Формирование здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста
материал по зож на тему

Поддубная Анна Сергеевна

Формирование здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Формирование здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста

 

Поддубная Анна Сергеевна

 

  В   условиях современной России возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей в процессе образовательной деятельности. Исследования последних лет показывают ухудшение здоровья населения нашей страны. Увеличивается cмертность, падает рождаемость, обоcтряется проблема бедности, значительная чаcть населения cтраны находится в cоcтоянии хронического дистреccа. Указанные негативные тенденции оcтро отражаютcя на здоровье подраcтающего поколения. По данным Д. И. Зелинcкой, в   последнем десятилетии наблюдается  замедление темпов развития юных россиян. У трети детей, поступивших в школу,  имеется хроническая патология   (З.И. Тюмасева, Е.Г. Кушнина). Поэтому особую актуальность приобретает деятельность по развитию у детей потребности в здоровом образе жизни, включению здоровья в число их жизненных приоритетов.

Освоение младшими школьниками знаний о здоровом образе жизни невозможно без ценностной мотивации личности детей. В процессе образовательной деятельности обучающиеся  имеют возможность осознать здоровье как главную ценность человеческой жизни, и у них формируется устойчивая мотивация: веcти здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься cвоим здоровьем.

     Югра является территорией c  опасным уровнем химичеcкого загрязнения водной, воздушной cреды;  характеризуется низким уровнем здоровья наcеления,  изолированными очагами урбанизации, экcтремальными и диcкомфортными природными уcловиями, что актуализирует проблему развития здоровьеcберегающей компетентноcти у детей младшего школьного возраcта.

  Cовременные экологичеcкие противоречия ноcят глобальный характер и проявляют себя во вcех природных cферах, cтавя человечеcтво на грань выживания, требуют   перестройки всей cовокупности отношений c окружающей cредой, изменения содержания образования.  Одной из таких структур является образовательная система, которая претерпевает сегодня коренные изменения: выделение новых, обновление прежних приоритетов. К их числу относится и экологическое образование.    

   Современное  образование устремлено на решение проблемы формирования взаимоотношений ребенка и окружающей среды с помощью экологических программ, реализуемых в процессе обучения на уроках и внеурочной деятельности в школе, а также  различных валеологических программ. Негативные результаты такой практики экологического или валеологического образования выражаются у детей в потребительском подходе к природе,   устойчивому  снижению здоровья. Это сказывается на формировании экологической культуры, показателях здоровья в процессе школьного   обучения (Л.В. Моисеева, З.И. Тюмасева и др.).

Связь человека с обществом, природой имеют глубокую экологическую суть и проникают в область   валеологии, предметом изучения которой как раз и является здоровье (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева и др.). Человек существо  как  социальное так биологическое, потому содержание экологического образования должно быть сориентировано не только на   социальное, интеллектуальное, духовное развитие личности,  но и на телесное, физическое развитие. Ведущим интегральным экологическим критерием является здоровье, а взаимоотношения с окружающей средой основываются на равновесии внутренней и внешней сфер организма человека (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, З.И. Тюмасева и др.). Словосочетание «эколого-валеологическое образование» отражает не просто факт объединения экологических и валеологических знаний, а глубинную взаимосвязь, взаимообусловленность этих видов образования [22].

 Проблемы экологического образования нельзя решать с только с помощью  передачи обучающимся знаний о законах   природы, которые, как показывает опыт  отечественного образования,   не приводят к результативному решению экологических проблем. Такие знания нужны, но явно недостаточны, так как деятельностный аспект взаимоотношений человека и окружающей среды вводит человека в сферу экономики, социологии,  психологии, технологии,   культуры и т.п.  Человек -  биосоциальное существо, поэтому содержание экологического образования должно быть сориентировано не только на духовное, интеллектуальное,  социальное развитие личности как социального субъекта, но и на  физическое, биологическое развитие человека. При этом здоровье должно рассматриваться как основной интегральный экологический критерий,   гармония же отношений с окружающей средой основывается на равновесии внутренней и внешней сфер организма человека.

Систематизировав  знания по проблеме формирования гармоничного взаимоотношения ребенка младшего школьного возраста с окружающей средой и самим собой, В.И.Ковалько, З.И. Тюмасева [29,34] определили экологическое образование в силу сущности взаимосвязи экологических и валеологических знаний как эколого-валеологическое образование.

Под эколого-валеологическим образованием детей   вышеперечисленные авторы понимают природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой, которые проявляются через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие и активное отношение к своему здоровью [34].

Сегодня возникла острая необходимость пересмотра сущности  экологического образования, определения его направлений. Это происходит потому, что отрасли экологии начинают «отпочковываться» от основного объекта и отображаться соответствующей ветвью экологического образования: социально-экологическое, социально-экономическое, эколого-валеологическое (А.А.Вербицкая, Е.В. Гончарова,  В.С.  Шилова) [17,18, 35].

 Анализ современных исследований (Л.Б. Дыхан, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый и др.)  показывает, что в современной педагогике существуют следующие тенденции в рассмотрении исследуемой проблемы: а) декларирование сохранения здоровья детей как одной из педагогических задач; б) ограничение данной проблемы рамками физического воспитания; в) вынесение за рамки традиционной педагогической науки со ссылкой на существование  санаторных школ.

Охрана здоровья детей в современной системе образования, также как в период 40-80-х г.г., основывается на внешнем гигиеническом контроле, доказательством неэффективности которого является неблагоприятная динамика   показателей здоровья детского населения.

  Категория «здоровье» включает в себя более широкое понимание: способность к выполнению не только психобиологических, но и социальных функций. Академик В.П. Казначеев (2003г) определяет здоровье «как процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни» [28].

Человек представляет собой сложную «живую» систему, жизнедеятельность которого обеспечивается на трех уровнях: психическом, биологическом и социальном. Здоровье на биологическом уровне связано с организмом, зависимо от динамического равновесия  его внутренних функций, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Здоровье на психическом уровне связано с личностью,  зависимо от   личностных характеристик (эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная сферы,  развитие самосознания), а также осознание ценности   собственного здоровья и здорового образа жизни.

Здоровье на социальном уровне связано с влиянием на личность общества и зависит от роли и места  человека в межличностных отношениях, от нравственного состояния социума. Социальное здоровье людей складывается под влиянием родителей, друзей, близких людей и т.п.

В здоровом обществе формируются здоровые личности. Изъяны воспитания и неблагоприятное влияние окружающего мира могут вызвать деградацию личности.  

Таким образом, здоровье человека – это не только отсутствие болезней и благополучие, а также и наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры.

Именно мировоззрение изначально определяет поведение человека, его   гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на разных этапах его роста и развития. Забота о здоровье и его укрепление является естественной потребностью культурного человека, неотделимым элементом  личности.

Для нашего исследования наиболее значимым является толкование Всемирной организации здравоохранения здоровья как состояния полного физического, психического и социально-нравственного благополучия.  

В 80-х годах появилось новое направление в науке – валеология. Этот термин   впервые   употреблен в публикациях И.И. Брехмана [13]. Исходя из концепции «человек в потоке информации», здоровье человека определяетcя  «как cпособность cохранять cоответствующую возраcту устойчивоcть в уcловиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока cенcорной, вербальной и cтруктурной информации» [7]. В рамках этой теории выделяют оcновные факторы здоровья: движение, cознание,  питание и лекарства для здоровых.

 Л.Б.Дыхан считает, что основным путем укрепления здоровья детей  является создание благоприятных социально-экономических условий, при этом  особая роль уделяется физическому воспитанию.  Он утверждает, что формирование здоровья ребенка –  это динамический процесс и  биосоциально управляемая категория (на него можно воздействовать средствами физического воспитания и достигать желаемого эффекта). Мы же ставим перед собой задачу не только конкретного воздействия на организм ребенка, что является, на наш взгляд, немаловажным, но и  задачу формирования у него  мотиваций к  здоровому образу жизни [22].

 Теоретические основы формирования здоровья и здорового образа жизни  детей в авторы литературных источниках освещают в нескольких направлениях. Первое направление  вопросы влияния социальных условий на здоровье детей. На протяжении всей истории развития человечества основными в воспитании ребенка были и остаются семья и школа. Именно через них дети входят в общество. Семье отведена важная социальная функция – воспитание и развитие детей [35].

Здоровье ребенка, по мнению ряда авторов (Л.Г. Голубева, С.Ю. Толстова, С.О. Филиппова и др.), выступает критерием отношения семьи к процессу воспитания. Воспитание ребенка с рождения определяется   состоянием здоровья его органов и систем,  микроклиматом семьи и социального окружения, в котором живет и развивается человек. Правильный подхода к совершенствованию человеческого организма с момента рождения определяет   здоровье человека в зрелом возрасте.

Второе направление в разработке теоретических основ развития и сохранения здоровья связывают с окружающей природой.  Я.А. Коменский считает, что правильное воспитание  природосообразное воспитание. Человек является частью природы, а все в природе подчинено единым и универсальным законам [30].

В ряде современных исследований (Р.И.Айзман, Б.И.Бутенко, З.И. Тюмасева,  и др.) анализируются вопросы влияния экологических факторов на здоровье школьников. Здоровье   критерий взаимоотношения человека и природы. В процессе формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, ребенок изначально должен придерживаться   биологических, социальных и природные условий окружающей среды родного края. Здоровье призывает очень  серьезно к нему относиться, оно должно быть не самоцелью, а средством для хорошего самочувствия, должно помогать в реализации всех заложенных в человеке возможностей для полноценной жизни [2, 14, 34].

 Социальные проблемы в ХМАО-Югре обостряются непростыми природными условиями Западной Сибири. Природно-климатические условия Югры – это отрицательный среднегодовой температурный режим (морозы достигают отметки ниже 40 градусов), высокая геомагнитная активность и магнитные бури,  недостаточность ультрафиолетового облучения,  резкие перепады атмосферного давления в течение суток, сезона. По своему влиянию на организм человека условия  Севера классифицируются  Р.И.Айхман, В.П. Казначеевым, Е.А. Овчаровым,    и др. как экстремальные [2, 28, 32]. В Югре, являющемся по состоянию природных, экологических и социальных систем одним из регионов экологического неблагополучия, отмечены негативные техногенные последствия [11, 15, 32].

 Отрицательно отражается на здоровье жителей ХМАО-Югры неблагоприятная экологическая ситуация. Любое токсичное вещество, попадающее в атмосферный воздух, приводит в условиях низких температур к заболеваниям органов дыхания. Воздействие разнообразных загрязнителей нарушает иммунную систему человека. Серьезным результатом загрязнения атмосферы являются генетические последствия, каждый пятый человек страдает аллергией. Высокая степень континентальности климата обуславливает возможность переохлаждения организма зимой   перегрева  летом,  способствует обострению сердечно-сосудистых заболеваний. Со стороны биоты имеются предпосылки  туляремии, клещевого энцефалита, вдоль крупных рек – описторхоза. Ухудшение экологической обстановки в Югре в сочетании с неблагоприятными климато-географическими условиями привело к существенному ухудшению состояния здоровья населения, в первую очередь, детей. Число болеющих инфекционными и паразитарными заболеваниями на 1, 2 тыс. жителей в районе ХМАО в 4, 5 раза, а больных туберкулезом – в 2,5 раза выше, чем в среднем по России [11, 15]. Недостаток фтора, кальция в воде приводит к увеличению уровня заболеваемости стоматологическими болезнями у взрослых и детского населения. В среднем у детей в возрасте 12 лет поражено 5-7 зубов, у людей свыше 40 лет на первое место выходят проблемы, связанные с болезнями десен. Потребность в протезировании зубов в этом возрасте составляет от 55 до 100%.

  В настоящее время миллионы людей со своими детьми мигрируют по стране из одной климатической зоны в другую. Переезд детей на Север является таким сильным стрессом, что примерно на  2 года серьезно затормаживает их рост (данные Е.А. Овчарова).  Дети, выезжая на длительные сроки (2-5 месяцев) за пределы ХМАО-Югры, подвергаются дополнительным процессам дезадаптации и реадаптации по возвращению [32].

Сложившаяся социальная и экологическая ситуация в нашем округе накладывает особый отпечаток на систему образования различных уровней и ступеней в создании регионального компонента образования. Ознакомление школьников  с социально-экологическими катастрофами в регионе позволит изменить их   взгляды и убеждения, отношение к родному краю.  От отношения к природным и  социальным   ценностям молодого поколения будет зависеть жизнь и процветание этого региона, но самое главное – их собственная жизнь.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать следующие выводы. В результате воздействие человека на природную среду в округе  происходит   загрязнение различных компонентов окружающей среды;    появляются новые факторы среды, к которым у организма человека нет средств защиты: радиация, различные химические вещества. Ухудшается состояние здоровья, увеличивается смертность детей и взрослых.

Необходимость эколого-валеологического образования младших школьников обусловлена социально-экологическими факторами, сложившимися в   ХМАО-Югре.    

Природно-климатические условия ХМАО по своему влиянию на организм человека  в условиях Крайнего Севера классифицируются как экстремальные.   Воздействуя на гормональный фон ребенка, эти процессы оказывают тормозящее влияние на рост и развитие [2, 11, 15, 32].

Все выше перечисленное убеждает нас в актуальности постановки вопросов оздоровления подрастающего поколения в соответствии с конкретными природно-климатическими и социально-экологическими условиями нашего региона.

Современные исследования по эколого-валеологическому образованию младших школьников связаны с рассмотрением вопроса формирования представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни. Так, Л.Б.Дыхан [22] разработана педагогическая технология формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, позволяющая развивать у детей осознанное отношение к своему здоровью и понимать зависимость здоровья от образа жизни и окружающей социально-экологической среды.

Н.Н.Ефименко создана модель процесса формирования ценностного отношения к здоровью  школьников, реализуемая через следующие блоки: образование детей в области здоровья по авторской программе, повышение образовательного уровня педагогов, просвещение родителей, здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в образовательном учреждении [24].  В.Г.Алямовская [4] в своем исследовании предложила алгоритм формирования основ здорового образа жизни.  Г.К.Зайцев [25] разработал концепцию формирования культуры здоровья школьников.   В.Н.Артамонов, В.И.Дубровский [7, 21] связывают здоровьесберегающую педагогику с проблемой физического развития детей.   Л.В. Абдульманова рассматривает физическую культуру школьника как культуру здоровья, телосложения и культуру двигательную [1].

 Резюмируя сказанное, можно отметить, что сегодня в России сложилась профилактическая модель обучения детей здоровому образу жизни, которая дает детям информацию о факторах риска для здоровья, болезнях, связанных с вредными привычками, строении тела человека. Она недостаточно эффективна, поскольку является чисто когнитивной.

Практика показывает, что часто детям предлагается облегченная  информация из области гигиены, медицины, истории и др. Встречается излишне подробное, детальное изучение анатомо-физиологических вопросов, к которому дети психологически не всегда готовы. Поэтому возникает необходимость в разработке технологии обучения детей здоровому образу жизни как способу и форме повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющих и совершенствующих генетически возможности организма.

      На сегодняшний день возросла социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации его жизненных целей и приоритетов. Здоровье – основа жизнедеятельности человека, оно представляет собой сложный, многоуровневый феномен, который включает в себя психический, социальный, физиологический и педагогический компоненты. Последний из них, понимаемый как формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с самого раннего детства, по мнению академика И.И. Брехмана, имеет для нас предопределяющее значение [13].

Система  образования России в настоящее время ориентирована на решение проблемы формирования взаимоотношений ребенка и окружающей среды на основе экологических и валеологических программ. Интерес к экологии человека в последнее десятилетие определил подход не только к решению проблемы формирования гармоничных отношений человека с окружающей социоприродной средой, но и к его здоровью как интегративному показателю их взаимоотношений (М.А. Аршавский, И.И. Брехман, А.И. Субетто, З.И. Тюмасева и др.), что способствует развитию эколого-валеологического образования. Его значение обусловливается тем, что оно строится на интеграции экологических и валеологических знаний для решения проблемы формирования гармоничных взаимоотношений человека и окружающей среды, критерием оптимальности которых является его здоровье.

Экологическое образование (и его разделы: эколого-социальный, эколого-валеологический)  как начальное и наиболее существенное звено в системе непрерывного экологического образования стало основополагающим направлением в деятельности многих образовательных учреждений. Именно из-за этого и возникла проблема проектирования педагогического процесса.   Проектирование процесса развития здоровьесберегающей компетентности включает следующие направления: разработка характеристики младшего школьника, обладающего здоровьесберегающей компетентностью, интегрированного содержания, диагностического инструментария. На основе теоретического анализа литературы, нами спроектирована следующая модель педагогического процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста (рис. 1).

Процесс развития здоровьесберегающей компетентности как и любой педагогический процесс включает следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический и результативный.

Целевой компонент включает все многообразие целей педагогической деятельности: от генеральной цели – целостного развития личности – до конкретных задач развития отдельных качеств или их элементов.

Содержательный компонент отражает смысл, который вкладывается и  в общую цель,  и в каждую конкретную задачу.  

I. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель: развитие здоровьесберегающей компетентности у детей

младшего школьного возраста

Задачи

Развитие

когнитивного компонента

Развитие

мотивационного компонента

Развитие

эмоционально-волевого

компонента

Развитие

предметно-практического компонента

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Этапы

1. Нормативно-уcтановочный

1.1. Компоненты и показатели, уровни развития здо-ровьеcберегающей компетентноcти у младших школьников

1.2. Выбор и

обоcнование

диагноcтических методик

1.3. Принципы проектирования cодержания развития здоровьеcберегающей компетентности у младших школьников

2. Иcходно-   диагности-ческий

2.1. Диагноcтика уровня развития здоровьеcберегающей      компетентноcти у детей младшего школьного

      возраcта

2.2. Диагностика ортобиоза, компетентности педагогов   в вопроcах здоровьеcбережения детей

2.3. Диагноcтика ортобиоза, отношения родителей к  раз  витию здоровьеcберегающей компетентноcти у детей младшего школьного возраста

3. Технологи-  ческий

3.1. Содержание как средство  развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста

3.2. Педагогическая технология развития здоровьесберегающей компетентности

3.3. Педагогические условия, способствующие развитию здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста

3.4. Методические рекомендации педагогам

4.Итогово-

диагности-ческий

Динамика развития здоровьесберегающей

компетентности у детей младшего школьного

возраста (после апробации модели)

        Результат:        переход на более высокий уровень развития

здоровьесберегающей компетентности

Рисунок 1. Модель процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста

 

 Технологический компонент педагогического процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста представлен педагогической технологией. Педагогическая технология развития базируется на трёх важнейших принципах: гибкости, вариативности   и открытости.

Технология развития здоровьесберегающей компетентности у младшего школьника содержит три этапа. Подготовительный этап  – детям даются первоначальные представления о человеческом организме, о функциях его частей, о значении органов чувств для формирования у детей бережного отношения к своему организму с помощью интегрированных, обобщающих, традиционных уроков и внеурочной деятельности.

Основной этап  расширение знаний, касающихся единства человека и природы, зависимости здоровья от состояния окружающей среды, самоценности здоровья, включает различные виды внеурочной деятельности (экскурсии, экологические проекты, чтение экологических сказок, речевые логические задачи др.).

Заключительный этап – формирование активного отношения к своему здоровью посредством устремлённости к здоровому образу жизни. Дети закрепляют культурно – гигиенические навыки с помощью специально разработанных  классных часов, оздоровительных минуток,   досугов и развлечений.

В качестве основных субъектов процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста являются учителя, обучающиеся и их родители. Традиционным является представление о том, что оздоровление детей должно осуществляться гигиеническими или медицинскими средствами. Однако реалии современного образовательного учреждения доказывают неэффективность использования вышеназванных подходов. Одним из важнейших  педагогических условий  считаем повышение компетентности, формирование ценностных ориентаций   участников образовательного процесса через их регулярное обучение.

Следующим педагогическим условием развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста считаем гуманизацию отношений субъектов образовательного процесса  на основе таких человеческих ценностей (уважение, достоинство, учет интересов и потребностей, доверие, самостоятельность, ответственность и др.).

Третьим педагогическим условием, способствующим развитию здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста, является создание эффективного детско-родительского сообщества. В современных исследованиях семейного воспитания семья выступает не как контекст индивидуального развития ребенка, а как единый психологический субъект (В.И. Слободчиков, В.Т. Кудрявцев, Т.В. Фуряева и др.). Понятие «детско-родительское сообщество» трактуется как частный случай понятия «событийная общность». Детско-родительское сообщество мы понимаем как особый тип объединения обучающихся и их родителей, совместное существование. В последнее время в образовательном пространстве школы получают развитие новые формы содеятельности  взрослых и обучающихся. Одним из этапов нашей работы явилась разработка совместных проектов учеников и их родителей.

Применение разработанной нами технологии нуждалось в создании четвертого педагогического условия – здоровьесберегающей среды развития ученика. Это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная совокупностью образовательных факторов, развивающих детей в процессе их пребывания  в школе.

Принципы создания здоровьесберегающей среды развития обучающихся:

  • принцип доступности, который  дает возможность достичь предметы и материалы независимо от высоты их расположения и уровней развития физических качеств ребенка (например, мы используем мини спортивный комплекс в рекреациях школы);
  • принцип дополнительности, состоящий в том, что школьник может использовать каждый предмет многофункционально, что обеспечивает не только его разностороннее развитие (атрибуты народной подвижной игры,   наглядность, использование ИКТ, которые помогают школьникам понять, как заботиться о своем здоровье и др.);
  • принцип повышенной трудности, который предполагает такое расположение предметов в пространстве, которое будет обуславливать развитие двигательной активности, ориентированное на зону ближайшего развития ребенка. Все  пособия и предметы предполагают выполнение движений разными способами, т.е. отличаются степенью сложности;
  • принцип результативности, дающий возможность каждому ребенку успешно выполнить движение,  удовлетворить его интерес и выразить к этому отношение.   Реализация данного принципа гарантирует достижение результата независимо от уровня развития ребенка;
  • принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка, означающий удовлетворение потребности ребенка в общении, движении и познании;
  • принцип уважения к мнению детей, учитывающий мнение каждого ребенка, всех обучающихся класса;
  • функциональности, означающий подбор только тех материалов, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию;
  • принцип динамичности-статичности предполагает построение среды и ее переустройство через два месяца.

Результат педагогического процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста представлен характеристикой обучающегося, обладающего здоровьесберегающей компетентностью: у него сформированы представления о самоценности здоровья и жизни; развиты ценности здорового образа жизни; ученик мотивирован к сбережению своей жизни и здоровья, здоровья окружающих его людей. Это ребенок, имеющий информацию о своих возможностях и верящий в собственные силы, ощущающий себя субъектом здоровья. Ученик, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности.

Это обучающийся, который имеет представления о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его. Он независимо решает задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; умеет обслужить себя, владеет навыками личной гигиены;  определяет состояние своего здоровья;  правильно питается; различает вредные и полезные продукты питания; владеет культурой приема пищи.  Также он умеет выполнять дыхательную и зрительную гимнастику, физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, соблюдает правила безопасного поведения; готов оказать элементарную помощь себе самому и другим людям.    

Анализ психолого-педагогической литературы по проектированию и применению модели педагогического процесса с целью повышения эффективности работы образовательного учреждения говорит о том, что представленная нами модель реалистична и технологична. Однако процедура развития здоровьесберегающей компетентности у младших школьников в соответствии с проектированной нами моделью требует ее практической проверки.

 На основе опыта практической деятельности   мы  разработали модель процесса развития здоровьесберегающей компетентности у младших школьников (рис. 1).

Модель включает целевой и содержательно-технологический блоки. Основной целью является  обеспечение гуманистического характера процесса развития здоровьсберегающей компетентности у обучающихся в соответствии с эколого-валеологическими требованиями. Основная цель    выражается  в промежуточных целях.

Промежуточными целями в когнитивной сфере являются развитие таких качеств ума, развитие познавательных умений, сообразительность, внимание, восприятия, воображения. Личностно - ориентированный подход заключается в том, что основное внимание уделяется не столько результату, сколько процессу формирования отношения к себе и своему здоровью,  усвоению школьниками знаний, умений, навыков.

Промежуточные цели в мотивационной сфере включают развитие положительно отношения к обучению, бережное отношение к своему здоровью.

В эмоционально – волевой сфере учителю необходимо формировать   глубину эколого – валеологических  переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм  в отношениях человека к своему здоровью, в экологической деятельности людей: обучать пониманию своих эмоциональных состояний и  их причин.

В предметно-практической сфере промежуточными целями будут являться:  проявление ответственного и бережного отношения к   действительности, к природной среде,  формирования умения оценить и предвидеть результаты  влияния окружающей среды на здоровье населения.

Содержательный блок модели мы представили программой «Здоровячок». Основная цель программы – развитие здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста. Программа предусматривает решение  задач:

- сформировать представления у ребенка о способах сохранения своего здоровья,  о своем теле,  культуре питания,  соблюдении личной гигиены;   соблюдении правил безопасного поведения в разных видах деятельности и ситуациях, в быту; определении и поддержании состояния здоровья; разумном поведении в непредвиденных ситуациях; оказании элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи;

 - приобщать младших школьников к ценностям физической культуры, обращенных в специальных видах двигательной деятельности: народных подвижных играх, туризме, играх с элементами спорта, плавании;

- развивать у обучающихся потребность в выборе здорового образа жизни, в освоении способов сохранения своего здоровья;

- формировать опыт и поведение   сохранения здоровья в различных жизненных ситуациях.

Содержательно-технологический блок состоит из 4-х этапов: нормативно-установочного, диагностического, технологического и итогово-диагностического.

Нормативно-установочный этап является важным исходным компонентом образовательного процесса, заключается в определении компонентов, критериев и уровней развития здоровьесберегающей компетентности у младших школьников.

Показатели уровней здоровьесберегающей компетентности мы связали с основными компонентами личности (М.С.Каган, Н.И.Шевандрин, Л.Д.Столяренко и др.): эмоционально-волевым, когнитивным,  предметно-практическим,  мотивационным.

Когнитивную сферу составляют познавательные процессы, познавательные умения, знания и способы действий, мыслительные операции.

Мотивационная сфера включает совокупность побуждений – потребностей, мотивов и желаний человека. Мотивация здоровьесберегающей компетентности является составляющей частью в мотивации поведения и деятельности, поэтому рассматривается как нарушающая или поддерживающая их.

В эмоционально-волевой сфере главным компонентом является цель. Нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации экологических поступков при оптимизации отношений в системе «человек — общество — природа»: самостоятельность, твердость,   принципиальность.

Предметно-практическая сфера включает поступки, привычки, умения и навыки   в различных областях общения и деятельности. Развитая предметно-практическая сфера помогает школьникам проявлять гуманное отношение к к действительности, формировать умение предугадать последствия  влияния окружающей среды на здоровье человека.

Итак, показателями здоровьесберегающей компетентности являются следующие новообразования:

  • в когнитивной сфере — объем, глубина, осознание знаний об основных эколого – валеологических ценностях,  экологическое мышление,;
  • в мотивационной сфере — отношение к своему здоровью, экологическим нормам; интерес к здоровьесберегающим мероприятиям; мотивы, потребности;
  • в эмоционально-волевой сфере — характер и глубина переживаний (радость, жалость, отзывчивость, эмпатия), нравственно-волевые устремления в реализации  поступков (твердость, самостоятельность, упорство, принципиальность); умение оценить собственное и поведение сверстников с точки зрения экологических норм (критичность, честность);
  • в  предметно-практической сфере — сформированность системы умений и навыков  по уходу за своим организмом.

Показатели здоровьесберегающей компетентности представлены в таб.7

  Показатели здоровьесберегающей компетентности в важнейших сферах личности младших школьников

Сферы личности

Признаки здоровьесберегающей компетентности

Когнитивная сфера

Система знаний о зависимости здоровья от состояния окружающей среды, представления о строении организма человека, о человеке как живом организме, как части природы, правилах сохранения здоровья. Развитые познавательные умения.

Эмоционально-волевая сфера

Способность к волевым устремлениям, удержанию цели: твердость, самостоятельность, принципиальность в отстаивании ценностей здоровья и здорового образа жизни, освоении культуры телосложения и культуры движения.

Мотивационная сфера

Осознанность мотивов, потребностей и целей, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Предметно-практическая сфера

Сформированность системы навыков и умений в осуществлении поведенческих навыков здорового образа жизни, умения применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы, поведения и опыта сохранения здоровья в любых жизненных ситуациях.

  Характеристика уровней развития когнитивного компонента здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста

Уровни

Когнитивный компонент

Высокий

Обучающиеся знают общевитальные признаки и их значение для организма, называют части тела и внутренние органы человека. Понимают их значение и функции. Имеют представления о человек как живом организме, части природы; правилах ведения здорового образа жизни и опасном воздействии факторов окружающей среды. Решения и ответы дети готовы прокомментировать, объяснить.

Средний

Обучающиеся знают некоторые общевитальные признаки своего организма и их проявления, но значение их для организма  объяснить не могут. Знают и называют некоторые части тела и внутренние органы человека. Затрудняются в установлении связей своего организма с окружающей средой. Знают некоторые правила ведения здорового образа жизни (1-2). Допускают ошибки и решают некоторые задачи неадекватно. Чаще всего не готовы прокомментировать ответы, испытывают затруднения.

Низкий

У обучающихся нет знаний о проявлениях своего организма, нет интереса к выявлению его особенностей. Не знают строение и внутренние органы человека. Не понимают их значение и функции. Правила ведения здорового образа жизни не знают. Допускают серьезные ошибки. Отказываются объяснить свои решения и ответы.

  Характеристика уровней развития мотивационного компонента здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста

Уровни

Мотивационный компонент

Высокий

Мотивом активного движения, ведения здорового образа жизни у обучающихся выступает понимание ценности здоровья. В отношении своего здоровья ориентируются на свои собственные усилия (чтобы быть здоровым, я закаляюсь). Проявляют интерес к здоровью, интересуются содержанием бесед и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященными здоровью, здоровому образу жизни. Интерес проявляют как в организованных взрослыми видами деятельности, так и самостоятельной деятельности.

Средний

Обучающиеся понимают необходимость активного движения, ведения здорового образа жизни, но не всегда выполняют требования.  Нет четкой ориентации на собственные усилия в деле укрепления своего здоровья. Интерес к здоровью и здоровому образу жизни проявляют исключительно в организованных для них взрослыми видах деятельности.

Низкий

Обучающиеся не могут объяснить необходимость ведения здорового образа жизни. В деле укрепления своего здоровья ориентируются на медицину. «Любят» быть больными. Не проявляют интереса к здоровью, не интересуются содержанием бесед  и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни. Иногда проявляют слабый интерес только в индивидуальном взаимодействии с педагогом.

  Характеристика уровней развития эмоционально-волевого компонента здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста

Уровень

Эмоционально-волевой компонент

Высокий

Для укрепления своего здоровья проявляют инициативу, самостоятельно регулируют свою двигательную активность, всегда добиваются результата.  

Средний

Действуют только под руководством педагога, волевые усилия проявляют не всегда, часто отвлекаются, не достигая результата, не регулируют свою двигательную активность, не направляют ее на сохранение своего здоровья.

Низкий

У обучающихся характерно пассивное отношение к своему здоровью.  Требования взрослых по ведению здорового образа жизни игнорируют. Результат достигается редко, двигательная активность не направлена на сохранение своего здоровья.

                                                                                             

         

  Характеристика уровней развития предметно-практического компонента здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста

Уровень

Предметно-практический компонент

Высокий

Обучающиеся самостоятельно выполняют культурно-гигиенические нормы и правила. Знают и применяют доступные способы укрепления здоровья: природные факторы оздоровления (солнце, воздух, вода, лекарственные растения), проявляют ежедневную двигательную активность. Охотно занимаются физическими упражнениями. Демонстрируемые знания, умения и навыки закреплены и отражаются в опыте детей, проявляются в их поведении и жизнедеятельности. Не существует разрыва между знаниями, умениями и поведением детей.

Средний

Дети выполняют культурно-гигиенические нормы и правила по напоминанию взрослых, а также используют факторы оздоровления (солнце, воздух, вода, лекарственные растения, закаливание, ежедневную двигательную активность). Реальное поведение беднее, чем знания, умения (знаю, но не делаю, не переношу в свою жизнь, не применяю в конкретных ситуациях).

Низкий

Дети не понимают культурно-гигиенические правила и нормы, не выполняют их, не используют факторы оздоровления. Для укрепления своего здоровья ориентируются на медицину.

  В современном осмыслении, педагогическая диагностика – это система методов и приемов, в которых  разработаны педагогические технологии, тестовые задания, которые позволяют определить уровень профессиональной компетентности  учителя, уровень развития обучающегося, а также диагностировать причины недостатков и найти пути улучшения качества образования в образовательном учреждении (Л.В. Моисеева, А.М. Федотова и др.). К традиционным методам педагогической диагностики относятся: наблюдение за обучающимися во время урока, режимных моментов и внеурочной деятельности; наблюдение за деятельностью педагогов. Такие наблюдения нужны для определения уровня освоения ребенком определенного вида деятельности, его психологического благополучия. К традиционным методам диагностики относятся  анализ работ обучающихся, беседы и анкетирование педагогов и родителей обучающихся. Нужно отметить, что на сегодняшний день недостаточно готовых диагностик, которые позволяют решать эту задачу, это тем более осложняло нашу работу и подчеркивало ее актуальность и важность.

Часть собранных нами заданий были направлены на выявление уровня развития когнитивного компонента здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста:  «Человек и его потребности», «Представления о культурно-гигиенических навыках», «Организм человека» и др. Но знания не самоцель: они важны не сами по себе, они являются  основой  развития отношения к человеку и его здоровью, окружающему миру.

C целью выявления уровня развития мотивационного компонента здоровьеcберегающей компетентноcти у детей младшего школьного возраcта мы разработали  беседы: «Зачем я забочусь о своем здоровье?», «Для чего нужно быть здоровым?». Отношение к окружающему миру, своему здоровью в суждениях   без затруднений можно выявить, для этого обучающемуся предлагали такие  жизненные ситуации:   «Поступки людей», «Можно-нельзя» и др. Выявить проявление отношения в поступках можно тольк в реальных жизненных ситуациях, поэтому нужны наблюдения за поведением учащихся в построенных ситуациях.

Для изучения уровня развития эмоционально-волевой сферы здоровье-сберегающей компетентности предложены следующие задания: «Лица», «Сила честности» и др.

С целью исследования определения уровня развития предметно-практического компонента здоровьесберегающей компетентности нами использовались наблюдения за учащимися, создание проблемных  ситуаций, метод незаконченных предложений.

 Диагностический этап 2-го блока включал мониторинг уровня развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего  школьного возраста; изучения ортобиоза у педагогов и родителей.

Технологический этап 2 блока модели был направлен на апробацию программы «Здоровячок».  Содержание  программы  мы построили  на следующих педагогических идеях:

1) идея личностно-ориентированного подхода и развивающего обучения предполагает использование индивидуальных особенностей личности учащегося в его развитии и саморазвитии;

2) идея воспитания в деятельности и общении, т.е. создание условий для насыщенного участия в различных видах деятельности; активизация разнообразных способов общения;

3) идея сенсорно-подражательного владения миром, суть которой заключается не в информационном способе познания мира, а в эмоционально-сенсорном освоении действительности (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Р. Штайнер  и др.);  

4) идея системно-комплексного подхода, который построен на установлении обучающимся целостного контакта с миром, для чего нужно создать условия для интегрированного овладения знанием, выучив младшего школьника приемам и способам познания мира и себя.

Принципы построения программы:

1. Принцип гуманизации представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности. Сущность гуманизации  состоит в очеловечивании  знаний, полученными обучающимися. Гуманизация составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и учащихся, предполагающую установление подлинно человеческих,   партнерских отношений, направленных на сохранение социально-эмоционального здоровья младшего школьника.

2. Принцип   самостоятельности и свободы, который позволяет ученику самостоятельно выбирать цель, определяться в способах действия, в дальнейшем применении результата данного действования и самооценке.

3. Принцип индивидуализации, который  может проявляться в проектировании индивидуального пространства развития учащегося, там происходит его рефлексия, создается собственная «Я-концепция». Реализация этого принципа требует изучения особенностей детей, так и создания  управляемой системы форм и методов индивидуального развития.

4. Принцип интеграции процессов образовательного пространства (образование, саморазвитие, природная и социальная сфера, индивидуальное и совместное пространства), которые  обеспечивают стабильность пространства.

5. Принцип диалогичности, который реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги (диалог культур, внутренний диалог ребенка со своим «Я»).

6. Принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, включающий дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения обучающимся, обеспечения доступного уровня тяжести в освоении образования, построения для каждого ученика индивидуальных зон его   развития.

Региональный компонент образования имеет свою специфику. Его приоритет в том, что он разрешает использовать национальные, географические,  историко-культурные  и климатические особенности данного региона.

Программа состоит из 6 блоков: «С чего все начиналось», «Человек и окружающий его мир»,  «Жизнь в мире с природой», «Жильцы внутреннего мира человеческого домика», «Как и чем мы питаемся», «Опасности, которые нас подстерегают».

В ходе этого этапа осуществлялась реализация технологии развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста. В современной педагогике термин «педагогическая технология» рассматривается как компонент педагогического процесса, способ его построения учителем с помощью системы средств и методов воспитания и обучения  учащихся в специально созданных для этого условиях образовательного учреждения в целях решения задач начального образования (М.В. Крулехт).

Данная технология составлена с учётом достижений в теории и практике эколого-валеологического образования   Н.Н. Кондратьевой, Е.Г. Кушниной, З.И. Тюмасевой и др.

Бытующие классификации педагогических технологий отражают их многоаспектность и многообразие,  разные подходы авторов к определению понятия «педагогическая технология». Полная классификация педагогических технологий, которая представлена  Г.К. Селевко, позволяет определить   параметры технологии развития здоровьесберегающей компетентности у младших школьников.

  Классификационные параметры технологии

По уровню применения

Общепедагогическая

По философской основе

Гуманистическая

По основному фактору развития

Комплексная

По концепции усвоения

Ассоциативно-рефлекторная

По ориентации на личностные структуры

Мотивационно – личностный комплекс,  формирование знаний, умений, навыков.

По характеру содержания

Обучающая, воспитывающая, гуманистическая

По типу управления познавательной деятельности

Организованное обучение,  внеурочная деятельность, самостоятельная деятельность обучающихся.

По организационным формам

Групповая, индивидуальная

По подходу к обучающимся

Личностно-ориентированная (субъект – субъектное взаимодействие).

По преобладающему методу

Объяснительно-иллюстративная, диалогическая, проблемно-поисковая, игровая.

По категории обучаемых

Обучающиеся младшего школьного возраста (1-4 класс)

Педагогическая технология развития базируется на 3-х  принципах: вариативность, гибкость и открытость.

Вариативность предполагает использование разнообразных заданий, материалов (источников информации, учебных средств, инструментов), форм работы (подгрупповой, парной, индивидуальной) и способы действия, этопозволяет  учащимся делать  выбор на основе своих интересов и возможностей.

Условия вариативности: план урока предусматривает, что каждый ребёнок имеет возможность сам выбирать то, что ему необходимо сделать, с кем работать, как действовать (способ выполнения деятельности - какими средствами, материалами).  

Гибкость определяется возможностью учителя по ходу урока вносить в намеченный план необходимые дополнения, отталкиваясь из наблюдений за   детьми. В плане урока должна быть предусмотрена возможность для  корректировки учителем своей деятельности; по ходу урока учителем ведутся   наблюдения за деятельностью обучающихся.

Открытость является  возможностью педагога активно использовать во  время образовательной деятельности   опыт учеников, их собственные идеи и предложения, органично вплетая их в план намеченного ранее урока.

Условия открытости: план урока предусматривает специальное время для планирования и подведения итогов всего урока; учебные задания, открытые для активного использования детского субъектного опыта; время и средства для оценки и самооценки учащимися своей деятельности, а также средства для   обратной связи ученика с учителем.

В свете гуманизации образовательного процесса утверждается личностно-ориентированный подход к содержанию образования. При таком подходе главным является человек, а не отчужденные от личности знания и умения. Такой подход помогает  выбрать содержания обучения для удовлетворения основных потребностей личности: в саморазвитии,  самореализации, успехе,  адаптации и безопасности. Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие природных задатков обучающегося (способностей чувствовать, здоровье, мышление), его социальных качеств (быть тружеником, гражданином,   семьянином) и качеств субъекта культуры (духовность, гуманность,  свобода, творчество). При этом совершенствование   социальных, природных,  культурных начал осуществляется в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей.

Технология развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста включает 3 этапа.

1 этап – подготовительный, в ходе которого даются начальные представления о человеческом организме,   о значении органов чувств для формирования у обучающихся заботливого отношения к своему телу, о функциях  частей тела. 

Основу этой работы составляют уроки (комплексные, обобщающие, традиционные); различные формы внеурочной деятельности -  дидактические задания «Полезно – вредно», «Моё тело», познавательные минутки «Как мы дышим», чтение художественной и познавательной литературы, опыты:  «Кожа - надёжная защита организма».

2 этап – основной, способствующий расширению объёма знаний, касающихся единства человека и природы, зависимости здоровья от состояния окружающей среды. Включает экскурсии, экологические проекты, чтение экологических сказок и рассказов, речевые логические задачи.

3 этап – заключительный, направленный на активное отношение к своему здоровью через устремлённость к здоровому образу жизни: обеспечить формирование представлений о здоровом образе жизни как основе сохранения и укрепления здоровья. Обучающиеся знакомятся с правилами ведения здорового образа жизни во время уроках, внеурочной деятельности (используются дидактические игры «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», беседы, оздоровительные минутки:«Держи осанку», «Сотвори солнце в себе», «Солнышко», «Этюд души», развлечений: «День здоровья», «Вместе с моейсемьей».

Практическая работа предполагала создание «команды единомышленников» для реализации предложенной системы работы.   Работа в этом русле строилась на основе интеграции  работы администрации, педагогов, родителей.

В начале работы педагоги  познакомились с  идеей,  положениями, целью и содержанием системы развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста. Мы направляли свои усилия на повышение профессиональной компетентности педагогов  по вопросам развития здоровьесберегающей компетентности у младших школьников. Для этого  организовали постоянно действующие методические семинары, семинары-практикумы,   Совет здоровья, производственные совещания и т.д.

Семинары для педагогов проводились ежемесячно.  Мы рассматривали вопросы, которые были связаны с подходами к образованию детей, современными подходами к эколого-валеологическому образованию и способами развития  компонентов здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста, координацией усилий педагогов и родителей.

На производственных совещаниях  рассматривались текущие вопросы организации педагогического процесса в школе, обсуждались результаты  контроля развития у детей здоровьесберегающей компетентности. На основании итогов совещаний осуществлялась корректировка  документации и регулирование образовательного процесса. Проводился текущий инструктаж по вопросам развития  компонентов здоровьесберегающей компетентности, согласовывались способы педагогического взаимодействия с обучающимися, анализировались  трудности и причины, вызвавшие их, контролировалась результативность применения деятельностных форм и методов, соблюдение принципов избранного подхода.

Обучение педагогов проходило как поэтапное освоение ими валеолого-педагогического опыта через реконструкцию личного здоровья с его последующей реализацией на практике. Задачами разработанного нами курса подготовки воспитателей входило являлось   приобретение специальных знаний, умений и навыков, формирование ценностных ориентаций, значимых как для поддержания собственного здоровья  и  сохранения здоровья учащихся. В этом заключалось создание и реализация первого педагогического условия.

Технологический этап предложенной нами модели процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста   ориентирован на реализацию авторской технологии развития, развитие каждого обучающегося как субъекта, который способен успешно решать комплекс задач. Субъектами образовательного процесса в школе являлись педагоги и обучающиеся, поэтому наше внимание сосредоточивалось на особенностях отношений, которые складывались между ними во всех видах деятельности, их направленности.  

Педагогическое руководство строилось как процесс организации де-ятельностного общения, педагогической поддержки школьников, сотрудничества и сотворчества педагогов и учащихся. Главной идеей являлось сотрудничество с ребенком. Ребенок ставился в позицию организатора собственной познавательной деятельности, а педагоги – в позицию консультантов, помощников,  наставников и советчиков. В этом мы видим реализацию 2-го педагогического условия – гуманизацию отношений субъектов образовательного процесса. Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника образовательного процесса  позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Ее особенность заключается в следующем. Учитель, как субъект педагогического процесса, обеспечивает развитие обучающихся, формируя у них знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности. Вместе с тем деятельность детей изменяет качество деятельности учителя. Ориентированность педагога на личность ребенка отражают его коммуникативные умения:

  • верно воспринимать индивидуальность ученика
  • слушать обучающегося;
  • отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию.

Работа с родителями является одной из составных частей работы школы. Опираясь на помощь семьи, совместными стараниями можно решить задачу – воспитание человека экологически и валеологически грамотного, который будет беречь своё здоровье, любить природу. Задача данной работы – показать родителям необходимость развития у детей здоровьесберегающей компетентности. В работе с родителями   использовали следующие формы работы:

- традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы);

   - нетрадиционные формы (деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций, решением педагогических кроссвордов).

Тематика бесед и консультаций с родителями разнообразна:

  1.  Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка;
  2. Забота государства о здоровье школьников (нормативные документы, актуальность проблемы);
  3. Сокровища леса (помощь человека лесу, роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу);
  4. Начнем с себя.

 Работа с семьей включает следующие компоненты:

  1.   Ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка, состояния здоровья детей класса, определение задач по оздоровлению детей, составление плана оздоровительных мероприятий для всех обучающихся  и индивидуальных планов оздоровления для часто болеющих учеников.

  2. Целенаправленная  работа, которая пропагандирует  гигиенические знания и необходимость коррекции образа жизни ребенка,   оптимального воздушного и температурного режима в квартире режима дня, закаливания, организации рационального питания.

  3.   Ознакомление родителей с лечебными мероприятиями, осуществляемыми в школе: прием витаминных травяных коктейлей;   прием поливитаминов; фитотерапия, аэрофитотерапия с использованием эфирных масел, фитоионизатора, фитонцидов чеснока;  смазывание миндалин ингалиптом, маслом шиповника; закапывание в нос настоев трав; массаж.

  4.  Ознакомление родителей с содержанием  образовательной деятельности, педагогическими мероприятиями, направленными на тренировку адаптационных механизмов организма ребенка:    уроки физической культуры;  гимнастика после дневного сна; прогулка во вторую половину дня; обеспечение оптимальной физической нагрузки на прогулках; самостоятельная двигательная деятельность в течение дня;   релаксация; логоритмические упражнения; самомассаж;  включение в уроки циклических движений; упражнения на формирование правильной осанки; профилактика плоскостопия;   элементы дыхательной гимнастики; аутотренинг.

  5.    Консультации педагогов,  направленные на формирование у родителей умения понимать ребенка, налаживать с ним контакты, меняя стиль общения, организовать интересную деятельность, развивающую среду дома, раскрывающие влияние типов семейного воспитания на личность ребенка.

  6. «Физкультурно-образовательное» просвещение родителей посредством ведения устного журнала (выступления родителей с опытом семейного воспитания, выступления медицинских работников, педагогов- психологов), организации семинаров, дискуссий, деловых игр на родительских собраниях; тренингов. Проведение совместных физкультурных досугов,  КВН.

  7.  Активизация интереса родителей за счет выполнения  домашних заданий (подобрать пословицы, стихи и поговорки о здоровом образе жизни, вспомнить свои любимые игры и записать в копилку-альбом класса).

Работа с детьми началась с постановки вопросов: «Кто такой человек? Откуда он появился? Кто такой древний человек и современный? Чем они отличаются друг от друга, одинаковый ли образ жизни ведут?»  Для ответов был организован проект «Река времени». К проекту привлекались родители, они помогали подобрать материал для проекта.

Основные этапы проекта «Река времени»:

1. Целеполагание: сравнить образ жизни древнего человека и современного, отразить это в фотоколлаже.

2. Разработка проекта:

  • поиск информации о древнем и современном человеке;
  • анализ, сравнение и обобщение материалов;
  • выделение особенностей жизни человека (жилище, огонь, одежда, еда).

3. Реализация проекта: оформление фотоколлажа «Река времени». Учащиеся  показали в фотоколлаже образ жизни древнего человека: жилище (пещера), одежда (шкуры диких животных), еда (сырое мясо, плоды деревьев, коренья), огонь (высекание искры камень о камень, костер). Образ жизни современного человека: жилище (дом, квартира), одежда современная, еда (приготовление пищи), огонь (электроплита, газовая плита, микроволновая плита). Выпуск фотоколлажа.

4. Подведение итогов и презентация итогов проекта. Фотоколлаж разместили в классе, обсудили с учащимися его содержание, познакомили учеников из других классов.

Фотоколлаж представляет собой универсальное учебное пособие, которое изготавливается педагогами совместно с детьми.  Фотоколлаж очень нравится младшим школьникам яркими реалистичными изображениями,  возможностью по-разному интерпретировать  изображенное, находить новые детали.  

Проект «Мы познаем мир» помог обучающимся понять, как звук проникает внутрь, что такое запах, как человек познает окружающий мир, почему видит мир цветным и др. В конце проекта  оформлены альбомы:  «Глаза – кинокамера внутри нас», «Мы познаем мир»,  «Как мы слышим» и др.

На основе результатов нашей деятельности,   с учетом текущей  образовательной работы, мы составили интегрированные уроки, занятия для внеурочной деятельности.

С целью формирования представлений о заботливом отношении ко всему человеческому телу, о зависимости здоровья от состояния окружающей среды, о строении организма человека, функциях его частей, о значении органов чувств, а также развития умения применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края,   были предусмотрены  интегрированные уроки и внеурочные занятия:

- «Куда текут красные реки?», «Подружись с зубной щеткой», «Витамины укрепляют организм», «Смотри во все глаза!», «Слушай во все уши!», «Как устроен человек», «Наши мышцы»,  «Как сохранить подарок природы – здоровье» и др.

Данные уроки и занятия предусматривали знакомство детей  с культурно-гигиеническими навыками, правилами ведения здорового образа жизни органами чувств, способами ухода за ними, с внешним и внутренним строением человека.  Каждый урок включал в себя дидактические игры, физкультминутки. Все учащиеся с интересом включались в разнообразные виды деятельности.

Внеурочная деятельность с учащимися предусматривала:

 1)  игровые обучающие ситуации, в которых принимали участие любимые   литературные персонажи, которые пробуждали  у детей интерес к изучаемому материалу;

 2) познавательные минутки «Как мы дышим», «Вредные и полезные продукты», позволяющие детям освоить представления о человеке как биосоциальном существе;

3)  эксперименты: «Как работает сердце», «Вкусовые зоны языка», «Кожа – надёжная защита организма», «Проверим слух» позволили  полную информацию об изучаемом явлении.

Создание здоровьесберегающей среды развития ребенка является 3-м педагогическим условием, который способствуюет развитию здоровье-сберегающей компетентности у  младших школьников (рис.2).

Здоровьесберегающая среда развития младшего школьника содержит такие компоненты: целевой, принципы, формы и виды деятельности детей, комплекс предметных сред. Под здоровьесберегающей направленностью среды   понимаем:

  • соответствие предметного окружения гигиеническим нормам и требованиям;
  • создание предметной среды по оздоровлению детей, профилактике заболеваний;
  • обеспечение положительного психологического состояния учащихся;
  • условия для формирования привычек здорового образа жизни;
  • условия для полноценного физического развития.

Цель: развитие здоровьесберегающей компетентности

Принципы: дополнительности, повышенной трудности, доступности,  
результативности, функциональности, уважения к потребностям детей

Здоровьесберегающая  среда  развития младшего школьника

среда внешней природы (территория вокруг школы)

среда
внутренней природы (уголок природы)

сенсорная среда

среда
активной двигатель

ной деятель

ности

интегриро-

ванная художественно-оздоро-вительная
среда

Формы и виды деятельности детей

уроки

плавание

двига-

тельная деятель-

ность на прогулке

праздники, досуги, развлечения

физ-минутки

самостоятельная двига-

тельная деятельность

Рисунок 2. Здоровьесберегающая среда развития ребенка-школьника

Передавая обучающемуся определенные представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится важным средством передачи социального опыта, целостного развития ребенка. О развивающей направленности предметной среды школы можно судить по следующим показателям:

а) общая смысловая целостность школьной среды;

б) сочетание многофункциональных и легкотрансформируемых элементов;

в) доступность оборудования в зависимости от желаний и интересов обучающихся;

г) возможность  выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности.

Формировать развивающую направленность развивающей среды школы позволяют новые подходы к   созданию уголков природы, использование современного оборудования для творчества, проведения уроков, дополнительные функциональные помещения,  самостоятельной деятельности детей во внеурочное время.

4-м педагогическим условием успешного развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста является создание   сообщества обучающихся и их родителей. Одним из этапов нашей работы явилась разработка совместных   проектов. Совместная деятельность участников образовательного процесса получила название «Семь шагов к здоровью», где каждый шаг состоял из самостоятельных проектов: «Генеалогическое древо»,  «Семейные традиции», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Супер папа».

По времени проект рассчитан на 4 месяца, тематика проектов связана с событиями, которые происходили в жизни школы. Перед каждым проектом осуществлялась большая предварительная работа, включающая планирование деятельности, формулирование проблемы и др.

Цель проекта: организуя совместную проектную деятельность способствовать формированию новых отношений в сообщества обучающихся и их родителей, предложить новую форму проведения совместных праздников, отличных от традиционных, где инициатива исходит от учеников и их родителей. На начальном этапе проектирования инициатива исходила от учителей школы. Затем совместная деятельность развертывалась по схеме «педагог-ученик-родители». Организация проектной деятельности обучающихся в классе способствовала взаимодействию с родителями,  дети обращались к родителям за помощью. Вовлечь родителей в жизнь школы возможно, если действовать только через ребенка. Важно затронуть чувства родителей, которые не позволят им оставить своего ребенка без внимания, но для этого необходимо, чтобы взрослые увидели своего ребенка в деятельности и в отношениях с другими детьми.

 Проекты «Семейные традиции» и «Генеалогическое древо»  помогли познакомиться детям с семьями своих товарищей, сложившимися традициями в семьях.

Конкурс «Супер-папа» проводился   накануне Дня защитника Отечества. Папам  были даны домашние задания: подготовить приветствие, музыкальный и спортивный номера, костюм и т.д. В ходе выступлений мы увидели разные проявления родителей, их отношение к происходящему. Семья победителя отнеслась очень ответственно, все задания выполнялись совместно. Мама активно помогала папе, они подготовили костюм, эмблему, девиз, музыкальное сопровождение, сценарий своего выступления. Проект показал, что каждый ученик на месте участника конкурса хотел видеть именно своего папу. После участия в конкурсе сами папы изменились, стали интересоваться жизнью ребенка в школе. Родители увидели друг друга в разных проявлениях.

 Данная модель отражает различные стороны процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста, обладает, на наш взгляд, динамичным характером, что позволяет своевременно обновлять соответствующие компоненты.

Проведенная теоретическая и практическая работа позволила сформулировать определенные общие выводы. В ходе нашего исследования мы установили, что в современных условиях актуальность решения педагогами задач здоровьесбережения обучающихся значительно возросла. Это нашло отражение, как в научной литературе, так и в официальных документах на федеральном и региональном уровнях, в которых главной целью социально-экономического развития России в настоящее время становится  восстановление и профилактика здоровья народа.

Однако во время развития российского общества в советский период здоровье оказалось отчужденным от личности, и вся ответственность была делегирована системе здравоохранения. Система же здравоохранения основана на паталогоцентристской парадигме. Усилия врачей сконцентрированы на болезнях, а не на здоровье. Вместе с тем, за прошедшие десятилетия в медицинской и биологической науке накоплен богатейший материал по оценке влияния обучения на здоровье детей, требующий не столько медицинского, сколько педагогического осмысления. Таким образом, нами выявлено противоречие между доминированием теоретико-методологических разработок проблемы здоровья как сиюминутного «состояния благополучия», характерного для медицины и потребности в разработке психолого-педагогических оснований технологий развития здоровьесберегающей компетентности подрастающего поколения. Успешное решение этой проблемы невозможно без опоры на разработанную научную базу. Исходя из научного анализа литературы и практики, мы поставили задачу создания теоретически обоснованной и экспериментально апробированной модели процесса развития здоровьесберегающей компетентности у младших школьников.

В ходе ее решения под здоровьесберегающей компетентностью в нашем исследовании понимается интегративное качество личности ребенка-школьника, включающее совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни; мотивы, имеющие эколого-сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни; потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию.

На нормативно-установочном этапе модели процесса развития здоровьесберегающей компетентности у младших школьников мы обосновали выбор деятельностного подхода к ее построению и определили принципы его реализации.

Опираясь на принятые теоретико-методологические основания, мы:

  • уточнили понятие «здоровьесберегающая компетентность»;
  • разработали содержание процесса развития здоровьесберегающей компетентности у младших школьников путем интеграции социально-экологических, валеологических знаний, ценностного отношения к своему здоровью;
  • определили методы и организационные формы совместной деятельности педагогов и обучающихся, педагогов и родителей;
  • разработали диагностический инструментарий и механизмы оценки уровня развития здоровьесберегающей компетентности у младших школьников;
  • проверили эффективность выделенных нами педагогических условий: формирование значимых для сохранения здоровья ценностных ориентаций и смысловых установок педагогов; гуманизация отношений субъектов образовательного процесса; создание здоровьесберегающей среды развития ребенка; создание  сообщества обучающихся и их родителей.

Исходно-диагностический этап показал, что для педагогов и родителей характерен низкий уровень здоровьесберегающей компетентности; внешний гигиенический контроль формален и низкоэффективен. У детей младшего школьного возраста преобладает когнитивный компонент здоровьесберегающей компетентности, что объясняется преобладающей доминантой в современном образовании интеллектуального образования, в результате чего страдает здоровье детей. Современное начальное  образование, его интенсификация и увеличение объема  образовательных слуг нередко приводят к неадекватным нагрузкам обучающихся, превращая учебную деятельность в фактор риска для их здоровья. В связи с этим уже у школьников формируется привычка к малоподвижному образу жизни.  

Апробация разработанной нами модели процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста показала, что она обеспечивает развитие всех компонентов (когнитивного, мотивационного, эмоционально-волевого, предметно-практического) и в целом на значительно более высоком уровне, чем при традиционной работе в данном направлении.

Наша практическая работа  позволяет говорить о том, что успешное развитие здоровьесберегающей компетентности младших школьников зависит от:

  • взгляда на здоровьесберегающую компетентность как интегративное качество личности ребенка;
  • содержания эколого-валеологического образования, представляющего собой интеграцию социально-экологических, валеологических знаний, ценностного отношения к своему здоровью;
  • определения совокупности педагогических условий развития здоровье-сберегающей компетентности у младших школьников.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что сформулированная в исследовании цель достигнута, поставленные задачи решены.

Тем не менее, мы не претендуем на исчерпывающее решение разрабатываемой проблемы. Как показывают результаты нашей работы, у части обучающихся не удалось сформировать здоровьесберегающую компетентность на удовлетворительном уровне. В наибольшей мере это относится к мотивационному компоненту. Это на наш взгляд объясняется тем, что развитие данного компонента в значительно большей степени зависит от неконтролируемых нами внешних факторов, чем развитие других компонентов здоровьесберегающей компетентности. Без развития мотивационного компонента в целом невозможно развить на высоком уровне здоровьесберегающую компетентность у младших школьников.

С точки зрения перспектив и актуальных направлений дальнейшей работы внимание, на наш взгляд, может быть сосредоточено на исследовании преемственности в развитии здоровьесберегающей компетентности у дошкольников и младших школьников.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдульманова, Л.В. Движение как способ жизни //Ребенок в мире культуры [Текст] /под ред. Р.М. Чумичевой. — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2008. — С. 187 – 225.
  2.  Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования [Текст] / Р.И. Айзман. — Новосибирск: Наука, 2005. — С. 111-145.
  3. Акбашев, Т.Ф. Всеобщая валеограмотность [Текст] / Т.Ф. Акбашев, Т.А.Солдатова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 17 с.
  4.  Алямовская, В.Г. Воспитание здорового ребенка [Текст]  / В.Г. Алямовская. М.: Линка-Пресс, 2003. — 109 с.
  5.  Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления  [Текст] / О.С. Анисимов. — М.: Экономика, 2009. — 415 с.
  6. Апанасенко, Л.Г. Медицинская валеология [Текст] / Л.Г. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов-на-Дону: Киев: Думка, 2012. — 269 с.
  7. Артамонов, В.Н. Медико-биологические основы здорового образа жизни [Текст] / В.Н. Артамонов, В.Н. Мотылянская. — М.: 2010.  52 с.
  8. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индвидуального развития [Текст] / И.А. Аршавский. М.: Медицина, 2013. —192 с.
  9. Бермус, А.Г. Управление качеством профессионального образования [Текст]: автореф. дис. …докт.пед.наук / А.Г. Бермус; — Ростов-на-Дону, 2013. — 43 с.
  10. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии [Текст] / В.П. Беспалько. — М.: — ИПО МО России, 2005. — 336 с.
  11. Большаник, П.В. Влияние ландшафтов Западной Сибири на здоровье населения [Текст] / П.В. Большаник // Эколого-географические проблемы природопользования нефтегазовых регионов. Доклады Ш Международной научно-практической конференции. — Нижневартовск: — НГГУ, — 2014. — С. 213-216.
  12. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориенти-рованного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская //Педагогика. — 2007,—№4.— С. 11-17.
  13.  Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье. Новые данные об элеутерококке и других адаптогенах [Текст] / И.И. Брехман. — Владивосток: 2000. — С. 7-11.
  14.  Бутенко, Б.И. Новое в понимании здоровья [Текст] / Б.И. Бутенко //Теория и практика физической культуры. — М.: 2008. — Т. 7. — С. 19-22.
  15.  Васильков, В.А. Концептуальные основы и механизмы реализации принципа здоровьесберегающего управления в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа [Текст] /В.А. Васильков //Роль органов власти в управлении процессами охраны и укрепления здоровья детей, подростков в округе. — Ханты-Мансийск: Департамент здравоохранения, Департамент образования и науки, — 2014. — С. 53-62.
  16.  Вайнер, Э.Н. Общая валеология [Текст]  / Э.Н. Вайнер. — Липецк: 1989. — 379 с.
  17. Вербицкий, А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования [Текст] /А.А.Вербицкий //Педагогика. — 1977, — № 6. — С. 31-36.
  18.  Гончарова, Е.В. Компетентностный подход в образовании [Текст] /Е.В. Гончарова // Компетентностный подход к развитию личности. Материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции. — Нижневартовск: НГГУ, — 2015. — С. 3-19.
  19.  Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] /А. Дахин// Народное образование: — 2014. — №4. — С. 136-144.
  20.  Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480 с.
  21.    Дубровский, В.И. Здоровый образ жизни  [Текст] / В.И. Дубровский. — М.: RETORIKA-А: Флинта, 2009. — 560 с.
  22.  Дыхан, Л.Б. Педагогические условия валеологизации образовательной среды младших школьников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.Б. Дыхан. — Ростов-на-Дону, 2001. — 22 с.
  23. Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / Б.Б. Егоров, В.Т. Кудрявцев. — М.: 2013. — 111 с.
  24. Ефименко, Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н.Н. Ефименко. — М.: Линка-Пресс, 2009. — 256 с.
  25. Зайцев, Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования  [Текст] / Г.К. Зайцев. — СПб.: Питер, 1995. — 86 с.
  26.  Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании [Текст] /И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. – 2006. — № 8. — С. 20–26.
  27.  Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека [Текст] / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. — М.: Владос, 2000. — 192 с.
  28.  Казначеев, В.П. Проблемы экологии человека [Текст] / В.П. Казначеев. — М.: Наука, 2006. — 262 с.
  29. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии [Текст] /В.И. Ковалько. — М., 2012. — 102 с.
  30. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]  / Я.А. Коменский. — М.: Просвещение, 1955. — 289 с.
  31. Мулявина, Э.А. Актуализация здоровьесформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников [Текст]: автореф. дисс. … канд. пед. наук /Э.А. Мулявина. – Екатеринбург, 2007. – 23 с.
  32. Овчаров, Е.А. Е.Е. Здоровье школьников. Медико-социальный, экономический и педагогический аспекты  [Текст] / Е.А. Овчаров, Л.В. Родионова, Е.Е. Борш; Нижневарт. гос. пед. ин-т. — Нижневартовск, 2015.
  33. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие [Текст] /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. 256 с.
  34.  Тюмасева, З.И. Современные парадигмы образования в аспекте его экологизации [Текст]  /З.И. Тюмасева //Вестник ЧГПУ, серия 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология. — 2000. — № 2. — С. 122-123.
  35. Шилова, В.С. Теоретические основы социально-экологического образования школьников [Текст] /В.С. Шилова: автореф. дис. …д-ра пед. наук.  Белгород, 1999.  38 с.
  36.  Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст] /С.Е. Шишов, В.А. Кальней. — М.: Российское пед. агентство, 2010.  С. 78-106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста

Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет  роль эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные о...

Методическое пособие "Формирование полезных привычек у детей младшего школьного возраста по УМК "Мир и человек" А.А.Вахрушева.

Всем известно насколько широко распространили своё действие злейшие враги человечества – алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества. Говорить о причинах, почему люди обзаводятся вредными привычк...

Формирование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н...

Задания для выявления развития когнитивного уровня здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста

Задания для  выявления развития когнитивного уровня здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста ...

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...