Внеурочная деятельность. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование кружка "Юный эколог."
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рабочая программа

внеурочная деятельность (социальное направление)

кружок «Юный эколог»

 

Срок реализации программы: 4 года.

Возраст обучающихся  7-11 лет

Количество часов: 270

Составитель:  Парфиненко Людмила Игоревна.

 

 

Рабочая программа  разработана на основе

Программы общеобразовательных учреждений:

Начальная школа: 1–4 классы. Учебно-методический

комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной

деятельности в начальной школе. — М.: Астрель,

2012. — 190, [2] с. — (Планета знаний).

ISBN 9785271390753 (OOO «Издательство Астрель»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_yunyy_ekolog.doc475.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Лабинска

муниципального образования Лабинский район

                                                            Утверждено:

                                                            решением педсовета

                                                                  протокол № 1

                                                от 30.08.2013 года

                                                                     председатель педсовета                              

                                                                     __________С.А. Гончаров

                                                                      

Рабочая программа

внеурочная деятельность (социальное направление)

кружок «Юный эколог»

Срок реализации программы: 4 года.

Возраст обучающихся  7-11 лет

Количество часов: 270

Составитель:  Парфиненко Людмила Игоревна.

Рабочая программа  разработана на основе

Программы общеобразовательных учреждений:

Начальная школа: 1–4 классы. Учебно-методический

комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной

деятельности в начальной школе. — М.: Астрель,

2012. — 190, [2] с. — (Планета знаний).

ISBN 9785271390753 (OOO «Издательство Астрель»)

2013

I. Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость  экологического   воспитания  – следствие вышесказанного.

Экология- наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология-это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек- не главное действующее лицо, а особая, разумная, но часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека- может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

Рабочая программа социального направления  «Юный эколог»  составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования.

2. Цель: осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.

 Задачи  :

1.Понимание самоценности природы.

2.Осознание себя, как части природы.

3.Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам.

4.Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

5.Воспитание активной жизненной позиции.

6.Обучение азам экологической безопасности.

7.Формирование умения рационально использовать природные богатства.

8.Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

9.Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

3. Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

4.Особенности программы

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. При осуществлении  экологического   воспитания  необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности,  игры, театральной деятельности и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, рассчитана на младших школьников.

Используются  следующие формы: дидактические игры, беседы, инсценировки, путешествия, викторины, экологические праздники, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Сроки реализации:                     4 года

Возраст детей:                             7 –11 лет

Состав группы:                            постоянный

Занятия:                                        групповые

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 класс

2 занятия

66 ч

2класс

2 занятия

68 ч

3 класс

2 занятия

68 ч

4 класс

2 занятия

68 ч

II. Учебно-тематический план.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

I год обучения

Мир вокруг нас

9

8

1

Формирование и открытие кружка «Юный эколог». Распределение ролей. Введение символики, правил

1

1

Ввод.беседа.

Экскурсия по территории школы  и близлежащим окрестностям.

1

1

Прогулка по окрестностям школы, наблюдения.

Где мы живем .Что нас окружает.

1

1

Дидактическая игра.

 Как вести себя в природе.

1

1

Ввод.беседа, презентация.

Чтение рассказов

М. Пришвина.

1

1

Конкурс стихов.

Аппликация из осенних листьев.

1

1

Ручной труд. Конкурс поделок.

Рисование на тему:  «Осенние листочки».

1

1

Зарисовки.

Беседа «Мы - друзья природы». Конкурс поделок «Здравствуй, осень».

1

1

Устные ответы, выставка поделок.

Рисование «Мой город».

1

1

Рисование по представлению

Живая природа

35

31

4

Какие бывают растения? Растения. Деревья и кустарники.

1

1

Викторина.

Береги деревянные предметы. Роспись кухонной доски.

1

1

Рисование по шаблону.

Бережно относись к бумаге. Аппликация.

1

1

Изготовление поделок.

Растения. Цветы и травы.

1

1

Экскурсия.

Дикорастущие и культурные растения

1

1

Викторина.

Лекарственные растения. Выпуск стенгазеты  «Лекарственные растения».

1

1

Изготовление стенгазеты.

Ядовитые растения.

1

1

Презентация.

Комнатные растения

1

1

Доклад.

Занятие  «Уход за комнатными растениями».

1

1

Практическое занятие.

Исчезающие растения.  Охрана растений. Беседа: «Что такое Красная книга».

1

1

Презентация, сообщения.

Новогодняя почта. Листовки. (предупреждение  бездумной вырубки деревьев ради новогодних праздников).

1

1

Изготовление листовок.

Занятие «Для праздничной елки».

1

1

Изготовление поделок.

Беседа: «Хлеб всему голова».

1

1

Беседа, дидактическая игра.

Занятие «Экзотические фрукты». Лепка овощей и фруктов .

1

1

Изготовление поделок.

Грибы съедобные и несъедобные

1

1

Презентация, сообщения.

Чтение рассказов и стихов о природе.

1

1

Конкурс чтецов.

Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему: «Как прекрасен наш мир!».

1

1

Изготовление стенгазеты.

КВН «Что мы знаем о растениях». Составление правил поведения в природе, изготовление экологических знаков.

1

1

Игра

Изготовление книжек – малышек «Берегите растения!»

1

1

Творческая работа.

Какие бывают животные? Дикие и домашние животные.

1

1

Экскурсия.

Беседа: «Лес – дом для зверей, а мы гости в нем».

1

1

Акция.

Принципы и правила содержания домашних животных. Поговорим о кошках

1

1

Устные ответы, зарисовки.

Принципы и правила содержания домашних животных. Поговорим о собаках.

1

1

Доклад, презентация.

Экскурсия в ЭБЦ.

1

1

Экскурсия.

Занятие – игра: «В мире животных».

1

1

Игра.

Игра – занятие: «В мире птиц». Лепка из природных материалов «Аиста».

1

1

Игра. Творческая работа.

Изготовление книги «Мир птиц».

1

1

Творческая работа.

Операция «Птичья столовая»  изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

1

1

Труд на участке.

Беседа: «Насекомые». Аппликация «Бабочки»

1

Ввод. Беседа, бумагопластика.

Беседа «Рыбы» Аппликация «аквариумные  рыбки.

1

1

Ввод. беседа, бумагопластика.

Значение животных в природе и жизни человека. Животные , занесенные в Красную книгу

1

1

Презентация.

Животные Кавказского государственного биосферного заповедника

1

1

Сообщения, дидактическая игра.

Чтение рассказов и стихов о животных.

1

1

Конкурс чтецов.

Создание книжки-малышки о животных.

1

1

Творческая работа.

Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему: «Берегите животных!».

1

1

Групповая работа, коллаж.

Неживая природа

9

8

1

Беседа «Времена года» Изготовление коллективной работы «Времена  года в картинках».

1

1

Групповая работа, коллаж.

Солнце-источник тепла и света. Изготовление коллективной поделки «Солнышко из ладошек».

1

1

Групповая работа, коллаж.

Воздух и жизнь Изготовление поделки «Флюгер»

1

1

Творческая работа.

Вода и жизнь

1

1

Лекция.

Открываем жизнь в почве. Аппликация из кругов «Червячок».

1

1

Исследование. Бумагопластика.

Явления природы.

1

1

Презентация, устные ответы.

Операция «Берёзка». Очистка сквера от мусора.

1

1

Труд в природе.

Чтение стихов и рассказов о природе

1

1

Конкурс стихов.

Разработка экологических знаков

1

1

Акция.

Планета - наш дом. Мы хозяева в нем.

13

12

1

Беседа: «Планета заболела».

1

1

Устные ответы.

Проблема чистой воды и здоровья человека. Загрязнение воздуха

1

1

Исследование.

Мусор .Изготовление поделок из бросовых материалов

1

1

Творческие работы.

Проект «Чистота земли начинается с нашего двора».

1

1

Проект.

Учись быть здоровым. Простейшие уроки жизни.

1

1

Презентация, устные ответы.

Питание и здоровье.

1

1

Ролевая игра.

Как стать Нехворайкой.

1

1

Ролевая игра.

Твой режим дня.

1

1

Сообщение.

Вредные привычки. Как их искоренить?

1

1

Игра.

Агитбригада «Будем здоровы».

1

1

Конкурс листовок.

Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему: «Берегите нашу планету!»

1

1

Создание стенгазеты, коллажа.

Экскурсия в лес «Скоро лето».

1

1

Прогулка по окрестностям, наблюдения.

Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов работы кружка.

1

1

Тестирование.

Итого

66

59

7

Наименование разделов, блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Ауди-торные

Внеау-дитор-ные

                 II год обучения

Что такое экология?

1

1

Презентация

Мой дом за окном.

12

7

5

Дом, в котором мы живем.

1

1

Презентация, зарисовки.

Откуда берется и куда девается мусор.

1

1

Ролевая игра.

Сообщение.

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

1

Труд на участке.

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

1

1

Наблюдения в природе.

Деревья твоего двора.

1

1

Зарисовки.

Экскурсия по школьному двору.

1

1

Прогулка по окрестностям, наблюдения.

Птицы Краснодарского края

1

1

Доклад.

Экскурсия «Птицы нашего двора»

1

1

Прогулка по окрестностям, наблюдения.

Экскурсия в ЭБЦ

1

1

Наблюдения в природе.

Праздник «Золотая осень»

1

1

Экологический праздник.

Дорога из дома в школу.

1

1

Ролевая игра.

Сообщение.

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

1

Труд на участке.

Я и моё окружение.

11

11

Моя квартира.

1

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Моя  семья.  

1

1

Ролевая игра.

Сообщение.

Соседи-жильцы.

1

1

Презентация, устные ответы.

Мой класс.

1

1

Презентация, устные ответы.

Ролевая игра.

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате и рекреации»

1

1

Конкурс рисунков-проектов.

Дом моей мечты.

1

1

Групповая работа, коллаж.

Рассказы, стихи о семье.

1

1

Конкурс чтецов.

Комнатные растения в квартире, в классе.

1

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

1

Животные в квартире и доме.

1

1

Презентация, устные ответы.

Рассказы, стихи, пословицы о домашних животных.

1

1

Конкурс чтецов.

Гигиена моего дома.

9

7

2

Уход за квартирой.

1

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Гигиена класса.

1

1

Устные ответы.

Бытовые приборы в квартире.

1

1

Видео-урок.

Экскурсия в школьную кухню.

1

1

Экскурсия.

Наша одежда и обувь.

1

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Русская национальная одежда.

1

1

Презентация, устные ответы.

Практическая работа «Уход за одеждой»

1

1

Пришивание пуговицы.

Моделирование одежды.

1

1

Групповая работа, коллаж.

Экскурсия в музей.

1

1

Экскурсия.

Вода – источник жизни.

6

6

Вода в моем доме и в природе.

1

1

Презентация, устные ответы.

Ролевая игра.

Стихи, рассказы, загадки и пословицы о воде.

1

1

Конкурс чтецов.

Вода в жизни растений.

1

1

Презентация, устные ответы.

Вода в жизни животного мира.

1

1

Презентация, устные ответы.

Вода и здоровье человека.

1

1

Игра.

Личная гигиена.

1

1

Сообщение.

Солнце и свет в нашей жизни.

8

8

Солнце, Луна, звезды – источники света.

1

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Светолюбивые и теплолюбивые дикорастущие и  комнатные растения.

1

1

Сообщение.

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света.

1

1

Работа в уголке природы.

Отношение к свету и теплу различных животных.

1

1

Сообщение. Круглый стол.

Электрический свет и тепло в моем доме. Откуда приходит электричество.

1

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Телевизор в моем доме.

1

1

Круглый стол.

Влияние телевизора и компьютера на здоровье человека

1

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Сколько стоят свет и тепло. Экономия тепла и света.

1

1

Презентация, устные ответы.

Воздух и здоровье.

2

2

Воздух и здоровье человека.

1

1

Презентация, устные ответы.

Практическое занятие «Уборка в классе»

1

1

Трудовые поручения.

Мой край.

8

7

6

Реки Кубани. Охрана вод

1

1

Викторина.

Почвы Кубани. Охрана почв.

1

1

Акция.

Растительный мир края.

1

1

Презентация, сообщение.

Животный мир края.

1

1

Презентация, сообщение.

Исчезающие растения родного края.

1

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Исчезающие животные родного края

1

1

Презентация, сообщение.

Красная книга Кубани

1

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Экскурсия «Краски и звуки весны»

1

1

Прогулка по окрестностям, наблюдения.

Весенние работы.

3

3

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву.

1

1

Работа в уголке природы.

Практическое занятие «Огород на подоконнике»

1

1

Работа в уголке природы.

Практическое занятие по посадке рассады для школьного приусадебного участка

1

1

Работа в уголке природы.

Охрана природы.

8

7

1

Красная книга – что это?

1

1

Проект.

Охрана лесов и лугов и их обитателей.

1

1

Создание коллажа.

Охрана водоемов и их обитателей.

1

1

Акция.

Загрязнение морей и последствия этого.

1

1

Проект. Творческие работы.

Знакомство с вымершими видами растений и животных

1

1

Презентация, сообщение.

Практическое занятие по уборке территории школы.

1

1

Труд на участке.

Практическое занятие по уборке класса.

1

1

Труд в классе.

Праздник «Будь природе другом».

1

1

Экологический праздник.

Итого

68

54

14

Наименование разделов, блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеау-дитор-ные

III год обучения

Введение.

Краснодарский край. на карте России

1

1

Презентация, вводная беседа.

Солнце и свет в нашей жизни

10

10

Солнце, Луна, звёзды – источники света.

2

2

Создание коллажа.

Акция.

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

2

2

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света.

2

2

Работа в уголке природы.

Отношение к свету и теплу различных животных.

2

2

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи».

2

2

Опыты.

Растительность Краснодарского края

27

24

3

Травы, кустарники, деревья. Особенности растительности на территории Краснодарского края.

2

2

Проект. Творческие работы.

Экскурсия «Где растут деревья».

2

1

1

Прогулка по окрестностям, наблюдения.

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.

3

2

1

Сбор гербария.

Кустарники. Их роль в жизни человека.

2

1

Проект. Творческие работы.

Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав города.

3

2

1

Работа на участке.

Растения – сорняки и вредители здоровья человека

2

Проект. Творческие работы.

Комнатные растения. Разведение и уход за ними.

3

3

Проект. Творческие работы.

Викторина «Зелёный мир вокруг нас».

2

1

Викторина.

Защита проектов «Редкие растения края»

3

3

Проект.

Заповедники Северного Кавказа. Создание экознаков.

3

3

Проект. Творческие работы.

Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга края.

2

2

Создание листовок.

Насекомые на территории нашего края.

15

14

1

«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)

2

2

Проект. Творческие работы.

Насекомые – вредители

2

2

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

3

3

Создание коллажа.

Акция.

Насекомые в Краснодарском крае. Экскурсия в краеведческий музей.

3

2

1

Экскурсия.

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков.

3

3

Проект. Творческие работы.

«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)

2

2

Викторина.

Рыбы, обитающие в Краснодарском крае.

15

14

1

Вода в природе.

1

1

Создание коллажа.

Акция.

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

2

2

Проект. Творческие работы.

Рыбы, обитающие в реках края.

2

1

1

Экскурсия к водоёму.

Прудовые хозяйства Краснодарского края.

2

2

Создание коллажа.

Акция.

Аквариумные рыбы.

2

2

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Охрана рыбных богатств. Красная книга края.

2

2

Создание листовок.

Конкурс-игра «Золотая рыбка»

2

2

КВН.

Защита экологических  проектов

2

2

Проект. Творческие работы.

Итого

68

63

5

Наименование разделов, блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Ауди-торные

Внеауди-

торные

                 IV год обучения

Вода – источник жизни

15

14

1

Вода в моём доме и в природе.

2

2

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Экскурсия к водоёму.

1

1

Наблюдения в природе.

Стихи, рассказы о воде и природе.

1

1

Инсценировка, чтение стихов.

Вода в жизни растений.

2

2

КВН.

Вода в жизни животных.

2

2

Викторина.

Вода и здоровье человека.

2

2

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Личная гигиена.

2

2

Создание коллажа.

Акция.

 Как правильно чистить зубы.

1

1

Презентация.

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле».

2

2

Проект. Творческие работы.

Птицы России.

28

27

1

Воробей – самая распространённая птица на Земле.

2

2

Презентация, сообщение.

Ворона – «интеллектуальная» птица.

2

2

Презентация, сообщение.

Ворон – красивая и умная птица.

2

2

Рисунки.  Презентация, сообщение.

Сорока-белобока – «лесная сплетница».

2

2

Презентация, сообщение.

«Лесной доктор» - дятел.

2

2

Проект. Творческие работы.

Галка – городская птица.

2

2

Создание коллажа.

Акция.

Загадочная птица – кукушка.

2

2

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

«Пернатая кошка» - сова.

2

2

Создание коллажа.

Акция.

Любимая птица – снегирь.

2

2

Рисунки.

«Сестрички-синички» - самые полезные птички России.

2

2

Проект. Творческие работы.

Наш добрый сосед – скворец.

2

2

Создание коллажа.

Акция.

Изготовление скворечников, кормушек. Развешивание кормушек на территории школы.

2

1

1

Труд на участке.

Красная книга Краснодарского края. Заповедники, заказники. Создание экознаков.

2

2

Проект. Творческие работы.

Защита экологических проектов.

2

2

Проект. Творческие работы.

Животный мир. Звери, обитающие на территории нашего края.

25

23

2

Заяц – «Длинное ухо».

1

1

Инсценировка. Доклад.

Лисица. «Лиса Патрикеевна».

1

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Серый хищник – волк.

2

2

Презентация, сообщение.

Хозяин леса – медведь.

2

2

Презентация, сообщение.

Любознательный зверёк – белка.

1

1

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Лесной красавец – лось.

2

2

Презентация, сообщение.

Сердитый недотрога – ёж.

1

1

Рисунки. Презентация, сообщение.

Всеядное животное – барсук.

2

2

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Бобр – строитель.

2

2

Презентация, устные ответы.

Запасливый бурундук.

1

1

Дидактическая  игра

Рысь – родственник кошки.

1

1

Презентация.

Дидактическая  игра

Соболь – «дорогой» зверёк.

2

2

Презентация, устные ответы.

Дидактическая  игра.

Косуля - самый маленький европейский олень.

1

1

Конкурс рисунков.

Красная книга края. Заповедники края. Создание экознаков.

2

2

Проект. Творческие работы.

Экскурсия в краеведческий музей

1

1

Экскурсия.

Защита экологических проектов.

2

2

Проект. Творческие работы.

Подведение итогов .

1

1

Тестирование.

Итого

68

64

4

1 класс

Программа состоит из 4 разделов. В 1 разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматривают во взаимосвязи. Раздел «Планета - наш дом, а мы хозяева в нем» является обобщающим по отношению к предшествующим.

 «Мир вокруг нас»

Формирование и открытие кружка «Юный эколог». Распределение ролей. Введение символики, правил. Где мы живем .Что нас окружает. Как вести себя в природе. Чтение рассказов М. Пришвина. Беседа «Мы - друзья природы»Конкурс поделок «Здравствуй, осень». Аппликация из осенних листьев. Рисование на тему:  «Осенние листочки».

«Живая природа»

Какие бывают растения? Деревья и кустарники Цветы и травы Дикорастущие и культурные растения Лекарственные растения. Выпуск стенгазеты  «Лекарственные растения». Ядовитые растения. Комнатные растения Уход за комнатными растениями. Исчезающие растения.  Охрана растений.  Красная книга. Грибы съедобные и несъедобные Какие бывают животные? Дикие и домашние животные Принципы и правила содержания домашних животных. Поговорим о кошках Поговорим о собаках Экскурсия в ЭБЦ Животные Кавказского государственного биосферного заповедника

«Неживая природа»

 Времена года Солнце-источник тепла и света. Воздух и жизнь Вода и жизнь Открываем жизнь в почве Явления природы. Чтение стихов и рассказов о природе Разработка экологических знаков

«Планета - наш дом. Мы хозяева в нем»

 Проблема чистой воды и здоровья человека. Мусор .Изготовление поделок из бросовых материалов Загрязнение воздуха Проект «Чистота земли начинается с нашего двора» Учись быть здоровым. Простейшие уроки жизни. Питание и здоровье .Как стать Нехворайкой. Твой режим дня Вредные привычки. Как их искоренить? Агитбригада «Будем здоровы». Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов работы кружка.

2 класс

Введение: знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Простейшая классификация экологических связей.

Мой дом за окном: Внешний вид домов, из чего сделан, окраска стен, дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка не только в своей квартире, но и на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Техника безопасности. Распределение обязанностей. Классификация мусорных отходов. Наблюдения за деревьями. Знакомство с многообразием птиц, с их значением для человека.

Я и моё окружение: Влияние предметного и цветового окружения в квартире на настроение и самочувствие. Роль семьи в жизни человека. Все мы соседи на планете: дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Создание уюта в классной комнате. Комнатные растения и их влияние на человека.

Гигиена моего дома : влажная уборка помещения. Проветривание –зачем? Бытовые приборы в жизни человека, их влияние на жизнедеятельность человека, правила безопасной эксплуатации. Знакомство с одеждой и обувью: назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. Знакомство с русской народной одеждой.

Вода – источник жизни : вода, которую мы пьем. Откуда пришла и куда уходит вода. Сколько стоит вода, почему ее необходимо экономить. Как вода влияет на жизнь растений, животных, человека? Водные процедуры, закаливание.

Солнце и свет в нашей жизни : влияние тепла и света на жизнь человека, животных, растений. Электрические приборы, правила эксплуатации. Влияние ТЭЦ, АЭС на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла.

Воздух и здоровье : свойства воздуха, значение в жизни человека и всего живого.

Мой край : многообразие растений, животных области. Знакомство с исчезающими видами животных и растений. Причины исчезновения и необходимость защиты каждым человеком.

Весенние работы : подготовка почвы к посеву, уход и наблюдение за всходами, выращивание рассады для приусадебного участка.

Охрана природы : от чего и как защищают природу. Посильная помощь каждого человека в сохранении окружающей среды.

3 класс

Введение.

Краснодарский край  на карте России.

Солнце и свет в нашей жизни

Солнце, Луна, звёзды – источники света.

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света.

Отношение к свету и теплу различных животных.

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи».

Растительность Краснодарского края

Травы, кустарники, деревья. Особенности растительности на территории Краснодарского края.

Экскурсия «Где растут деревья».

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.

Кустарники. Их роль в жизни человека.

Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав города.

Растения – сорняки и вредители здоровья человека

Комнатные растения. Разведение и уход за ними.

Викторина «Зелёный мир вокруг нас».

Защита проектов «Редкие растения края»

Заповедники Северного Кавказа. Создание экознаков.

Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга края.

Насекомые на территории нашего края.

«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)

Насекомые – вредители

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

Насекомые в Краснодарском крае. Экскурсия в краеведческий музей.

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков.

«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)

Рыбы, обитающие в Краснодарском крае.

Вода в природе.

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

Рыбы, обитающие в реках края.

Прудовые хозяйства Краснодарского края.

Аквариумные рыбы.

Охрана рыбных богатств. Красная книга края.

Конкурс-игра «Золотая рыбка»

Защита экологических  проектов

  1. класс

               

Вода – источник жизни

Вода в моём доме и в природе.

Экскурсия к водоёму.

Стихи, рассказы о воде и природе.

Вода в жизни растений.

Вода в жизни животных.

Вода и здоровье человека.

Личная гигиена.

 Как правильно чистить зубы.

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле».

Птицы России.

Воробей – самая распространённая птица на Земле.

Ворона – «интеллектуальная» птица.

Ворон – красивая и умная птица.

Сорока-белобока – «лесная сплетница».

«Лесной доктор» - дятел.

Галка – городская птица.

Загадочная птица – кукушка.

«Пернатая кошка» - сова.

Любимая птица – снегирь.

«Сестрички-синички» - самые полезные птички России.

Наш добрый сосед – скворец.

Изготовление скворечников, кормушек. Развешивание кормушек на территории школы.

Красная книга Краснодарского края. Заповедники, заказники. Создание экознаков.

Защита экологических проектов.

Животный мир. Звери, обитающие на территории нашего края.

Заяц – «Длинное ухо».

Лисица. «Лиса Патрикеевна».

Серый хищник – волк.

Хозяин леса – медведь.

Любознательный зверёк – белка.

Лесной красавец – лось.

Сердитый недотрога – ёж.

Всеядное животное – барсук.

Бобр – строитель.

Запасливый бурундук.

Рысь – родственник кошки.

Соболь – «дорогой» зверёк.

Косуля - самый маленький европейский олень.

Красная книга края. Заповедники края. Создание экознаков.

Экскурсия в краеведческий музей

Защита экологических проектов.

Подведение итогов .

IV. Предполагаемые результаты реализации программы

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;
  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества:

  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

V. Формы и виды контроля.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

VI. Методические рекомендации

        При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических  бесед по темам из разных разделов программы.     Необходимо  также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.

     Целесообразно  наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно  записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д.   Необходимо оформить «Уголок юного эколога», где будут освещаться основные моменты работы кружка.

    При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.

     Некоторые занятия полезно проводить в форме докладов,  мультимедийных презентаций.

    Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес и бережное отношение к природе своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

   При прохождении многих тем можно использовать  игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

         Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются  эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.

VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Количество.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1.

2

3

4

5

Головкин Б . Н.  О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .

Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 .

Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 .

Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 .

Плешаков А.А.Зеленые страницы .М. Просвещение , 1997.

Программа факультативного курса «Окружающий мир»,2007г.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Печатные пособия.

1.

Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка.

Д

2.

3.

4.

Толковые словари..

Репродукции картин.

Справочная литература

Ф

Д

                     Д/К

Технические средства обучения.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности).

Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор.

Мультимедийный проектор .

 Компьютер.

 Экспозиционный экран

Сканер

Принтер лазерный

 Принтер струйный цветной .

Фотокамера цифровая .

Видеокамера цифровая.

Д

Д

Д

Д

Д

1

1

1

1

1

1

1

1

Экранно-звуковые пособия.

1

2

3

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения .

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения .

1

1

Игры и игрушки.

1

Настольные развивающие игры, лото, викторины.

10

Оборудование класса.

1

2

3

4

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Полки для «Уголка книг».

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

1

1

1

1

Согласовано                                                                                                           Согласовано

на заседании МО                                                                                       Заместитель директора по УВР

Руководитель МО                                                                                         ___________

_________ А. И. Акименко                                                                          __________ О. А. Мезенцева

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа, календарно - тематическое планирование 1 класс музыка по ФГОС

Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1-4 классов разработана на основе:- примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образовани...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа + календарно-тематическое планирование уроков по ОПК

Программа рассчитана на учащихся 4 класса МОУ «СОШ с. НиколаевкаИвантеевского района Саратовской области». Программа рассчитана на 17 часа – 1 час в неделю первое полугодие.Суть программы. Учебный кур...

Основы религиозных культур народов России 4 класс. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование

Размещен материал: рабочая программа "Основы религиозных культур народов России 4 класс", календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ 4 класс....