Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО.
рабочая программа по зож (3 класс) на тему

Рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aybolit.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________    Игнатова Т.М.

«31» августа 2016 г.

Обсуждено на заседании методического объединения

 Протокол от 31.08.2016г. № 1

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Октябрьская СОШ»

___________      Т.В.Сибилева.

«31» августа 2016   г.

Рассмотрено на заседании методического совета

(Протокол от 31.08.2016 г. № 1)

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»

__________       А.В.Тоутова

 «31» августа 2016   г.

Приказ от 31.08.2016 г. 1-

Принято на заседании педагогического совета

(Протокол от 31.08.201 г № 1)

                                                                                                     

Рабочая программа

 экологического клуба «Айболит»

для 3 класса

                                                                                                            Составитель:

 учитель начальных классов

Т.М.Игнатова

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

        Программа  экологического клуба «Айболит» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и является первой ступенью программы по экологическому воспитанию школьников .

Программа экологического клуба «Айболит» рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), 19ч- теоретические занятия, 15 ч- практические занятия.

Первый класс «Айболята», второй класс «Разведчики природы», третий класс «Светлячки», четвертый класс «Планета загадок».

«Айболята» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.

На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы для «Разведчиков природы» становится парк, лесная зона. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными  и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.

Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.  

Однако  далеко не всё может быть правильно понято ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда  при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы,  бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания  детей младшего школьного возраста.  

Этому способствуют занятия по дополнительной образовательной программе «Разведчики природы».

Актуальность данной программы  обусловлена тем, что  последние годы характеризуются интенсивной работой  по перестройке содержания образования  в школьных учреждениях.

 «Айболит» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.

На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы становится парк, лесная зона. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными  и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.

Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.

«Планета загадок», четвертый год обучения, вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, «Планета загадок» обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. В целом курс «Планета загадок» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.

Таким образом, процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социо-природной средой.

Отличительной особенностью программы является то, что  в  содержание программы  включены  эколого-биологические знания  не только о видовом составе флоры и фауны, их отдельных представителях, но и понятия и определения, законы и закономерности. Знания не самоцель в экологическом воспитании,  но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру,  которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому,  что это чей-то труд, но ещё и потому,  что затрачены материалы,  взятые из природы.

Новизна программы в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами, опыты и эксперименты, экскурсии в природу.      

Целью программы является  создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.

В основе построения программы  лежит принцип единства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития  ответственного отношения личности к окружающей среде.

Принцип прогностичности ориентирует младших школьников на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить. Чтобы усилить доказательность реальности прогноза тех или иных изменений в окружающей природной среде необходимо вовлекать детей в доступные способы исследования.

Взаимосвязь глобального и регионального, реализация этого принципа  усиливает  связь с жизнью, способствует развитию у детей младшего школьного возраста комплексного взгляда  на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельностью, содействует экологически грамотному поведению в повседневной жизни.

Данные принципы взаимосвязаны и позволяют использовать в программе идеи развивающего обучения.

Каждый раздел  данной программы  начинается вводным занятием, где детьми создается обобщенная абстрактная модель научной картины живой природы с учетом возраста детей, которая затем  конкретизируется и в конце каждого раздела эта модель просматривается на новом – обобщенно-конкретном уровне.

Благодаря данному подходу оказывается возможным решение следующих  задач:

1. формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава);

2. способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;

3. показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять    

наблюдение;  

4.  дифференцировать знания детей о природе и социальном мире:  дикая

природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;

5. воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.

Педагогическая  целесообразность  программы:                    

определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.

Форма обучения – групповая.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании программы третьего класса у детей младшего школьного возраста формируются:

Представления:

- о жизненном пространстве, как о важном факторе среды;

- о пресмыкающихся, их строении и роли в природе;

- о распределении солнечной энергии по звеньям цепи питания;

- о круговороте воды

Знания:

- главного экологического закона;

- природных сообществ;

- планет солнечной системы;

- роли растений в круговороте воды

Умения:

- исследовать рельеф местности;

- ориентироваться с помощью компаса и местных признаков;

- определять к какой группе относятся животные;

- составлять график процесса роста растения.

Способы отслеживания  и контроля результатов

В результате обучения по программе у детей формируется определённый набор знаний, умений и навыков, которые отслеживаются на занятиях с помощью контрольных заданий.

Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий по уходу за растениями и животными, а также в процессе поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности.

Методы обучения

В процессе реализации программы  используются разнообразные методы обучения:

Методы получения знаний:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски);

3) практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа)

4) метод дидактической игры

Методы усвоения учебного материала:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемный;

4) частично-поисковый или эвристический;

5) исследовательский

Методы, стимулирующие интеллектуальную, познавательную и творческую активность детей:, методы эколого-психологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций.  

Календарно- тематическое планирование

Дата

план

Дата

факт

№ п/п

Наименование раздела и тем.

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

Введение

2

1

Знакомство с нравственным кодексом юного эколога

1

2

Составление нравственного кодекса юного эколога

1

Составление нравственного кодекса юного эколога

Лес – природное сообщество

3

3.

Лес – природное сообщество

1

4.

Наблюдение: за лесом, как природным сообществом; знакомство с экологическим законом «Все со всем взаимосвязано»

1

Сформулировать 1-й экологический закон: «Все со всем взаимосвязано»

 

5.

Практическая работа: сформулировать первый экологический закон: «Все со всем взаимосвязано»

1

Кто чем питается

2

6.

Кто чем питается. Наблюдение: за питанием разных групп животных

1

7.

Практическая работа: изготовить набор карточек с изображением кормов различных животных

1

Сделать карточки с изображением кормов различных животных

К древнему морю

2

8.

Познакомить детей с понятиями «ориентирование», «план», «масштаб», «рельеф», «карта»

1

 

9.

Практическая работа: учиться исследовать рельеф местности, тренироваться в ориентировании с помощью компаса и местных признаков

1

Вычертить маршрут своей экскурсии

Знакомый незнакомец

3

10.

Познакомить детей с понятиями «облако», «гроза», «радуга». «атмосфера»

1

11.

Свойства  воздуха

1

Познакомить с некоторыми свойствами воздуха с помощью несложных опытов

12.

Практическая работа: изготовить коллаж «Радуга»

1

Изготовить коллаж «Радуга»

Дает корова молоко

3

13.

Наблюдение: за дикими млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе

1

Подготовить сообщение о диких млекопитающихся

14.

Наблюдение: за домашними млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе

1

Подготовить сообщение о  домашних млекопитающихся

15.

Практическая работа: самостоятельно узнать о жизни домашних животных

Откуда берутся дождь и снег

1

3

Конкурс рисунков

16.

Наблюдение: за круговоротом воды и  ролью растений в круговороте воды

1

17.

Практическая работа: проведение несложных опытов

1

Выполнить несложные опыты

18.

Дидактическая игра:  «Дерево»

1

Все куда-нибудь девается

2

19.

Наблюдение: за зависимостью состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы

1

 

20.

Практическая работа: скрининг воды в своей квартире

1

Провести скрининг воды в своей квартире

Идем по следу

2

21.

Наблюдение: за жизнью зимнего леса и взаимосвязями в лесном сообществе

1

22.

Практическая работа: рассмотреть иллюстрации следов зверей, птиц, зимующих в своем крае

1

Зарисовать взаимосвязи в лесном сообществе

Сокращение места обитания

1

23.

Наблюдение: за последствиями сокращения мест обитания

1

Записать причины сокращения мест обитания

Жизненное пространство

2

 

24.

Наблюдение: за представлением о жизненном пространстве, как о важном факторе среды

1

25.

 

Практическая работа: посадка гороха и составление графика процесса роста растения

1

Составить график процесса роста растения

Энергия

2

26.

Наблюдение: за распределением солнечной энергии по звеньям цепи питания

1

 

27.

Практическая работа: нарисовать круговорот энергии

1

Конкурс рисунков

Солнечная система

3

28.

Наблюдение за планетами солнечной системы .

1

29.

Наблюдение за явлениями в природе, которые происходят не зависимо от воли человека

1

30.

Практическая работа: наблюдение по вечерам за Луной в различных фазах

1

Наблюдение за Луной в различных фазах

Все животные важны, все животные нужны

2

31.

Наблюдение: за пресмыкающимися, их строением и ролью в природе

1

32.

Практическая работа: определить к какой группе относятся животные

1

Определить к какой группе относится животное

Поход «По экологической тропе»

1

33.

Обобщение полученных знаний

1

Обобщение знаний

34.

Итоговое занятие. Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы»

1

Обобщение полученных знаний

Итого:

19

15

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности с ФГОС "Юные умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности с ФГОС "Юные умники и умницы"...

Рабочая программа внеурочной деятельности предметной области «Физическая культура и ОБЖ» в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Данная программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в данной образовательной организации и расширяет инт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Этика: азбука добра» направленность - общекультурная

Рабочая программа кружка  для 1 -4 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного разви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Учусь создавать проект»

Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентировать...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «ШАХМАТЫ» направленность – спортивно-оздоровительная для обучающихся 1-4-х классов на 2018-2019 учебный год

Программа для обучения шахматной игре предназначена для первого и второго года обучения шахматам. В процессе учебной деятельности школьники должны овладеть элементарным шахматным материалом: познакоми...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Социокультурные истоки» направленность - духовно-нравственная для обучающихся 1 -4-х классов на 2018-2019 учебный год

Программа является результатом работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Занимательная математика» направленность - общеинтеллектуальная для обучающихся 1-4-х классов на 2018-2019 учебный год

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...