Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Не болей-ка»
статья по зож (3 класс) на тему

В данной статье представлен опыт применения некоторых педагогических технологий при реализации программы "Не болей-ка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dt_u_voznesenskogo_mosta_shevchenko.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительной общеразвивающей  программы «Не болей-ка»

                                                                                  Шевченко Елена Александровна

                                                                                 Государственное бюджетное учреждение

                                                                                дополнительного образования

                                                                               Дворец творчества «У Вознесенского моста»

                                                                              Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

В настоящее время в различных источниках информации указывается на ухудшение здоровья детей. И это становится не только медицинской, но и педагогической проблемой, т.к. осложняется процесс обучения, снижается качество знаний, замедляется психическое и физическое развитие детей. Поэтому сохранение и укрепление здоровья на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений педагогов дополнительного образования.

Педагогами Дворца творчества «У Вознесенского моста» на базе ГБОУ СОШ № 255 реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Не болей-ка».

Программа  «Не болей-ка» адресована детям 7 - 11 лет. Главной особенностью программы является обращение к  чувствам ребёнка и его собственному опыту, что облегчает его осознание важности, практической значимости получаемых знаний. Такое осознание приводит к формированию у детей здоровьесозидающего поведения.

Цель программы: формирование у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа «Не болей-ка» рассчитана на три года обучения, в ней предусмотрены следующие разделы:

  • Строение человеческого организма;
  • Влияние окружающей среды на здоровье;
  • Влияние образа жизни на здоровье;
  • Условия сохранения здоровья в школе;
  •  Основные принципы безопасного поведения в обществе

Данная программа отличается многообразием и широким использованием активных форм обучения, педагогических технологий. Это такие технологии как: игровые технологии, технология исследовательской деятельности, технология организации самостоятельной деятельности, квест-технологии, самонаблюдение.

Учитывая возрастные особенности учащихся, основной формой организации деятельности является игра (например, дидактические игры «Мы и здоровье», «Составь пословицы о здоровье»; ролевые игры «Путешествие бутерброда», «Лекарства цветочного города»).

Большое место в организации деятельности занимают практические работы, опыты и исследовательские работы (Например, нами были проведены следующие исследования «Оценка качества молока», «Освещенность учебного кабинета и ее влияние на зрение школьников»).  Выводы, которые делают учащиеся в своих работах, вполне могут быть восприняты всерьез родителями, а рекомендации могут быть полезны администрации. Я считаю, что открытия, которые ребята делают на занятиях, не должны остаться в стенах нашего кабинета, поэтому мы выступаем на конференциях.

Также мы стараемся научить воспитанников наблюдать за средой вокруг них. Для этого у нас организована Инспекция «ДНК» (детский нормоконтроль). Из воспитанников мы выбираем ответственных за выполнение определенных санитарно гигиенических норм. Ответственные следят за выполнением соответствующих норм.

Квест-технологии одно из активно развивающихся направлений организации образовательного процесса. Квест в полной мере отражает концепцию здоровьесбережения. Это такая форма, при которой не нужны никакие физкультминутки, поскольку сам квест предполагает перемещение по кабинету, активную деятельность.

Наряду с этим, одно из основных мест отводится самонаблюдению – воспитанники учатся наблюдать за своим организмом, практически каждый элемент содержания программы примеряется учащимися на себя (расположение органов в организме). Мы ведем дневник самонаблюдения «Я Сам». В этом дневнике воспитанники фиксируют свои показатели по каждой теме программы. Например, изучая тему «Зрение», воспитанники отмечают цвет и форму своих глаз и даже зарисовывают его. Также в дневнике отслеживаются основные показатели в течение всего периода обучения, такие как рост, вес, объемы. Этот дневник является не только инструментом самонаблюдения, но и помогает мне и родителям отслеживать изменения в здоровье детей. Ребята растут, и дневник позволяет проследить динамику их развития.

Диагностика результативности образовательного процесса осуществляется с помощью педагогического наблюдения, самостоятельной творческой деятельности, участия в играх, конференциях, а также специально разработанной мной для этой программы методики «ЗУСИ». В ней диагностируются 4 показателя: наличие знаний и умений по программе, интерес к знаниям, интерес к самонаблюдению и оценка здоровья. Здесь приведены результаты диагностики на начало обучения и на конец второго и третьего годов обучения. На диаграмме видно, что на начало обучения у учащихся преимущественно низкий уровень знаний и умений, но наряду с этим высокий уровень интереса к знаниям и самонаблюдению. Результаты диагностики на конец второго и третьего года обучения показали, что уровень по всем четырем показателям возрастает. Они показывают хорошие результаты по уровню усвоения знаний и умений, а также не теряют интереса к новым знаниям и своему здоровью.

Реализация программы «Не болей-ка» позволяет нам не только обеспечивать формирование у учащихся знаний и умений, связанных с основными аспектами здоровья человека, но и развитие у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах в рамках ФГОС

Курсовая работа. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования....

«Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»

Тема: «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»...

Презентация занятия с применением здоровьесберегающей образовательной технологии

Применение здоровьесберегающей образовательной технологии на занятиях лепки из глины.Эффективность:снятие напряжения;улучшение внимания;эмоциональная разрядка....

Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ

Статья посвящена приемственности использования здоровьесберегающих технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ в эколого-биологическом отделле ДТ "У Вознесенского моста"...