Внеклассное занятие по воспитанию у детей здорового образа жизни «В здоровом теле – здоровый дух»
классный час по зож на тему

Тунникова Людмила Александровна

развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

- развивать инициативу детей вести здоровый образ жизни;

3. Воспитывающие:

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать чувство ответственности, перед своим здоровьем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_zdorovom_tele_-_zdorovyy_duh.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по воспитанию у детей здорового образа жизни «В здоровом теле – здоровый дух»

Цель: познакомить с историей развития аптекарского искусства, с «лекарствами с грядки».

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить детей с лекарственными растениями;

-повторить правила пользования лекарственными средствами;

- выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления рук, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

2. Развивающие:

-развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

- развивать инициативу детей вести здоровый образ жизни;

3. Воспитывающие:

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать чувство ответственности, перед своим здоровьем.

Оборудование: коробочки с сухими лекарственными травами, статья «Аптечные огороды».

Ход занятия

I. Психологический настрой.

- Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье.

Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: «Я, приветствую тебя, Земля». Вытяните руки перед собой вперед: «Я приветствую тебя, Вода». Согните руки в локтях и подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух». Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!»

II. Актуализация знания.

Тема занятия.

- Как же звучит тема занятия?

- Как вы понимаете смысл этого выражения? ( Если человек занимается спортом, правильно питается, значит, он здоров).

- Что надо делать, чтобы быть здоровым?

- Что делать, если вы заболели? (Вызвать врача.)

- Какую помощь оказывает врач? (Выписывает рецепт, назначает лечение).

- Где надо брать лекарства? Какие формы лекарственных средств вы знаете?

- Как принимать лекарства? ( По назначению врача).

- Можно ли заниматься лечением самостоятельно? (Нет.) Почему?

- У кого дома есть аптечка? Вспомните, что в ней находится? Разрешают ли вам родители пользоваться ей самостоятельно?

- Какие вы знаете правила пользования лекарствами? (Принимать, только по назначению врача.)

- Молодцы! Вам хорошо известны эти правила. Можете ли вы представить, что какое – то время назад не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек?

III. Знакомство с новым материалом.

Знахарские рецепты.

- Давайте перенесемся на несколько веков назад и кратко познакомимся с историей развития аптекарского искусства. Издавна на Руси верили в «сглаз и порчу», обращались к целителям и знахарям, лечились травами, святой водой, заговорами. Посмотрите на некоторые из них:

* От зубной боли – змею живую добыть, вынуть жало и той желчью мазать.

* От глухоты – если человек оглохнет, взять желчь вороны и пустить в уши.

* От корысти – кожей собачьей обернуть.

* Если истолченный изумруд положить в питье, то уймет смертельный яд и заживут укусы ядовитых гадов.

- Как вы думаете, стоит ли пользоваться этими рецептами?

- Правильно. Когда вы читаете свои гороскопы, то можете увидеть, что у каждого знака Зодиака есть камень-талисман, который охраняет человека от различных неприятностей и злых сил. Может быть, эти поверья как-то связаны со старинными методами лечения.

Ребёнок.

Без больницы люди жили,

Знахари больных лечили:

От озноба – зверобоем,

От зубов – льняным настоем,

От ожогов – бузиной,

А от ран – землей родной.

Варят старые знахарки

Из лечебных трав припарки,

Сушат в печке ножки жабы,

Привороты знают бабы.

Побормочут разных слов –

И глядишь, больной здоров!

Жив – здоров и сам доволен.

Он, видать, и не был болен.

О бане.( Иллюстрации к тексту).

Русские люди были достаточно крепкими и здоровыми. Если им случалось заболеть, то лучшим лекарством они считали баню. Многие сегодня придерживаются, этого способа лечения. Раньше, когда не было бань, люди парились в печах. Когда печь остывала, подкладывали солому, чтобы удобнее было лежать, да и лезли прямо в печь, взяв с собой веник и посуду с ковшом. Ложился человек на солому и разбрызгивал в разные стороны квас или воду. От горячих стенок шел пар, а люди хлестали себя веником. Напарившись, вылезали из печи и выливали на себя холодную воду. Париться в печах было неудобно, поэтому стали строить бани на берегах рек и прудов.

- Как вы думаете, почему? ( Вода рядом.) Какие они были? ( Из бревен).

- Воду таскали из колодца, топили печку березовыми дровами, давали бане выстояться. После мылись. Чем жарче было в бане, тем считалось здоровее. Парься, помахивай веником – тут тебе удовольствие и польза.

- В углу бани делали очаг, на который клали булыжники. Когда они раскалялись, на них выплескивали воду – пар заполнял всю баню. А когда от жары, люди выбегали без одежды на улицу – сразу в пруд, а затем снова в баню. От такой закалки ни одна болезнь не могла одолеть человека. И здоровый парился и больной, маленькие и взрослые.

- Вас беспокоит простуда:

а) купи в аптеке травы;

б) полезен после массаж;

в) чай испокон веку считался лучшим напитком для бани.

Хорошо его заварить со смородиной или медом.

Релаксация.

- А теперь сделаем массаж. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставу, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами. Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.

- Когда же стали появляться первые аптеки, как люди лечились?

Я предлагаю прочитать статью «Аптеки и аптечные огороды».

- Когда же появились первые аптеки? ( В Москве).

- Что такое аптечные огороды? (Лекарственные растения)

- Кто такой фармацевт? (Работник аптеки)

Лекарства с грядки.

- Ехать в Москву за лекарствами могли не все, что оставалось делать?

- Издавна люди подмечали какие-то свойства трав, овощей, фруктов. Человек использовал лечебные свойства растений и передавал знания об этом своим детям и внукам. Очень многие из этих «зеленых лекарей» вам знакомы хорошо.

(дети по цепочке читают о лекарственных свойствах)

Капуста – если свежий капустный лист приложить к голове – помогает от головной боли. После уколов – приложить лист – рассасывает уплотнения.

Морковь – есть для улучшения состава крови. Тертую морковь прикладывают к ожогам.

Лук – сок лука при полоскании горла во время ангины. При кашле варят лук с сахаром и медом в течение 3 часов.

Картофель – сок свежего картофеля пьют по одной четвертой столовой ложки при головных болях. При простуде ингаляции паром над кастрюлей.

Чеснок – при гриппе 2 зубчика надо съедать. При насморке – дышать чесноком.

Свекла – сок при насморке.

- А на «закуску» хочу дать рецепт вкусного лекарства от кашля: в столовую ложку сахарного песка наливают несколько капель воды и в ложке прокаливают над открытым пламенем. Полученный коричневый сахар сосут маленькими кусочками. – Современная медицина признает лечение травами. Покупаем уже готовыми в аптеке, кто-то собирает сам. Лечение травами - это своего рода наука, нужно знать, какое растение от каких болезней помогает, когда и какие части надо собирать, как правильно сушить или заваривать. Лекарственные растения используются в «живом виде», (листья, цветки, кора, корни).

- При заготовке растений необходимо соблюдать определенные правила:

* почки и кору растений собирают весной, листья- в период цветения и только в сухую погоду, цветы – в период цветения, и только те, которые раскрылись, корни – в конце лета и осенью, ягоды и семена – целые и неиспорченные;

* сушат лекарственные растения при сухой жаркой погоде, под навесом, обязательное условие – перемешивание;

* растение считается готовым, если при трении листья рассыпаются в порошок, плоды не слипаются, а корни гнутся. Хранить можно 1 – 1,5 года, корни – 2-2,5 года.

- Представляете, как непросто было собрать и приготовить лекарственное растение? Лечимся мы ими, приготавливая настои или отваривая. Это тоже непросто.

Поэтому на коробочках пишут способ приготовления лекарства.

- Я принесла некоторые из лекарственных растений.

Давайте рассмотрим.

( Кора дуба, зверобой, липовый цвет, мать-и-мачеха, шалфей, ромашка.)

- Прочитайте способ приготовления, найдите сроки годности этих сборов.

- Дети, а кто любит чай с травами?

IV. Рефлексия.

- Мы совершили небольшое путешествие в историю развития аптечного искусства. Что вам больше всего понравилось?

- Как вы думаете, что легче: лечиться или предупреждать заболевание? Вспомните, что для этого нужно сделать?

V. Аутогенная тренировка.

- Сделайте спокойный вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь.

- Да, а как насчет улыбки?

- Улыбнитесь друг другу. Я имею ввиду настоящую, согревающую сердце улыбку, которая исходит изнутри, которая так ценится высоко. Я приглашаю гостей выполнить это простое задание.

-Сядьте удобно, подтяните подбородок, держите высоко голову, наполните легкие воздухом до отказа. Улыбнитесь на выдохе. Молодцы!

-Теперь посмотрите друг на друга. Выберите себе партнера из людей, сидящих рядом и улыбнитесь ему. Не бойтесь, что вас неправильно поймут. Улыбнитесь, скажите несколько приятных слов.

- Что вы почувствовали? А когда вам улыбались?

- Запомните и сохраните эти ощущения. Ведь улыбка создает счастье в доме и служит паролем для друзей. И если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам. Будьте здоровы!

(Приглашение гостей к чаю из трав.оглашаются правила чайной церемонии)

Хотим видеть школьников здоровыми и веселыми. У многих детей, поступающих в школу, ослабленное здоровье, и это является причиной ухудшения успеваемости. Главной целью занятия было научить детей бережно относиться к своему здоровью, знать и выполнять правила пользования традиционными лекарствами и «лекарствами с грядки», выработать умения и навыки снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия, ведь от здоровья, бодрости детей зависит их умственное развитие, вера в свои силы.

Ребёнок.

Без больницы люди жили,

Знахари больных лечили:

От озноба – зверобоем,

От зубов – льняным настоем,

От ожогов – бузиной,

А от ран – землей родной.

Варят старые знахарки

Из лечебных трав припарки,

Сушат в печке ножки жабы,

Привороты знают бабы.

Побормочут разных слов –

И глядишь, больной здоров!

Жив – здоров и сам доволен.

Он, видать, и не был болен.

Капуста – если свежий капустный лист приложить к голове – помогает от головной боли. После уколов – приложить лист – рассасывает уплотнения.

Морковь – есть для улучшения состава крови. Тертую морковь прикладывают к ожогам.

Лук – сок лука при полоскании горла во время ангины. При кашле варят лук с сахаром и медом в течение 3 часов.

Картофель – сок свежего картофеля пьют по одной четвертой столовой ложки при головных болях. При простуде ингаляции паром над кастрюлей.

Чеснок – при гриппе 2 зубчика надо съедать. При насморке – дышать чесноком.

Свекла – сок помогает при насморке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".

Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....

Внеклассное мероприятие по здоровому образу жизни: "Путешествие в школу здоровья"

В доступной для младших школьников интересной и занимательной форма рассказывается о продуктах питания....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по формированию здорового образа жизни ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ

ЦЕЛИ:  в игровой форме формировать интерес к здоровому образу жизни и  ценностное  отношение к собственному здоровью. развивать коммуникативные навыки и навыки самоконтроля; продо...

Программа "Наше здоровье - в наших руках" по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием с использованием здоровьесберегающих технологий

Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил...

Рабочая программа «Расти здоровым» по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни

Программа  нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема:Ценность здоровья и здорового образа жизни. Правильное питание и здоровье. Влияние газированных напитков на организм человека.

ФГОС  строится на системно - деятельностном подходе к обучению и воспитанию учащихся.  Особенность деятельностного метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в проц...

Семинар-практикум для родителей и детей «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка»

1. Привлечение родителей к сотрудничеству с инструктором по физической культуре в плане единых подходов оздоровления детей;2. Повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного в...