Роль и задачи физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками.
статья по зож (2 класс) на тему

Костина Валентина Ильинична

Роль и задачи физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками

 

         Высокая суммарная нагрузка учащихся школ  с продлённым днём требует постоянного контроля за состоянием здоровья детей и организации мероприятий, способствующих улучшению жизнедеятельности различных органов и систем их организма.

         Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и общего режима дня учащихся этих школ является физическое воспитание.

         О с н о в н ы м и     з а д а ч а м и     ф и з и ч е с к о г о      в о с п и т а н и я    в    ш к о л е   являются укрепление здоровья   детей и обеспечение правильного физического развития;  успешное развитие  двигательных качеств и формирование навыков и умений; содействие высокому уровню умственной и физической работоспособности; воспитание морально-волевых качеств; воспитание интереса детей к организованным и самостоятельным  занятиям физическими упражнениями.

         Физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ строится по нескольким направлениям.  Это учебная работа по физической культуре, физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня и внеклассная работа по физической культуре.

         Все эти формы организации физического воспитания в школе, имея свои специфические задачи, призваны решать общие задачи физического воспитания учащихся.

         Известно, что недостаток  движений в жизни детей младшего  школьного возраста является одной из причин нарушения  осанки, ухудшения  дееспособности  стопы, появления избыточного веса и других нарушений в физическом  развитии; недостаточная двигательная активность снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой  и дыхательной  систем ребёнка, результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная ёмкость лёгких, замедляется  моторное развитие. Малоподвижный ребёнок владеете меньшим объёмом двигательных навыков, ему свойствен более низкий уровень развития двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают  меньшей силой и выносливостью, менее быстры и ловки, менее закалены, чаще и продолжительнее болеют и т. д. В условиях гиподинамии невозможно решение физического воспитания. 

         Известно, что потребность детей младшего школьного возраста двигаться на 18 - 22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К таким относятся движения рук, ног, повороты  туловища, головы движения рук во время письма, труда, рисования, поднимания руки; выход к доске, вставание при ответе; передвижение по классу, коридору во время перемены, уборка рабочего стола, сопровождающаяся наклонами, приседаниям; переходы в столовую и обратно, из школы домой, самостоятельные подвижные игры и т. п.

         Однако спонтанные   движения и в сумме с движениями на уроках не могут полностью удовлетворить потребность учащихся в движении.

         В дни, когда по расписанию проводится урок физической культуры, дефицит двигательной активности составляет в среднем 40%, а в дни, когда уроков нет, он увеличивается до 80%.

         На современном этапе развития школ, особенно школ с продлённым днём, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только уроками физической культуры.

         В условиях школы гиподинамию  можно полностью ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей младшего школьного возраста. Огромную роль здесь играют все виды физкультурно-оздоровительной работы в режиме школ с продлённым днём. Они являются основными поставщиками необходимых ребёнку движений. В школах, где физкультурно-оздоровительная  работа представлена  всеми своими видами, где она является  обязательной для всех здоровых детей, не стоит  проблема «двигательного голодания» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

         Физкультурно-оздоровительная  работа в режиме  дня школы с младшими школьниками складывается из таких видов, как  гимнастика до занятий, физкультурные минуты на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки, час занятий физической культурой (спортивный час – подвижные игры) на открытом воздухе, игры на переменах, игры и развлечения на прогулках.

         Вот пример планирования движений дня учащихся I – III классов школ с продлённым днём, составленного в соответствии с нормой естественной потребности детей в движении.

1.     Физкультурные минуты на каждом общеобразовательном уроке и во время самостоятельной работы – до 6 – 12 мин. в сумме.

2.     Игры и упражнения на переменах – до 15 мин. в сумме.

3.     Спортивный час – час активного отдыха на открытом воздухе – до 45 мин.

4.     Подвижные игры и спортивные развлечения во время прогулки – до 40 мин.

Очень важно, чтобы этот объём движений детей всячески поддерживался и контролировался.

         Двигательный режим тесно переплетается с другими компонентами общего режима, образуя чередование учебного труда и активного отдыха на общеобразовательных уроках, между ними, в начале и конце учебного дня.

         Как показывает практика, вкрапление элементов двигательного режима в режим учебного дня является профилактикой  и мощным средством борьбы с утомлением, повышения работоспособности школьников и эффективности обучения в условиях школы продлённого дня, укрепления здоровья, закаливания, воспитания привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

         С п е ц и ф ч е с к о й      з а д а ч е й     ф и з к у л ь т у р н о-о з д о р о в и т е л ь н о й       р а б о т ы     с  младшими школьниками является их активный отдых, направленный на повышение умственной и мышечной работоспособности, отдаление и снижение степени проявления признаков утомления.

         В целом  физкультурно-оздоровительная  работа в режиме дня содействует улучшению здоровья, повышению уровня физического развития и физической подготовленности.

         Для школьников младшего звена характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга, чётко выраженная недостаточность внутреннего активного торможения.  В этом причина быстрого утомления младших школьников.

         Условия школы продлённого дня являются  благоприятными для оптимальной организации всех перечисленных видов   физкультурно-оздоровительной  работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль и задачи физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками

        Высокая суммарная нагрузка учащихся школ  с продлённым днём требует постоянного контроля за состоянием здоровья детей и организации мероприятий, способствующих улучшению жизнедеятельности различных органов и систем их организма.

        Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и общего режима дня учащихся этих школ является физическое воспитание.

        О с н о в н ы м и     з а д а ч а м и     ф и з и ч е с к о г о      в о с п и т а-

н и я    в    ш к о л е   являются укрепление здоровья   детей и обеспечение правильного физического развития;  успешное развитие  двигательных качеств и формирование навыков и умений; содействие высокому уровню умственной и физической работоспособности; воспитание морально-волевых качеств; воспитание интереса детей к организованным и самостоятельным  занятиям физическими упражнениями.

        Физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ строится по нескольким направлениям.  Это учебная работа по физической культуре, физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня и внеклассная работа по физической культуре.

        Все эти формы организации физического воспитания в школе, имея свои специфические задачи, призваны решать общие задачи физического воспитания учащихся.

        Известно, что недостаток  движений в жизни детей младшего  школьного возраста является одной из причин нарушения  осанки, ухудшения  дееспособности  стопы, появления избыточного веса и других нарушений в физическом  развитии; недостаточная двигательная активность снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой  и дыхательной  систем ребёнка, результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная ёмкость лёгких, замедляется  моторное развитие. Малоподвижный ребёнок владеете меньшим объёмом двигательных навыков, ему свойствен более низкий уровень развития двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают  меньшей силой и выносливостью, менее быстры и ловки, менее закалены, чаще и продолжительнее болеют и т. д. В условиях гиподинамии невозможно решение физического воспитания.  

        Известно, что потребность детей младшего школьного возраста двигаться на 18 - 22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К таким относятся движения рук, ног, повороты  туловища, головы движения рук во время письма, труда, рисования, поднимания руки; выход к доске, вставание при ответе; передвижение по классу, коридору во время перемены, уборка рабочего стола, сопровождающаяся наклонами, приседаниям; переходы в столовую и обратно, из школы домой, самостоятельные подвижные игры и т. п.

        Однако спонтанные   движения и в сумме с движениями на уроках не могут полностью удовлетворить потребность учащихся в движении.

        В дни, когда по расписанию проводится урок физической культуры, дефицит двигательной активности составляет в среднем 40%, а в дни, когда уроков нет, он увеличивается до 80%.

        На современном этапе развития школ, особенно школ с продлённым днём, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только уроками физической культуры.

        В условиях школы гиподинамию  можно полностью ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей младшего школьного возраста. Огромную роль здесь играют все виды физкультурно-оздоровительной работы в режиме школ с продлённым днём. Они являются основными поставщиками необходимых ребёнку движений. В школах, где физкультурно-оздоровительная  работа представлена  всеми своими видами, где она является  обязательной для всех здоровых детей, не стоит  проблема «двигательного голодания» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

        Физкультурно-оздоровительная  работа в режиме  дня школы с младшими школьниками складывается из таких видов, как  гимнастика до занятий, физкультурные минуты на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки, час занятий физической культурой (спортивный час – подвижные игры) на открытом воздухе, игры на переменах, игры и развлечения на прогулках.

        Вот пример планирования движений дня учащихся I – III классов школ с продлённым днём, составленного в соответствии с нормой естественной потребности детей в движении.

  1. Физкультурные минуты на каждом общеобразовательном уроке и во время самостоятельной работы – до 6 – 12 мин. в сумме.
  2. Игры и упражнения на переменах – до 15 мин. в сумме.
  3. Спортивный час – час активного отдыха на открытом воздухе – до 45 мин.
  4. Подвижные игры и спортивные развлечения во время прогулки – до 40 мин.

Очень важно, чтобы этот объём движений детей всячески поддерживался и контролировался.

        Двигательный режим тесно переплетается с другими компонентами общего режима, образуя чередование учебного труда и активного отдыха на общеобразовательных уроках, между ними, в начале и конце учебного дня.

        Как показывает практика, вкрапление элементов двигательного режима в режим учебного дня является профилактикой  и мощным средством борьбы с утомлением, повышения работоспособности школьников и эффективности обучения в условиях школы продлённого дня, укрепления здоровья, закаливания, воспитания привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

        С п е ц и ф ч е с к о й      з а д а ч е й     ф и з к у л ь т у р н о-о з д о р о-

в и т е л ь н о й       р а б о т ы     с  младшими школьниками является их активный отдых, направленный на повышение умственной и мышечной работоспособности, отдаление и снижение степени проявления признаков утомления.

        В целом  физкультурно-оздоровительная  работа в режиме дня содействует улучшению здоровья, повышению уровня физического развития и физической подготовленности.

        Для школьников младшего звена характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга, чётко выраженная недостаточность внутреннего активного торможения.  В этом причина быстрого утомления младших школьников.

        Условия школы продлённого дня являются  благоприятными для оптимальной организации всех перечисленных видов   физкультурно-оздоровительной  работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников

Материал содержит доклад и приложения с текстами задач....

Физкультурно-оздоровительная работа с младшими школьниками в режиме продленного дня

Сохранить здоровье подрастающего поколения педагогический коллектив школы считает важнейшей задачей. Решает путём пристального внимания к проблемам воспитания у детей потребности в здоровом образе жиз...

Презентация "Физкультурно-оздоровительная работа с младшими школьниками"

Основными  компонентами  здорового образа жизни являются: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха, отношение к вредным привычкам.Формирование здорового образа жизни успеш...

Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"

Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе  новообразованием является мышление , оно приобретает домини...

Роль текстовых задач в развитии логического мышления младших школьников

В своей работе я описываю следующие направления работы над задачей: Работа с задачей на начальном этапе Работа с составной задачей Составление алгоритма решения задачи Приёмы совершенствования р...

Методическая система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с младшими школьниками, педагогами и родителями.

Основной целью методической системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с младшими школьниками, педагогами, родителями в рамках проекта «Комплексная спартакиада» являе...