Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"
рабочая программа по зож (4 класс) на тему

Правдивцева Ольга Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл.  адрес: but-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  МО учителей

от _____ 201_  года № 1

___________          _________

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________________    

 подпись                             Ф.И.О.

__________ 201_  года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы

__________     Штельцер И.Е.

№______  

 

 от _________        201__г .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По   внеурочной деятельности «Здоровое питание» _____________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) начальное общее образование 4 класс ____________________________________________      

                                             (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов 14              

Учитель  Правдивцева Ольга Васильевна  

Программа разработана на основе

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

 

        

                                         

год

                                                      2.Пояснительная записка

Цель программы: формирование у детей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Образовательные задачи:

- развитие  представления детей  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,

-  формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;

- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и

  укрепление   здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;

- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа

   жизни;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и

  здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

Воспитательные задачи:

- развитие представления о социокультурных  аспектах питания, его связи с

  культурой  и историей  народа;

- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание

  того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры

   личности.

Развивающие задачи:

- развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;

- развитие самостоятельности, самоконтроля;

- развитие коммуникативности;

- развитие творческих способностей.

         В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

         Данная система занятий   предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

         Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс может быть реализован в рамках внеурочной деятельности в форме:

  • внеклассных  занятий по правильному питанию;
  • праздников;
  • бесед;
  • классных часов;
  • экскурсий;
  • однодневных походов  в природу;
  • родительских  собраний, круглых столов, семинаров;
  • в рамках проектной деятельности;
  • конкурсов  рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;
  • выпуска газет, информационных буклетов.

Место объединения в учебном плане

Согласно  учебному  плану  МБОУ Бутурлиновская СОШ   на  2015  –  2016  учебный  год  на  внеурочную деятельность «Здоровое питание»  отводится  1 учебный  час  в  неделю и того 14 часов за год.  

Программа состоит из 4-х разделов:

п⁄п

Раздел

Кол-во часов

1

Разнообразие питания

3

2

Гигиена питания и приготовление пищи

3

3

Рацион питания, продукты  питания

7

4

Итоговое занятие

1

3.Содержание программы

Разнообразие питания (3 ч)

         Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».

Гигиена питания и приготовление пищи (3 ч)

 Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе?  Вредные и полезные привычки в питании.  Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

Рацион питания, продукты питания (7 ч)

 Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря.  Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.

           Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволит подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание.

        

4.Планируемые результаты изучения курса и результаты УУД

Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

  • знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
  • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
  • умение определять полезные продукты питания.
  • знание о структуре ежедневного рациона питания;
  • навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
  • умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

5.Формы и виды контроля

Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий.

6.Методические рекомендации

Здоровье человека закладывается смолоду. Более чем когда – либо в истории человечества современные люди задумываются над тем, что от характера питания зависит не только внешний вид и форма тела, но и самочувствие, здоровье и продолжительность жизни.

Полноценное питание – существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте. Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты. Пищевой рацион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания, характера деятельности и величины физической нагрузки.

В организации питания большое значение имеют режим или ритм питания для каждой возрастной группы, правильное распределение рациона питания по отдельным приемам пищи. Немаловажное значение отводиться кулинарной обработке, оформлению пищи и обстановке, в которой осуществляется ее прием, включая воспитание гигиенических навыков подготовки к приему пищи и правильное поведение во время еды. Важно сформировать культуру питания как составную часть культуры здоровья в школьном возрасте.

Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы) далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания. Но даже если родители беседуют с детьми на эти темы, желаемого эффекта это не приносит.

Программа предлагает использование разнообразных форм проведения занятий, содержание тем раскрывается в результате выполнения практических заданий. Именно благодаря этому полученная информация становится знанием, которое помогает делать сознательный выбор  полезных продуктов и соблюдать режим питания. Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.

Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование и разработана институтом  возрастной физиологии РАО, спонсором программы является Компания Нестле Россия.

В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе обучения по данной программе дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран. Дети начинают соблюдать режим питания, правила гигиены, при выборе блюд и продуктов отдают предпочтение более полезным для здоровья и т.д.

Обучение по программе строится в занимательной для ребят форме. Оно отличается от традиционных уроков, представляя собой систему игровых заданий, конкурсов, праздников, помогающих ребятам легко и эффективно осваивать секреты правильного питания.

В рамках программы предусматривается просвещение родителей в вопросах организации правильного питания у детей.

7.Материально-техническое обеспечение школьного объединения «Разговор о правильном питании»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012.

Печатные пособия

1. Красочные таблицы по правильному питанию, здоровому образу жизни, культуре питания, профилактике заболеваний, закаливании, спорте.

Технические средства обучения

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Магнитная доска.

3. Компьютер


Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.  

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на занятиях внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентироваться в печатных тетрадях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в книгах и наглядности.

3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .

5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию в справочной литературе и в  словарях.

7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

№ п/п

Тема занятия

Предметные результаты

Личностные

результаты

Метапредметные результаты

Материально-техническая база

Форма организации образовательного процесса

Дата по плану

Дата

по факту

Разнообразие питания

(3 часа)

 

Гигиена питания и приготовление пищи (3 часа)

 

 

 

 

 

 

 

Рацион питания,  продукты питания (7 часов)

 

1

Вводное занятие. Давайте познакомимся.

Познакомить учащихся с героями программы.

Обогатить знания детей об основах рационального питания.

Принимать и сохранять

учебную задачу

Проявлять активность во взаимодействии для

решения коммуникативно-

познавательных задач.

Находить и отбирать

Информацию.

Компьютер

Интерактивная доска

Беседа.

2

Из чего состоит наша пища.

Сформировать представление о важности правильного питания

Формировать представление о ценности здоровья, значении правильного питания.

Формулировать

собственное мнение и

позицию; проявлять

активность во взаимодействии.

. Компьютер

Интерактивная доска

http://www.prav-pit.ru/

Театрализованное представление с участием героев программы «Улица Сезам»

3

Что нужно есть в разное время года.

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека; научить выбирать полезные продукты.

Формировать представление о продуктах ежедневного рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда Формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека,

формировать представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию.

Принимать и сохранять

учебную задачу

Проявлять активность во взаимодействии для

решения коммуникативно-

познавательных задач.

Находить и отбирать

Информацию.

Компьютер

Интерактивная доска

Разгадывание загадок, дидактическая игра «Где что растёт?», игра «Шифровальщики»

4

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Сформировать представление об основных принципах гигиены питания.

Развивать представление об основных правилах гигиены питания, важности их соблюдения.

Развивать основные гигиенические навыки, связанные с питанием.

Формулировать

собственное мнение и

позицию; проявлять

активность во взаимодействии.

. Компьютер

Интерактивная доска

http://www.prav-pit.ru/

Чтение стихов, оздоровительная минутка «Вершки и корешки»

Игра-обсуждение «Законы питания», игра «Чем не стоит делиться»

5

Где и как готовят пищу.

Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдение режима питания.

Формировать представление о роли регулярного питания для здоровья,

формировать представление об основных требованиях к режиму питания.

Принимать и сохранять

учебную задачу

Проявлять активность во взаимодействии для

решения коммуникативно-

познавательных задач.

Находить и отбирать

Информацию.

Компьютер

Интерактивная доска

Игра «Помоги Кате», работа с пословицами, демонстрация «Удивительные превращения пирожка»

Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина».

6

Как правильно накрывать стол.

 Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака                        

Формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню,

расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака,

формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде

 

Формулировать

собственное мнение и

позицию; проявлять

активность во взаимодействии.

. Компьютер

Интерактивная доска

http://www.prav-pit.ru/

Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» викторина «Печка в русских сказках», игра «Поварята»

Игры «Пословицы запутались», «Знатоки», «Сложные слова»

7

Молоко и молочные продукты.

Познакомить детей со значением молока и молочных продуктов

Формировать представление о роли молочных продуктов для здоровья человека

Принимать и сохранять

учебную задачу

Проявлять активность во взаимодействии для

решения коммуникативно-

познавательных задач.

Находить и отбирать

Информацию.

. Компьютер

Интерактивная доска

http://www.prav-pit.ru/

Инсценирование песни

8

Блюда из зерна.

Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.

Формировать представление об обеде как обязательной части ежедневного меню и о блюдах в его составе; об опасности еды всухомятку.

Формулировать

собственное мнение и

позицию; проявлять

активность во взаимодействии.

. Компьютер

Интерактивная доска

http://www.prav-pit.ru/

Игры «Секреты обеда», «Советы хозяюшки», «Лесенка с секретом»

Венок из пословиц, песня «Зёрнышко», игра «Угадай-ка»

9

Какую пищу можно найти в лесу.

Расширить знания о чае как полезном напитке, познакомить с историей чая, с чайной церемонией

Формировать представление о роли воды для организма человека,

расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков. 

Принимать и сохранять

учебную задачу

Проявлять активность во взаимодействии для

решения коммуникативно-

познавательных задач.

Находить и отбирать

Информацию.

Конкурсы «Сбор чая», «Принеси чай», «Реклама чая», «Самый вкусный чай», «Заварим чай»

10-11

Что и как можно приготовить из рыбы. Дары моря.

Формирование представлений о полезных свойствах рыбных блюд

Формировать представления о необходимости включения в рацион человека блюд из рыбы и морепродуктов

Формулировать

собственное мнение и

позицию; проявлять

активность во взаимодействии

. Компьютер

Интерактивная доска

http://www.prav-pit.ru/

Разнообразие рыб на земле

Выступление повара Кипрачёвой А. С. Конкурс загадок, чтение стихотворений, Викторина, конкурс рисунков «В подводном царстве»

12

Кулинарное путешествие по России.

Познакомить детей с вариантами полдника, закрепить представление о значении молока и молочных продуктах.

Формировать представление о полднике как обязательной части ежедневного меню.

Формировать представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника

Принимать и сохранять

учебную задачу

Проявлять активность во взаимодействии для

решения коммуникативно-

познавательных задач.

Находить и отбирать

Информацию.

Компьютер

Интерактивная доска

Кроссворд «Молоко», игры «Подбери рифму», «Кладовая народной мудрости»

Викторина «Знатоки молока», игра-демонстрация «Это удивительное молоко»

13

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.

Формировать представление об ужине как обязательной части ежедневного меню,

расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина

Формулировать

собственное мнение и

позицию; проявлять

активность во взаимодействии.

. Компьютер

Интерактивная доска

http://www.prav-pit.ru/

Игра-демонстрация «Как приготовить бутерброд?»

Игры «Объяснялки», «Что можно есть на ужин?»

Итоговое занятие (1час)

14

Как правильно вести себя за столом.

Закрепить полученные знания о законах здорового питания, познакомить с полезными блюдами для праздничного стола.

Обобщить знания о правильном питании,

расширить представление о наиболее полезных продуктах и блюдах. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания у детей.

Принимать и сохранять

учебную задачу

Проявлять активность во взаимодействии для

решения коммуникативно-

познавательных задач.

Находить и отбирать

Информацию.

Компьютер

Интерактивная доска

Дегустация праздничных блюд.

Инсценировка, пение песен, чтение стихов.

Литература:

1. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

2. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997

3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004

5. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

 6. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008.

 7. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Две недели в лагере здоровья./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003.

8. Издательский дом «Первое сентября», «Здоровье детей» № 13, 2005.

9. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15, 2004.  

10. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15, 2005.  

11. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица, 2005.

12. http://www.prav-pit.ru/ 

13. http://www.sipkro.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Разговор о правильном питании" 1-4классы

Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих мест...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Разговор о правильном питании" преднозначена для учителей, работающих в 1-ом классе....

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Разговор о правильном питании" преднозначена для учителей, работающих в 1-ом классе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о здоровье и правильном питании».

Программа  «Разговор  о  здоровье  и  правильном  питании» разработана  в  соответствии  с  новым  образовательным  стандартом  второго...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Разговор о правильном питании".

Программа разработана на основе учебно-методического комплекса программы "Разговор о правильном питании" авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева (программа разработана в институте возрастной ф...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...