Разработка урока по теме «Табак. Воздействие табака на организм человека»
план-конспект урока по зож (3 класс) на тему

Береснева Татьяна Викторовна

Задачи:

1.      формировать у обучающихся  представление об отрицательном воздействии  курения на организм человека;

2.      выявить причины, побуждающие подростков к курению, предложить альтернативу курению.

3.      вырабатывать у обучающихся отрицательное отношение к курению.

4.      формировать потребность в здоровом образе жизни, духовном и нравственном совершенствовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-uroka-zdorove.doc514 КБ

Предварительный просмотр:

Береснева Татьяна Викторовна

БОУ г.Омска «СОШ №58»

Тема учебного занятия: «Табак. Воздействие табака на организм человека»

Цель: Формировать убеждение о необходимости сохранения личного здоровья.

Задачи:

  1. формировать у обучающихся  представление об отрицательном воздействии  курения на организм человека;
  2. выявить причины, побуждающие подростков к курению, предложить альтернативу курению.
  3. вырабатывать у обучающихся отрицательное отношение к курению.
  4. формировать потребность в здоровом образе жизни, духовном и нравственном совершенствовании.

Планируемые результаты:

  1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  2. первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  3.  первоначальное представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  4. знания о  негативном влиянии курения на здоровье человека.

План конспект учебного занятия

Этапы учебного занятия

Способы организации деятельности обучающихся

Содержание деятельности обучающихся

Организация контрольно-оценочной деятельности

Мотивационно-целевой этап

Орг. момент: Здравствуйте, ребята! И снова здравствуйте! Я желаю вам здравия, крепкого здоровья! Как прекрасен мир, когда ты здоров!

Дыхательная гимнастика: снятие эмоционального напряжения

Подышим ровно, глубоко – продолжительный вдох через нос, выдох через рот

Сообщение темы: Сегодня занятие кружка мне хотелось начать с притчи (приложение 1).

- О чем мог задуматься  молодой человек? Попробуйте сформулировать тему занятия. (Табак. Воздействие  табака на организм человека)

- Какие задачи мы сегодня ставим?

Дыхательная гимнастика

Высказывают предположения, делают вывод. Формулируют тему и задачи занятия.

Контроль за правильным дыханием со стороны учителя

Этап организации учебной деятельности

  1. Беседа:

 В современном обществе курение стало самой  распространенной вредной привычкой. В настоящее время в России курят до 80% мужского населения и 60-65% женщин, очень большой процент курящих среди подростков и молодёжи.  Курение стало общечеловеческой проблемой. Эту проблему мы с вами не решим, но разобраться в ней постараемся!

- Как вы чувствуете себя, если рядом с вами кто-то курит? Почему вам неприятно?

- Что происходит, если кто-то курит, а вы стоите рядом?

- Что можно сделать, если рядом кто - то курит? (попросить не курить, отойти)

  1. Работа в группах

Начиная курить, не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А какой вред наносит организму курение? Есть ли пути избежать ловушки злого волшебника – табака?

- Я предлагаю ответить на эти вопросы, работая в группах

Группа 1 «Портрет курильщика». Учащиеся составляют портрет курильщика. Им необходимо отразить как можно больше последствий курения. Под портретом можно написать свои пояснения (информационный источник - приложение 1.2)

Группа 2. «Портрет здорового человека» Учащиеся  составляют портрет здорового человека. Под портретом можно написать свои пояснения.

Группа 3. «Дерево решений» Выявить причины, почему люди курят. Предложить  замену курению. (приложение 1.3)

Выступление 1 и 2 групп.

  1. Упражнение «Ассоциации» (приложение 1. 4)

Предлагаю выбрать модель наиболее близкую вашей жизненной позиции

 

Выступление 3 группы

- Вам предстоит принять решение, какую сторону дерева вы выбираете, темную или светлую. Сделайте свой выбор "за" или "против" курения.

  1. Упражнение «Живые скульптуры» (приложение 1.5)
  2. Игра «Пирамида» (приложение 1.6)
  3. Оздоровительная минутка (приложение 1.7)

Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, что «пассивное курение так же опасно»

Учащиеся составляют портрет курильщика.

Учащиеся составляют портрет здорового человека.

Выявляют причины, предлагают замену курения.

Защищают свои проекты, делают выводы.  

Учащиеся делают выбор, голосуя стикерами за выбранную модель

Словесная оценка

Контроль

за работой групп, консультативная помощь

Голосование стикерами, устная оценка своих действий

Голосование «за», «против»

Рефлексивный этап

Итог: Какой вывод можно сделать из всего выше сказанного?

Курение - вредная и опасная привычка, коварная ловушка, никотиновая зависимость

Рефлексивный экран

Учащиеся делают вывод, обмениваются мнениями в кругу здоровья.

Устная оценка

Учебно-дидактическое обеспечение: силуэт человека, картинки с изображением органов курильщика и здорового человека, карточки с описанием состояний человека, информационная справка о вреде курения, инвентарь комнаты здоровья (мешочки с песком, ящики с камушками, шишками)

Приложение 1.

  1. Притча

     Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар:

«Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От

моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.

Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:

-А почему стариком не буду?

-А потому что до старости не доживешь.

-А почему собака не укусит?

-Так с палкой ведь будешь ходить.

- А почему вор в дом не залезет?

- Потому что всю ночь будешь кашлять».

Торговец хитро улыбнулся, а молодой человек задумался.

  1. Влияние веществ, содержащихся в табаке на  организм человека

 Дыхательная система:

  • Хронические заболевания дыхательных органов: бронхит, астма, гибель эпителия, усиленное выделение слизи, воспаление голосовых связок
  • Туберкулез легких (из 100 случаев заболевания туберкулезом 95% - курильщики)
  • Рак легких (почти 97% больных раком – курильщики)
  • Рак гортани (в 6 – 10 раз больше)

 Кровеносная система:

  • Снижается количество эритроцитов  и гемоглобина
  • Стенокардия у курильщиков чаще в 13 раз
  • Инфаркт миокарда чаще в 13 раз (особенно у лиц до 40лет)
  • Острый инфаркт миокарда ( у курильщиков до 35 лет, у 80% курящих со школьной скамьи)
  • Курение способствует возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, кровоизлияния в мозг

Пищеварительная система:

  • Развивается кариес
  • Ухудшается аппетит, обоняние, вкус извращается
  • Возникают спазмы желудка, кишечника, кишечная непроходимость (парез) кишечника ведет к смерти
  • Развивается хронический гастрит, колит, язвенная болезнь желудка и 12- перстной кишки (в 10 раз чаще)
  • Приводит к циррозу печени
  • Развивается рак полости рта, пищевода, поджелудочной железы

Выделительная система:

  • Развитие хронических болезней почек и мочевого пузыря, вплоть до рака мочевого пузыря (В моче образуется бензапирен – канцерогенное химическое соединение, вызывающее рак. Это вещество обнаруживается и у пассивных курильщиков)
  • Рак почек (встречается у курильщиков в 5 раз чаще)

 Опорно-двигательная система:

  • Ухудшение кровоснабжения из-за спазм кровеносных  сосудов приводит к снижению работоспособности мышц (может привести к самопроизвольной гангрене конечностей)  Гангрена - омертвение (стопы, пальца, голени) вследствие недостатка кровообращения
  • Эндартериит – перемежающая хромота, часто требующая ампутации ног (ампутация конечности — её усечение).
  • Никотин действует как яд курара, парализующий мышечную систему (страдает   каждый 7 курильщик )

Воздействие на другие системы:

  • “Кожа” – преждевременное старение кожи, сухость, землистый оттенок, бледность, морщины, дряблость. Кожа теряет свою эластичность и свежесть. Женщины-курильщицы в 25 лет выглядят намного старше ровесниц.
  • “Железы внутренней секреции” – нарушаются нормальные функции всех желез, развивается сахарный диабет.
  • “Обмен веществ” – снижается, развивается витаминная недостаточность.
  1. Таблица «Дерево решений»

За (причины)

Против (замена)

Желание казаться взрослыми

Спорт

Подражание

Интересное занятие, рукоделие

Безделье

Чтение книг

Любопытство

Танцы

Принуждение

Прогулка, игры на свежем воздухе

За компанию

Музыка, пение

  1. Упражнение «Ассоциации»

Из списка слов выберите те, которые относятся к человеку здоровому, к  его чувствам и состояниям, и те, которые относятся к человеку курящему.
Список слов: дружба,  удовольствие, одиночество, общение,  яд, радость, зависимость, самостоятельность, независимость, отрава, здоровье, болезнь.
Учащиеся, делая выбор, наклеивают слова на портрет здорового человека и на портрет курильщика.

  1. Упражнение «Живые скульптуры»

      Объявлен конкурс на лучшую скульптуру, посвященную антиникотиновой рекламе. Представьте, как должна выглядеть эта скульптура, можно воспользоваться инвентарем, который находится в комнате здоровья. Придумайте лозунг отражающий идею конкурса.

  1. Игра «Пирамида»

     Я выбираю 2 человека, каждый из них выбирает двух следующих…. И т.д.

- Посмотрите, на ковре не осталось  ни одного ученика. Чтобы поднять вас всех, понадобилось очень мало времени. Вот также быстро табак  разрушает человека.

Мы сможем победить господство злого волшебника – табака, если будем воспитывать в себе волю, силу духа…а помогут нам в этом физкультура и спорт…

  1. Оздоровительная минутка

Осанка, массаж стоп

  1. Упражнение «Гора»

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте.

Медленно поднимите руки вверх и сцепите в замок над головой.

Представьте, что ваше тело, как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх.  «Нет» - решили они. – «Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

  1. Отправляемся по горной дороге,  мешочки на голове, руки на пояс, идем по тропе здоровья (шишки, камни – тонизируют организм, бодрят его)
  2. По ходу движения кладут мешочки на пол в шахматном порядке, и вот перед нами горная река, перескакиваем с камня на камень (с мешочка на мешочек).  Молодцы.

Упражнения «Кошечка», «Качалочка» для укрепления мышечного корсета

  1. Исходное положение – колено-локтевое положение. В медленном темпе максимально выгибаем вперед спину, прогибаемся в пояснице, стараясь коснуться грудью пола. Это упражнение называется «кошечка», оно имитирует потягивание животного и благоприятно действует не только на позвоночник, но и на внутренние органы.
  2. Исходное положение – лежа на спине. Подтяните согнутые в коленях ноги к подбородку и плотно обхватить их руками. В течение минуты покачайтесь на спине.

Приложение 2.

Модель здорового человека и курящего человека

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\сайт\05-03-2014_06-14-17\Копия P1100659.JPG

По тропе здоровья

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\сайт\05-03-2014_06-14-17\P1100644.JPG

Приложение 3.

Список литературы:

  1. «Педагогика здоровья»  под редакцией В.Н.Касаткина — ЛИНКА_ПРЕСС, Москва, 2000
  2. http://zdravoe.com/125/p820/index.html
  3. http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/-aprelja-vsemirnyjj-den-zdorovja.html
  4. http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/775-anti-smoking-classes-and-training-of-smoking-cessation-for-students
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: "Злой волшебник - табак!"

Конспект классного часа по теме: "Злой волшебник - табак!" для 4 класса...

Родительское собрание "Воздействие алкоголя и никотина на организм человека"

     Материалы «Воздействие алкоголя и никотина на организм человека» можно использовать на родительских собраниях в классах или родительских лекториях. Материал напр...

УРОК ЗДОРОВЬЯ В 4-А КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК ТАБАК»

Цели урока:-Познакомить детей с историей табака, как он попал в Европу.-Сформировать представление о вредном воздействии табака на организм человека.-Выработать отрицательное отношение к попытке попро...

"Воздействие аквааэробики на организм человека"

В настоящее время особую социальную значимость имеет сохранение и укрепление здоровья, профилактика различного рода заболеваний, в том числе и профессиональных, у населения. Возрастание ценности жизни...

Статья по предмету окружающий мир для 3 класса на тему "Основы строения и функций организма человека"

Данный материал содержит наглядную информацию об основных системах человеческого организма, об их функциях и особенностях строения....

О воздействии музыки на организм человека

Материал для родительского собрания класса в ДШИ....