Использование игровых технологий. «Игра – путь к сотрудничеству и успеху!» (статья)
статья по физкультуре (1 класс)

Игра является  важным  видом  детской  деятельности  и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского  коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья51.65 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  игровых  технологий на занятиях по хореографии.

«Игра – путь  к  сотрудничеству  и  успеху!»

  Игра является  важным  видом  детской  деятельности  и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского  коллектива.

Воспитательное  значение  игры  во  многом зависит от мастерства  педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных  особенностей, от  правильного и корректного руководства   взаимоотношениями  детей. Задачи  педагога  состоят в  том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали  бы  общность  чувств  и  действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

      Представлю  серию  игр  направленную на формирование  позитивных  взаимоотношений  между  детьми. Эта  серия  игр  имеет  следующие  направления:

  • «ОБЩЕНИЕ  БЕЗ  СЛОВ»
  • «ВНИМАНИЕ  К  ДРУГОМУ»
  • «СОГЛАСОВАННОСТЬ  ДЕЙСТВИЙ»
  • «ОБЩИЕ  ПЕРЕЖИВАНИЯ»
  • «ДОБРЫЕ  СЛОВА  И  ПОЖЕЛАНИЯ»
  • «ПОМОЩЬ  В  СОВМЕСТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

1.«ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ».

(переход  к  жестовым и мимическим средствам коммуникации)

                                      Жизнь в лесу.

     Педагог садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда  мы  хотим  поздороваться, мы  тремся  друг  о  друга носами (воспитатель  показывает, как  это делать, подходя к каждому  ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы  хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся  об  него  головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы  только  что проснулись, выглянуло  солнышко».

    Дальнейший  ход  игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул  холодный  ветер и животные прячутся от него, прижавшись  друг  к  другу; животные  ходят  друг  к другу в гости; животные  чистят  свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не  принуждать  детей  играть, подбадривать  новых  участников  и  т. д.

                                 Добрые эльфы

   Педагог  садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то  давным-давно  люди  не  умели спать. Они работали и днем  и ночью  и, конечно  же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили  им  помочь. Когда  наступала  ночь, они  прилетали  к  людям, нежно  гладили  их, успокаивали, ласково  убаюкивали, присылали им добрые  сны. И  люди  засыпали. Они не знали, что их сон — дело рук добрых  эльфов, ведь  эльфы  не  умели  разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем  в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут  людьми, а  те, кто по левую — эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы — подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом  дети  меняются  ролями.

                                               Волны

   Педагог  собирает  детей  вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают  небольшие  волны, и  так  приятно, когда  они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто  мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим  по  очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

                                      Муравьи

  Педагог  рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так — всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

                                  Театр теней

«У каждого из вас есть тень, — объясняет взрослый. — Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она — наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы — наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Но при этом мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

                               Ожившие игрушки

 Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую-нибудь игрушку (например, солдатика, который бьет в барабан, или неваляшку и пр.), передвигается по комнате, подходит к каждому ребенку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдает честь), подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

2.«ВНИМАНИЕ  К  ДРУГОМУ».

(дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих  сверстников).

                                     Общий круг

  Педагог собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда  дети  рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда  он  поздоровался  со  всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая  ему поздороваться  с  ребятами).

                                       Переходы

  Дети сидят в кругу.  Педагог  просит  их  внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.

  Таким же образом можно меняться местами по цвету глаз — от самых светлых до самых черных.

                                             Зеркало

  Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется?» Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями правильности зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало. Показав два-три движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою зеркальность.

    Когда  все  зеркала будут  работать нормально, педагог  предлагает детям  делать  то, что  люди  обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. «Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует  все  его  движения, показывая  остальным пример. Затем предлагает  детям  играть  самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

                                               Эхо

  Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет  все, даже  самые  странные, звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) путешествует по комнате и по  очереди  издает  разные  звуки (не  слова, а  звукосочетания),  например:

 «Ау-у-у-у» или «Тр-р-р-р» и т. п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т. е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т. е. воспроизводит звуки неодновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

  Эту же игру можно проводить парами, по тому же сценарию, что и «Зеркало», которое  может  одновременно  отражать не только движения, но и звуки другого.

                            Испорченный телефон

 Игра для пяти-шести человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом  спрашивает  первого  ребенка, как он провел выходные дни, а после этого громко говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите  узнать, что  он делал и что он мне рассказал? Тогда  Саша  шепотом, на  ушко  расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шепотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет то же самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша». Взрослый  советует  детям, как  лучше  понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать другое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл  передаваемой информации.

  Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение, запустить  цепочку может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. Например: «У собаки длинный нос, а у кошки длинный хвост» или «Когда птички зевают, они рот не открывают».

 Иногда  дети  специально, ради  шутки, искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный и нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет поломку и сможет ее устранить. Мастер понарошку чинит телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.

Где мы были, мы не скажем,

а что делали — покажем

   Дети разбиваются на небольшие группы (по 4—5 человек), и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (например: умывание, или рисование, или собирание ягод и пр.) Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать.

  После  такой  подготовки каждая группа молча показывает свое действие. Каждый  показ  предваряется  известной  фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем». Зрители  внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где они находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями и на сцену выходит следующая  группа.

 Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий. Педагог  выбирает  одного ребенка и  спрашивает: «Где  ты побывал, что ты повидал?» Ребенок должен отвечать: «Где  я  был, я  не скажу, а что делал — покажу». Затем он пытается  изобразить, что он делал. Остальные ребята должны угадать, что он изображает. Если ребенок не может придумать, что показать, взрослый предлагает ему какой-нибудь сюжет (поход в зоопарк, занятие танцами, катание на коньках и пр.). Когда все желающие показали то, что они делали, можно передавать свои действия по цепочке. Организация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме  двух  первых, один  из  которых  показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик и пр.) Потом этот ребенок показывает то же действие третьему, сидящему в ряду, третий четвертому и т. д. Так по очереди дети открывают глаза и передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.                        

                                  Передай движение

  Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

                       Передай настроение

   Правила игры те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем  ведущим  становится  любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

                             Разговор сквозь стекло

     Педагог  помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой — ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь  стекло  витрины. Но  помните, что  вас разделяет такое толстое стекло, что попытки  кричать  бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы договорились, вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель выбирает ребенка и пытается объяснить ему жестами, что тот должен купить, а потом спрашивает его, все ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает парам, у которых что-то не получается. Затем можно поменяться ролями.

                                             Радио

  Дети сидят в кругу. Педагог садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть  она  подойдет  к  диктору». Дети  слушают  и  смотрят  друг  на  друга. Они  должны  определить, о  ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли  диктора радио может побывать каждый желающий.

                    3.«СОГЛАСОВАННОСТЬ  ДЕЙСТВИЙ».

(научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей).

                                           Сороконожка

   Педагог рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно  жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность  запутаться. Давайте  поиграем  в  сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее». Педагог помогает детям построиться друг за другом, направляет  движение сороконожки. Затем педагог  говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.

                                   Живые картины

  Педагог делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе взрослый назначает художника, которому дает репродукцию какой-либо сюжетной  картины  и  просит  никому ее не показывать. Задача художника — молча  расположить  детей  в  соответствии с картиной и показать каждому из них, какую позу он должен принять. Перед началом игры воспитатель сам рисует картину с помощью нескольких детей и показывает ее всей группе. Затем детям предлагается играть самостоятельно. Когда картины готовы, художники показывают репродукции остальным участникам  подгрупп. Затем можно устроить вернисаж: каждая подгруппа будет показывать свою картину остальным детям. Воспитатель следит за ходом игры и помогает детям, столкнувшимся с трудностями.

                                    Работаем вместе

  Педагог делит группу на подгруппы по четыре человека. Каждой из подгрупп  он  дает задание: вымыть посуду, приготовить суп, посадить дерево и т. д. Затем педагог помогает детям распределить обязанности (например: один ребенок копает яму, другой — опускает в яму дерево и расправляет корни, третий — закапывает яму, четвертый — поливает дерево). После этого в течение пяти минут каждая группа репетирует свою сценку. Затем каждая из групп по очереди показывает сценку остальным детям, и те должны угадать, что изображает группа.

                                Продолжи движение

 Дети стоят в кругу. Педагог предлагает одному из них быть ведущим. «Сейчас  ведущий начнет делать какое-нибудь движение. По моему хлопку он замрет, а его сосед подхватит и продолжит это движение. И так — по кругу». Взрослый  предлагает ведущему начать любое движение (поднять руки, сесть на корточки, повернуться вокруг себя и т. д.). После хлопка ведущий должен замереть, а его сосед продолжить это движение. Так движение проходит весь круг и возвращается к ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока  в роли  ведущего  не побывали все желающие.

                                Заводные игрушки

 Педагог  просит  детей  распределиться на пары: «Пусть один из вас будет  заводной  игрушкой, а  другой — ее  хозяином. Потом  вы  поменяетесь  ролями. У  каждого  хозяина  будет пульт  управления, которым он может управлять. Игрушки будут двигаться по комнате и следить за движениями  своего  хозяина, а  хозяин  должен  будет  ими  управлять, следя за тем, чтобы его игрушка не столкнулась с остальными. Даю вам две минуты для того, чтобы договориться, кто из вас будет игрушкой, какой именно игрушкой он будет, и порепетировать управление пультом». Пары двигаются по комнате на небольшом расстоянии друг от друга, ребенок-игрушка следит за руками ребенка-хозяина и двигается в соответствии с движениями пульта-управления. Затем дети меняются ролями.

        4.«ОБЩИЕ  ПЕРЕЖИВАНИЯ».

           (игры  направленные  на  переживание  общих  эмоций).

                                               Шторм

  Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Педагог  собирает  детей  вокруг  себя  и  говорит: «Беда тому кораблю, который  окажется  в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм — одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы — волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т. д. Следите за тем, чтобы вы все оставались под водой». Взрослый вместе с детьми забирается под кусок ткани, прыгает, шипит, гудит, машет руками.

                                          Обнималки

     На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может  поместиться в нем, только крепко прижавшись друг к другу. Взрослый  говорит: «Вы — скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершины самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов  есть  такая  традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

Мы — скалолазы

До верха дошли,

Ветра проказы

Нам не страшны.

 Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой — глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять, только очень тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети  встают в круг, обняв друг  друга, и поют песенку скалолазов.

                                  Мышата в мышеловке

    Для  игры  требуются  матерчатые мешки, чтобы, забравшись в них, дети  могли  передвигаться  по  комнате. Взрослый  сообщает детям о том, что они будут сегодня играть в мышат: «В одном доме жили мышата. Они жили тихо и дружно, никому не мешали, только иногда забирались в хозяйский погреб и таскали оттуда сыр, ведь надо же было им чем-то питаться. Конечно же, хозяин дома не был счастлив от такого соседства, и вот однажды он решил уничтожить мышат. Для этого он накупил много мышеловок и расставил их по всему погребу. А ничего не подозревающие мышата вечером, как  всегда, отправились  за  сыром. И конечно же оказались  в  мышеловках». Педагог помогает детям по двое забраться в мешки так, что они могут лишь высунуть голову. «Итак, вы попались! Вы так испугались и растерялись, что сначала только и могли, крепко-крепко обнявшись, жалобно пищать». Педагог подходит к каждой паре детей и гладит их. «Чтобы спастись, вы должны до прихода хозяина добраться до своей норки». Взрослый открывает дверь спальни. «Ползите медленно и бесшумно, помогайте друг другу». Когда все дети доползают до спальни, воспитатель говорит: «А теперь помогите друг другу выпутаться из мышеловок. Выбрались? Давайте  обнимем  друг  друга, пропищим победный гимн и станцуем танец маленьких мышат». Педагог вместе с детьми  отнимает  других  мышат, радостно пищит, помогает детям, взявшись за руки, создать круг, танцует с ними.

                                Заблудившиеся дети

 Педагог собирает детей и предлагает им пройтись по лесу: «Давайте представим, что все мы отправились в лес: собираем грибы, весело резвимся на полянке, ловим бабочек, рвем цветы. Солнышко ласково греет нас, а легкий ветерок нежно треплет наши волосы». Дети ходят по комнате, представляя себя в лесу. Через некоторое время взрослый вновь собирает детей вокруг себя и говорит: «Наступает вечер, небо темнеет. Знаете, в лесу вечер наступает гораздо быстрее, чем в городе. Становится холодно, пора домой. А дороги домой мы и не знаем! Похоже, мы заблудились. Темнота окутывает нас со всех сторон, ветки деревьев неприветливо и страшно шелестят. Давайте прижмемся друг к другу, чтобы согреться, и попробуем идти вперед. Мне страшно и холодно, я вся дрожу. А вы? Давайте попробуем позвать на помощь, вдруг нас кто-нибудь услышит? Ау! Ау! Прижмитесь друг к другу крепче, а то замерзнете или потеряетесь!» Через несколько минут  блужданий  педагог говорит: «Боюсь, сегодня нам не добраться до дому. Еще  забредем  куда-нибудь  и  вообще никогда не выберемся отсюда! Я разожгу костер, чтобы мы смогли у него погреться. И я спою вам колыбельную». Дети  рассаживаются  вокруг костра, греют руки, жмутся друг к другу, педагог поет им тихую песенку. «А вот и утро! Ой, смотрите, вон дорога. Какие же мы глупые, всю ночь сидели в лесу в двух шагах от дороги  домой. Зато  сколько  приключений!»

                                          Две страны

 Педагог распределяет всех детей в две подгруппы и рассказывает им сказку: «Когда-то давно-давно было два соседних государства. Одно населяли  веселые  жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое — грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь очень печальном и грустном. Представьте, как должны  себя  чувствовать люди, которые никогда-никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку, — будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача — заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще грустит».

                                                Актеры

 Дети стоят в кругу. «Вы все — актеры, а я — зритель. Я буду говорить, кого  вы  должны  изобразить. Хороший  актер  играет  так, что  зрители верят  в  то, что он изображает. Нахмурьтесь, как осенняя туча, рассерженный  человек, злая  волшебница. Улыбнитесь, как  кот  на  солнце, само солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, как будто вы увидели солнце. Позлитесь, как  ребенок, у  которого  отняли  мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили. Испугайтесь, как дети, потерявшиеся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок, на которого лает собака. Вы устали, как папа после работы, человек, поднявший тяжелый груз, муравей, притащивший большую муху. Отдохните, как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, помогший маме убрать весь дом, уставший воин после победы. Старайтесь представить, как себя чувствуют ваши герои и точно передать их состояние. Смотрите друг на друга, пытайтесь заразить своих соседей этим состоянием».

        5.«ДОБРЫЕ  СЛОВА  И  ПОЖЕЛАНИЯ».

(научить  детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства  других  детей).

                                 Спящая красавица

  «Когда-то очень-очень давно злой-презлой волшебник задумал заколдовать  красавицу, которая  жила  в  замке  неподалеку. Он  усыпил  ее, и  вот уже более ста лет красавица спит непробудным сном. Чары волшебника  рассеются  тогда, когда  кто-нибудь  подойдет к ней, погладит ее и придумает для нее самое красивое и ласковое прозвище». Игра продолжается до тех пор, пока все желающие девочки не побудут в роли Спящей красавицы.

                                          Пожелания

  «Когда-то давным-давно, когда добрые маги жили среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих магов в дом. Каждый маг дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте поиграем в магов. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы — очень могущественные, и все ваши пожелания когда-нибудь сбудутся. Кто из вас будет ребенком? Не спорьте, потому что ребенком успеет побывать каждый из вас.

                                    Добрые волшебники

 Дети сидят в кругу. Взрослый  рассказывает  очередную  сказку: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими  словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать  таких  несчастных детей могли только добрые  волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть  ли  у  нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники  охотно берут на себя роль заколдованных. «А кто сможет стать  добрым  волшебником  и  расколдовать  их, придумав добрые, ласковые  имена?» Обычно  дети  с удовольствием вызываются быть добрыми  волшебниками. Представляя  себя  добрыми  волшебниками, они по очереди подходят к заколдованному другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

                                   Комплименты

  Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех. Принимающий  комплимент  кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

                                      Волшебные очки

 Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые  можно  разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя  по возможности желательно расширять круг хороших  качеств.

                                       Конкурс хвастунов

  Дети сидят в кругу. Педагог: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает  тот, кто лучше   похвастается. Хвастаться  мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите  внимательно на того, кто сидит справа от вас, подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки  совершил, чем  может  понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет  тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

 После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно неважна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Неважен также и масштаб этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости воспитатель может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок).

                                 Связующая нить

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

                                   Царевна-Несмеяна

 Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет.

 Дети  по  очереди  подходят  к  Царевне-Несмеяне  и  стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает  тот, кто  сможет  вызвать  улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

                                 Если бы я был королем

 Дети сидят в кругу, а педагог рассказывает: «Вы знаете о том, что короли могут все? Давайте представим себе, что бы мы подарили своему соседу, если бы мы были королями. Придумали? Тогда пусть каждый по кругу скажет, какой подарок он бы сделал. Начинайте со слов: «Если бы я был королем, я подарил бы тебе...». Придумывайте такие подарки, которые могли бы по-настоящему обрадовать вашего соседа, ведь какой мальчишка будет рад, если ему подарят красивую куклу, а вот если летающий корабль... Да, кстати, не забудьте поблагодарить короля за подарок, ведь только после этого вы сами сможете стать королем и подарить своему следующему соседу ваш собственный подарок».

                     «Я хотел бы быть таким, как ты»

 «В каждом человеке есть много прекрасных черт, — обращается педагог к детям. — Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят вашей группы и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же... (умным, красивым, радостным и пр.), как ты».

                                 Открытки в подарок

Дети разбиваются на пары. «Сегодня мы с вами будем рисовать открытки в подарок друг другу. Нарисуйте открытку своему партнеру. Она должна быть очень красивая, нежная и добрая. Когда открытка будет готова, я подойду к каждому из вас, и вы продиктуете добрые слова и пожелания вашему другу, а потом подарите ему открытку».

6.«ПОМОЩЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

                                   Закончи рисунки

Дети сидят в кругу. У каждого — набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Педагог говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему  хлопку  прервется  и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который  вы  начинали рисовать в начале, не вернется к вам». Дети начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку педагога передают ее одному соседу и одновременно получают от другого  соседа  его  картинку. После того  как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ  ИГР

 При  проведении  всех  игр  следует по возможности избегать инструкций, нравоучений.  Следует  исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети — не  противники  и  не  конкуренты, а  близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.

На первых порах игры без слов и без игрушек могут показаться детям странными и непривычными. Однако отсутствие принуждения, равные права, запрет  на  вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасностии общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

Если в вашей группе есть проблемные дети, которые мешают другим играть  (могут  ударить сверстника, обозвать  его  или чураются и прячутся от сверстников), вы должны вводить таких детей в игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с  другими детьми. В наиболее трудных случаях проблемного ребенка  можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру. Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребенка  делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Задача  педагога— заинтересовать ребенка, увлечь его игрой, поддержать его малейшие проявления внимания к другому. Все это требует  особой  эмоциональности, выразительности  и  артистизма. Доброжелательность, установка  на  сюрприз  и  разного рода неожиданности, ваше удивление или восхищение, в общем, ваша эмоциональная  выразительность  и  заразительность — вот  главные средства в работе.

При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение  одних  и  тех же игр является важным условием их развивающего  эффекта. Систематически  участвуя в той  или  иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше  посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.

 Заканчивать  каждую  игру  нужно  в  тот  момент, когда вы замечаете, что дети устали от нее, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться. В качестве прощания лучше всего использовать какой-нибудь ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие (например, взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг; или дети ласково дотрагиваются до плеча своего соседа; или встают в круг и прикладывают свои ладони к ладоням соседей и пр.).

Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера.

“Гусеница”.

Группа становится в линию. Каждый из группы передаёт свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают  руку назад между своих ног. При этом каждый берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться вперёд, потом назад, пока все не лягут на пол.

Кто?“.

Дети в кругу. Ведущий называет личностное качество и просит выполнить какое-либо  действие тех людей, которые этим качеством обладают.

  • у кого есть сестра – щёлкни пальцем,
  • у кого есть веснушки – загляни под стул,
  • кто любит собак – полайте,
  • кто любит кошек – промяукайте,
  • кто рад, что пришёл сюда - закричите: ”Ура”,
  • кому надоело играть – закричите: ”Хватит“ и т.д.

Подводя итог выше изложенному можно отметить плюсы и минусы применения игровых технологий (слайд).

«Плюсы» -использование игровых технологий:

• игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

• несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

• идет передача опыта старших поколений младшим;

• способствует использованию знаний в новой ситуации;

• является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

• способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:

• сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

• подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

• увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

• невозможность использовать на любом материале;

• сложность в оценки учащихся.

В любом случае, самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Предлагаю всем поучаствовать в последнем игровом задании.

Достоинства и недостатки игровых форм обучения с точки зрения учителей.

Достоинства

Недостатки

1. Повышение интереса.

1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной

2. Активизация учащихся

2. Занимают много времени

3. Лучшее усвоение

3.Требуют много подготовки

4. Объединение коллектива

4. Сложности в оценке учащихся

5. Развитие мышления

5. Не позволяет формировать систему знаний

6. Разрядка напряжения, смена деятельности

6. Работа одних и тех же учащихся

7. Соревновательность, доступность

8. Развитие творческих способностей

9. Формирование ответственности

10. Хороший способ закрепления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку "Кто хочет стать знатоком русского языка"

Данная игра ориентирована на учащихся 3-4 классов. Её можно проводить в рамках Недели русского языка....

Интерактивная игра "Кто хочет стать отличником?" Кубановедение 4 класс

Презентация подготовлена с использованием шаблона. Это занимательная игра, которая поможет ученикам проявить смекалку, внимание и знания по кубановедению в 4 классе....

Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.

«Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (...

Внеклассная работа . Интеллектуальная игра " Кто хочет стать отличником"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником". Проводится в конце четверти или в конце учебного года....

Игра "Кто хочет стать отличником?"

Игра оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формирует многие умения и навыки, прежде всего коммуникативные, умения работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя...