Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
материал по зож по теме

Фокина Светлана Николаевна

 

      Основная задача современной школы – обеспечить комфортную среду для всех участников образовательного процесса, которая способствует сохранению и укреплению здоровья. Здоровье учащихся имеет решающее значение в создании здорового общества. В период обучения в школе определяются: дальнейший жизненный путь школьников, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В последнее время возросла не только учебная нагрузка, но и поступающая информация. Это обязывает более требовательно относится к здоровью учащихся. Местом формирования здоровья ребёнка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто не достаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_gbou_sosh_s.musorka.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

                                                                                   Фокина Светлана Николаевна

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                    I квалификационная категория

                                                                                    стаж работы 14 лет

2012 год

  1. Введение.

      Основная задача современной школы – обеспечить комфортную среду для всех участников образовательного процесса, которая способствует сохранению и укреплению здоровья. Здоровье учащихся имеет решающее значение в создании здорового общества. В период обучения в школе определяются: дальнейший жизненный путь школьников, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В последнее время возросла не только учебная нагрузка, но и поступающая информация. Это обязывает более требовательно относится к здоровью учащихся. Местом формирования здоровья ребёнка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто не достаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования.

Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся начальных классов, снижению творческой активности, замедляют физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблема сохранения здоровья учащихся младших классов становится особенно актуальной в нашей школе. Но школа без помощи родителей и медицинских учреждений не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни.Мы сможем решить эти проблемы только сообща.

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Педагогический коллектив осознает, что учитель  может много сделать для здоровья школьников. Создание позитивной образовательной среды способствует сохранению здоровья школьников.Для решения данных вопросов в школе разработана программа «Здоровье».

Цель программы: 

создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся начальных классов, формирование личности физически здоровой, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям современной жизни, путем индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса

Задачи:

  • формирование системы физкультурно-спортивной работы;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • обучить младших школьников доступным физкультурным знаниям;
  • обеспечение учащихся соответствующего СанПиНу объёмом домашнего задания;
  • организация  горячего питания учащихся начальной школы;

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.Образовательный процесс должен носить творческий характер. Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей; осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни; уменьшение количества пропущенных  уроков по болезни; организация горячего питания учащихся начальной школы не менее 80%.

  1. Основная часть.

За последние годы сохраняется заболевания органов пищеварения, иммунной, дыхательной системы. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к вирусам, а так же к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Ребёнок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить.

      Большое значение имеет физическое воспитание, которое способствует становлению таких личных качеств, как: активность, воля, правильность социальной ориентировки, вырабатыванию навыков правильной личной и общественной жизни. Главной особенностью физ.воспитания является его коррекционно-оздоровительная направленность. С этой целью в нашей школе и филиале систематически проводятся подвижные игры, занятия в кружках и спортивных секциях, лечебная гимнастика активизирующая  психическую деятельность школьников.

      У нас в школе имеется материальная база(но не в полной мере удовлетворяющая требованиям) для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы: спортивный зал со спортивным инвентарём, спортивная площадка.

Самым важным является то, чтобы ребята ценили свое здоровье и бережно к нему относились. Для этого нужно как можно больше внедрять в урок валеологический материал и одновременно использовать здоровьесберегающие технологии:

Эколого –гигиеническиеские: правильная величина парт и стульев, достаточная освещенность класса, проветривание класса, соблюдение  режима   дня, зелень, позволяющая поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат, тепловой режим, цветовая гамма учебных помещений соответствующая оптимальному воздействию на учащихся.

Сотрудничество с ЦРБ (диспансеризация школьников). Организация горячего питания (из 69 учащихся начальной школы питаются в школьной столовой 55 человек, что составляет 80%), соблюдение питьевого режима, поддержание чистоты и порядка в школе;

Психолого-педагогические: дети на уроках не должны находиться в сжатом состоянии, они постоянно должны двигаться, и в следствии этого уроки для них становятся интересными, веселыми, а главное нескучными. Дидактически проработанный урок – самый здоровьесберегающий для всех его участников.

На своих уроках стараюсь чередовать различные виды учебной деятельности (от 4 до 7 видов за урок), создаю благоприятный психологический климат на уроке.практикую интегрированные уроки.

Учебно-воспитательные технологии: очень важно, что учебный процесссодержитматериал, способствующий осознанию детьми ценности своего здоровья.Это работа над различными пословицами и поговорками о здоровье:

“Смекалка нужна, а закалка важна. Здоровье дороже денег. Здоровым быть горе забыть. Чеснок да лук от всех недуг. Береги здоровье смолоду. Чтоб больным не лежать - надо спорт уважать”.На уроках русского языка применяю материал о здоровье при написании диктантов, минуток чистописания и т.д., часто применяю пальчиковую гимнастику: «Мы писали…», «Солнце», «Дождик», «Здравствуй» и др.

В течение  учебного года проводятся весёлые старты для учащихся начальных классов, традиционными стали декады физкультуры и спорта, осенний кросс, лыжные гонки. Два раза в год проводятся общешкольные Дни Здоровья на свежем воздухе.Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»). Физкультурные и лечебно – профилактические занятия.

Родительский всеобучбыл направлен на рассмотрение следующих вопросов: «Как обеспечить безопасное общение детей с компьютером», «Новая шкала трудностей учебных предметов в начальной школе»,  «Осторожно шум», «Школьный стресс: причины, последствия, профилактика» и др.

Проводятся тематические педсоветы, направленные на просветительскую работу с педагогами: «Организация ситуации успеха на уроках», «Игра, как вид деятельности, направленной на развитие способностей к творчеству», «Первый опыт разноуровневого обучения: плюсы, минусы, проблемы и перспективы».

На заседаниях МО затрагивались такие вопросы, как «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания в начальных классах», «Гиподинамия у школьников», «Роль и объем домашнего задания в процессе обучения», «Профилактика переутомляемости школьников».

Ежегодно учащиеся посещают лагерь дневного пребывания при ГБОУ СОШ с.Мусорка и Кирилловском филиале – в 2011-2012уч.г.- 80 детей.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

Технологии личностно-ориентированного обученияучитывают особенности каждого ученика и направлены на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

 создаю положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока;

 использую проблемные  творческие задания;

 стимулирую учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

 применяю задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

 рефлексия: обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание отсильных.

Педагогика сотрудничества – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Технология игровых методов

Провожу уроки–игры, соревнования, конкурсы, позволяющие обеспечивать психологическую  разгрузку учащихся.

На всех уроках использую передвижение по классу (для этого по классу развешиваются различные картинки, слова, предложения и дети находят нужные, при этом подпрыгивают, если высоко, приседают, если низко и выполняют задание учителя). Дети на моих уроках не находятся в сжатом состоянии, они постоянно двигаются, поэтому уроки для них стали интересными, веселыми, а главное нескучными.

Традиционной в нашей школе стала утренняя зарядка, которая проводится перед первым уроком, которая способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, повышает работоспособность детей.

Немалую роль на уроках играют физминутки: положительно влияют на деятельность мозга,сердечно - сосудистую  и дыхательную системы,улучшают кровоснабжение внутренних органов,улучшают работоспособность нервной системы, помогают снижению  умственного переутомления.Комплексы подбираются в зависимости от предмета, его содержания.

В состав упражнений для физминуток включаю гимнастику для глаз (чтение), физкультурно-спортивные упражнения, дыхательную гимнастику (окружающий мир), пальчиковую гимнастику (русский язык), психогимнастику, «гимнастику мозга» (математика), игровой самомассаж.

Много провожу классных часов на тему сохранения здоровья «Учимся не болеть», «Береги зрение», «Уход за зубами»,«О вреде курения» и др.В классе  оформлен уголок здоровья,  привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка. На родительских собраниях, с приглашением специалистов проводятся беседы, консультации по организации здорового образа жизни в семье. Привлекаю родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей,  к участию в проектной деятельности.

Приучаю школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

Организация  учебно-воспитательного  процесса  соответствует правилам и нормам СанПиНа. Строго соблюдаются нормативы максимальной аудиторной нагрузки и нормативы времени, отводимого на выполнение  обязательной части домашней работы, а также иные гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса, установленного санитарными правилами:

нормирования  учебной нагрузки и профилактики утомляемости школьников (режим, расписание, дозировка учебных и домашних заданий и т.д.) с учетом возрастно-половых, особенностей детей,

по результатам ВШК объем домашних заданий  не превышает 50% объема аудиторной нагрузки. В 2012-2013 учебном  году во 2 классе  обучается 14 учащихся. Наиболее распространёнными заболеваниями являются:

- нарушение осанки – 2 чел.

- кариес – 9 чел.

  • нарушение зрения (близорукость) – 1 чел

-  острый трахеит – 1 чел

  1. Заключение.

Реальным результатом системы работы школы по здоровьесбережению являются не слишком большие, но положительные качественные изменения в состоянии здоровья учащихся. 

В целом,  эффективность  использования здоровьесберегающих технологий в начальных классах прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выражается в снижении простудных заболеваний,формировании системы физкультурно-спортивной работы.

  1. Источники информации
  1. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта». М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.
  2. И.В.Абрамова, «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методическое пособие.» - Самара: СИПКРО, 2004.
  3. В.И.Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы» - М.:»ВАКО», 2004.
  4. http://www.lyceum36sar.ru/pages/p1/sred/zablockaja.htm 

  5. http://festival.1september.ru/articles/587844/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходим...