Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроке в учебном процессе.
материал по зож на тему

Коровянская Ольга Ивановна

Ни для  кого не секрет, насколько важно сегодня не только научить ребенка учиться, вооружить его необходимой суммой знаний и умений, но и сохранить его физическое и психическое здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorvesberezhenie.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроке в учебном процессе.

                                  Гимнастика, физические упражнения, ходьба                                     должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

                                                                                 Гиппократ

Ни для  кого не секрет, насколько важно сегодня не только научить ребенка учиться, вооружить его необходимой суммой знаний и умений, но и сохранить его физическое и психическое здоровье. «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно -
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества», - писал  В.А. Сухомлинский.
 В Концепции Модернизации Российского образования, в нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последнего времени одним из приоритетных направлений в образовании учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Именно поэтому я придаю огромное значение использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. У М.М.Пришвина есть замечательные слова: «Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне – то должно быть и всем хорошо!» Опираясь на этот так называемый «закон», урок я всегда начинаю с эмоциональной зарядки из «Букета добрых слов и дружеских пожатий», а заканчиваю «Чествованием победителей» (пальчиковая гимнастика).

Выполнение санитарно – гигиенического режима, требований САНПИНа – одна из основных задач школы. На уроках математики мы с детьми постоянно используем «руко – ного- тренажер» (верные ответы детей поощряем хлопками, неверные ответы (до полного исправления) отвергаем легким топотом ног). Очень важно на уроке правильно сочетать умственную и физическую нагрузку. Так в течение урока необходимо проводить физкультминутки, которые улучшают внимание учащихся, снижают утомление и предупреждают заболевания опорно-двигательного аппарата. Очень эффективны физкультминутки, которые проводятся стоя, по музыку. Дети любят изображать «Театр кошек», «Танцы дельфинов», «Гимнастику пляшущих под дождём» (это они самостоятельно или с помощью старших с удовольствием подбирают дома музыкальное сопровождение, доверяю им и самим (по группам, парам) сочинять тексты физкультминуток: «Я начну, а вы продолжите…» или «Сами придумайте тему физкультминуики для товарищей»). В первом классе через каждые 10 минут даю отдых детским пальчикам (дети имитируют игру на дудочке, на гитаре, на пианино, на барабане; любят «рисовать» в воздухе движениями рук картины по представлению). Часто в классе проводится конкурс самых – самых физкультминуток: «Если хочешь быть здоров!», «Левой, правой!..» и др.

Исполнение физкультминуток в стихотворной форме всегда нравится детям, укрепляет мышцы, помогает сменить формы деятельности на уроке:

«Приготовься, детвора, начинается игра  (ходьба на месте с взмахом рук).

Вы сегодня все собрались (ладонь приставить к глазам «козырьком»),

Вместе хором рассчитались (повороты головой, туловищем  налево, направо)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Чур, на месте не стоять! (бодрый шаг на месте)

Получать «четыре – пять». (приседания)

Шесть, семь, восемь, лень отбросим!» (бег на месте)

Увлекают детей на уроке и игры на внимание. Так на уроке математики некоторые задачи решаются с помощью хлопков (найти произведение – один хлопок, частное – два хлопка, сумму – поднимают правую руку, разность – левую: условные знаки записаны на доске, иногда используются сенсорные кресты). Процесс обучения проходит в значительной степени эффективнее, ученики получают знания без лишнего стресса, усталость возникает лишь на последних минутах урока.

Есть у нас в классе и своя «Копилка успехов» (всегда со мной светоотражающие элементы, никогда не забываю мыть руки перед едой, всегда имею сменную обувь, соблюдаю правила пешехода, дружу с Мойдодыром, знаю правила дорожного движения как таблицу умножения и др

Важно подчеркнуть, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся - необходимый фактор успешности в обучении. Нам всем известно, что только здоровый ребенок даст хороший результат в обучении. Следует отметить, что перечисленные выше формы работы на уроке не только помогают укрепить здоровье детей, но и способствуют лучшему усвоению нового материала, что крайне важно в условиях реализации ФГОС НОО при формировании УУД обучающихся.

Коровянская Ольга Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Шебекино Белгородской области, Заслуженный учитель РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Творческий отчет "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации образовательного процесса младших школьников»

Творческий отчет учителя начальных классов "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации учебного процесса"...

мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»

В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....

Использование здоровьесберегающей технологии сказкотерапии в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС НОО

В концепции стандартов  второго поколения для обучающихся с ОВЗ   в  Российской  Федерации  отмечается обновление содержания образования,  совершенствование всей его...

Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе в начальной школе

Цель использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформирова...

Педагогический опыт на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представление педагогического опытаТема опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»Автор ...