Доклад на тему «Возможные риски, выявленные трудности и пути их преодоления при реализации стандартов второго поколения»
статья по зож на тему

Галинова Наталья Анатольевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_problema_zdorovesberezheniya_v_nachalnoy_shkole.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Забитуйская СОШ

Доклад на тему

 «Возможные риски, выявленные трудности и пути

их преодоления

при реализации стандартов второго поколения»

Докладчик:

Галинова Наталья Анатольевна,

                                                           учитель начальных классов,

II квалификационная категория

Забитуй, 2014

Проблема здоровьесбережения в начальной школе

    «Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни». ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.

      Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований.

Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в наше время  встаёт особенно остро, причём начинать эту работу необходимо как можно раньше. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.

Состояние здоровья ученика не должно быть безразлично для учителя еще и потому, что оно может стать причиной его отставания в учебе. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе отражаются на состоянии всего общества.

Негативно влияют на здоровье учащихся малоподвижность во время урока и слабое разнообразие видов учебной деятельности. Противодействие первому найдено в ряде школ, где в процессе обучения, особенно в начальных классах, используются так называемые «динамические паузы»: часть урока дети работают сидя, часть – стоя за конторками. Сложнее обстоит дело со сменой деятельности и, скорее всего, ситуация не изменится, пока не улучшится материально-техническая база большинства учебных заведений.

Отдельное внимание следует уделять объему и сложности материала, задаваемого на дом. Лучше всего его основные пункты разобрать на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить. Интересен опыт некоторых учителей, которые оценивают усвоение материала сразу после его объяснения и краткого обобщения. Тогда у ребят есть шанс исправить оценку во время опроса на следующем уроке.

Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить младших школьников ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».

   В своей работе  главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья  детей. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни.

Для решения этой задачи при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:

▪формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и

   физической  культуре.

▪использовать на уроках и во внеучебное время наиболее рациональные  формы и методы, способствующие становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности. Слежу за положительной учебной  мотивацией.

▪формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

▪систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни;

•обеспечивать необходимую двигательную активность детей

Сегодня современный урок -  это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Стараюсь так строить учебный процесс, чтобы можно было предупредить  эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

Ребёнок будет здоров, если будут соблюдаться основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе:

- оптимальная учебная нагрузка;

- сбалансированное питание;

- рациональный режим обучения;

- рациональный двигательный режим;

- если на уроках будут использоваться технологии обучения, содействующие здоровью;

- если ребёнок будет обучаться в условиях, соответствующих СанПиНам;

- если вовремя будет оказываться психологическая и социальная поддержка;

- своевременные медицинские услуги;

- и охрана психического здоровья  

   Перед уроками проводится ежедневно  зарядка всеми учащимися школы. Проводят её по очереди все учащиеся.      

На уроках, переменах, внеклассных мероприятиях мы проводим динамические музыкальные паузы.

Данные упражнения способствуют преодолеть сонливость учеников, которая наблюдается на первом уроке, активно включиться в работу, активизировать внимание.

Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, например, т.е. я готовлю детей эмоционально и физически.  

Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы  и мышц глаз.

При проведении физкультурных минуток учитываю следующие требования:

▪ физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого  результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

▪ предпочтение следует отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц;

▪ они должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес).

Виды физкультминуток:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук (расслабление пальцев рук, массаж пальцев перед письмом).

- гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);

- гимнастика для слуха;

- упражнения, корректирующие осанку;

- дыхательная гимнастика;

 - упражнения на релаксацию

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

С родителями я провожу различные профилактические беседы и лектории на  собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей.

 В беседах с родителями рекомендую  им упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятиям спортом. В нашей школе работают следующие кружки (Гимнастика, Вольная борьба, шахматы, Легкая атлетика), где ученики активно занимаются и участвуют в разных соревнованиях, например, по вольной борьбе наши девочки участвуют в районных, окружных и областных соревнованиях. Также обращаю внимание родителей на своевременное медицинское обследование(из 15 детей имеют 1 группу здоровья 3 человека, 12-вторую, наблюдаются проблемы с речью, зрением).

Как классный руководитель систематически провожу с учащимися  классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления здоровья:

  • Проект и его защита «Движение-это жизнь»

 ▪ Беседы «Чистота-залог здоровья», Для чего нужна зарядка», «Умеем ли мы правильно питаться?»

 ▪ Классные часы «Мои увлечения», «В здоровом теле - здоровый дух!»

 ▪ Игры  «Здоров будешь - всё добудешь», «Мы ловкие, смелые, умелые», «Зимние затеи», «Растем здоровыми»

 ▪ Лекция с показом презентации  о здоровом образе жизни, о безопасности.

          Как же сегодня решается проблема здоровьесбережения?

В большинстве случаев обращается внимание на физическое состояние здоровья (осанку, зрение, работу внутренних органов и т.д.), без учета психического состояния. А ведь между физическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь. Известно, что раннее повреждение центральной нервной системы, т.е. нарушенное психическое здоровье ребенка, является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма, и, наоборот, соматические заболевания маскируют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.

По-прежнему не налажена четкая обратная связь между медицинской службой и учителями и родителями. В результате никаких мер на ранних стадиях развития болезни не предпринимается и часто острые заболевания у детей переходят в хронические, ухудшается ряд функциональных показателей организма за годы учебы.

Родители, часто лучше осведомленные о состоянии здоровья своего ребенка, чем школьный врач или педагог, не могут повлиять на его коррекцию в стенах образовательного учреждения. А ведь ребенок проводит здесь около 70% времени. В результате его здоровье ухудшается.

Несмотря на то, что при разработке большинства проектов декларируется сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, в реальности дело касается только здоровья детей, а учителя остаются «за бортом».

На наш взгляд, для изменения ситуации при выполнении задач здоровьесбережения в основной массе наших общеобразовательных учреждений ключевой фигурой следует признать учителя.

Забота о здоровье подрастающего поколения начинается с заботы педагога о состоянии собственного здоровья, а оно во многом зависит от образа  жизни, который он ведет. К сожалению, мы не всегда можем повлиять на ход событий нашей жизни. Но всегда можно избегать вредных привычек, разнообразить свой пищевой рацион, научиться так регулировать профессиональную деятельность, планируя свой рабочий график, чтобы не допускать перегрузок и соблюдать режим труда и отдыха.

Знание методов поддержки сил собственного организма, его возможностей и симптоматики тех или иных заболеваний поможет учителю внимательнее относиться к состоянию здоровья своих воспитанников. Да и собственный пример лучше всяких слов послужит обучению детей соблюдению правил здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный метод обучения как механизм реализации стандартов второго поколения

Дидактическая система деятельностного методаобучения  «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОСвторого поколения...

Система Л.В. Занкова на этапе реализации стандарта второго поколения

Статья,в которой даётся краткое описание Системы развивающего обучения Л.В. Занкова на этапе реализации ФГОС....

Обеспечение ресурсами реализации стандартов второго поколения в начальной школе

Обеспечение  ресурсами реализации стандартов второго поколения в начальной школе...

статья "Внеурочная проектная деятельность младших школьников,как путь реализации стандартов второго поколения

Данная статья в помощь учителям начальных классов,родителям, педагогам допобразования.В ней раскрюты механизмы проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

статья "Реализация стандартов второго поколения. Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.

Статья  в помощь учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям....

Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах"

Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах....

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад «Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения"....