Конспект логопедического занятия на тему:"Состав слова"
план-конспект по зож на тему

Атрохова Елена Михайловна

Данный конспект разработан для логопедических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova_lena.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая тема: Закрепление изученного материала по теме «Состав слова»

Лексическая тема: Путешествие в страну родственных слов

Грамматическая тема: Морфологический разбор слов.

Цель:

Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

Образовательные задачи:

  1. Закрепить знания детей об однокоренных и родственных словах
  2. Закрепить знания детей о частях слова
  3. Закреплять навык разбирать слова по составу
  4. Развивать навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок
  5. Учить детей работе со словарными словами

Коррекционные задачи:

  1. Тренировать в морфологическом разборе слов
  2. Развивать связную речь
  3. Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие

Воспитательные:

  1. Совершенствовать умение детей четко отвечать на вопросы
  2. Воспитывать в детях осуществлять контроль и самоконтроль
  3. Прививать бережное отношение к окружающему миру

Ход занятия

Этап

Учитель – логопед

Обучающиеся

ИКТ

Организационный

Здравствуйте. Подойдите к своим местам.

Сообщение темы и целей урока

   Сегодня на уроке мы продолжим выделять группы родственных слов и образовывать из них новые слова.

Повторение ранее изученного материала

   Сейчас мы отправимся в удивительный сад.

Как – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод, к ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

  Какие слова выросли из корня – сад?

  Как называются эти слова?

 Почему?

На нашем волшебном дереве найдите «лишнее» слово. (часть речи).

  Разберите по составу существительное рассада, посадки в своих листочках, и объясните, какая часть слова образовала новое слово.

Как пишутся корни в родственных словах?

Посмотрите внимательно на наше дерево. Какая безударная гласная встречается во всех этих словах?

Рассада, садовод, садовник, посадки.  

Родственные или однокоренные .

У этих слов один корень, и они сходны по смыслу.

Посадили – глагол

Окончание, корень, приставка, суффикс.

Одинаково

  «А»

Динамическая пауза

Как красив цветущий сад:

Вишня, слива, виноград…

Но цветочки опадут,

А плоды к нам в дом придут!!!

Восхищение

Радость

Огорчение

Радость

(мимикой лица)

Повторение ранее изученного материала

Игра  «Волшебное дерево»

Какие волшебные веточки могут вырасти на дереве с корнем –цвет- ?

Запишите эти слова

Как называются эти слова?

Почему?

А сейчас каждый из вас превратиться в садовода и вырастит свой цветок. А для того чтобы узнать что это за цветок, я загадаю вам загадку.

Стоит в поле кудряшка  -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

Это будет необычная ромашка – ее лепестки будут состоять из родственных слов.

Составьте ромашку из родственников слова осина.

Самостоятельно к словам   вод, гора.

Какие лепестки оказались лишними? Почему?

А теперь следующее задание: части слова рассыпались, нужно собрать из них слово.

-а-   -к-   -по-   -езд-

-к-  -гул-  -а-  -про-

Разберите по составу.

А сейчас предлагаю послушать сказку о любопытной елочке, но слушать вы должны внимательно т.к. должны найти и выписать из нее все родственные слова.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих – нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. – подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые еловые  шишки.

- Почему. – спрашивала Елочка у бабушки Старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы и клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.

Вот такая сказка. Так почему же к бабушке Ели прилетают дятлы, клесты?

Какие родственные слова вы выписали?

Разберите слова по составу.

Какие части слова образовали новые слова?

Цветной , цветок, зацвел…

Родственные или однокоренные

Ромашка

Водить, провод. Горе.

Не связаны по смыслу.

Поездка, прогулка

В шишках – еловые семена. Для белок, дятлов, клестов – это самая лакомая еда.

Елочка, елка, ель, ельник, еловые.

При помощи суффикса.

№ 2

№ 3

№4,5

№  6

№7

Динамическая пауза

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(посмотрим вправо, влево)

Руки подняли и покачали,

Словно деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься  тихо сели.

Словарно – орфографическая работа.

- Птицы обитатели леса, а кто еще живет в лесу?

-            Запишите в столбик животных, которых вы сейчас увидите, объясняя орфограммы.

- Назовите, которые из этих животных дикие.

- Домашние.

- Назовите их детенышей.

Будут ли в этих парах слова родственными?

- Какая часть слова помогла образовать новые слова?

- обратите внимание на написание этих суффиксов. Они пишутся всегда одинаково.

-Запишите названия животных, во второй столбик, выделите суффикс.

- животные

-заяц, лисица

-собака, корова

Щенок, зайчонок, теленок, лисенок

Заяц – зайчонок, лисица – лисенок

Суффиксы – енок-, -онок-

№8

№9

Что это?

Пока дети – каждый в берете.

Повзрослели – шляпы надели.

Запишите.

- как называют людей, которые собирают грибы?

Запишите.

-Какая часть слова помогла образовать новое слово? Выделите суффикс.

-какие родственные слова еще можно образовать?

- А сейчас мы заглянем в корзинку грибника. Что же мы там найдем?

1. Серенькие шапки,

Рябенькие ножки,

Под березою растут.

Как их зовут?

2. В сухое лето, когда в березняке или в хвойном лесу ни одного гриба не встретишь, в сырых лесах всегда найдешь этот красный гриб.

3. Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладко

Под  коричневою шапкой

С нежной бархатной подкладкой.

-Какое слово по со ставу отличается от других?

Грибы

Грибники

Суффикс – ник-

Грибной, грибница, грибок

Подберезовик

Подосиновик

Боровик

Боровик

Итог занятия

Что мы сегодня повторяли на уроке?

Однокоренные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия по теме "Родственные слова"

занятие направлено на расширение, уточнение, пололнение словарного запаса младших школьников...

Конспект логопедического занятия на тему "Сложные слова"

Групповое логопедическое занятие для учащихся 3 класса....

Конспект группового логопедического занятия по теме "Состав слова".

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушение чтения и письма по теме "Состав слова". Предложенные зада...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Состав слова: приставка»

Оборудование: зеркала, доска, мел, тетради детей.Цель: закрепить знания детей о приставке: её смыслоразличительной роли, тренировка в умении выделять приставку в слове....

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Состав слова: суффиксы»

Оборудование: зеркала, доска, мел, тетради детей, заготовка - овал лица (по количеству детей). Цель: закрепить знания детей о суффиксе: его роли в словообразовании, тренировка в умении выделять с...

Конспект логопедического занятия на тему:«Парные звонкие - глухие согласные в конце слова». Лексическая тема: сказка «Снежная королева».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза,осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов о...