.
  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
  3. Менчинская Е.А. Основы Здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
  5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

13.       Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные технологии современного урока в начальной школе".

«Инновационные технологии современного урока в начальной школе». В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в ...

Статья« Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе».

Из опыта использования здоровьесберегающих технологий в начальной щколе....

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе".

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...

Статья"Информационные технологии на уроках в начальной школе"

"Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием " К.Д. Ушинский ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"

Важным условием здоровьесбережения на уроках в начальной школе является рациональная организация учебной деятельности учеников....

Статья"Игровые технологии на уроках в начальной школе"

Игровые технологии на уроках русского языка...

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависи...