Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья»
рабочая программа по зож (3 класс) на тему

Глызина Ольга Петровна

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука здоровья» является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствует познавательному и эмоциональному развитию детей. В процессе реализации данной программы учащиеся приобретают знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление их  физического и психического здоровья.  Здоровьесберегающая организация образовательного процесса  предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника: игры, беседы, дни здоровья, спортивные мероприятия, тесты и анкетирование, просмотр презентаций, конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет, листовок.Программа состоит из 5 разделов, расчитана на 68 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУРСКА

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 им. Р.М. Каменева»

Рассмотрено на заседании МО

протокол № _________

от « ____» ___________20____г.

Руководитель МО ______/Мясникова Г.Г./

Согласовано с МС МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 48

им. Р.М. Каменева»

протокол № ________

от « ____» ___________20___г.

Председатель МС ________/Пыхтина В.В./

Принято и рекомендовано

к утверждению решением ПС

протокол № ______

 от « ____» ______________ 20___г.

Утверждено приказом

№ _________

от «____» _______________20___г.

Директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 48

им. Р.М. Каменева»

____________________/Рожкова Н.Е/

Дополнительная общеразвивающая программа

спортивно-оздоровительного направления

«Азбука здоровья»

Составитель программы –

учитель начальных классов

Глызина Ольга Петровна

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровье сберегающей компетентности.

Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья  обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования.

Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье учащихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья учащихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

     Формирование:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

     Обучение:

  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 им. Р.М. Каменева» г.Курска.

Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 3 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, т. е. 30 минут.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника: игры, беседы, дни здоровья, спортивные мероприятия, тесты и анкетирование, просмотр презентаций, конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет, листовок.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.  

1. Планируемые результаты освоения программы

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья»  является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии  с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности детей на занятии (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);
  • средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

В ходе реализация дополнительной общеразвивающей программы спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление  здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

  1. Содержание учебного курса

Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» состоит из 5 разделов:

  1. Человек – часть живой природы (2 ч.).
  2. Внешнее строение моего тела (7 ч.)
  3. Мир внутри меня: основные органы и системы (27 ч.)
  4. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (8 ч.)
  5. Безопасность – это важно! (24 ч.)

      Итого: 68 часов

3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

1

Человек – часть живой природы

2

Мой организм: что я знаю о нем?

3

Внешнее строение моего тела

4

Скелет – наша опора

5

Осанка – стройная спина

6

Здоровье в порядке - спасибо зарядке

7

Я – ученик: режим дня

8

Веселые физкультминутки

9

Проект «Мой режим дня»

10

Мир внутри меня: основные органы и системы

11

«Рабочие инструменты» человека

12

Кожа - надёжная защита организма

13

Если кожа повреждена

14

Наши мышцы - силачи

15

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

16

Фитнес, аэробика и многое другое…

17

Я дышу, значит живу

18

Органы дыхания человека

19

Дыхательные упражнения

20

Моторчик внутри меня - сердце

21

Кровь, органы кровообращения

22

Главные функции крови

23

Зачем человек ест?

24

Как сохранить улыбку красивой?

25

Здоровая пища для всей семьи

26

Витамины нам жизненно необходимы

27

Как избежать отравлений?

28

Что такое головной и спинной мозг?

29

Наши органы чувств

30

Глаза – главные помощники человека

31

Чтобы уши слышали

32

Органы обоняния  и вкуса

33

Как уберечь наши органы чувств?

34

Игры на развитие восприятия

35

Сон – лучшее лекарство

36

Мое настроение: от чего оно зависит?

37

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

38

Советы доктора Воды

39

Если хочешь быть здоров, закаляйся

40

Правила безопасности на воде

41

Игры и упражнения на воде

42

Чтобы солнце было полезным

43

Помощь при солнечном ударе, ожоге, обморожении

44

Игры и упражнения на свежем воздухе

45

Безопасность – это важно!

46

Почему мы болеем?

47

Кто и как нас оберегает от болезней?

48

Полезные и вредные привычки

49

Почему важны прививки?

50

Лекарства: что нужно о них знать?

51

Лучший доктор - Природа

52

Лесная аптека

53

Проект «Аптека под ногами»

54

Грибы и ягоды – будь осторожен!

55

Безопасное поведение в лесу

56

Первая помощь при укусах насекомых, змей, диких зверей

57

Правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте

58

Игры на развитие внимания

59

Правила обращения с огнем

60

Что делать при ударе электрическим током?

61

Как вести себя, если что-то болит?

62

Чего не нужно бояться?

63

Игры на коррекцию эмоциональной сферы

64

Проект «Моя безопасность в моих руках»

65

Весёлые старты с мячом

66

Русские подвижные игры

67

Защита проектов

68

Викторина «Азбука здоровья»

Литература

  1. Боровская, Э. Здоровое питание школьника. Главное, чтобы ребёнку нравилось /   Э. Боровская ; конс. З. Р. Щербова. — М. : Эксмо, 2010.
  2. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры; Феникс - Москва, 2011. - 179 c.
  3. Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников; Речь - Москва, 2007. - 160 c.
  4. Гогулан, М. Ф. Законы здоровья. Секреты полноценного питания. Чудеса витаминов / М. Ф. Гогулан. — СПб. : Невский проспект : Вектор, 2008.
  5. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
  8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
  9. Морозов М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний; СпецЛит - Москва, 2013. - 176 c.
  10. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Образовательная программа спортивно-оздоровительной направленности  для обучающихся 7-8 лет «Подвижные игры для младших школьников» разработана на основе Примерной программы по организации ...

Дополнительная образовательная программа спортивно-оздоровительной направленности « Урок здоровья» для 1-4 классов.

Цель программы: создать условия для развития и самореализации учащихся в различных видах физкультурной деятельности. Такими условиями являются:1. знакомство ребят с различными видами физической нагруз...

Дополнительная общеразвивающая программа научно - познавательной направленности « Азбука содержания домашних животных»

Актуальность. Ведения этого курса связана с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятел...

Рабочая общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «От значка ГТО к золотым медалям!»

Рабочая общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «От значка ГТО к золотым медалям!»...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры» разработана с учетом требований Федерального закона от...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности "Здоровейка"

Программа содержит пояснительную записку,планируемые результаты освоения обучающимися данного курса, содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности, тематическрое планирование и ма...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно - оздоровительной направленности "Школа здоровья"

   Доплнительная общеобразовательная программа "Школа здоровья" направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здоров...