Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
статья по зож

работа, включающая описание применения здоровьесберегающих технологий при работе с учащимися в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Педагогический проект
  2. по теме:
  3.  «Использование здоровьесберегающих технологий
  4. в начальной школе»

Учитель начальных классов

 Лисичкина Татьяна Васильевна

Саратов – 2019 г.

Актуальность проблемы

Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Ведь одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий  является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

-умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);

-проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;

-имеет хороший уровень самообучаемости (интеллектуальный аспект здоровья);

-честен, самокритичен (нравственное здоровье);

-коммуникабелен (социальное здоровье);

-уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

К здоровьесберегающим технологиям, которые применяю в процессе обучения, прежде всего, относятся:

1.Игровая технология обучения.

2.Технология дифференцированного обучения.

3.Технология коллективного  взаимообучения (отдельные виды групповых работ).

Постановка проблемы

Главной задачей учителя является  не только обучение детей, но и сохранение  их здоровья, которое зависит от правильно составленного расписания уроков, режима дня и питания, качества питьевой воды, спортивно-оздоровительных занятий, от создания здоровьесберегающей среды  в кабинете.

Цель:

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе путём создания  необходимых условий.

        Задачи:

-применение здоровьесберегающих технологий на уроках и на внеурочной деятельности;

- привлечение  родителей, медиков к решению вопросов оздоровления  дете;

- организация  активного спортивного  досуга  детей;            

-формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

- организация здоровьесберегающей среды в кабинете.

     

  Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

 Механизм реализации проекта

1. В реализации проекта  участвуют педагоги, работающие в классе,  медицинский работник, родители.

2. Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:

Подготовительный этап 

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта. Он включает в себя:

- изучение литературы  и материалов интернет по использованию здоровьесберегающих технологий

- изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.

- определение стратегии и тактики деятельности.

Основной этап 

Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы. Она предусматривает следующие направления работы:

●Проведение первичной диагностики уровня здоровья учащихся с помощью школьной медицинской  сестры

● Применение здоровьесберегающих технологий на уроках

●Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми  школьными службами

- Посещение курсов повышения квалификации по здоровьесбережению

-Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований;

-Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;

-Совершенствование применения технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок

-  работа с семьей;

Заключительный этап, когда проводятся анализ деятельности по реализации проекта; проведение диагностики при выходе из начальной школы; постановка задач с целью  дальнейшего сохранения и укрепления здоровья.

Формы работы со  школьной медицинской  сестрой в процессе реализации проекта:

- мониторинг здоровья учащихся при обучении в начальной школе

-взаимодействие в процессе профилактики заболеваний

Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:

- беседы, классные часы на тему здоровьесбережения;

-динамические паузы,

-подвижные игры

-гимнастика для глаз

-дыхательная гимнастика

-пальчиковая гимнастика

-  организация спортивных праздников;

Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы:

-   родительские собрания на темы сохранения и укрепления здоровья;

-  лекторий для родителей;

-  проведение совместных спортивных  праздников;

-  индивидуальные консультации;

-привлечение родителей к ремонту класса,

 покупка бутилированной воды

-помощь в озеленении класса

Урочная деятельность:

-строгое соблюдение режима школьных занятий

-построение уроков с учётом работоспособности детей

-использование средств наглядности

-смена видов учебной деятельности

- обязательное выполнение гигиенических требований,

-благоприятный эмоциональный настрой

-применение дидактических игр, физкультминуток,  дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика

-работа в группах и парах

          Внеурочная деятельность

-      занятость в кружках и секциях

-     экскурсии, походы

          -     дни здоровья, спортивные праздники

Рабочий план реализации проекта

Основной этап (практический).

  1. Приобретение кулера для питьевой воды.
  2. Кварцевание кабинета.
  3. День начинать с проведения утренней зарядки.
  4. Озеленение класса растениями выделяющими фитонциды (герань), очищающими воздух (хлорофитум)
  5. Каждую четверть проводить «Дни здоровья».
  6. Проводить  спортивные мероприятия совместно с родителями:
  7. Катание на лыжах и санках;
  8. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»;
  9. Для профилактики простудных заболеваний  сделать «ожерелья» из футляров от Киндер-сюрприза, в которые вкладывать дольки чеснока и одевать на шею.
  10. Обеспеченность учащихся горячим питанием.

Примерные занятия родительского лектория

«Режим дня школьника»,

«Как преодолеть двигательный голод»,

 «Закаливание ребёнка в семье»,

«Телевидение и дети»,

«Как помочь нашим детям быть здоровым»,

«Страх-друг или враг?»

Принципы оздоровительной работы

  • Сознательности и активности (высокая степень самостоятельности, инициативы, творчества)
  • Наглядности
  • Систематичности и последовательности

( взаимосвязь знаний, умений, навыков)

  • Принцип «Не навреди!»
  • Принцип повторения (выработка динамических стереотипов)
  •  Постепенности (преемственность одной ступени с другой)
  • Доступности и индивидуализации
  • Непрерывности
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих
  • Стиль учителя – быть примером в осуществлении здорового образа жизни

Формы  организации    деятельности по формированию  здорового  образа  жизни

Место проведения

Время проведения

Форма организации

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка,                                           физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен,    уроки физкультуры.

Спортплощадка школы, парк, лес, детский парк, бассейн, спортзал

Вторая половина учебного дня

Прогулки, экскурсии, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки и секции (плавание, футбол)

Лес, парки, спортплощадки

Вторая половина учебного дня.                 Выходные.

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня.                 Выходные.

                                                                               Детские спортивные секции и кружки

Школьные оздоровительные лагеря.

Спортплощадка школы  (лес)

Каникулы.

Выходной день

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой  работы лагеря. День Здоровья – Праздник Спорта

   

Результатом практической деятельности по проекту

«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

можно считать следующее:

  • Сохранение здоровья учащихся
  • Повышение функциональных возможностей  организма учащихся.
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение активности учащихся в спортивных и оздоровительных мероприятиях класса, школы, города.     Рациональное использование свободного времени
  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья детей.

         

Список литературы

1.  Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. « Здоровьесберегающие  технологии  в начальной школе»  Самара, 2004 г.

2.   Вишневская Е.Л. и др.  «Программа гигиенического обучения и          воспитания школьников, формирование норм и   навыков здорового образа жизни». М., 2000г.

3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходим...