Внеклассное занятие о вреде курения
статья по теме

Изоткина Елена Сергеевна

Внеклассное занятие о вреде курения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

«Курить - здоровью вредить!»

Ход занятия

Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим  на очень серьёзную тему). В век технического прогресса и завоевания космоса, в эпоху расцвета науки, как вы думаете, что для человека дороже всего? (Ответы детей.) Конечно же, здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, не сможете реализоваться в современном мире. К сожалению, у многих людей есть вредные привычки, которые пагубно действуют на их организм. К этим привычкам относится и курение.

Припомните, что вы испытываете, когда находитесь рядом с курящими людьми. (Кашель, тошнота, резь в глазах.) И это неспроста, так как в сигарете находится измельчённая трава – табак. В табаке находится яд, и название ему – никотин. Прочитайте с доски.( На доске плакат «Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения.»

Воробьи и голуби погибают, если к их клюву всего лишь поднести палочку, смоченную никотином). Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака – от½ . Для человека смертельная доза составляет 2 -3 капли .(Рассказ сопровождается демонстрацией картинок. Учитель с помощью пипетки наносит на бумагу каплю воды.) 1/2 – это половина капли, 1/4 – это половина половины капли.

1. Если перевести всё это на сигареты, то для взрослого человека одна пачка, выкуренная за один приём, смертельна, для детей – полпачки(слайд 6)! И это было доказано множеством фактов. Например, во Франции однажды проводился чудовищный конкурс «Кто больше выкурит». В результате двое горе-победителей умерли, выкурив по 60 сигарет, остальные же участники были отправлены в больницу в тяжёлом состоянии.

2. Маленькая девочка умерла только из-за того, что в комнате, где она спала, положили порошок – табак в связках.

Смерть может наступить даже от одной сигареты, если она выкурена впервые.

Учитель. Действительно, при первом курении у человека обычно першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту – противный вкус, в глазах темнеет, голова начинает кружиться, тошнит… И это не случайно. Так организм человека борется с ядом и «говорит» хозяину: «Не губи себя! Никогда не пробуй больше!» Ну, а если за одной сигаретой последует другая, то организм перестаёт сопротивляться: человек привыкает к курению, а потом уже и бросить трудно.

Сценка – диалог. (  можно дать слова детям на месте или проиграть самим)

Курильщик 1. Ну, сколько там в нашем кармане?

Курильщик 2.На пачку хватит сигарет…

Курильщик 3.Купи скорей её в киоске,

А то терпенья больше нет.

Курильщик 1.Сейчас все курят в каждой школе.

Мы что с тобой не мужики?!

Неси скорее сигареты,

Уж надоели нам бычки!

Курильщик 2. Ты что закашлялся, братишка?

И слёзы из глаз вовсю бегут.

И губы синими вдруг стали.

Не дай бог, взрослые зайдут!

Курильщик 3.Тошнит меня и рвёт, качает,

И голова моя болит.

Не буду больше, забери их –

Я не хочу себе вредить…

Учитель. А что же происходит с людьми, которые не курят сами, но находятся рядом с курящими? Как вы думаете? ( Ответы детей.) Оказывается, эти люди, то есть мы с вами, становимся в таком случае пассивными курильщиками(слайд 9). Если курильщик несколько раз наберёт в рот дым от сигареты и выдохнет его на чистую салфетку, то на белой ткани образуется коричневое пятно. ( Показывает салфетку с пятном.) Это – табачный дёготь – яд, который содержится в дыме(слайд 10). Если помазать кролику уши этим дёгтем, он заболеет и умрёт(слайд 11). В табачном дыме обнаружено 6000 различных компонентов, 30 из которых – натуральные яды.

Ученик 3. Теперь вы сами можете сделать вывод, полезно ли курение детям. ( Ответы детей.)

Учёные в течение нескольких лет проводили наблюдение над 20 курящими и20 некурящими школьниками. Итак, таблица. У курящих детей плохая память. Такие дети медленно соображают, быстро устают, на физкультуре не могут выполнить нагрузку, задыхаются. Они нервные и обидчивые, часто лезут в драку, неопрятны, плохо учатся.

 

Учитель. Вспомните, как мы назвали наше сегодняшнее мероприятие? ( «Курить – здоровью вредить!») Почему мы не написали на плакате «Курить – себя губить!» или «Курить – своему здоровью вредить!» ( Ответы детей.) Верно! Курильщик губит не только своё здоровье, но и вредит здоровью окружающих его людей, которые тоже вдыхают яд.

Притча о мудреце

В далёком прошлом, когда табак только начал своё распространение, это растение привезли к подножию Арарата, где жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян. Купцы расхваливали свой товар – табак. Мудрец подошёл к ним и сказал: «Этот лист приносит пользу: к курящему в дом не войдёт вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». Купцы обрадовались такой рекламе и попросили старца подробнее рассказать об этом великолепном листе. Мудрец продолжал: «Вор не войдёт в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом, где человек не спит. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой; как собака укусит человека, если у него в руках палка? И наконец, он не состарится, ибо умрёт в молодости».

Учитель.Прочитайте пословицы о вреде курения.(слайд 12)

Кто сигареты поджигает, тот жизнь на годы сокращает.

Много бед от сигарет.

Кто курит табак, тот сам себе враг.

Лучше знаться с дураком, чем с табаком.

Табак уму не товарищ.

Курильщик сам себе могильщик.

Как мы можем помочь в борьбе с курением? ( Рассказать товарищам о вреде курения.) Я предлагаю попробовать выразить наш протест курению в виде запрещающих знаков. ( У детей заготовленные кружки белой бумаги, цветные карандаши. Далее – демонстрация получившихся работ.)

 

Круглый стол «Мы хотим расти здоровыми»,

I. Введение в тему.

- Сегодня мы с вами собрались за круглым столом, чтобы поговорить на очень серьезную тему. Тема звучит так: «Мы хотим расти здоровыми», а речь у нас с вами пойдет о вреде курения. И цель нашей беседы такова: 1) понять, какой вред наносит курение человеку; 2) выяснить, почему, несмотря на то, что все знают, что курение опасно для здоровья, многие начинают курить; 3) постараться уяснить для себя, можно ли избежать этой вредной привычки, и как это сделать. У нас в гостях сегодня медсестра нашей школы и психолог. Они помогут нам в нашем разговоре.

II. Беседа.

Я хочу начать с очень простых, на первый взгляд, вопросов, на которые очень интересно услышать ответы с вашим мнением, отношением к той или иной проблеме.

- Кто из вас хотел бы быть здоровым и почему?

- Кто из вас хотел бы, чтобы были здоровы ваши будущие дети?

- От чего зависит здоровье человека?

- Может ли человек влиять на свое здоровье и если да, то как, по вашему мнению, это должно осуществляться?

- Вы часто повторяете слова «нельзя курить, нельзя пить», и это действительно так.

«Табак приносит вред телу, разрушает разум...» - говорил О. де Бальзак.

Табак родом из Америки. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1565 г. Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду.

1. В Италии он был объявлен «забавой дьявола».

2. В Риме отлучали от церкви тех, кто курил.

3. 5 монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.

4. В Англии курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.

5. В России попавшийся на курении в первый раз наказывался 66 ударами палок по стопам, во второй раз - отрезанием носа и ушей. А тех, кто торговал этим зельем, повелевалось «пороть, ссылать в дальние города». Но, несмотря ни на что, курение прочно вошло в жизнь людей.

- Какой же вред наносит курение здоровью? На этот вопрос лучше всего могут ответить врачи. Давайте попросим нашу медсестру рассказать об этом.

III. Сообщение  на тему «Курение и здоровье».

Вещества, которые получаются при сгорании табака, вредные, главное из них - никотин.

Итак, сигарета зажжена. Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Первыми от дыма сигарет страдают зубы. В эмали зубов от вредных веществ появляются трещинки, и зубы разрушаются раньше у курящих людей, чем у некурящих. Трещинки способствуют отложению в них табачного дегтя, зубы приобретают желтоватый цвет и начинают издавать неприятный запах.

Далее ядовитые вещества дыма переходят в слюну и вместе со слюной проходят в наш организм, первым на их пути встречается желудок, что не остается бесследным для курильщика. Потеря аппетита, боли в области желудка, язва желудка.

Огромный вред дым наносит и легким (ими мы дышим). Курение ослабляет деятельность легких, в них поступает недостаточное количество кислорода. Это приводит к заболеванию туберкулезом, тяжелым бронхитом, отсюда постоянный кашель, мокрота, одышка, сердцебиение.

Сердце — главный орган человека. Через множество сосудов к сердцу поступает кровь, у курящего человека сосуды сильно сужаются и кровь к сердцу поступает плохо, что приводит к тяжелым сердечным заболеваниям.

- Большое спасибо. А теперь мы расскажем о вредном влиянии никотина на психическое состояние человека, особенно подростка.

IV. Чтение стихотворений  

Ты выкурил всего 5 сигарет

Ты выкурил всего 5 сигарет —

И часа жизни твоей нет.

Во имя шаловливой моды

Кладешь ты в землю жизни год.

Себе болезни вызываешь,

Куреньем гибель приближаешь,

Меняешь жизнь на деготь, смрад.

В позорной сделке сам лишь виноват,

Тебе дан разум, царь природы!

Так откажись от глупой моды!

 

У вас сложилось убежденье

У вас сложилось убежденье,

Что зря шумят про вред куренья,

Мол, дед ваш прожил 90,

Всю жизнь курил, питался просто,

А ты всегда, как дуб, здоров

И прожил жизнь без докторов.

На первый взгляд, все это так,

Но если б старец не курил табак,

То можно было бы ручаться,

Что жил ваш дед еще лет 20.

  Активное курение отнимает 8-10 лет жизни. Голубь под стеклянным колпаком погибает от дыма одной сигареты, воробей погибает от прикосновения к нему палочкой, смоченной никотином. Огромный вред природе наносит курение.

Озабоченность этими проблемами наглядно видна в ваших рисунках.

Общая масса окурков на земле за год - 2 млн 250 тыс. тонн. Одна выкуренная сигарета выпускает в атмосферу столько же вредных веществ, сколько заводская труба.

И, конечно, нельзя не сказать об опасности пожара при неосторожном обращении с сигаретами. И это мы видим на ваших рисунках.

Все знают, как вредно курение для здоровья. Но тем не менее начинают курить.

- Как вы думаете, почему?

V. Социально-психологические причины, способствующие табакокурению.

1. Большое производство табачных изделий.

2. Широкая торговля и реклама этих изделий (приносит большие прибыли).

3. Простое любопытство, желание узнать, что же такое курение.

4. Стремление подражать взрослым, хотеть самому выглядеть взрослым.

5. От нечего делать.

6. У девушек - курение связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться мужчине.

На доске таблица.

Что нужно делать, чтобы не начать курить

- Мы выяснили, что чаще всего начинают курить «от нечего делать», значит:

-- нужно найти себе интересное дело;

- заниматься физкультурой, спортом;

- если предлагают - научиться отказывать.

VI. Моделирование жизненных ситуаций.

Детям предлагается ситуация, вместе с ними обсуждается возможный характер поведения персонажей, выбираются желающие разыграть сценку.

Ситуация 1.

Попробовать одурманивающее вещество предлагает знакомый младшему школьнику взрослый. Он утверждает, что небольшое количество одурманивающего средства не способно вызвать негативные последствия. Ответная схема действий: вежливый, но решительный отказ, изменение темы разговора.

Ситуация 2.

Предлагает - незнакомый ребенку взрослый. Свое уверение он подкрепляет тем, что вещество вкусное, приятное. Схема ответных действий: решительный отказ, прерывание контакта.

Ситуация 3.

Предлагают - более старшие подростки, которые уверяют, что только этим он докажет свою взрослость, самостоятельность и т. п. схема: твердый отказ, краткое обоснование несостоятельности доводов, уход от контакта.

Ситуация 4.

Предлагает одурманивающее вещество сверстник, уверяя, что об этом никто не узнает. Схема: отказ, разъяснение последствий, предложение заняться чем-то более интересным и полезным.

Ситуация 5.

У вас есть возможность попробовать одурманивающее вещество, оставленное без присмотра. Вам интересно. Что делать? Схема: вспомнить о действительно ценных источниках удовольствия, поискать доступный источник удовольствия.

VII. Выводы, итог.

- В заключение послушайте стихотворение «У берегов озер...».

У берегов озер, морей и рек

Случается, что тонет человек.

Лишь он начнет на помощь звать,

Его, конечно же, спешат спасать.

И если дом гудит, охваченный огнем,

А человек без чувств остался в нем,

Тотчас на помощь кто-то поспешит –

Ему так сердце доброе велит.

Когда же школьник курит сигарету

И годы жизни отдает за это,

Пойми, он тонет, он горит... Беда!

Сейчас решается его судьба.

Не будь же равнодушным человеком,

Спеши спасать! Он может стать калекой!

 



Предварительный просмотр:

Круглый стол

 «Мы хотим расти здоровыми»

I. Введение в тему.

- Сегодня мы с вами собрались за круглым столом, чтобы поговорить на очень серьезную тему. Тема звучит так: «Мы хотим расти здоровыми», а речь у нас с вами пойдет о вреде курения. И цель нашей беседы такова: 1) понять, какой вред наносит курение человеку; 2) выяснить, почему, несмотря на то, что все знают, что курение опасно для здоровья, многие начинают курить; 3) постараться уяснить для себя, можно ли избежать этой вредной привычки, и как это сделать. У нас в гостях сегодня медсестра нашей школы и психолог. Они помогут нам в нашем разговоре.

II. Беседа.

Я хочу начать с очень простых, на первый взгляд, вопросов, на которые очень интересно услышать ответы с вашим мнением, отношением к той или иной проблеме.

- Кто из вас хотел бы быть здоровым и почему?

- Кто из вас хотел бы, чтобы были здоровы ваши будущие дети?

- От чего зависит здоровье человека?

- Может ли человек влиять на свое здоровье и если да, то как, по вашему мнению, это должно осуществляться?

- Вы часто повторяете слова «нельзя курить, нельзя пить», и это действительно так.

«Табак приносит вред телу, разрушает разум...» - говорил О. де Бальзак.

Табак родом из Америки. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1565 г. Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду.

1. В Италии он был объявлен «забавой дьявола».

2. В Риме отлучали от церкви тех, кто курил.

3. 5 монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.

4. В Англии курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.

5. В России попавшийся на курении в первый раз наказывался 66 ударами палок по стопам, во второй раз - отрезанием носа и ушей. А тех, кто торговал этим зельем, повелевалось «пороть, ссылать в дальние города». Но, несмотря ни на что, курение прочно вошло в жизнь людей.

- Какой же вред наносит курение здоровью? На этот вопрос лучше всего могут ответить врачи. Давайте попросим нашу медсестру рассказать об этом.

III. Сообщение  на тему «Курение и здоровье».

Вещества, которые получаются при сгорании табака, вредные, главное из них - никотин.

Итак, сигарета зажжена. Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Первыми от дыма сигарет страдают зубы. В эмали зубов от вредных веществ появляются трещинки, и зубы разрушаются раньше у курящих людей, чем у некурящих. Трещинки способствуют отложению в них табачного дегтя, зубы приобретают желтоватый цвет и начинают издавать неприятный запах.

Далее ядовитые вещества дыма переходят в слюну и вместе со слюной проходят в наш организм, первым на их пути встречается желудок, что не остается бесследным для курильщика. Потеря аппетита, боли в области желудка, язва желудка.

Огромный вред дым наносит и легким (ими мы дышим). Курение ослабляет деятельность легких, в них поступает недостаточное количество кислорода. Это приводит к заболеванию туберкулезом, тяжелым бронхитом, отсюда постоянный кашель, мокрота, одышка, сердцебиение.

Сердце — главный орган человека. Через множество сосудов к сердцу поступает кровь, у курящего человека сосуды сильно сужаются и кровь к сердцу поступает плохо, что приводит к тяжелым сердечным заболеваниям.

- Большое спасибо. А теперь мы расскажем о вредном влиянии никотина на психическое состояние человека, особенно подростка.

IV. Чтение стихотворений  

Ты выкурил всего 5 сигарет

Ты выкурил всего 5 сигарет —

И часа жизни твоей нет.

Во имя шаловливой моды

Кладешь ты в землю жизни год.

Себе болезни вызываешь,

Куреньем гибель приближаешь,

Меняешь жизнь на деготь, смрад.

В позорной сделке сам лишь виноват,

Тебе дан разум, царь природы!

Так откажись от глупой моды!

 

У вас сложилось убежденье

У вас сложилось убежденье,

Что зря шумят про вред куренья,

Мол, дед ваш прожил 90,

Всю жизнь курил, питался просто,

А ты всегда, как дуб, здоров

И прожил жизнь без докторов.

На первый взгляд, все это так,

Но если б старец не курил табак,

То можно было бы ручаться,

Что жил ваш дед еще лет 20.

  Активное курение отнимает 8-10 лет жизни. Голубь под стеклянным колпаком погибает от дыма одной сигареты, воробей погибает от прикосновения к нему палочкой, смоченной никотином. Огромный вред природе наносит курение.

Озабоченность этими проблемами наглядно видна в ваших рисунках.

Общая масса окурков на земле за год - 2 млн 250 тыс. тонн. Одна выкуренная сигарета выпускает в атмосферу столько же вредных веществ, сколько заводская труба.

И, конечно, нельзя не сказать об опасности пожара при неосторожном обращении с сигаретами. И это мы видим на ваших рисунках.

Все знают, как вредно курение для здоровья. Но тем не менее начинают курить.

- Как вы думаете, почему?

V. Социально-психологические причины, способствующие табакокурению.

1. Большое производство табачных изделий.

2. Широкая торговля и реклама этих изделий (приносит большие прибыли).

3. Простое любопытство, желание узнать, что же такое курение.

4. Стремление подражать взрослым, хотеть самому выглядеть взрослым.

5. От нечего делать.

6. У девушек - курение связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться мужчине.

На доске таблица.

Что нужно делать, чтобы не начать курить

- Мы выяснили, что чаще всего начинают курить «от нечего делать», значит:

-- нужно найти себе интересное дело;

- заниматься физкультурой, спортом;

- если предлагают - научиться отказывать.

VI. Моделирование жизненных ситуаций.

Детям предлагается ситуация, вместе с ними обсуждается возможный характер поведения персонажей, выбираются желающие разыграть сценку.

Ситуация 1.

Попробовать одурманивающее вещество предлагает знакомый младшему школьнику взрослый. Он утверждает, что небольшое количество одурманивающего средства не способно вызвать негативные последствия. Ответная схема действий: вежливый, но решительный отказ, изменение темы разговора.

Ситуация 2.

Предлагает - незнакомый ребенку взрослый. Свое уверение он подкрепляет тем, что вещество вкусное, приятное. Схема ответных действий: решительный отказ, прерывание контакта.

Ситуация 3.

Предлагают - более старшие подростки, которые уверяют, что только этим он докажет свою взрослость, самостоятельность и т. п. схема: твердый отказ, краткое обоснование несостоятельности доводов, уход от контакта.

Ситуация 4.

Предлагает одурманивающее вещество сверстник, уверяя, что об этом никто не узнает. Схема: отказ, разъяснение последствий, предложение заняться чем-то более интересным и полезным.

Ситуация 5.

У вас есть возможность попробовать одурманивающее вещество, оставленное без присмотра. Вам интересно. Что делать? Схема: вспомнить о действительно ценных источниках удовольствия, поискать доступный источник удовольствия.

VII. Выводы, итог.

- В заключение послушайте стихотворение «У берегов озер...».

У берегов озер, морей и рек

Случается, что тонет человек.

Лишь он начнет на помощь звать,

Его, конечно же, спешат спасать.

И если дом гудит, охваченный огнем,

А человек без чувств остался в нем,

Тотчас на помощь кто-то поспешит –

Ему так сердце доброе велит.

Когда же школьник курит сигарету

И годы жизни отдает за это,

Пойми, он тонет, он горит... Беда!

Сейчас решается его судьба.

Не будь же равнодушным человеком,

Спеши спасать! Он может стать калекой!

 



Предварительный просмотр:

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И

                   ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ

                   СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ РАБОТЫ
       В ШКОЛЕ

        Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

        Принципы выступают в органичном единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

        Принципы здоровьесберегающей работы  в школе:

- системный подход (взаимодействие различных специалистов всех уровней);

- комплексный подход;

- индивидуальный подход;

- личностно-ориентированный подход (опора на уже сформированные

  личностные структуры учеников);

- позитивный подход;

- гуманистический подход (признание роли самого ребенка в сохранении

  собственного здоровья).

          Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, необходим поиск более адаптивных форм организации воспитательно-образовательного процесса, предполагающих реализацию его обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов.

          Такая система должна включать в себя:

- формирование знаний и навыков культуры здоровья и ЗОЖ;

- организацию здоровьесберегающего учебного процесса;

- оздоровление в учебное и внеурочное время.

СОЗДАНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

И ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
      МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ
      И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

       Решая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей, мы исходим из определения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Следовательно, мы рассматриваем категорию здоровья на четырех уровнях: соматическом (физическом), психологическом, социальном и нравственном. Решение задачи, создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, осуществляется комплексно:

- в обучении (урочной деятельности) – применение профилактической,

  коррекционно-развивающей работы;

- в воспитании (во внеурочной деятельности) – разработка и реализация

  системы работы по ЗОЖ; в социально-психологическом аспекте –

  формирование и сохранение психологического и социального здоровья;

- в медицинском аспекте – сохранение и укрепление физического здоровья.

      Обучение и здоровье.

      Моя задача – научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы дети, перейдя в среднюю школу, могли сами их применять. Многие жалуются на непомерные школьные нагрузки, на сложные программы, трудные учебники. Однако почти никто не жалуется на несформированность у детей способность к обучению, на их неумение учиться, общаться, играть. А ведь от этих умений и способностей зависит самочувствие, состояние, настроение ребенка. Может быть главное все-таки не погоня за знаниями, а постепенное приучение ребенка радостно, с интересом осваивать те способы познания, которые и формируют познавательные способности. Ребенок, владеющий способами легко без напряжения, без понукания будет задавать вопросы себе, родителям, учителю. Он освоит ровно столько, сколько активно осмыслит, осознает.

       Активность – это и процесс, и переживание, и воля, и действие, и оценочное суждение, идущее от ребенка. Выражение себя, своих мыслей, чувств, отношение без боязни получить низкую отметку. Статичность, однообразность, сухость, регламентация учебного материала и метода его подачи губит мышление ученика, утомляет его психику, приводит к учебным неврозам, к длительно-эмоциональному напряжению в форме тоски, страха, тревожности, болезни, обиды, отчаяния, которые в свою очередь провоцируют различные психологические заболевания. Активности необходимо обучать с раннего детства. Наилучшими формами развития активности является: полноценное эмоционально окрашенное общение, игра, включение в познание всех органов чувств, творческих заданий, «встреч с чудом», столкновение с противоречием. Активная творческая педагогика воспитывает у детей потребность задавать вопросы, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать информацию, и, конечно играть. Без положительных эмоций, без удивления, нет активной педагогики, нет интереса, нет хорошего самочувствия.

Двигательная активность на уроке – фактор оптимизации здоровья учащихся.

        Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма.

        Известно, что 70% детей страдает гиподинамией, последствиями которой является снижение работоспособности, общей реактивности и рост заболеваний. Двигательная активность оказывает благотворительное воздействие на растущий организм. Особо тщательно следует подходить к подбору видов работ на уроках русского языка, математики, литературного чтения, когда школьники продолжительное время находятся в статистических позах. (Приложение №1)

Работа, направленная на снятие усталости и предупреждения переутомления.

        Для предупреждения утомляемости и повышения работоспособности

учеников, необходим кратковременный, но эффективный отдых органов слуха и зрения, расслабление мышц туловища и особенно спины (Приложение №2). Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления.

         «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью , если вы сумеете ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов в пользе отдыха ещё К.Д.Ушинский.

          Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение. После такого короткого активного отдыха, внимание детей повышается, улучшается восприятие учебного материала, активизируется организм в целом. В физминутки хорошо включать такие виды физической активности:

- упражнения для снятия утомления органов зрения;

- упражнения для снятия утомления мышц кисти;

- упражнения для снятия утомления мышц туловища, особенно спины;

- упражнения для снятия общего утомления. (Приложение №2)

         Внеурочная деятельность.

         Комплекс мер, форм и методов для организации здоровьесберегающей среды:

- организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной

  работы;

- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на ЗОЖ;

- привлечение к совместной работе родителей, педагогов, психолога.

Организация двигательного режима и физкультурно - оздоровительной работы.

       Во внеурочной деятельности в такую работу может быть включена гимнастика до уроков и проведение динамических перемен.

Просветительско – воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ЗОЖ.

- проведение классных часов («Познай себя», «Чиста залог здоровья», «Мой режим дня» (Приложение №3), «Правильное питание – здоровое питание», «Как сохранить зубы здоровыми», «Здоровый человек – счастливый человек»).

- проведение различных конкурсов, праздников, викторин, «дней здоровья».

        Психологическое здоровье детей.

        В ходе реализации воспитательно – образовательного процесса в школе важно уделять внимание не только физическому, но и психологическому здоровью ребенка, то есть – воспитанию здоровой личности в целом.

        Здоровый психологический климат – эмоциональная атмосфера, благоприятная для эффективной деятельности, как педагога, так и ученика.

        Здоровая личность – это здоровый образ жизни, при котором личность:

- адекватно относиться к себе и другим, способна строить отношения, в том    

  числе межличностные;

- растущая, развивающаяся, творчески относящаяся к жизни;

- стремится к реализации своих ценностей и защищает их, когда они под

  угрозой;

- воспринимает мир реально;

- внутренне ответственна перед собой и другими;

- способна к поиску: ищет и находит цели, смыслы, ценности внутри себя;

- интегрирована, имеет устойчивый стержень.

         Чтобы ребенку помогать, надо понимать ребенка. Чтобы его понимать, надо знать ребенка. С этой целью поможет использование, проведение различных исследований, диагностик, тестов.

  1. Исследования по изучению личности ребенка.
  1. Рисунки «Несуществующие животные».
  2. Самооценочная диагностика («Кто я?», «Какой я?»)
  3. Тесты на лидерство.
  4. Тесты на выявление качеств, способностей личности (Приложение №4).
  1. Исследования по выявлению взаимоотношений.
  1. Социометрия.
  2. Оценочная диагностика. (Приложение №4)
  1. Тесты на выявление отношения к школе, учебному процессу.
  1. «Мои оценки».
  2. Трудности, успехи.
  1. Тесты на выявление эмоционального состояния.
  1. «Радуга настроения».
  2. «Мои чувства».
  3. «Корзина чувств» (Приложение №4).

        Сохранение и укрепление физического здоровья.

        Физическое состояние – это комплекс признаков, характеризующих

морфофункциональное состояние организма, уровень физических качеств и способностей, необходимых для жизни и практической деятельности.

        Физическое развитие как процесс – это изменение форм, функций организма в процессе естественного биологического развития или под влиянием физических упражнений.

         Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе. Двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и в детских образовательных учреждениях. Поэтому проблема здоровья детей – комплексная и многоаспектная.

        Повышение уровня здоровья детей путем воздействия на ведущие стороны  физической подготовленности средствами физического воспитания открывают возможности управления здоровьем подрастающего поколения в процессе физического воспитания, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Возможность управления здоровьем – одно из главных направлений сохранения и укрепления здоровья.

        Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма и уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.

        Для укрепления, восстановления, сохранения здоровья необходимо использовать все средства, методы и формы адаптивного физического воспитания:

  1. Система организации двигательной активности:
  1. гимнастика до уроков;
  2. элементы подвижного урока;
  3. физминутки, оздоровительные паузы;
  4. гимнастика для глаз, мелких мышц руки;
  5. динамическая перемена.
  1. Профилактика вирусных и простудных заболеваний:
  1. точечный массаж лица;
  2. массаж рук;
  3. дыхательная гимнастика.
  1. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
  1. совместная работа с медицинскими работниками, психологом;
  2. анкетирование, тестирование детей и их родителей, привлечение к работе последних (Приложение 5)

       

             

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Невероятные приключения (о вреде курения)

Мастер – класс по профилактике употребления ПАВ (внедрение пособия «Полезные привычки и Полезные навыки») ...

Классный час о вреде курения "КУРИТЬ ИЛИ ЖИТЬ?"

Классный час рассчитан на учащихся 3, 4 классов . Данное мероприятие показывает с разных сторон вред, который курение наносит здоровью; знакомит с мерами борьбы с курением в разных странах....

Внеклассное мероприятие "О вреде курения"

Знакомит учащихся с отрицаельным воздействием табакокурения на организм человека, воспитывает негативное отношение к курению....

Классный час о вреде курения.

Классный час о вреде курения. Здоровый образ жизни....

Беседа с элементами инсценировки о вреде курения «Курить – здоровью вредить»

Цель: пропагандировать здоровый образ жизни.Задачи:1.                   Способствовать формированию знани...

Вред курения, последствия курения: неизвестное об известном

В данной презентации приводятся  факты о вреде курения, которые необходимо знать подрастающему поколению, чтобы не оказаться "в плену" этой губительной зависимости....

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «ВРЕД КУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»

Актуальность темы: проблемы курения, алкоголизма и наркомании приобрела в наши дни глобальный характер, в связи с этим необходимо рассказать подросткам о последствиях пагубных привычек на организм чел...