Психогимнастические упражнения как один из способов сохранения здоровья учащихся
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Упражнения для снятия психо-эмоциального напряжения и профилактики детской агрессивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihogimnasticheskie_uprazhneniya.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Психогимнастические упражнения

как один из способов сохранения здоровья учащихся

   В моей педагогической практике встречались дети с повышенной агрессивностью. Возникала необходимость в изучении дополнительной литературы, чтобы проводить коррекционную работу  по профилактике агрессивности в условиях общеобразовательного учреждения. В книге Павловой М. А. я нашла один из способов такой работы. Это психогимнастические упражнения.  

   С помощью психогимнастических упражнений можно добиться многого. Они помогают достигать взаимопонимания среди учащихся, наладить контакт внутри класса с каждым из них, преодолеть психологический коммуникативный барьер между ними, добиться слаженного конструктивного взаимодействия. Эти упражнения также способствуют сплоченности учащихся, позволяют снять напряжение, раскрепоститься, переключиться с одной темы на другую, поддерживать хорошее рабочее состояние в течение всего рабочего дня.

   Данные упражнения я использую выборочно на уроках, как физкультминутку; во внеурочной деятельности; на переменах. Вот лишь несколько упражнений.

Упражнение 1. «Ладони»

   Направлено на повышение групповой сплоченности, способствует развитию внимания. Может использоваться при переключении с одного вида деятельности на другой.

   Учащиеся стоят или сидят в кругу. Ведущий начинает какое-то движение и передает его соседу справа, который в свою очередь передает это движение также соседу справа. Сосед справа продолжает выполнять данное упражнение до тех пор, пока не получит от соседа слева новое движение, которое он должен передать. Затем ведущий начинает другое движение и т.д.

а) трение ладони о ладонь

б) щелканье пальцев

в) хлопанье ладонями по бедрам

г) топанье ногами и т.д.

Упражнение 2. «Двое рисуют одним карандашом»

    Направлено  на повышение групповой сплоченности, развитие умения взаимодействовать с партнером.

   Объединить учащихся в пары. Дать каждой паре лист бумаги и карандаш. Партнеры в парах , не договариваясь заранее, молча, держа один карандаш вдвоем, должны нарисовать на листе бумаги произвольный рисунок.

- Что нарисовали?

- Как  вы решали, кто будет лидировать?

- Был ли один лидер, или лидерство переходило от одного к другому?

- Каков смысл задания?

   В качестве небольшого усложнения можно попросить учеников, не договариваясь между собой, совместно подписать получившийся рисунок по его окончании.

Упражнение 3. «Фруктовый салат»

   Дети сидят по кругу  или на своих рабочих местах. Рассчитать учащихся  по группам: «слива», «банан», «апельсин» (можно больше групп). Водящий называет какой-либо фрукт, например, яблоко, все «яблоки» должны поменяться местами. Кто не успел занять свободное место, он становится водящим. Время от времени можно говорить «фруктовый салат». В таком случае меняются местами все участники.  Такое упражнение можно проводить и на уроках, используя материал урока. Например, тема урока «Части речи». Распределить по группам; «существительные», «глаголы», «прилагательные» и провести разминку таким же образом.

Упражнение 4. «Мяч по кругу»

   Учащиеся встают в круг, держа руки открытыми вверх ладонями на уровне талии. Мяч прокатить по ладоням по кругу так, чтобы он не упал на пол. Сначала пустить мяч по кругу по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Темп игры наращиваем.

Упражнение 5. «Помощь»

   Дать каждому ребенку банковскую резинку. Надеть её на мизинец и большой палец руки так, чтобы резинка была с внешней стороны ладони. А затем попросить учащихся без помощи правой руки снять резинку. Пусть ребята пробуют все способы, которые придут им в голову.

   Единственное решение – попросить помощи у других, которые могут снять не нарушая условия. Делаем вывод: иногда, чтобы решить проблему, необходимо просить о помощи.

Упражнение 6. «Путаница»

   Учащиеся, стоя в кругу плотно друг к другу с закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются с теми ладонями, на которые наткнулись. Открыв глаза и не расцепляя рук, надо распутать получившуюся путаницу.

Упражнение 7. «Печатная машинка»

   Пытаемся воспроизвести процесс  печатания отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши. Кто ошибается – выходит из игры.

Упражнение 8. «Кто больше?»

   Для активизации творческого мышления, внимания, поддержки рабочей мотивации.

   Перекидывая друг другу мячик, дать любые определения апельсину (любому другому предмету).

Упражнение 9. «Часы»

   Упражнение на поддержание работоспособности.

   Учащиеся встают (садятся) в круг. Между игроками  последовательно, как на часах, распределяются числа. Ведущий называет любое время. Тот, чье число  соответствует названному времени, должен быстро хлопнуть в ладоши, а тот, чье число соответствует количеству минут, должен сказать «бом». Если часы «показывают» такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре (например, 13 часов 5 минут), то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а затем говорит «бом».

Упражнение 10. «Ветер дует …»

   Ведущий объявляет: «Сильный ветер дует и сдувает всех тех, кто … . И дальше  называет какой-нибудь признак. Например, тех, кто в синих рубашках. Как только фраза заканчивается, все, у кого синие рубашки, должны пересесть на другое  свободное место. Тот, кому места не хватило, становится ведущим.

Упражнение 11. «Животные»

   Это упражнение тоже на поддержание работоспособности.

   Каждый ученик называет любое животное, при этом остальные должны запомнить, кто какое животное назвал. Затем все запоминают ритм, который будет сопровождать  выполнение упражнения: два хлопка в ладоши, на каждый хлопок называя свое животное, и два удара ладонями по коленям, одновременно называя животное другого ученика. Первый игрок два раза называет свое животное, делая одновременно два хлопка, и сразу (в том же темпе) хлопает два раза себя по коленям, произнося дважды название животного того игрока, кому хочет передать ход. Этот игрок подхватывает  заданный темп, дважды хлопая в ладоши, дважды произнося название своего животного и, хлопая по коленям, называет следующего игрока.

   Тот, кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же задание, но изображая только звуки своего животного.

 Упражнение 12. «Старик Абрахам»

   Эту игру я проводила на переменах в 1 классе.  Теперь дети с удовольствием проводят ее сами. К ним присоединяются ребята из других классов.

   Ведущий напевает: Старик Абрахам детей растил.

                                        Сыновья его любили. Они не плакали

                                        И не смеялись, а только делали вот так …

   После этого ведущий показывает какой-либо жест и называет его, например, ногу влево. Затем песня начинается сначала. На каждом повторе добавляются новые движения и новая строчка.

                                      Старик Абрахам детей растил.

                                      Сыновья его любили. Они не плакали

                                      И не смеялись, а только делали вот так:

                                       Ногу влево, руку вправо.

                                      Старик Абрахам детей растил.

                                      Сыновья его любили. Они не плакали

                                      И не смеялись, а только делали вот так:

   Ногу влево, руку вправо, шаг назад. (Улыбнулись, бег на месте,                          поклонились, обернулись и т.д.)

Литература:

  1. Павлова М. А. Психогимнастические упражнения. – Волгоград «Учитель», 2009
  2. Бреслав Г. М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – Рига, 1990.
  3. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. Речь, 2000.
  4. Михайлина  М. Ю.  Профилактика детской агрессивности.- Волгоград, 2009.
  5. Глазунов Д. А. Психология. Развивающие задания. – Москва, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ на педагогическом совете по теме: «Образовательные технологии, содействующие сохранению здоровья учащихся».

Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования.Традиционная система образования была направлена на усвоение оп...

Применение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного как один из способов сохранения и укрепления здоровья младших школьников

Здоровье, особенно здоровье детей - это ценность, которая должна стоять в обществе на первом месте, если человечество «хочет процветать, а не кое-как выживать». К сожалению, современная организация у...

Проект «Издание газеты «Жизнь нашего класса» - как один из способов повышения информированности учащихся и родителей»

Десятилетиями педагогическое сообщество стремилось изменить родительскую культуру, научить родителей  премудростям  воспитания, привить свое понимание  развития детей, приобщить, а точн...

“Работа со словарем как один из способов развития самостоятельности учащихся»

Всем известно, что начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка.  И задача каждого учителя - целенаправленно проводить работу по формированию общих учебных умений, навыков и способо...

Полоскание как способ сохранения здоровых зубов

В презентации представлены результаты эксперимента учеников моего класса по сохранению зубов здоровыми....

Статья "Сохранение здоровья учащихся и формирование навыков здорового образа жизни"

Статья "Сохранение здоровья учащихся и формирование навыков здорового образа жизни"...

Статья УПРАЖНЕНИЕ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Статья УПРАЖНЕНИЕ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ...