КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ?
план-конспект занятия по зож (4 класс) на тему

Харламова Екатерина Леонидовна

ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ СТРЕСС. Обучение способам снятия стресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harlamovae.l._kak_borotsya_so_stressom.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ?

Харламова Е.Л., учитель начальных классов,

МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».

          Задачи:

  1. Раскрыть понятия «стресс», «стрессоустойчивость».
  2. Развитие способности всегда управлять своими эмоциями, умение выдержать напор в сложных и экстремальных ситуациях.
  3. Обучение способам  снятия стресса.

Формы организации работы на занятии: индивидуальная, групповая (3 группы по 4 чел.)

Ход занятия.

  1.  Вводная часть.

   Большое место в жизни людей занимают “болезни цивилизации”. Что это за болезни? Врачи связывают такие болезни с длительными эмоциональными напряжениями в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния, тревоги и депрессии. Все это является реакцией организма на жизненные трудности и внутренние конфликты.

Современная медицина именно внутренним конфликтам приписывает основную роль в возникновении неврозов и стрессов.    

Что же такое   стресс?  (ответы детей).  Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).    

-Какие  факторы (причины)  могут  привести человека в стрессовое состояние? (распад семьи, неудачи в школе, ссора с другом, переезд, перегрузки, особенности личности, зависимость от вредных привычек)

-К чему может привести стресс? (Снижение иммунитета, обострение хронических  заболеваний, повышение чувствительности к вирусным заболеваниям,   мигрени, повышенному давлению, боли в спине, сахарный диабет,  и др.)

 - Ребята, а как можно заметить, что человек переживает стресс? (стрессовое состояние).

 Симптомы стресса:

Навязчивые воспоминания. Человек вынужден вновь и вновь вспоминает пережитое (чаще всего это выражается в ночных кошмарах или грёзах наяву).

Эмоциональный барьер. Многие  замыкаются в себе . Таким образом, мозг пытается выстроить защиту от возможных потрясений, как бы говоря : «Мне всё  равно». Чаще всего человек просто не в состоянии обсуждать происходящее.

Безысходность. Мир вдруг теряет краски, будущее кажется исключительно мрачным, полным болезней и горестей. Человек просто напросто может забросить работу, жить за счёт своих родственников, плохо спать и находиться в постоянной депрессии.

Крайняя возбудимость. В состоянии стресса организм вырабатывает повышенное количество адреналина, лёгкие перенасыщены кислородом. Поэтому человек страдает от бессонницы, не может сосредоточиться, очень раздражителен и подвержен резким перепадам настроения.

Психологи дают вам ряд антистрессовых советов:

1. Выйдите погулять на несколько минут. Смена впечатлений,  свежий     воздух снимут стресс.

2.Вдыхая через нос, думайте: «Я вдыхаю здоровье, а выдыхаю неприятности, токсины, болезни.

3.Сделайте «березку». Побудьте в позе около 15-30 секунд. Прилив крови к голове значительнопрояснит ее.

4.Разыграйте кого-нибудь из домочадцев, посмейтесь вместе, посмотрите  комедию или вспомните последний анекдот.  Смех снимает напряжение и   усталость.

5.Вы должны вот-вот выскочить из дому. Перед тем как надеть туфли, сядьте, прикройте глаза и на 30 секунд перенеситесь к лесному костру или на пляж, где вечернее солнце мягко согревает, а шум волн убаюкивает. 6.Через полминуты вы почувствуете себя отдохнувшим.

7.Считайте ваши удачи! На каждую сегодняшнюю неудачу или невезение, вероятно, найдется 10 или больше случаев, когда вам повезло! Подумайте о них.

8.Старайтесь общаться с друзьями,  которые не слишком беспокоятся и тревожатся.

9.Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь. Не сидите, скрючившись в одном и том же положении весь день.

10Высыпайтесь. Если необходимо, испробуйте будильник для напоминания о том, что пора идти спать.

11.Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом и рабочее место так, чтобы вы могли всегда найти вещи, которые ищете.

12Слушайте музыку.

Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь, не ворчите, не испытывайте недовольство к другим.

Вообще, «Любую тревогу нужно перевести в моторный компонент. Тревожно на душе — не надо есть пирожные. Лучше выйти на улицу, подышать свежим воздухом, подвигаться. Тревога — древнейшее ощущение, которое возникает при какой-то опасности. В древности человек убегал от опасности. Вот и нам надо перевести тревожные ощущения в мышечные движения»

Методы лечения и профилактики стрессов.

  1. Дыхательная гимнастика “Выдыхаем -– стресс”. Сесть на стул, руки на коленях. Делаем выдох через губы, пауза, вдох через нос. Воздух должен выйти упругой, Плотной струей, плечи при этом не двигаются, щеки не раздуваются. Упражнение делать в течение 5 минут 8-10 раз в день в течение месяца.
  2. Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.
  3.  Аскорбиновая кислота (витамин С) помогает противостоять стрессу.
  4. Карандаш от нервных стрессов. Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.

- И ещё существует  много способов,  чтобы снять стресс.

Релаксация  «Чудесная поляна» (под музыку)

 1. Сядьте удобно и расслабьтесь.

2. Осмотрите всё  своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Закройте глаза.

3. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.

Представьте себе поляну, на которой растёт мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на спине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щёки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку…. Вам хорошо, приятно…. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули? Получилось расслабиться?

Это упражнение снимает напряжение, когда вам плохо, делайте его, очень важно почувствовать и найти свой эталон состояния.

Какие советы вы можете дать, чтобы повысить стрессоустойчивость и как бороться со стрессом?

Итог занятия:

Я хочу вам подарить притчу. В чем состоит ее смысл, вы решите каждый сам для себя».

«… В одном древнем городе жил мудрец. Его никто не мог перехитрить. Один молодой человек решил проверить мудреца. Однажды, гуляя по полю, он увидел бабочку, и ему в голову пришла идея. «Я поймаю бабочку в ладони. И пойду к мудрецу. Спрошу у мудреца: «Жива ли бабочка в моих руках или нет?» Если он скажет, что бабочка жива, я сожму кулак, и она погибнет. Если мудрец скажет, что бабочка мертва, открою ладонь, и она вылетит на свободу. В любом случае, мудрец окажется не прав.

Поймал бабочку в ладони и пришел к мудрецу. И спросил он мудреца: «Ты великий мудрец и все знаешь, скажи, жива ли бабочка, которую я держу в ладонях?» И мудрец ответил ему: «Все в твоих руках…»

-  Ребята, Ваше здоровье, тоже в Ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для беседы с родителями на тему «Откуда берутся различные страхи и как с ними бороться?».

Давайте попробуем выяснить, откуда эти страхи приходят. И где, собственно, проходит та грань, до которой страх естественен, а после - мешает жить. Превращается не просто в неприятного спутника жизни, ...

Занятие " Лень и как с ней бороться"

Занятие можно провести в группе продлённого дня...

Родительское собрание в 3 классе "Агрессивность детей. Как с ней бороться"

Родительское собрание в 3 классе "Агрессивность детей. Как с ней бороться" проведено с целью исследования причин агрессивности детей, помощи родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения...

Как распознать дисграфию и как с ней бороться

Как распознать дисграфию и как с ней бороться...

Детская жестокость. Как с ней бороться?

Прочитайте и помогите своему ребенку быть немного добрее.....

Урок литературного чтения. 2 класс. "Театральные гастроли детского театра. Пока силы есть буду бороться. Л. Пантелеев. Две лягушки"

С первого класса надо учить детей интерпретировать замысел автора. Детям очень нравятся такие формы работы как изменение концовки произведения. Эти приемы способствуют пробуждению творческого воображе...