А туристом стать легко?
методическая разработка по зож (3 класс) на тему

Беган Марина Александровна

Вводное занятие по программе "Юный турист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_turistom_stat_legko.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

«А туристом стать легко?»

Вводное занятие

Цель: заинтересовать учащихся занятиями пешеходным туризмом.

Задачи:

Обучающая: формировать у учащихся представления о пешеходном туризме; познакомить с элементами туристического снаряжения, с видами узлов, топографическими знаками, оказанием первой медицинской помощи.

Развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности, практические навыки по укладке рюкзаков, вязке узлов, оказанию первой медицинской помощи.

Воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, взаимовыручку, ловкость и дисциплинированность.

Сценарий занятия.

Этапы занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.

Подготовительный этап

Педагог

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята.

«А туристом стать легко?»

А цель нашего занятия: заинтересовать вас, ребята, занятиями пешеходным туризмом.

- Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое туризм и чем занимаются туристы, а также коротко познакомимся с некоторыми темами из программы «Юный турист», по которой мы с вами будем заниматься

2.

Основная часть

Педагог

Работа с учащимися

Педагог

Работа с учащимися

Педагог

работа с учащимися

Педагог

Работа с учащи-

мися

Педагог

Педагог

Работа учащихся

Педагог

Работа учащихся

Педагог

Работа учащихся

Педагог

Работа учащихся

Педагог, работа с учащимися

Педагог

  • Не просто я пришла сюда!

Я много игр вам принесла

И конкурсов, смешных загадок

Пусть путь к победе будет сладок.

Я поведу вас в мир чудес,

Где шепчется река и лес,

Где горы есть, луга, поля

И настоящие друзья!

Кто будет, смел в пути нелегком

Одарен, будет мной сполна! (показ жетонов)

  • Но прежде, чем занятие начать,

Прошу вас имена назвать!

  • Я буду считать до трех. На счет «три», каждый из вас громко говорит свое имя. 1,2,3… (ответы учащихся)
  • Ну, вот мы и познакомились. А в ходе занятия я каждого из вас запомню по имени, и мы познакомимся поближе. А для этого у вас на парте лежат таблички, на которых вы крупно напишите свое имя.
  • Познакомились, друзья

Теперь в дорогу нам пора!

И нас ждет урок- игра!

Наше занятие мы проведем в виде всем вам известной игры «Крестики – нолики». Для этого вы поделились на 2 команды. Одна команда – «крестики», другая - «нолики». Ребята, и капитаны у нас уже определены: те у кого на табличке крестик и нолик нарисованы красным цветом. Перед вами игровое поле, в каждом секторе которого написаны темы, которые мы подробно будем изучать в течение учебного года по программе «Юный турист»(перечисляю темы) (карточка №1).Чтобы в игровом поле поставить свой знак «крестик» или «нолик», нужно успешно выполнить задание в выбранном секторе. Выигрывает команда, которая первой, как в обычных «крестиках – ноликах», поставит свои три знака в одну линию (показываю на игровом поле).

Начать хочу с серьезного,

  • С расшифровки слова «туризм».
  • Вы, наверное, все слышали эти слова «туризм», «туристы»?
  • А кто скажет, что такое вообще туризм? А кто такие туристы? Как вы думаете? (Отвечают команды по очереди, за каждый ответ выдаю жетон.)
  • Вот видите, каждый из вас по-разному представил, слово туризм.

И точного определения мы сделать не смогли. Потому, что слишком многолик и разнообразен туризм. В самых разных книгах, журналах и статьях можно найти попытки разных людей по-своему объяснить, понятие «туризм». Если свести воедино суждения разных людей: молодых ребят и профессионалов своего дела, мы можем составить наше общее представление о туризме. Итак, … (таблица: «Туризм», карточка №2 )

- Туризм – это спорт, отдых, здоровье, удовольствие, хобби, развлечение, работа, форма самоутверждения, общение, способ познания окружающей среды.

- Вот видите, 10 составляющих слов помещаются в таком маленьком слове – туризм.

- Туризм бывает: горный, лыжный, пешеходный, водный. Но, самый массовый и самый доступный вид туризма – это пешеходный. Основой туризма являются походы, путешествия. Значит, туристы - это путешественники. А первым путешественником-туристом, был греческий ученый Геродот. Он первый описал свои путешествия в многочисленных книгах. А днем рождения туризма, принято считать 27 сентября 1919 г. Значит, в этом году, мы будем отмечать 88 лет, со дня рождения туризма.

- Безопасность и удачное проведение походов, в значительной мере зависят от предпоходной подготовки. Именно этим мы и будем заниматься на наших занятиях.

Как и у любой другой организации, у туристов есть свои законы. Законы юных туристов, сокращенно – ЗЮТ. Их всего 15. И вот как звучит последний из них – 15-й: «В походе ничего личного нет. Твои ноги и ты сам принадлежат группе. Если у тебя заболел «твой живот – болеет вся «группа». Если ты не можешь идти, - сидит вся группа»(карточка № 3).

- Если Вы были внимательны, то заметили, что в этом пункте 3 раза повторяется одно и тоже слово. А какое? Кто заметил?

- Правильно – это слово «группа». Значит прежде, чем начать подготовку к походу руководителю необходимо скомплектовать группу. Иначе с кем же он будет проводить походы? Для этого необходимо 15-20 ребят одного возраста, физически подготовленных и дружных.

- А у кого по физкультуре «4 и 5»?

- Вот, молодцы, сила у вас есть, а выносливость будет, если буде ходить ко мне на занятия.

- А вас можно назвать группой? (ответы учащихся)

- Давайте сделаем анализ: вы из одного класса, вас 15 человек, по физкультуре уже имеете «5», отношения между вами дружеские, раз вы уже столько лет учитесь вместе, отсюда вывод: вы – группа.

- А когда пойдете в поход, вы станете еще дружнее и будете помогать друг другу. Правильно?

Итак, подсчитаем жетоны. Свой знак в игровой сектор ставит команда … , как вы думаете в какой сектор нужно поставить? … (Сектор «Структура туризма»). В этом блоке мы изучаем: историю развития туризма и структуру туризма, т. е. виды туризма, формы туризма.

Выигравшая команда выбирает следующий сектор.

ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ.

У каждого человека есть своя малая родина, у нас это – Сахалинская область. А почему? Как вы думаете, что мы будем изучать в этом блоке? ( история образования, природу края, климат, история заселения, флаг, герб).

- А кто знает сколько лет назад образовался Сахалинская область?(70 лет)

Задание для команд: Кроссворд: «города Сахалинской области» (карточка №4).

ТУРИСТСКИЙ БИВАК.

- А кто-нибудь знает, что такое туристский бивак?

(разбивка лагеря). В этом блоке мы будем изучать: комплектование группы, туристское снаряжение, костры, организацию привалов и ночлегов.

- Ребята, кто хочет снаряжение настоящее?

Всем доступное и звучащее? (отдаю карабины)

Возьми вот этот спальник,

В палатке он начальник! (отдаю)

А вот котелок с нержавеющей стали,

Чтоб сытно мы ели,

В пути не устали! (отдаю)

Скорее рюкзак получай с вещами,

Не видишь? В горы он просится с нами! (отдаю)

- Это ребята, некоторые элементы туристского снаряжения, а какое ещё бывает, вы узнаете на моих занятиях.

А сейчас задание для команд. Конкурс: «Кто быстрее уложит рюкзак?».

- Перед вами: спальник, полотенце, кружка, миска, ложка и штормовка. Но, сначала, я покажу вам, как правильно укладывать рюкзак, а потом попробуете вы. (правила укладки рюкзака).

ГРУППА В ПОХОДЕ.

В этом блоке мы изучаем такие темы: разработка маршрута, порядок движения групп, преодоление препятствий, опасности в путешествиях, туристские узлы, и сегодня мы поподробнее познакомимся с туристскими узлами.

Ребята, что же такое узлы и где мы с ними встречаемся в повседневной жизни? (Завязываем шнурки ботинок, кроссовок, галстук, пояса, банты на голове девочек, посылки перетягивают веревкой и вяжут узлы, отправляясь в дорогу, перетягиваем веревкой вещи (матрасы, одеяло), завязываем мешок с овощами, оформляем подарки – декоративные узлы).

А еще узлы могут спасти нам жизнь. Например, при наведении различных переправ, организации подъема или спуска по крутому склону, при страховке на опасных скальных, снежных и других участках маршрута.

Узлы – это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам. Кроме того, узлом называется само соединение веревок. Обратите внимание на стенд и посмотрите, какие же бывают узлы. («Классификация узлов»).

А теперь каждый из вас сам потренируется связать узел из группы проводников, самый простой – узел проводник.

Задание для команд: конкурс «Кто быстрее завяжет узел».

НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ. 

Ребята, а за кем и за чем можно наблюдать в природе?

Правильно, наблюдения бывают ботанические, зоологические, фенологические. Еще мы наблюдаем за погодой – это метеорологические наблюдения. На занятиях мы научимся предсказывать погоду по народным приметам.

А вы знаете народные приметы про погоду?

Задание для двух команд: выбрать приметы к хорошей или плохой погоде (карточка №5)

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.

Оказать первую мед. помощь должен уметь каждый турист.

Чему же мы научимся, изучая этот блок? (остановить кровотечение, наложить повязку, шину при переломе. Оказывать помощь при отравлении, обморожении, тепловом ударе, обмороке, укусах змей и насекомых. Должны знать необходимые медикаменты).

А какие вы знаете медикаменты, лекарственные растения?(отвечают)

Задание: «Окажи помощь».

- Помогала Таня маме,

нож большой себе взяла,

Как и что, не знаем сами,

Только кровь ручьем текла.

Окажите помощь Тане: она порезала себе палец.

Практическая работа:

1. Промыть место повреждения струей воды (лучше кипяченной).

2. Продезинфицировать ранку раствором марганцовки.

3. Кожу вокруг ранки смазать настойкой йода или зеленки.

4. Наложить на порез стерильную повязку.

5. Закрепить повязку бинтом или пластырем.

- Вижу, что в трудную минуту на вас можно положиться!.

ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ.

Как вы думаете, что мы будем изучать и чему учиться в этом блоке?

(формы рельефа, масштаб, условные топографические знаки, работа с картами. Учимся ориентироваться на местности, работать с компасом).

Задание: топографическое домино (карточка № 6).

А сейчас, ребята, поиграем в игру, в которую вы, наверное, уже играли, и называется она «Домино». Но оно не простое, а с условными знаками, это – топографические знаки, которые вам известны из школьной программы – из уроков природоведения и географии. Нужно подобрать к слову верное обозначение и положить рядом. 

- Вот еще дополнительные карточки с топографическими знаками, кто из вас с ними знаком?

- правильно – это виноград, рисовое поле и вход в пещеру. Мы будем изучать очень много знаков, чтобы суметь сориентироваться по карте в походе и не заблудиться.

ОХРАНА ПРИРОДЫ.

-Туристы, изучая природу, должны беречь и охранять ее. А как вы думаете, что значит «охранять и беречь» природу?.(не засорять, не ломать ветки, не повреждать растительность, не рвать букеты, не рубить деревья, не жечь костры..)

- Существует природоохранный кодекс туриста (показывает), в котором описаны все правила поведения в природе. Нужно не забывать, что природа наш друг!.

- Все вы знаете, слышали, что есть «Красная книга».

- А что это за книга, и зачем она создана?

Задание для двух команд: Игра «Найди лишнее слово» (карточка №7).

ОФП. ТУРИСТСКИЕ ПЕСНИ.

Как мы с вами уже выяснили, туристы должны быть физически развиты. Поэтому, мы, два раза в неделю будем посещать тренажерный зал, участвовать в спортивно–туристских соревнованиях , развивать силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. К тому же, туристы еще и романтики. Шагая по тропе, сидя у костра, они поют туристские песни. И мы будем разучивать на занятиях туристские песни различных авторов.

- А какие вы знаете или слышали туристские песни?

Задание: ЧАСТУШКИ (карточка №8).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ. Выявление команды – победителя. Награждение.

- А нас ждет опять игра!

И поиграть в неё пора,

Где вы не бывали, чудес не видали,

Но эхо встречали.

Я предлагаю игру «Эхо», вы должны повторять только последний слог или слово, как эхо (карточка №9) Итак, начали…

- Какое громкое лесное эхо у нас получилось.

- А сейчас, я предлагаю вам помолчать, и посмотреть видеофильм с участием таких же ребят, как вы.

Те знания, которые наши воспитанники получают на теоретических занятиях по туризму, потом они используют на практике: в походах выходного дня, в многодневных походах и экскурсиях. А зимой, когда в палатках спать холодно, ребята ездят на горнолыжные базы, посещают памятники природы пещеры, водопады, катаются на лыжах и санках. Сейчас мы с вами просмотрим фрагмент.

3.

Заключительный этап

Педагог

Работа с учащимися

- Ну, что ребята легко ли стать туристом? (ответы детей) Сегодня мы кратко познакомились с 9-ю разделами программы «Эдельвейс».

Давайте подведем итог занятия. Сейчас я раздам вам жетоны двух цветов. Если вам было интересно, весело, то давайте мне красный жетончик. А если не очень, то зеленый. Мне очень понравилось с вами заниматься. Особенно активными были …… Молодцы! Надеюсь, остальные проявят свою любознательность на следующих занятиях.

Желаю вам успехов в учебе. И если вы решили заниматься туризмом, я вас жду на Станции туризма…

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа. Юные туристы-многоборцы.

Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туристским многоборьем, направленное на формирование всесторонней гармонично развитой личности.Пр...

Внеурочное занятие объединения «Юный турист – краевед» по теме «Туристический поход»

Тема «Туристический поход»Цель: обобщить и расширить туристские и экологические знания учащихся, закрепить знания детей о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов д...

календарно тематическое планирование кружок "Турист - краевед"

Календарно тематическое планирование кружка "Турист - краевед". Разработано для учеников начальной школы....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист» разработана нами для туристской секции. Данная программа согласованна с районным методистом. Основная цель обр...

Введение в предмет. Кто такие туристы.

Ознакомительное занятие в системе дополнительного образования по курсу "Юный турист". Учащиеся в результате активного участия познакомятся с видами туризма, краеведением, выживании в природных условия...

Введение в предмет. Кто такие туристы.

Ознакомительное занятие объединения "Юный турист". В результате активного участия в занятии дети получат сведения о видах туризма, об ориентировании на местности, о краеведения, узнают о назначен...

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»Тема занятия:  « Библиотека школьная, районная. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека»....