Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы
статья по зож на тему

Шерстнева Елена Владимировна

Одним из приоритетных направлений современной школы является сохранение и укрепление здоровья школьников.

Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе,  его полноценного развития, сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

 в образовательном процессе начальной школы

                      Шерстнева Елена Владимировна,  учитель начальных классов              МБОУ СОШ № 16 г. Кропоткин

Одним из приоритетных направлений современной школы является сохранение и укрепление здоровья школьников.

Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе,  его полноценного развития, сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.

Образовательный процесс в условиях современного мира постоянно требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно - психического напряжения. 

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Проблема здоровья детей, сегодня как никогда актуальна, т.к. состояние школьников внушает и родителям, и педагогам вполне обоснованную тревогу.
«…Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье»,
совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.
Если рассматривать ситуацию в школе через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребенок, ты ценность!», то такая позиция поможет определить новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья. 

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность,   включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Комплект учебников по УМК «Школа России», используемых в моей работе, помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.

Для медлительных детей снижается  темп опроса, дается время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы деятельность таких учеников соответствовала их индивидуальному темпу.

Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников продумываю виды учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? 

Я считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников, поэтому стараюсь придерживаться демократического стиля общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности,  школьник не боится

ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.

Использование компьютерных (информационных) технологий на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Широко использую в практике нестандартные уроки:

  • уроки – конкурсы,
  • уроки-экскурсии,
  • уроки - игры,
  • уроки – соревнования.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Также я использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

Часто на уроках организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. А гимнастика для глаз - снять зрительное утомление. Мною составлен сборник физкультминуток, который учителя могут применять на своих уроках. Систематически в процессе обучения в начальных классах проходят: зарядка, динамические паузы, прогулки и игры на свежем воздухе. Они дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

В нашей школе традиционными стали: дни здоровья, веселые старты, спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья». Классные часы, уроки здоровья, спортивные мероприятия, походы, экскурсии, прогулки на свежем воздухе помогают формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволила мне по некоторым показателям сохранить состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу.

Также  необходимо активнее вести пропаганду по формированию у учащихся представлений о здоровом образе жизни. Особое внимание уделять корригирующим упражнениям по предупреждению нарушения осанки и плоскостопия на уроках физической культуры.

Каждому учителю нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным и здоровьесберегающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Доклад по теме самообразования "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"....

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Цель работы – внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс начальной школы с целью улучшения состояния  здоровья детей....

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - главное направление работы школы....

Реферат «Возможности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы»

Краткое описание документа:Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. За последние ...

Условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Исследовательская работа, посвященная изучению педагогический условий реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....

Статья.Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

laquo;Здоровье- это больше, чем знания… Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать.  (Н. Нильсон)...