Классный час "Да здравствует здоровое питание"
классный час по зож (3 класс) на тему

Савина Елена Станиславовна

Внеклассное мероприятие. нацеленное на здоровьесбережение детей через здоровое питание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon da_zdravstvuet_zdorovoe_pitanie.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                   Классный час в 3 классе  «Да здравствует здоровое питание!»

                                                               Автор: учитель начальных классов

                                                               МБОУ «Средняя школа №5» г.Городца

                                                               Савина Елена Станиславовна

 Цель: здоровьесбережение детей через  здоровое  питание.

 Оборудование: плакат “Пирамида питания”, плакат “Здоровое питание”, рисунки фруктов, продукты  питания, аудиозапись песни

Ход мероприятия.

Учитель:

Приветствуем всех, кто время нашел,
И в школу на праздник здоровья пришел.

Зима  улыбается пусть нам в окно,
В классе у нас уютно, светло.
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь.
И здесь набираем, естественно, вес.
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны.
А с ними порядок, уют, чистота.
Эстетика. В общем, сама красота.
Здоровье свое бережем с малых лет,
Оно нас избавит от болей и бед.

- Ещё древнегреческий философ Сократ (470 - 399 до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего детского организма.
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.

-Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»?

(Ответы детей).

Учитель: Ребята, “Здоровый образ жизни” включает в себя несколько компонентов. И один из них - очень важный - здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы? Об этом мы  поговорим сегодня и  вы  заполните маршрутные листы, которые продемонстрируют ваши знания. Тема нашего классного часа - “Секреты здорового питания”.

Учитель: Ребята, на доске записана пословица, давайте ее прочтем.

(“Мельница живет водою, а человек едою”.)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Ответы детей).

Учитель: Еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.

- А какой должна быть еда? (Вкусной, разнообразной)

- Почему? (В разных продуктах содержатся разные питательные вещества и витамины).

Вы видите пирамиду питания, рекомендованную Всемирной Организацией здравоохранения. Давайте посмотрим, из чего она состоит.

 

-Что находится в основании пирамиды?  Верно, хлеб, зерновые и макаронные изделия. Хлеб и зерновые на заре нашей цивилизации были одним из основных продуктов питания человека.    

Стоит только вспомнить, сколько пословиц сложено о хлебе! Можете их назвать?

     Плох обед, если хлеба нет.

Хлебушко – пирогу дедушка.
     

Учитель:  В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная. «Каша – еда наша», - гласит пословица. Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рождении ребенка готовилась «бабина каша» – крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.  У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».                                                                                                          

Учитель.  – Что размещается на второй ступени пирамиды? Что это значит?

- Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.

«Овощи – кладовая здоровья», - гласит пословица. Как вы это понимаете? (Ответы учащихся). В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Но россияне по статистике съедают около 85 кг за год. В день на нашем столе должно оказаться не менее 600 граммов фруктов и овощей. Особенно полезны овощные и фруктовые соки.

Учитель.  -Что расположено на следующей ступени пирамиды ? Да, это мясо, рыба, птица и молочные продукты.

Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо - это животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов, то есть в 7-9 раз больше энергии, чем на углеводы.     Почки, печень, сердце и легкие работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное. Поэтому надо постараться контролировать количество пищи и перед мясным блюдом пожевать салат или винегрет из сырых овощей и зелень. Недаром говорят, что горцы и чабаны едят много мяса, но еще больше употребляют при этом зелени. Регулярное употребление мяса  приводит к преждевременному старению. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.

Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные "деликатесы" включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу здоровью.

Другое дело - рыба. Она тоже содержит белок, но, в отличие от мяса,  он быстрее усваивается организмом.   Содержащиеся в рыбе минеральные вещества   - йод, фтор, медь и цинк - делают рыбу необходимой для профилактики многих болезней.  Повышается сопротивляемость организма инфекциям, улучшается  зрение.      Рыба необходима детям и людям пожилого возраста! Полезны и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.

 Молоко любят многие. И о том, пить его или не пить, существует масса мнений и споров в научном мире. Бесспорно одно: молоко идеально для растущего организма. Оно   обеспечивает организм ребенка практически всем необходимым. В зрелом возрасте, когда построение и рост органов и систем завершен, предпочтительнее кисломолочные продукты - йогурты, кефир, творог, простокваша. Очень полезны для здоровья стакан кефира на ночь, а на завтрак йогурт с пониженным содержанием жира.

Учитель.  –Что расположено на вершине пирамиды?

Правильно, на вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости.

Как мало им отводится места! Так же мало их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит порой ко многим заболеваниям.   Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Нужно приучать себя и близких минимально употреблять эти продукты: соль - до 6 граммов в день (мы подчас употребляем и 15 граммов), вместо сахара, тортов, конфет - джемы и фрукты.  

Учитель.  –Рассмотрев данную пирамиду, можете ли вы сказать, каким должно быть наше питание? (разнообразным)

-Что значит разнообразие? (Ответы учащихся)
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, яйца, мясо, орехи). А третьи - фрукты и овощи (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы), содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться.

(Повесить вывеску: Здоровое питание: )

1. Разнообразное.

Учитель: - Посмотрите  фрагмент мультфильма и определите, каким еще должно быть наше питание.

Учитель: - Ребята, какой вывод можно сделать из истории, произошедшей с героем?

(Питание должно быть регулярным).

Учитель: Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день в одно и тоже время.

А еще питание должно быть умеренным.

Умеренность - мать здоровья. Не перегружайте желудок, не переедайте. Ощущение сытости приходит к человеку через 15-20 минут после окончания еды. Поэтому из-за стола нужно выходить, чувствуя легкий голод.

Чтобы правильно питаться, нужно два условия: умеренность и разнообразие. Что значит умеренность?
Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем, для того чтобы есть». Как вы их понимаете?
Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переваривать. К чему может привести переедание? Переедание ведет к различным заболеваниям и ожирению. Многие люди страдают избыточным весом из-за того, что ежедневно переедают.

Русские цари всегда славились размахом пиршеств. Так в царствование Екатерины II ежедневный обед состоял из 80 блюд. Не отставали от них и поданные. Так, два брата-дворянина Боброва прославились своим обжорством. На обед братьям жарили три гуся, два поросенка, подавали десяток тарелок борща, гречневую кашу. После такого обеда один брат начинал тяжело вздыхать, а другой утешал его – «Не вздыхай, мы еще ужинать будем».

(Повесить слова: Здоровое питание:)

1. Разнообразное.

2. Регулярное.

3. Умеренное.

Учитель: - Отразите все сказанное в своих маршрутных листах.

(Под музыку вбегает Старуха Шапокляк, бежит по классу, останавливается).

Шапокляк: - Здрасьте. . .

Учитель: - Здравствуйте, а вы кто?

Шапокляк: - Ну и бестолковые дети. Вы что, не узнаете благороднейшую старушку?

Учитель: - Как вы думаете, ребята, кто же эта дама? (Ответы детей).

Шапокляк: - Ну, наконец-то.

Учитель: - А зачем ты к нам пожаловала?

Шапокляк: -Слышала, что у вас тут праздник. “Секреты здорового питания” называется. Вот и решила угостить вас вкусной и полезной пищей.

(Достает из сумки чипсы, жвачки, газированную воду).

 Угощайтесь, детки, не стесняйтесь.

Учитель: Подожди, подожди, Шапокляк. Ты присаживайся с нами, а мы сейчас спросим у ребят, так ли полезна твоя еда.  

1-ый ученик:

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться,

Организм свой пожалеть.

2-ой ученик

Мы думаем, вы без сомнения знаете,

Что пользу приносит не все, что съедаете.

Запомним и всем объясним очень ясно:

Желудок нельзя обижать понапрасну.

                                                           Мини-сценка:

Автор:

Олег пел, Илья молчал

А Егор  ногой качал...

И спросила тихо Света,

упаковкою шурша:

Света:

-«Кириешки» будем кушать?

Что-то требует душа.

Егор:

- «Кириешки»??? Что за гадость!

Автор:

Молвил ей Егор в ответ.

Егор:

- Чипсы "Лейс" - вот это радость!

Съел бы сразу весь пакет!

Автор:

Тут задумчивый Илюшка

оживился и сказал:

Илюша:

- В «Кириешках», чипсах, прочем,

Е-добавки. Я читал.

Все:

- Е-добавки? Что за чудо?

Автор:

Удивились все друзья.

И решили все добавки

Изучить от А до Я

Выходят двое ребят в шапочках с буквой Е и исполняют песню на мотив «Песни разбойников» из мультфильма «Бременские музыканты»

Мы ребята – Е-добавки,

Вам без нас никак нельзя,

Мы коварны, мы опасны,

Человеку не друзья

Да, да, да! Да, да, да!

Человеку не друзья

Да, да, да! Да, да, да! Эх – ма!

2.Вы встречаете везде нас

С нами всё вкусней в сто раз,

Вы нас больше покупайте,

А уж мы обманем вас

Да, да, да! Да, да, да!

А уж мы обманем вас

Да, да, да! Да, да, да! Эх – ма!

Учитель: Так что же такое Е-добавки?

Ученик:

Мы расскажем вам, ребята,

Про добавки с буквой Е.

Это гадость, хоть и сладко,

Хоть и вкусно. А вообще,

Это химия, ребята,

Улучшает вкус и цвет,

Вызывает в организме

Много всяческих проблем!

Нарушает в нашем теле

Весь естественный обмен,

Что ведёт к заболеваниям,

К нарушениям систем!

Рассказ учителя о добавках.

3-ий ученик

Провели в нашем классе мы опрос,

Детям задали такой вопрос:

«Лакомств много есть на свете,

Что для вас вкусней всего, ответьте!»

Учитель:- Посмотрите на результаты нашего анкетирования, в котором вы указали самые полезные продукты, вредные,  и те,  которые вы любите есть.

Частушки:

Раньше ели, что хотели,
Не задумывались мы,
А теперь от всякой снеди
Мы бежим как от чумы.

Почему теперь не рады
Съесть полезный йогуртон?
Потому что в нём добавки
Отравить нас может он.

Мы сегодня съели чипсы
И расстроились до слёз
В интернете посмотрели
Окислителей там воз!

Шоколадку я купила
Есть не есть, боюсь опять.
Надо знать про «Е»-добавки
Упаковку изучать!

Мы частушки вам пропели,
Вас хотели оградить,
Чтобы всё подряд не ели,
Если вы хотите жить!            

                                                               Сценка

Автор: Кроха сын к отцу пришел

             И спросила кроха:

           

 Сын:   «Е»- добавки ХОРОШО?

               Или очень ПЛОХО?"

Отец: "Если смотришь этикетку,

             Если слушаешь родителей,

             В рот положишь ты конфетку

            Без химических красителей!

            Если видишь ты напиток

            В нем находишь концентрат

            Знай, сыночек, это страшно -

            Это явный консервант!

            Если ты состав читаешь

            Внимательно на упаковке

            То  скорее вместо «Сникерса»

            В рот положишь ты морковку».

Автор: Кроха сын отца услышал

              И сказала кроха:

Сын:    "Знаю все я о добавках

               Мне не будет плохо!"

Учитель: - Сегодня у нас присутствуют  гости -  доктор и  диетолог. (В роли диетолога и доктора выступает ученик).

- Ребята, а кто такой диетолог? (Ответы детей).

Диетолог-это специалист по диетологии. А диетология - это наука о рациональном (правильном) питании.

Учитель: - Многие ребята любят утолить жажду напитками «Кола», «Фанта». Как вы можете это прокомментировать?

Диетолог: К газированным напиткам относятся такие как: “Кока-Кола”, “Пепси-Кола”, “Фанта” “Спрайт”,“Тархун”, “Колокольчик”, “Крем-сода” и многие другие.

В состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников.

Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной воде, провоцирует кариес.

Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму.

Учитель: А как же жвачки, которые любят многие дети?

Доктор: Ребята, в состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы.

Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов.

В работе детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки.

Учитель: Спасибо доктор. А теперь я хочу спросить у диетолога, не вредны ли для здоровья чипсы и картофель фри?

Диетолог: А вы знаете, ребята, что в картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.

У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Дается список продуктов. Их надо распределить в 2 столбика: 1. Полезные продукты; 2. Неполезные продукты и сделать соответствующую запись в маршрутные листы.

Список: рыба, кефир, пепси, геркулес, фанта, чипсы, подсолнечное масло, жирное мясо, торты, морковь, лук, «Сникерс», капуста, конфеты, сало, фрукты, кефир

Итак, что у нас получилось?

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

НЕПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

Рыба

Пепси

Кефир

Фанта

Геркулес

Чипсы

Подсолнечное масло

Жирное мясо

Морковь

Торты

Лук

Сникерсы

Капуста

Шоколадные конфеты

Фрукты

Сало  

Конечно, для многих ребят более привлекателен 2-й столбик.   Но всегда ли то, что нам нравится, можно есть в больших количествах и каждый день?

4-ый ученик:

Мы контрольную закупку совершили,

Упаковки в класс мы приносили,

Любимые продукты в школу принесли,

В общий список их внесли!

5-ый ученик:

Отобрали 10 самых вкусных «блюд»,

Эти лакомства экспертизу все пройдут!

«Е»-добавки изучали тщательно и долго,

Вывод делаем такой:

Учитель:- На занятие вы принесли продукты, сейчас вы в паре должны их исследовать и записать  в таблицу, какие добавки в них содержатся и определить степень опасности.

   

  НАЗВАНИЕ ПРОДУКТА

       ПИЩЕВЫЕ    

        ДОБАВКИ

               

        ПРИЧИНЯЕМЫЙ

                    ВРЕД

 6-ой ученик:

Кола, чипсы, жвачки, «Кириешки» –

Хоть и вкусные они, для здоровья всё ж вредны!

Могут вызвать рак и аллергию,

Обострить гастрит, гипертонию…

7-ый ученик:

Знаем о добавках «Е» не мало,

Столько в них вреда - аж страшно стало!

Многие продукты просто есть нельзя,

Ну, а выбор делать вам, друзья!

Учитель: Ребята, так примем мы угощение Старухи Шапокляк? (Нет). 

Учитель: Я думаю, ребята, вы прислушаетесь к советам нашего диетолога и будете стараться не употреблять эти вредные продукты.

- А какую пищу можно считать полезной?

(Ту, в которой много витаминов).

- А что такое витамины? (Ответы детей). 

Учитель: Витамины - это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет. Сегодня они у нас в гостях. Давайте послушаем, что расскажут нам Витамины.

(Выходят Витамины, несут подносы с продуктами или картинки ).

Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я- витамин А! Витамин А содержится в моркови, помидорах, рыбе.

Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я- витамин В! Меня вы можете найти в рисе, горохе, фасоли, хлебе, йогурте, сыре.

Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я- Витамин С! Меня вы найдете в черной и красной смородине, шиповнике, лимоне, луке, киви, болгарском перце, капусте, вишне.

(Витамины уходят).

Составление предложения

-Теперь, работая в парах, из предложенных слов составьте высказывание, которое и будет итоговым завершением нашего классного часа:  моего, питание, здоровье, моё, организма.

МОЁ  ПИТАНИЕ – ЗДОРОВЬЕ  МОЕГО  ОРГАНИЗМА

Не забывайте, ребята, что правильное питание – залог вашего здоровья!

Учитель: Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы- наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система. .

Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.

 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ «СЕКРЕТЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»

 

Выполнил__: учени____  3»б» класса________________________

1.Вставь пропущенные слова:

                                  Здоровое питание

2. Распредели продукты в два столбика:

рыба,  кефир,  гамбургер ,  «Фанта», геркулес,  чипсы,  подсолнечное масло,  жирное мясо,  торты, морковь,  лук,  «Сникерс»,  капуста,  конфеты,  сало,  фрукты.

         

        ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

             ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ

3.Исследуй принесенные тобой продукты вместе с товарищем по парте и заполни таблицу:

   

  НАЗВАНИЕ ПРОДУКТА

       ПИЩЕВЫЕ    

        ДОБАВКИ

               

        ПРИЧИНЯЕМЫЙ

                    ВРЕД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: Урок здорового питания

Сейчас очень много внимания уделяется беседам с детьми  о правильном питании. Классный час, которым я хочу поделиться, очень понравился и родителям и детям....

Классный час о здоровом питании.

Классный час для детей младшего школьного возраста о правильном и здоровом питании...

Разработка классного часа "О здоровом питании."

Тема классного часа: "Роль витаминов в жизни человека"...

классный час "Здравствуйте,здоровые зубки!"

формирование  навыков правильного  ухода за зубами.Задачи:    - закрепить знания о полезных и неполезных для организма продуктах питания.- познакомиться со строением зубов чел...

Классный час "Азбука здорового питания"

Материал для классного часа по здоровому питанию...

классный час " Пирамида здорового питания"

Часто  использую  в  своей  работе  класссные  часы  по  формированию  здорового  образа  жизни воспитанников.Цели  работы: формировать уста...

Классный час-проект "Здоровое питание"

Формирование знаний о составе пищи, правилах питания.Воспитание культуры питания.Воспитание уважительного отношения к своему здоровью.Обучение методам исследовательской деятельности.Работа в группах....