Основные пути развития, реабилитации, социализации и интеграции в обществе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
статья (2 класс) по теме

Безручка Оксана Юрьевна

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями, обучающимися на дому по состоянию здоровья (ДЦП), заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.

        В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Основные пути развития, реабилитации, социализации и интеграции в обществе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Лист 2

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями, обучающимися на дому по состоянию здоровья (ДЦП), заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.

        В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.  [6, c.67].

        Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путём интеграции очного и дистанционного обучения.

Лист 3

                  Все  родители мечтают, что их будущий ребёнок  будет крепким, веселым, а главное,  здоровым. Однако в  жизни  случаются  обратные   ситуации.

              Учителем  начальных   классов   я  проработала  23  года. В  2014  году      прошла профессиональную переподготовку в БОУ ДПО «ИРООО» по программе » Олигофренопедагогика «. С 1сентября 2015 года  мне предстояло  работать с ребёнком-инвалидом (ДЦП) на дому.

             Такие дети  составляют особую категорию обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школы и обучаются  на дому.         Большинство  общеобразовательных  школ, в том числе, БОУ «Еремеевская средняя школа», сегодня не готовы принять детей с ограниченными возможностями и «посадить» их в классы. Причин этому много. Главная -   — нет необходимой материально-технической базы. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимы пандусы, поручни вдоль стен, столы соответствующей высоты, доски на уровне глаз ребенка, передвигающегося в инвалидном кресле, возможность посетить библиотеку, актовый зал, туалет... Одним словом, необходима модернизация образовательной среды.

           Перед первым посещением семьи ребёнка   изучила литературу о том, что представляет  это  заболевание.

        « Детский церебральный паралич тяжёлое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте…»[1, c.9].

      Причиной ДЦП у моего ученика  явилось обвитие пуповины  вокруг шейки плода, что привило к повреждению нервных клеток головного мозга в связи с недостатком кислорода. Ребёнок находился несколько минут в  состоянии клинической смерти, при этом произошло отмирание клеток, отвечающих за речь.

      В  научной литературе, что была мною использована [1, c.13], говорилось о том, что примерно половина детей, страдающих ДЦП, умственно отсталые.

       Владик двигается очень медленно, с помощью родных. Его лицо часто перекошено из-за слабости лицевых мышц, на нём появляются гримасы, постоянно идёт слюноотделение.

Лист 4

          При первом знакомстве, общении я поняла, что он понимает больше, чем может сказать или показать. Благодаря интенсивным занятиям в дошкольном возрасте  при помощи родителей Владислав знал цвета, геометрические фигуры, алфавит,  прямой счёт от 0 до 15, и обратно. Понимая, что одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной  педагогики,  я  выработала  свою  модель  занятий  с   учеником.  

          В   связи  с  серьезным  заболеванием  мой  ученик   должен посещать  занятия  с  логопедом, с дефектологом,      и   нужна обязательная  психокоррекция. Однако  можно  ли  это  сделать в пределах    села?   Оказалось, что  нет. Родители каждую пятницу возят ребёнка в районный посёлок  на занятия к дефектологу.     Остальных специалистов не   хватает  катастрофически.  Поэтому  на  первых  занятиях   я взяла  на  себя  роль  логопеда  и  исследовала  звукопроизношение. Первокласснику дала  такую  инструкцию -  повторяй   слова  за  мной. Слова  были несложные:

 Суп -  маска-нос

 Сено – косить - гусь

 Цапля-овца-палец

 Замок – коза

 Цапля -  овца

 Щука – овощи - вещь

          Дальнейшее  обучение  я  выстроила на  устранение  тех  недостатков, которые  были выявлены  при  данном  исследовании.  К тому  же  данный  вид  работы  мы  разнообразили  – пробовали  составлять   из  данных  слов  предложения и даже   стихотворную  фразу. Занятия  такого вида  шли  параллельно   с  периодом  обучения  грамоте  и   помогли  в  тренировке памяти, в  развитии  речи.

           Включала в  урок  коррекционные  минутки, они  помогли  развитию  мелкой  моторики  и  других психических  функций. Приведу  примеры  нескольких  из  них:

1)        Вращение  кистей

2)        Сжимание  и разжимание  пальцев  в  кулак

3)         Погладим  с  тобой  котенка ( поглаживающие  движения  рук)

4)         Кольцо (соединяем  большой  и указательный  пальцы)

5)         Копирование по точкам.

          Очень  нравилось   нам  в  первом классе  составлять  изображения  из геометрических  фигур. Эта  работа  была  предложена  как  составление  аппликаций  на  уроках  труда.  В  современной  интерпретации  данный  вид  работы  тоже  имеет  множество  аналогов, но  еще раз  повторюсь – все  новое – это хорошо  забытое  старое.

            Во-первых, мы   составляли   данные  изображения в  соответствии  с  изученной  буквой  в  период  обучения  грамоте.

           Во – вторых,  составляли  изображения в  связи  с  темой  урока, например, «Моя семья».  По ходу  урока  задаю  вопрос, -  а  в  каком  бы  доме  тебе  хотелось жить вместе  со  своей  семьей?  После  ответа  ученика  предлагаю  другой  проблемный  вопрос -  сможем  ли мы  с  тобой  выложить образец  такого  домика  из  геометрических  фигур?  И  вот  Владик   непослушными  пальцами  складывал  домик  своей  мечты.

            Тут  следовало  бы  добавить, что для  развития  самостоятельности и  активности  не только детей- инвалидов, а  каждого  ученика  важно положительно  оценивать  любой   шаг  ребенка, попытку, ( даже  неудачную) самостоятельно  найти  ответ  на вопрос. А творческие   учебные  задания  помогают  шаг  за  шагом  желание  высказаться,  проявить   инициативность. Несмотря  на  то, что обучение  ведется  по  специальной    программе  адаптированной школы, многое  приходится   корректировать  самой. В  связи  с  тяжелым  диагнозом  у  ребенка  наблюдается  недоразвитие  речи  системного  характера, нарушение  чтения и   письма.  Трудно  дается  изучение  русского  языка, правописание слов.  Работаем  в  основном на  компьютере, много печатаем,   напечатанное  слово  перечитываем  по  слогам,  потом  вычерчиваем  его  в  воздухе, орфограммы  подчеркиваем. В общем,  пытаемся  делать все, что и  самые  обычные  дети в школе. Для  того чтобы  запомнить правило,  словарные  слова, падежи  приходится  задействовать  различные  виды  памяти -  зрительную, слуховую, речемоторную. Часто  выполняем  звукобуквенный  анализ  слов,  занимаемся  развитием  фонематического  слуха, зрительного  восприятия.

       Занимаясь с ребенком в условиях обучения на дому, стараюсь организовать занятия так, чтобы максимально приблизить к условиям общеобразовательной школы. Надо отметить, что в этом вопросе нахожу полную поддержку родителей. Для развития хватательной функции рук родителям были предложены упражнения (Приложение 1), три комплекса самомассажа(Приложение 2).Все предложенные комплексы ежедневно выполнялись ребёнком вместе с родителями.

    Лист 5, 6

 Методы, которые я использую в своей работе:

  1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой.
    2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, использование ИКТ (ноутбук)
    3. Практические методы: устные и письменные упражнения.

 Лист 7

        Обучая, воспитываем. Дети младшего возраста видят во взрослых защиту, опору, нуждаются в ласке, беспрерывном внимании и благодарят за все это искренней, трогательной детской любовью. Они избирают для подражания только то, что в их глазах достойно и исходит от людей, авторитетных для них. Результатом этой работы является все положительное, что остается в обучающем ребенке. Поэтому воспитание поощрением — одна из форм воспитания умело. Когда ребенка без меры хвалят, одобряют, одаривают за каждый пустяк, когда им слишком восторгаются, он постепенно становится тщеславным, нескромным, слишком самонадеянным, избалованным человеком. Поощрение я часто применяю в своей работе, так как оно стимулирует ребенка,  дает положительные результаты.

Лист 8

       Для  своего ученика мною  была разработана программа «Комплексное развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи его родителям».

 Цель  программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

  1. Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий
  2. Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.
  3. Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающегося.
  4. Оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

         Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи   родителям.

Предполагаемый результат:

В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Особенности реализации программы:

        Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.

        Коррекционное обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка. Компенсация дефекта в учебных условиях по русскому языку реализуется с помощью обучения письму в программе Word, по математике - на компьютерном тренажере.

        Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

        Родители – основные участники реабилитации, так как ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы.    Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя,  дефектолога,    ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

          Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.

         Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель музыки, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

Лист 9-11

Индивидуальная программа развития:

Компоненты реабилитационного воздействия

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная реабилитация

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения.

1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Использование возможностей детской газеты для информационного сопровождения работы школы по созданию равных возможностей в получении образовательных услуг семьям, имеющим детей с ОВЗ:

 

- просмотр и обсуждение на классных часах школьной газеты   по тематике создания равных возможностей для людей с ОВЗ в современном обществе.

заместитель директора по ВР

Психолого-педагогическая реабилитация

Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы);

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

педагог-психолог

Образовательная реабилитация

1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков;

2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;

3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

4) использовать информационные технологии развивающего художественно-эстетического образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию;

  1. Индивидуальное обучение на дому (согласно учебному плану)
  1. Психолого-логопедическая коррекция (согласно учебному плану)
  1. Курс дополнительного образования «Слушание музыки»
  1. Обучение основам компьютерной грамотности;
  1. Для повышения мотивации к учению - дистанционное обучение  по общеобразовательным предметам

учитель

педагог-психолог, учитель -логопед

учитель музыки

учитель

учитель

Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Преодолевать одиночество.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Посещение концертов, праздников, кукольных театров, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира.

Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения.

учитель

учитель, родители

 Используемая литература

1.Детский церебральный паралич Хрестоматия/ составители Л.М.Шипицына и И.И.Мамайчук.-СПБ.»Дидактика Плюс», 2003г.

2. Журнал «Начальная школа» №38, 2005 г

3. Основы специальной психологии под ре. Л.В.Кузнецовой 3-е изд.М.:»Академия», 2006 г.

4.Психология детей с нарушениями функции опорно- двигательного аппарата. М.:Владос, 2004 г.

5. Статья «Эффективные формы работы с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья» автор: Искра В. В.
6. Д. Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. РООИ «Перспектива», 2011.с.67.

7. http://aupam.narod.ru/pages/deti/metodicheskie_informacionnihe_materialih/page_02.htm

 

      

 

Приложение 1

Упражнения на развитие хватательной функции руки

 С этой целью необходимо привлекать внимание ребенка к собственным рукам, вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.

Ребенок помещается в положение Рефлекс запрещающие позиции, чаще всего ребенку придается эмбриональная поза для наибольшего общего расслабления. Только после этого приступают к непосредственной работе с руками (по Фелпсу).

1. Рука ребенка захватывается в средней трети предплечья и потряхивается. После значительного расслабления кисти расслабляют мышцы предплечья. Для этого захватывают нижнюю треть плеча и проводят покачивающие движения. Затем поглаживается вся рука. Потряхивание чередуется с поглаживанием, которые укрепляют или расслабляют мышцы рук, а также формируют кинестетическое ощущение положения рук у ребенка. Прием проводится в течение 0,5-1 минуты.

 2. Для того, чтобы вызвать активное внимание ребенка к собственным рукам, необходимо руки ребенка сделать источником тактильных ощущений. Расслабленные руки ребенка захватывают в средней трети предплечья и нерезко поднимают вверх, немного их потряхивают, и легко опускают на веки или губы ребенка (зоны наиболее чувствительные). Затем руки вновь поднимают вверх. Если при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, с тем чтобы ребенок попытался захватить их губами. Неоднократно то приближая, то отдаляя руки ребенка, у него постепенно укрепляют мышечное чувство собственных рук. Прием повторяется 4-5 раз.

3. После этих упражнений проводят массаж кистей рук с использованием всевозможных ворсовых щеток. Для расслабления кистей рук и рефлекторного разжимания кулака ребенка водят щеткой по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к лучезапястному суставу. Это движение вызывает расправление кулака и веерообразное разведение пальцев. Прием повторяется 4-6 раз поочередно с каждой рукой.

4. Для развития ощупывающих движений рук и формирования проприоцептивных ощущений кончики пальцев раздражают щеткой, а затем в руку ребенка вкладывают различные по форме, величине, весу, фактуре, температуре предметы и игрушки, удобные для захвата и удержания. Раздражение кончиков пальцев ворсовой щеткой повторяется 4-6 раз в течение 10-20 с.

 5. После этих стимулирующих занятий ребенку показывают игрушку, подвешенную на ленточке, приводят её в движение, тем самым привлекая к ней внимание ребенка. Игрушкой касаются руки ребенка, стараются растормошить его руку. Затем руку подтягивают к игрушке, неоднократно подталкивая подвешенную игрушку. Ребенок наблюдает её колебания и воспринимает звучание колеблющейся игрушки. Прием проводится в течение 2-3 минут.

 6. Когда ребенок начинает живо реагировать на эту игру улыбкой, звуками, взрослый расслабляет его кисть, поглаживая щеткой, и вкладывает в неё игрушку, удобную для захвата. В этот момент необходимо помочь ребенку ощупать эту игрушку, потянуть ее ко рту, рассмотреть со всех сторон. Повторяется 2-3 раза ежедневно.

 Далее целью занятий по развитию движений руки является формирование правильных кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания. Формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук

На занятиях с игрушками с целью развития моторики рук ребенку предлагается выполнить различные по трудности движения. Ход занятий следующий. Для расслабления кистей рук используют приемы, описанные выше. Затем побуждают ребенка взять правильно игрушку из разных положений - сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть её, ощупать, взять в рот, поманипулировать ею. Вслед за этим развивают простые действия. Вначале они осуществляются пассивно, т.е. логопед выполняет их рукой ребенка. Отрабатываются следующие действия: произвольно отпустить игрушку из руки (по инструкции: Дай); произвольно отпустить игрушку при помещении её в коробку; вынуть - вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого; покатать машину, мяч; открыть - закрыть коробку, крышку; снять - надеть колечки пирамидки; положить один на другой 2-3 кубика - снять; покачать куклу; выполнить подражательные действия - ладушки, до свидания и др.; собрать мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов; брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью; брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов). Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин.

Из раздела 3 выбираются 2-3 задания на каждое занятие.

Шнуровка

 Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания: а) провести нитку через все отверстия по краю карточки; б) протянуть нитку в каждое второе отверстие; в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т.д.); г) выполнить обмётку через край; д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

Методика работы с трафаретами и лекалами.

При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ребенок накладывает его на лист альбома и простым карандашом обводит знакомые фигуры. Затем ребенок снимает с листа трафарет и каждую полученную геометрическую фигуру делит на параллельные отрезки (штрихи). Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Расстояние между отрезками должно составлять примерно ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, дети укорачивают на одном из них стрелку. На последующих занятиях дети строят из геометрических фигур разные предметы, заштриховывают их и составляют смысловые композиции. Можно сопровождать эти композиции рассказом. Например, построили электровоз или самолет и отправились в путешествие. Можно использовать Игры в картинки. Затем в штриховку можно включить элементы букв. Штриховка в этот период выполняется фломастером. Дети могут заштриховать и собственные контурные рисунки на разные темы: космос, правила дорожного движения и т.д. Приведенные выше упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образному и логическому мышлению.  

Приложение 2

Три комплекса упражнений самомассажа

Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

Самомассаж ладоней.

 Самомассаж пальцев рук.  

  1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).
  2. Утюг. Утюгом разгладим складки, Будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки Зайцу, ежику и мишке.

 2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят. Пила. Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла. Напили нам дров скорее, Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца. Тесто. Тесто месим, тесто мнем, Пирогов мы напечем. И с капустой, и с грибами. - Угостить вас пирогами?

4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание. Мама. По головке мама гладит Сына-малолеточку. Так нежна её ладонь, Словно вербы веточка. - Подрастай, сыночек милый, Добрым, смелым, честным будь, Набирай ума и силы. И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение). Терка Дружно маме помогаем, Теркой свеклу натираем, Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки. Дрель Папа в руки дрель берет, А она жужжит, поет, Будто мышка-непоседа. В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение). Клещи .Ухватили клещи гвоздь, Выдернуть пытаются. Может, что-нибудь и выйдет, Если постараются!

 8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (спиралевидное движение). Барашки .На лугах пасутся барашки, Раскудрявые барашки. Целый день всё: Бе да бе, Носят шубы на себе Шубы в кудрях, погляди, Бяшки спали в бигуди, Утром сняли бигуди,  Попробуй гладкую найди. Все кудрявы, до одной, Бегут кудрявою толпой. Уж такая у них мода, У бараньего народа.

 9. Движения, как при растирании замерзших рук. Морозко.

 Заморозил нас Морозко, Влез под теплый воротник, Как воришка, осторожно В наши валенки проник У него свои заботы - Знай морозь, да посильней! Не балуй, Мороз, ну что ты Так не жалуешь людей?

10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей: Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем, Чтобы пальцы никогда. Не боялись бы труда!

 11. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Футбол. Поиграем мы в футбол. И забьем в ворота гол! Палец большой. За ворота - горой! Указательный - смельчак, Забивает гол - вот так! Средний - точно уж герой, Забивает головой! Безымянный вдруг споткнулся. И с досады промахнулся! Малыш-мизинец - молодец, Гол забил - игре конец! Работа по развитию чувствительности кончиков пальцев. Для этого легким потряхиванием расслабляют всю руку ребенка и в особенности кисть руки. Логопед захватывает руку ребенка ниже запястья и яркой щеткой осторожно проводит по кончикам пальцев. Пальцы кисти при этом у ребенка начинают разгибаться. Поглаживание жесткой щеткой кончиков пальцев продолжается еще некоторое время, используются следующие приемы.

1. При тяжелых формах церебрального паралича кисть все-таки остается сжатой в кулак, в этом случае захватывают кулак ребенка и сжимают всеми пятью пальцами, с тем, чтобы вызвать еще большее сжатие кулака ребенка. При этом проводится потряхивание руки; затем логопед быстро разжимает свою руку, освобождает кулак ребенка, вслед за этим рефлекторно кулак ребенка расслабляется и пальцы раскрываются (повторяют 2-3 раза).

 2. Потом проводят поглаживание кончиков пальцев щеткой (4-6) раз. Постепенно ребенок начинает чувствовать кончиками пальцев жесткий ворс щетки, а яркий цвет щетки привлекает зрительное внимание ребенка. Щетки должны быть не просто яркими, но и различными по цвету. Прием проводится ежедневно. Руки ребенка и щетка в момент соприкосновения должны быть в поле зрения ребенка.

 3. Тактильные ощущения развиваются на занятиях по осязанию под зрительным контролем игрушек с шероховатой поверхностью. Совершенствование пальцевого осязания необходимо для формирования у ребенка правильного захвата игрушек. Причем развитие зрительно-моторных координаций идет в сторону повышения роли зрительного внимания. Обследование состояния общей моторики рук. Для обследования состояния общей моторики можно предложить ряд тестов. Качество их выполнения говорит также и об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.

 1. Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений: 1 - обе руки вверх, 2 - правая рука вверх, левая - на пояс, 3 - обе руки вперед, 4 - обе руки вниз. 1 - левая рука в сторону 2 - обе руки на пояс, 3 - правая рука в сторону, левая - за спину, 4 - обе руки вниз. Результат (для логопеда). Удовлетворительно - результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа и повторения инструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен.

2. Требуется повторить движения, отставая на одно. Результат. Удовлетворительно - несовпадение ритма, отсутствие точности движений, проявляющееся в доведении рук. Плохо - неспособность самостоятельно исправить свои ошибки.

3. Повторять движения за исключением одного, запретного (например, руки на плечи). Результат. Удовлетворительно - запрет нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет ошибку. Плохо - ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции. Для проверки произвольного торможения движений ребенку даются задания отдельно для каждой руки. Например: правая рука: 1 - вверх, 2 - в сторону, 3 - вниз; левая рука: 1 - вверх, 2,3 - вниз. После двух-трехкратного повторения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить. Динамическую координацию рук можно проверить в следующем упражнении. Правая рука: 1 - вперед в кулаке, 2 - кулак разжать, 3 - кулак сжать, 4 - руку опустить. Левая рука: 1 - в сторону, кулак разжат, 2 - сжать кулак, 3 - разжать кулак, 4 - руку опустить. После двух-трехразового выполнения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить. Результат. Удовлетворительно - выполнение задания с напряжением, в измененном темпе. Плохо - выполнение двумя руками одних и тех же движений. Для обследования мелкой моторики рук предлагаются упражнения: 1. Пальчики здороваются - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

 2. Играем на пианино - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками. 3. Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения, менять положение рук.

4. Менять положение лежащих на столе рук: 1 - рука сжата в кулак, 2 - рука поставлена на ребро, 3 - ладонь лежит на столе.

 5. Показательной является проба на пространственную координацию движений рук. Руки вытянуть вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую руку приставить к ней ладонью. Менять положения рук. Сгибать руки в локтях нельзя. Правильное положение при письме. Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора - на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно. Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, дефектолог должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет вполне способны сами контролировать свои действия. Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 20 минут для шестилетних детей) занятия. Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше - во втором случае).

Безручка Оксана Юрьевна

БОУ «Еремеевская  средняя школа»

Омская область, Полтавский район, село Еремеевка.

646722

bezruchka74@mail. ru

т.89136024390


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями...

Рекомендации педагога-психолога родителям ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Уважаемые родители!  Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и &laqu...

Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как часть адаптированной общеобразовательной программы.

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.Право на качественное образование &nda...

Тема проекта: «Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Дети с ОВЗ являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость по отношению к таким детям ведут к духовной деградации всего общ...

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья...

Методические рекомендации психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Проблема эта особенно актуальна в связи с тем, что при ...

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих  развитию личности и творческих способностей,  каждого ребёнка с ограни...