«Использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе младших школьников»
статья по зож на тему

Ларина Елена Николаевна

статья о сдоровьесбережении младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    «Использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе младших школьников»

                                                                     МБОУ СОШ № 81 г.о. Самара

                                                                 учитель начальных классов

                                                              Ларина Елена Николаевна

                 Здоровье – это богатство, которое мы получаем один раз в жизни, а тратим — всю жизнь

             Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее и мы за это будущее в ответе. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является важнейшей и приоритетной задачей нашего общества.  

       «Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.» [1-8 с.] ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.

                    Здоровьесбережение школьников - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 

             Здоровьесберегающая  среда в образовательном процессе создаётся в системе использования здоровьесберегающих компонентов на уроках.        

             Главной целью своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для самореализации творческого потенциала моих учеников, обеспечение благоприятной воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности. Создание наиболее благоприятных условий для сохранения и совершенствования психического и физического здоровья детей.

         Представляю некоторые здоровьесберегающие компоненты, которые можно использовать на уроках для создания здоровьесберегающей образовательной среды.

  1. Начинаем занятия с  утренней гимнастики с музыкальным сопровождением, которая проводится ежедневно перед первым уроком с 8.00-8.10. Гимнастика до учебных занятий, решает воспитательные и оздоровительные задачи.  Коллективное выполнение физических упражнений до начала занятий дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их работоспособность.
  2. Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. 

          Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаем:

       упражнения для формирования правильной  осанки;

       упражнения для укрепления зрения;

       упражнения для укрепления мышц кистей рук;

       упражнения для укрепления «мышечного корсета»;

       релаксационные упражнения для мимики  лица (И.В.Чупаха);

       упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

       упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

  1.  Большое внимание я уделяю обучению правильной посадке. Не нужно требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока (Чередование поз во время урока «Сидя- стоя»)
  2. Необходимы разные  формы организации деятельности учащихся на уроках:
  • работа в парах сменного состава;
  • работа в группах (как статическая, так и подвижная);
  • фронтальный опрос;
  • использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;
  • хлопанье в ладоши;
  • использование сигнальных карточек различного цвета.
  1. На уроках  математики  используются игры на внимание ( Карлики- великаны», «запрещённое движение» и т. д.)
  2. В середине учебного дня проводим динамические паузы, в ходе которых учащиеся совершают прогулки и игры в коридоре или на свежем воздухе. 

      С учениками на перемене после третьего урока проводятся игровые упражнения на развитие компонентов учебной деятельности и поддержания психологического комфорта в процессе обучения.

Поскольку с помощью игр происходит переключение с одного вида деятельности (учебные занятия) на другой (игровые упражнения) – то это способствует повышению продуктивности последующей учебной деятельности, укреплению здоровья, восстановлению работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния младших школьников.

  1. .         Одна их самых частых патологий у школьников – нарушение остроты

зрения.  Упражнения, способствующие укреплению мышц глаза проводятся в виде игры.

Филин (закрыть глазки на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть  вдаль и не моргать)

На уроках я использую тренажеры для глаз  доктора В.Ф.Базарного. Схема – тренажер находится на стене. Обычные круги  и восьмерки использую для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям в разных направлениях. (Образец тренажера В.Ф.Базарного)

Одновременно дети делают движения и головой, и туловищем, и шеей, что позволяет одновременно делать гимнастику для этих частей тела. При постоянном выполнении этих упражнений с начала обучения в школе в моем классе наблюдается остановка роста снижения зрения у детей.

8.         На многих уроках (русский язык, математика) учащимся приходится много писать. Делаем пальчиковую гимнастику 

9.        Снять утомление помогает упражнение:

Лягушка.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо – влево наклонялись        

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!        

10.        Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Можно выполнить такие упражнения, как «Дыхание животом», «Шарик»

          Опыт работы показывает, что использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе позволяет:

- успешно конструировать и проводить уроки с учётом требований здоровьесберегающей педагогики;

- повышать эффективность урока, делать его более интересным, занимательным, познавательным за счёт использования здоровьесберегающих технологий;

-сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся;

-сохранить высокую работоспособность учащихся во время учебной деятельности;

отодвинуть утомление и исключить переутомление школьников;

-создать условия для самореализации личности учащихся;

-создать устойчивый положительный эмоциональный фон в классе.

            Использование здоровьесберегающих компонентов  в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие   способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Внедрение в обучение здоровьесберегающих компонентов  ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе.

Список литературы:

  1. К.А. Орешкин «К здоровью через физкультуру», Москва, Медицина, 2009
  2. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».
  3. В.И. Коваленко «Здоровьесберегающие технологии», Москва «Вако», 2008
  4. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе.
  5. Журнал «Здоровье школьника», 2011, статья «Секреты здоровья» стр. 71.
  6. Львова И.М. Физкультминутки.
  7. В.И. Коваленко «Методические материалы для уроков физической культуры», Москва, «Вако», 2009
  8. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста «Начальная школа».
  9. А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара, «Учебная литература», 2007
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО.
  11. Т.П. Лакоценина «Необычные уроки в начальной школе», Ростов-на-Дону, «Учитель» 2008
  12. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.
  13. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья
  14. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников

В статье рассматриваются вопросы  здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников выполняют ведущую роль, с целью оптимизации образовательного процесса по критерию сохранения и укрепления физического и психическог...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Использование здоровьесберегающих технологий с использованием ИКТ в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творч...

Доклад на тему: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ в учебном процессе младших школьников»...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

laquo;Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка–  …  это, прежде всего, забота о гармонической полнотевсех физических и духовных сил, ивенцом этой г...

Доклад на тему: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассмат...