Статья на тему " Как сдать ВПР и не заболеть." Автор Платунова М.А.
статья по зож (4 класс) на тему

Платунова Мария Александровна

Статья на тему " Как сдать ВПР и не заболеть." Автор Платунова М.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Статья на тему: « Как сдать ВПР и не заболеть.»

   К написанию данной статьи меня подвела научно-практическая конференция прошедшая в апреле на базе образовательной платформы Учи.ру и Школы новых технологий.

   Большое спасибо, организаторам, с огромным интересом, на одном дыхании и главное с пользой было потрачено время воскресного дня. Надо сказать, уже 3 года, активно, с большим удовольствием я использую в обучении интерактивные задания для самостоятельной работы учеников 4 класса, участвуем в онлайн-олимпиадах, ребята увлеченно прорешивают математические карточки. Одной из секций конференции по обмену опытом учителей начальных классов была посвящена Всероссийским проверочным работам и построению работы учителя. Были выслушаны выступления педагогов с большой буквы: председателя Ассоциации учителей начальных классов г. Москвы, автора пособий по ВПР Елены Васильевны Волковой и живое эмоциональное выступление ее коллеги Корнейчик Елены Владиславовны. Педагоги из Санкт-Петербурга, Казани, Тюмени рассказывали, как и каким образом подготовить ребят к ВПР, о необходимости использования дистанционных технологий, как эффективно взаимодействовать с родителями учеников, как проверить готовность, как подтянуть, и как подготовить к ВПР в рамках урока и во внеурочное время наших детей. Акцентирую внимание наших детей! Конечно,  речь шла о здоровье сберегающих моментах, но мне показалось, как то вскользь, без особого учета физических и психологических возможностей детей 10-летнего возраста.

    Будучи учителем 4-го класса и мамой четвероклассницы (оговорюсь сразу, мой ребенок не мой ученик); я позволю себе утверждать, находясь по обе стороны от ребенка, как мать с одной стороны и как учитель с другой, что я знаю, о чем я буду говорить. Моей дочери только предстоит писать ВПР по четырем предметам, а мне придется пережить ВПР, переживая за моих 19 учеников и за нее. Мой разговор пойдет о нагрузках: начиная от веса содержимого школьного портфеля, заканчивая экспериментами над  веточками в шкафах и гипотетическом изменении размера горошины в зависимости от наличия почво-грунта в стакане. Речь пойдет о количестве кружков, секций, музыкальных, спортивных  и художественных школах которые  должно посещать наше чадо, дабы оно развиваться должно же! А еще дополнительные занятия по английскому языку, а лучше конечно, по китайскому-перспективнее, по бисероплетению- будет чем на пенсии заняться (нет, сейчас  то мы мелкую моторику рук развиваем),  по робототехнике-наука двигатель прогресса, а вдруг в Сколково только и ждут когда мой ребенок осчастливит их своим изобретением ( ну конечно же компьютеризация сейчас очень значима и актуальна и мы обязаны адаптировать ребеночка к информационному веку) и так далее,  и тому подобное….

Вот задачки для нас взрослых:

                                                             ЗАДАЧА №1 .

 Средний вес школьного рюкзака четвероклассника примерно 7 кг! Мешка с его сменной обувью- 1 кг., папки по  ИЗО  или труду-900 гр., коврика для занятий по физкультуре-300 гр., а если это зима, то лыжи, весящие где-то 1500 гр. В этот же момент на школьнике:  сапоги и шапка + куртка и комбинезон + школьная форма все это добро весит  где-то 3 кг. Вес самого школьника примерно 30 кг в зависимости от аппетита ребенка и возможностей родителей. Расстояние от школы до дома около 500 метров. За какое время  он преодолеет этот путь в зимнее время года, будучи девочкой, если скорость ветра при этом 10 м/сек? С  учетом того, что у нее пока еще нет кавалера, которому можно было бы доверить хотя бы лыжи… а мама уже на работе в другой школе, где встречает  учеников,  в таком же обмундировании спецназовцев?

                                                                 

                                                                ЗАДАЧА №2

  Преодолев  дистанцию с утяжелением и препятствиями, ребенок поднял себя (примерно 30 кг) и 1/3 веса от того веса с которым вышел из дома на второй этаж и отдал себя любимому учителю. Дабы он (учитель) вкладывал в него знания, умения, ИКТ-компетентность, умение работать с текстом, развил орфографическую зоркость, научил его считать в уме, выстраивать графики и диаграммы, работать над проектами. На сколько баллов ученик напишет ВПР по русскому языку? По математике? По литературе и по окружающему миру? Не съев ,  при этом ни одной таблетки глицина и при условии, что он придет в школу и завтра, не смотря на то, что: уроки закончились в 13 часов 15 минут, в 13 часов 30 минут пообедав в школе, четвероклассник в 14 часов пошел на кружок дополнительного образования «Развивающая грамматика» и развивался 1 час 30 минут. В 15 часов у него начались спортивные занятия по акробатике, в 17 часов ребенок бежит на дополнительные занятия по английскому языку  (расстояние 700 метров, время в пути-15 минут бегом). В 19 часов – обратно в школу - за классикой (танцы)-танцевать должна же уметь каждая девочка, тем более что скоро выпускной, первая ступень обучения закончится. В 20 часов 30 минут, возвращаясь, домой ребенок понимает - он молодец, он все успел, смог, достиг. По пути домой, он уже планирует завтрашний день, мечтает о победе на олимпиаде по математике, о том, что именно его рисунок займет призовое место и именно сейчас, придя домой, он создаст свой шедевр. В итоге день четвероклассника заканчивается ближе к полуночи, ребенок засыпает, нет, не безмятежным сном, сон его тревожен, потому что малыш знает, что скоро наступят ВПР, а вдруг он не справится, ошибется, отвлечется, не проанализирует, не увидит главной мысли, не поставит в нужном месте запятую…

Так вот, уважаемые коллеги и просто товарищи взрослые, вышеизложенные задачи не имеют решения. Но в наших с вами силах помочь ребенку справиться с задачами и остаться при этом здоровым и счастливым. Какие же факторы способствуют укреплению и сохранению здоровья школьника начальной школы? Не буду оригинальной, просто вспомните о том, что у школьника должно оставаться время на то чтобы быть ребенком. Должно оставаться время и силы на детство. Кто должен позаботиться о наличии второго комплекта учебников государство или родители не берусь судить, но совсем не плохо, если бы у ребенка был бы новый комплект учебников дома. Почему именно новый комплект? - Да потому что вместе со старыми учебниками от предыдущего хозяина к ребенку могут перекочевать и инфекции, и микробы, и аллергия, заболевания с  которыми мы  можем бороться долго и упорно и не понимать возникновения истинной причины очага заражения. Второй комплект учебников в доме - разгрузит спину школьника, ведь на детских спинах можно носить не более 4 кг веса, в противном случае гарантированно искривление позвоночника, в настоящее время сколиозом страдают 60% школьников. Второй «домашний» комплект освободит портфели от лишнего веса, а детей от болезней. «Обмундирование» же современного школьника и его «багаж»  обычно бывает в полтора, два раза тяжелее установленных норм. «Американской мечтой»  школьников являются личные шкафчики, а это часть личного пространства, возможность самовыражения в украшении внутреннего пространства за волшебной дверцей и как вариант, то ,что  после занятий в школе в них можно оставлять  все тяжести. Моя дочь-школьница очень долго расстраивалась отсутствием шкафчиков в школе, и практически была «разочарованна» всей системой образования, как потом оказалось  что в школах, которые она видела по телевизору - были индивидуальные шкафчики, возле которых происходило все самое интересное, а еще они были все в наклейках и стразах…Полный восторг! Многие в современном мире сталкиваются с проявлениями аллергии, какой она только не бывает, перечислять не буду. А вы знали, что существует аллергия на мел? Да, да на обычный школьный мел, который может вызывать не только аллергию, но даже экзему. Оказывается,  врачи давно предупреждали, не прикасайтесь руками к мелу, мне -  учителю, работающему по старинке мелом на доске, молоко пора выдавать! А мел мы теперь в классе в салфетки и фольгу заворачиваем, от аллергии подальше.

     Самое драгоценное, что нам могла дать природа-здоровье! Состояние здоровья общества - важнейший показатель его благополучия, это показатель отражает не только настоящее, но и четко указывает на будущее, прогнозирует его состояние. Наши  дети - наше будущее, каким оно будет? Продукты  -  которые мы едим, воздух которым мы дышим, ритм в котором мы живем, нагрузки в которых мы пребываем и вечный стресс, а вы не забудьте, что рядом с вами, рука об руку идут наши дети! Давно на слуху, да и в личных ощущениях наблюдается, что в последнее время значительно ухудшилось здоровье населения России в целом, особенно детей. У нашего государства стало еще одной проблемой больше, поможем же ему и самим себе, вложимся в будущее России! Во многих документах Министерства образования подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» - определяется «здоровье» Всемирной организацией здравоохранения.

Если приходя со школы, ребенок жалуется на головную боль, усталость - задумайтесь, не защемляются ли у него нервные окончания шейного и грудного отдела позвоночника от чрезмерного давления школьного ранца? Педиатры говорят, что у детей в принципе не должна болеть голова. Проанализируйте, что он ест на завтрак, обед, ужин в школе и дома? Не перегружается ли ребенок дополнительными нагрузками интеллектуального характера, физическими нагрузками, а ведь одной из причин его недомогания может быть неполноценное питание и перегрузки. В школе дети тратят много умственной и физической  энергии, в зависимости от предпочтений ребенка, его физических данных, от внутренних биоритмов. Детей, у которых хороший аппетит по утрам, нужно обеспечить полноценным завтраком перед школой. Внутренний рацион школьника должны входить продукты, которые богаты белками, именно белки повышая возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптации ребят к школьным нагрузкам. Если ребенок на завтрак съест бутерброды либо с сыром, либо с  ветчиной, колбасой или рыбой, любую молочную кашу, омлет, яичницу, творог, йогурт, помимо белковой продукции желательно на завтрак давать ребенку что-нибудь из растительной пищи: яблоко, грушу, апельсин, огурец, помидор, редис ; то можно надеяться на то, что ребенок получит полноценный завтрак обогащенный белками, витаминами, углеводами, жирами  и растительными волокнами. При дефиците времени можно ограничиться стаканом молока, кефира, съесть булочку или печенье. Если ребенок малоежка, или это ребенок - «сова», то как правило от утренних завтраков они отказываются, не стоит впихивать в него еду насильно, это приведет  к развитию у ребенка невроза в виде стойкого отвращения к еде. Такому  «едоку» лучше положить завтрак с собой.

  Не про еду. 45 минут сидения на уроке вызывают напряжение мышц спины, нагрузку на позвоночник, снижает вентиляцию легких, что может привести к воспалительным процессам. Усидчивый, послушный ребенок, сидящий за партой не шелохнувшись, начинает зевать, что является дополнительной вентиляцией легких. Один из признаков переутомления  дети становятся рассеянными, хуже воспринимают материал, кто-то грызет ногти, качается на стуле, лежит на парте. А ведь задачи перед нами, в частности как раз в начальной школе внедрять и не игнорировать здоровьесберегающие технологии, которые и помогают решить важнейшие  задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Найти педагогические технологии, которые позволят совмещать задачу продуктивности учебного процесса и задачу сохранения уровня имеющегося здоровья малолетнего школьника.

Учитывать индивидуальный темп работы каждого ученика, дифференцированное обучение, ощущение психологического комфорта, чувство защищенности, вот что вызывает интерес к учебе. Осознание своих личных способностей ребят – задача  педагога работающего на перспективу развития ученика. Ощущение удачи и своей мини победы способствуют и такие факторы, как сохранение и укрепление здоровья ребенка. Грамотно проработанный с дидактической точки зрения урок - самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик – он не пропускает занятия по болезни, он активен и жизнерадостен, он с оптимизмом включается во все виды деятельности, раскрепощен в общении со сверстниками и учителями.

    Наш стиль общения, несомненно, влияет на состояние здоровья ребенка. Я на своих уроках выбрала демократический партнерский стиль общения, что позволяет мне развивать психическую активность ученика, мы не боимся ошибиться при решении задач на уроке, свободны в познавательной активности, с удовольствием обращаемся к умственным упражнениям, мы любим учиться. Перегрузка ученика, я считаю, наступает не от количества работы, сколько от ее качества, если процесс получения знаний мотивирован, интересны и разнообразны формы подачи материала, мы ни когда  не получим на выходе повышения уровня утомляемости и невротизации. Учитывая возрастные психологические особенности каждого своего ученика, я стараюсь избегать однообразия, продумываю число видов учебной деятельности на уроках, чтобы активизировать у ребят процесс освоения новых знаний. Использование групповой работы на уроках позволяет мне решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения, предотвратив длительное сидение ученика за партой. Ведь малоподвижность во время урока отрицательно влияет на здоровье учащихся. Кому-то покажется, что имеет место быть отсутствие дисциплины, но я не требую от учеников сохранению неподвижной позы в течение всего урока. У меня ученики, по желанию работают стоя, динамические паузы органично можно вплести в канву урока, вопросы, задаваемые с помощью подачи мяча, танцевальные ритмические  движения под музыку, слушание голоса  птиц во время диктанта о птицах с закрытыми глазами, вот те не многие «фишки», к которым привыкли мои ученики. Традиционные  физминутки  дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами приступить к работе на уроке. Игровую технологию широко использую на практике, хорошо «работают» нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы и уроки-экскурсии. Существуют танец «Победителя над цифрами» (когда ребенок успешно справляется с вычислениями) и танец «Победителя над буквами» (этот танец  танцует ученик, который справился с орфографией). Приемы с элементами соревнования превосходно работают у меня в классе, благотворно влияют на психо – эмоциональное состояние учеников. Проектная деятельность в мини группах, с возможностью во внеурочное время  собраться у товарища и вместе сообща защитить проект, при этом пообщаться, поделиться информацией, да и чаю попить,  это же здорово сближает,  развивает чувство командной ответственности! Мы проводим в игровой форме словарную работу: поочередно дети выбегают к доске и на скорость, ну и правильность, конечно, записывают словарные слова – это вам не просто зубрешка, русский язык проходит под лозунгом: «Крепкий, смелый, умелый, грамотный, успешный!» Отличившемуся  ученику обязательно дарим аплодисменты, это не только поощряет ребят, но и является дополнительным средством самомассажа ладошек, на которых, как известно, расположено огромное количество нервных окончаний. Уважаемые родители, режим дня ни кто не отменял, это настолько важный момент здоровьесбережения, что может быть гораздо важнее как следует выспаться, чем вес школьного портфеля, хотя эти исследования еще не проводились…

Из-за возрастающей нагрузки, значение режима дня значительно увеличивается, расписать все занятия, по часам, найти время для досуга, успеть выполнить все, с учетом времени на дорогу домой и спать не менее 8 часов, вот задача, стоящая перед родителями  четвероклашек. Увеличившаяся нагрузка, новые обязанности требуют от младших школьников еще большой собранности, ответственности и дисциплины.  Врачи уверенно говорят, что режим дня это лучший способ предупредить повышенную возбудимость, нервозность и раздражительность. Именно четко выстроенный режим дня поможет сохранить нормальную работоспособность. Работоспособность в течение дня, как известно, бывает неравномерной, существуют 2 пика активности трудоспособности: I пик приходится в промежуток времени между 8.00 и 11.00 часами, затем приходится спад трудоспособности  и  II пик приходится на временной промежуток с 16.00 до 18 часов, затем следует резкий спад трудоспособности. Учитывая эти факты, можно рационально использовать время на полноценные нагрузки. Учтите это,  дорогие родители  при выполнении домашнего задания вашими детьми, какой можно получить результат закрепления знаний полученных в классе, после 18.00? (Это я про выполнение домашней работы) Вывод: от умения взрослого и от его последовательности в требованиях к ребенку, от самого ребенка соблюдение режима дня является нормой жизни семьи с учеником начальной школы, а для малолетнего ребенка давно должно было стать хорошей привычкой! Существует и формула интенсивности умственной деятельности в течение урока, эффективность усвоения знаний учащимися во время урока такова: 5-25-я минута – 80%, 25-35-я минута – 60-40%, 35-45 минута-10%.

    Пока писала статью, прерывалась только на проведение ВПР по русскому языку в своем классе, написали хорошо, я довольна, повышенный средний балл, «двоек нет». Явка сто процентная, ни кто не заболел, попробуй тут, когда в течение всей школьной жизни только и делали что учились и здоровьесберегались и наоборот. В  совокупе  двух частей работы, диктант конечно хуже, мои больше теоретики, не научились еще, как следует теорию на практике применять, но я уверенна,   у них все получится! Дочка тоже справилась.  Жду Всероссийскую  проверочную по математике, уж мои то, надеюсь, блеснут, мало сказать идем по УМК « Перспектива», так еще автор учебника по математике  Л.Г. Петерсон.  Мои «малыши» задачки на изменение скоростей решают на раз, два. Развлечемся послезавтра. Очень надеюсь, что не помешают им при сдаче ВПР ни мороз в конце апреля, ни гормональные изменения, происходящие в этом возрасте, ни угроза террористической опасности, не приведи Господь, ни тяжеленный «багаж» школьных рюкзаков. Моя скромная попытка донести до широкой аудитории читателей мой незначительный педагогический опыт, может быть, поможет задуматься над тем, кого мы растим, безусловно, из моего класса может выйти  19 космонавтов, стойких, физически развитых и стрессоустойчивых, с железной логикой и крепкими зубами ребят. Но зачем?... Может быть, решат мои неразрешимые задачки те взрослые, кому они адресованы? А мне так хочется надеяться, что не растеряют мои ребята, не утратят  они любовь к знаниям, чувство локтя,  радость общения, умение находить решения, быть коллективом но оставаться самим собой – вот  что поможет им при сдачи ВПР ,  и при  сдачи всех жизненных экзаменов,  которые выпадут им в жизни. Здоровья им, радости успеха, творческих побед и победы над самим собой!

Классный руководитель 4 «В» класса ГБОУ СОШ № 892 г. Москвы                                                  Платунова Мария Александровна   23.04.2017 г. 18-15 по московскому времени

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "«Обобщение экспериментального опыта работы по теме: «Внедрение и закрепление комплекса профилактических игр и упражнений по снятию страха и тревожности у учащихся в процессе обучения и воспитания»»

Цели нашей работы были следующими: просветительская (информирование о психологических особенностях учащихся); обучающая (обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказание им психологической по...

Статья по теме: «Методические приёмы объяснения темы «Части речи» в начальной школе».

В этой статье объясняется, как, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, доступно и понятно можно ввести понятие "части речи". Как можно добиться того, чтобы дети достат...

Статья на тему "ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

Статья на тему "ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"...

Статья "УМК "Перспектива", мое общее видение и конкретные наработки." автор Платунова Мария Александровна

По программе УМК «Перспектива», я отработала с детьми четыре года, класс обычный, дети не отобранные, дети которые достаются молодому специалисту… Результатом на выходе-довольна, дв...

Статья по теме по теме «Использование технологии критического мышления в начальной школе во внеурочной деятельности

В разработке описано понятие критического мышления и использование данной технологии на занятиях во внеурочной деятельности....

Дипломная работа на тему "Значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения» автор Платунова Мария Александровна ЧОХ "Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки" г. Санкт-Петербург.

Дипломная работа на тему: "Значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения» представляет теоретический и практический опыт здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной...

Статья на тему "Проектная деятельность в начальной школе" статья (3 класс)

С введением федеральных государственных образовательных стандартов возросла возможность использования различных методик и технологий.. Одной из ведущих педагогических технологий становится проектная д...