Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе в начальной школе
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья учащихся актуальна.И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог спокойно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих учеников?

      Поэтому здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования,  о чем говорится в  ст.51 Федерального закона «Об образовании». Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, которые испытывают проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Все мы понимаем, насколько это важно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 1

имени И.Д.Бувальцева

МО Кореновский район  г. Кореновск

 Муниципальная выставка инновационных продуктов. «Компетентный учитель –

 успешный ученик».

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе в начальной школе.

                                       

Автор работы:

Фоменко И. В.

                                          учитель начальных классов,

высшая категория

                                          МОБУ СОШ № 1

им. И.Д.Бувальцева

                                         

г. Кореновск

2015 г.

Введение.

      Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья учащихся актуальна

       Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Эти дети имеют первую группу здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей заметно уменьшается. Школа становится одной из причин, влияющих на ухудшение здоровья детей.

Во-вторых, для современной системы образования характерно постоянное увеличение объёма учебного материала, и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка.

В-третьих, переход от дошкольного обучения, к систематическому обучению в школе  вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далёкое от оптимального.  Приложение 1.

И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог спокойно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих учеников?

      Поэтому здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования,  о чем говорится в  ст.51 Федерального закона «Об образовании». Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, которые испытывают проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Все мы понимаем, насколько это важно.

   Основная часть. Здоровьесберегающие технологии.

     Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе. Под этим термином обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса, т.е. системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить принцип здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”. В этом случае получение учащимися знаний  происходит без ущерба для здоровья.

 Цель здоровьесберегающих технологий:

  • обеспечить школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе;
  • сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для реализации цели здоровьесберегающих технологий  необходимо решать следующие задачи:

  • соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
  • индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
  • реализация различных форм систематической работы с родителями.

Но эти задачи  действенны только при применении в системе:

1) учёт продуктивности урока, период снижения продуктивности с признаками утомления;  

2)  учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность);  

3)  формирование  дифференцированных  групп  по  способу  мотивации  в изучении  предметных дисциплин (имеющие  повышенную  или пониженную мотивацию);

4)  создание  оптимального  тематического  и  поурочного  планирования  с целью достижения продуктивности в реализации учебных целей;

5)  организация работы с разными группами учащихся:

  •  с  учащимися,  имеющими  повышенную  мотивацию  к  учению (подготовка  к  олимпиадам,  конкурсам,  выполнение  творческих  работ);
  •  с  учащимися,  имеющими  низкую  мотивацию  к  учению  (ликвидация пробелов в изучении материала);

6)  разработка различных форм проведения учебных занятий:

  • нестандартных форм проведения уроков;
  • экскурсий, походов;
  • выполнение групповых и  индивидуальных  проектов;

7)  организация  эффективной  внеклассной  работы,  позволяющей реализовать способности учащихся в максимальной степени;

8)   использование компьютерных технологий;

9)   разработка форм рефлексии урока; Приложение 3

  • использование физкультурных пауз на уроках;
  • гимнастики для глаз;
  • пальчиковой гимнастики

10)  проведение  самоанализа  и  самооценки  деятельности  с  целью установления результативности используемых способов деятельности.

11)   дозировка домашнего задания в соответствие с нормами СанПиНа.  

        В современной  системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы,  является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя: основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, использование конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.  Приложение 5

  Но где  на уроке взять время для всех этих приемов?

 Для решения этих задач педагог должен выйти из привычных для себя рамок:  лектора и инспектора усвоенных знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора, мотиватора, консультанта, тренера, психотерапевта каждого ученика.

     Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, сберечь нервную систему, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, эффективные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке.

      Занятие – главная составная часть образовательного процесса. Для учащегося – это сложная работа, 40 минут сосредоточения, внимания и напряжения, где часто наблюдается физическая усталость. Поэтому занятия в нашей школе, начинаются с утренней зарядки.

           Для снятия эмоционального напряжения.

      Игровые оздоровительные технологии.  Их использование позволяет решить одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Например: «Сказкотерапия». Дети вместе со сказочными героями учатся. Кроме этого, на начальном этапе обучения,   это могут быть игровые задания  в виде кроссвордов, задач-загадок, ребусов и т.д. Для более старшего возраста, можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного  правила, формулы, физического явления, прибора или закона.

      Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, например: при формировании экологической культуры с помощью поэтических образов иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу, описании природных явлений  или при изучении материков и океанов.

      Для  выпускников начальной школы, которые знакомы с приключенческой литературой, провожу уроки – экскурсии, уроки – путешествия. Например, «Путешествие капельки» и «Путешествие скворца», «Полет на воздушном шаре». 

              Создание благоприятного психологического климата на уроке.

      Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. В течении  учебного дня,  определяю  психологический климат на занятии, провожу эмоциональную разрядку (Как я рада вас видеть! Как красиво, ты, сказал!), строго слежу за соблюдением обучающимися, правильной осанки при выполнение разнообразных видов деятельности.

      Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

  • Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
  • Психологический дискомфорт на уроке для учителя и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
  • Мотивация оценки знаний - это помощь для  ученика, чтобы  понять над, чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  • Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Стараюсь заметить положительное в работе недисциплинированных учеников.
  • Прекращать урок со звонком. Удерживаться от излишних замечаний.
  • Обращаться за помощью к самим ученикам.
  • Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
  • Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрения и  поощрения будут по-разному восприняты разными учащимися. Хорошо показала себя практика самооценивания и взаимооценивания. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

              Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

      Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижение внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Здесь открываются большие возможности для интеграции предметов: литературного чтения и окружающего мира, окружающего мира и изобразительного искусства.

     На уроках окружающего мира многие изучаемые темы можно использовать для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде.

    

      Использование  мультимедийного оборудования как средства интерактивного обучения.

      В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно - ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения. В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимацией и видеофрагментами.

      Но, весь урок не должен быть «привязан» на презентации. Общее время работы с презентацией на уроке не должно превышать 20-25 минут. Это не значит, что все это время обучающиеся подряд смотрят на экран. При планировании урока необходимо предусмотреть смену форм работы с детьми.

 Типичные ошибки:

1. Исключите слайды с текстом «Здравствуйте, дети», «Спасибо за урок», «Домашнее задание». Ученики должны слышать живую речь учителя.

2. Большое количество нечитаемого текста на слайде. Мелкий шрифт.

3. Другая ошибка работы с текстом. Применение украшающих эффектов для текстовых фрагментов. Например, эффект тень. Все украшательства, напрягающие глаза, следует исключить.

4. Анимация для текстовых объектов. Часто в работах учителей анимация текста раздражает глаза. Например, текст появляется по одной буковке. Когда мы читаем, то воспринимаем слова и даже строки целиком.

5. Подбирайте качественные картинки больших размеров.

6. Фон презентации также может стать испытанием для глаз ребенка. Подбирая фон к учебной презентации, обязательно проверьте в классе: как воспринимается текст на данном фоне, видно ли с последней парты

7. Единый стиль оформления презентации. Появляющиеся на слайдах новые шрифты, разнообразные цвета – все это дополнительная нагрузка для глаз.

8. Проектор в классе установлен на парте. Проектор должен быть стационарно закреплен на потолке аудитории. Если проектор стационарно закреплен на потолке, то луч яркого света проходит над головой учителя. Если проектор установлен на парте, то луч света попадает учителю в глаза. Это очень опасно для сетчатки глаз.

       Нерациональное применение компьютерной презентации в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психо- эмоциональному напряжению. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ).

      После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.

      Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала занятия или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся группы. Физкультминутки — это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Как бы ни был интересен урок, после 10-15 мин. от начала урока у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки на уроке обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока. Приложение 7.

Например:

Ориентирование. В 3 классе при изучении темы “План и карта” полезно попросить учащихся встать и повернуться в ту или иную сторону горизонта.

«Пройти глазами по государственной границе России…» работа с картой.

Передай мяч. Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч, называя слова по определенной теме: существительные, четные числа, растения или  животные изучаемого сообщества или природной зоны; названия гор и равнин, морей, реки изучаемого материка и т.д.

Покорчим рожицы. Изобразить мордочки различных животных из сказок или обитателей  природного  сообщества.

Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.

     Для  физминуток  использую музыкальное сопровождение. Упражнения выбираю, учитывая специфику предмета – работа с компьютером, с элементами самомассажа.  В нашем классе проводятся тематические физминутки. Часто упражнения для физкультминутки органично вплетаются в канву урока. На уроках русского языка мы  объясняем и записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. На уроках литературного чтения мы их читаем и  запоминаем. На уроках окружающего мира мы их  объясняем с научной точки зрения. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. От того, какая группа мышц   «устала»  у детей на данном этапе урока зависит выбор физминутки.

  Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф.Базарным, а также при помощи электронных физкультминуток для глаз. Эти упражнения при регулярном их выполнении укрепляют глазные мышцы, увеличивают циркуляцию крови в органе зрения, а значит улучшают его питание. Приложение 4.

                                    Оздоровительные физминутки.

  • Танцевальные.
  • Ритмические.
  • Гимнастика для глаз.

 Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому у меня в классе висит зеленый круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени. Любимое упражнение детей “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

                                           Пальчиковая гимнастика. 

       Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. В ходе «пальчиковых игр» вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Приложение 6.

      Формирование здорового образа жизни учащихся продолжается во внеклассной работе.  На  занятиях кружка «Все цвета, кроме черного» реализуется целый комплекс задач. 

– формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

-  расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

-  формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей;

-  формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

-  развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

-  формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

- пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;

-  просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

      Занятия кружка содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей. Они в сочетании с практическими заданиями (тренинги, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения,  уроки здоровья в форме игр, экскурсий,  микроисследований, викторин, праздников; создание проектов, рекламных роликов, выпуск бюллетеней) помогут расширить представления детей о своём организме, о культуре здоровья.

   Всё начинается с семьи. С первых дней жизни родители  приобщают своих детей к потребности в здоровом образе жизни: личная гигиена, утренняя зарядка, закаливание, походы, поездки, семейный труд и отдых. Поэтому моя работа   в этом направлении  складывается  следующим образом:

      - в первом классе подробно знакомлюсь с  медицинскими картами детей, с заключениями врачей о состоянии здоровья каждого ребенка;

      -  провожу анкетирование, в котором один из пунктов звучит   « на что необходимо обратить внимание учителю в состоянии здоровья»;

      - провожу цикл бесед с родителями: «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника».

      Собранная информация позволяет мне создать первое представление о состоянии здоровья моих учеников, разработать систему профилактических мер по охране и укреплению здоровья школьника.  

Использую самые разные формы работы с родителями по здоровьесбережению детей: родительские собрания, индивидуальные беседы, инструктажи, совместные праздники, экскурсии, проекты.

Заручившись поддержкой родителей по работе в данном направлении, в летний период мы сделали ремонт класса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами:

  • заменили освещение в классе;
  • над доской повесили дополнительно софиты;

     На каникулах организуются  совместные мероприятия с родителями:

  • спортивные соревнования
  • поездки
  • экскурсии

      Ребята вместе с родителями оформляют тематические проекты, участвуют в конкурсах рисунков, анкетировании. На свои занятия мы приглашаем медицинских работников, работников столовой.

     Все дети моего класса охвачены  горячим питанием.

С 2012 года работаю над реализацией программы «Разговор о правильном питании». А в 2013 -2014г   мои дети стали призерами  муниципального и краевого конкурса « Веселый урок  о том, что вкусно и полезно». В 2013 - 2014г ученик стал призером в  научно - практической конференции  "Эврика". Его тема была о пользе занятиями спортом.

                                 

                                       Заключение.

 Человек- сам творец своего здоровья, за которое надо бороться с раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены,- словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

 Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим дня и отдыха, искоренение вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание.

Литература.

  1. Агаджанян И.А., Горшин В.И. Экология человека. М., 1994.
  2. Бабеикова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.- М: Вентана - Граф, 2003.
  3. Байер К., Шейнберг JI. Здоровый образ жизни. М., 1997.
  4. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.,2006.
  5. Покровский А.А. Физиология человека. М., 1997.
  6. Татарникова Л.Г. и др. Валеология подростка. СПб., 1996.

                                              


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать...

"Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе"

Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий....

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе и внеклассной работе учителя начальных классов Кузьминой Е.Г.

В данной  работе  излагается  использование  здоровьесберегающих  технологий  на  уроках  и  во   внеклассной  работе...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО (статья для выступления на РМО)

Чтобы успешно учиться - нужно иметь хорошее здоровье.  Здоровый ребёнок  успешно адаптируется в социальной среде, нормальный рост и гармоничное развитие во многом определяются средой, в кото...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Учителям-логопедам, дефектологам, учителя начальных классов краткая информация о здоровьесберегающих образовательных технологиях...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Учителям-логопедам, дефектологам, учителя начальных классов краткая информация о здоровьесберегающих образовательных технологиях...