Методы работы на уроке по формированию здорового образа жизни
статья по зож

Суманева Вера Васильевна

Для организации благоприятного климата на уроках  для более эффективного достижения общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет, я использую на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, я учитываю физиологические и психологические особенности детей и нахожу такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_raboty_po_zozh.docx625.98 КБ

Предварительный просмотр:

БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ!

(методы работы на уроке по формированию здорового образа жизни)

C:\Documents and Settings\Вера\Рабочий стол\фотографии\104_PANA\P1040696.JPG

Сохранить и укрепить здоровье каждого человека – основная цель общества, государства и, конечно же, здесь немаловажную роль играет школа, а точнее здоровьесберегательное образовательное пространство.

Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики «Не навреди!».

Для организации благоприятного климата на уроках  для более эффективного достижения общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет, я использую на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, я учитываю физиологические и психологические особенности детей и нахожу такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.

Предлагаю пути сохранения здоровья учеников начальной школы в рамках урока.

Комфортное начало урока.

1.Необходимо начинать и заканчивать каждый урок с рефлексии как обязательного анализа учащихся собственного психического состояния, эмоционального настроения;

2.Объяснение нового материала должно опираться на субъектный опыт учащихся, как предлагается в технологии личностно- ориентированного обучения;

3.Включение в каждый урок психофизических разрядок и физических упражнений полезно для психофизической разгрузки учащихся и учителя

Релаксация

Релаксация-это расслабление после напряжённой умственной деятельности. Цель её- снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковый материал. Релаксация должна освободить ученика на какое-то время от умственного напряжения.

Вот некоторые элементы релаксации, которые  применяю  на начальном этапе.

Зарядка с использованием движения, песен, танца. Эта форма релаксации основана на том. Что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействует на чувства и сознание ребят. Кроме т ого, у детей нередко наблюдается нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость.

Одной из важных форм релаксации является игра. После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия ,весёлая игра-это идеальная возможность расслабиться. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести к минимуму. Игры делают процесс обучения весёлым, а это усиливает мотивацию к учению.

Песня на уроке.

Хорошим видом релаксации является песня, которая не только предоставляет учащимся возможность отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать песни задорные, весёлые, шуточные. Пение снимает утомляемость и доставляет учащимся большое удовольствие, несёт огромный эмоциональный заряд, способствует поднятию настроения.                                                                                             Пение активирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух, память, снижает утомляемость за счёт эмоционального настроя. Песни подбираю по теме урока. Например, изучая таблицу умножения, мы учим песню «Дважды два четыре» В. Шаинского.

Шутливые истории.

Необычайным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения , является смех. Для этого я рассказываю учебный материал забавно, используя смешные игрушки, картинки. Связываю это с темой урока.

 Физкультминутки  

Используется для профилактики утомления, нарушения осанки. Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя, стоя, в шеренгах.

C:\Documents and Settings\Вера\Рабочий стол\фотографии\105_PANA\P1050121.JPG

Пальчиковая гимнастика 

 Увеличивает подвижность пальцев, развивают их силу, гибкость, снижают физическую усталость и моральное напряжение, обучают массажу «активных точек» пальцев и ладоней. При выполнении упражнений пальцы левой и правой руки надо нагружать равномерно, после каждого упражнения пальцы нужно расслаблять.

гимнастика с учебными предметами (удерживание пальцами ручки, карандаша, линейки или нескольких предметов одновременно, дополнительно развивают фантазию и воображение);

изображение пальцами букв и цифр (особенно актуально в течение букварного периода);

упражнения на развитие подвижности , силы и гибкости пальцев;

массаж пальцев и ладоней;

упражнения в парах (повышают коммуникабельность, учат детей общению, развивают силу и ловкость)

Кроме того я использую тренажёры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом). При их использовании происходит: - стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы);

Чтоб дети понимали значения физкультминуток провожу  с ними краткую беседу, разъясняю значение упражнений, чтоб все дети включались в их выполнение, и могли использовать при работе дома самостоятельно.

                   C:\Documents and Settings\Вера\Рабочий стол\фотографии\105_PANA\P1050124.JPG

 Аутогенная тренировка.

Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё отойти от предыдущего урока, когда не все проблемы успешно решены, а некоторым из них необходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом, я использую элементы аутогенной тренировки.                                                  Аутогенная тренировка (АТ)  -это система приёмов, саморегуляции  функций организма.  Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укрепляет силу воли, улучшает внимание, регулирует частоту сокращений сердца, нормализует дыхательный ритм.  Центральной задачей АТ является овладение собственными эмоциями. Обычно провожу АТ в течение 3-5 минут, при необходимости в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем – повышением работоспособности. Прежде чем приступить к АТ, я уменьшаю- освещённость кабинета, включаю тихую, спокойную музыку. После этого ребятам необходимо расслабиться. Я прошу их слегка наклонить туловище вперёд, голову опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, предплечья рук положить на переднюю поверхность бёдер, кисти свободно свесить. Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным .

Зрительно-двигательная траектория .

Зарядку для снятия напряжения с глаз  я провожу  по методике профессора В. Базарного.                                                                                

 В структуре  урока, я применяют следующие элементы  здоровьесберегающих технологий:

 

положительный эмоциональный настрой на уроке;

оптимальный темп ведения урока;

подача материала доступным  рациональным способом;

наглядность;

смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);

физкультминутки, динамические паузы;

 дифференцированный подход в обучении;

групповая работа, работа в парах;

игра, игровые моменты;

воспитательные моменты  на уроке (беседы);

санитарно – гигиенические условия;

 

 

    Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

План работы общественного поста по формированию здорового образа жизни в начальной школе.

«О составе наркопоста»                Согласно Закону республики...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Открытый урок о формировании здорового образа жизни "Вкусно и полезно"

Открытый урок о формировании здорового образа жизни...

Открытый урок о формировании Здорового Образа Жизни " Путешествие в страну здоровья".

План-конспект открытого урока по теме ЗОЖ" Путешествие в страну здоровья"Цели: раскрыть понятие здоровый образ жизни,познакомить с важнейшими жизненными ценностямиубедить в необходимост...

Работа в школе по формированию здорового образа жизни

Статья "Работа в школе по формированию здорового образа жизни"...

Перспективный план работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит ...