Здоровьесбережение
статья по зож (1 класс)

Шабаева Екатерина Владимировна

Данная статья содержит материал по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Причины введения здоровьесберегающих технологий в школе 

По данным медицинской статистики, сегодня в первый класс приходит порядка 20 % детей с пограничными нарушениями здоровья. Особую тревогу вызывает практика подготовки детей в школе, которая отрицательно влияет на желание детей учиться. Дошкольников перегружают информацией, что приводит к накоплению усталости и снижению мотивации. 

80 % дошколят, посещавших подготовительные группы, не радуются тому, что будут учиться в школе. Поэтому учителям начальных классов приходится сталкиваться с разрушенной мотивацией к обучению всё чаще. 

Ещё одной проблемой, отрицательно сказывающейся на здоровье детей, является снижение двигательной активности. Зачастую в начальной школе не соблюдается максимально допустимая нагрузка на обучающихся, а в расписании преобладают занятия, непозволяющие активно двигаться. В учебный план не включают такие активные формы, как экскурсии, игры, прогулки с определённой целью и другие формы работы. 

Школьники основное учебное время сидят за партами, а дома перемещаются за компьютер или устраиваются перед телевизором. По данным медиков, дети, которые мало двигаются, дают стопроцентную заболеваемость и часто болеют. 

В начальных классах формируется 70 % функциональных расстройств, которые на момент окончания школы становятся хроническими. Заболеваемость органов зрения вырастает в 5 раз, органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата - в 3 раза. Опасения вызывает и увеличение нервно-психических расстройств и заболеваний сердечно-сосудистой системы. 

  • Всего 10 % страшеклассников медики относят к числу здоровых.
  • 50 % школьников имеют хронические заболевания.
  • 40 % - входят в группу риска. 

Эти цифры говорят о том, что в образовательных организациях не создаётся здоровьесберегающая среда и не используются здоровьесберегающие технологии. 

Цель здоровьесберегающих технологий в школе 

Для любой образовательной технологии здоровьесбережение - качественная характеристика, показывающая, может ли технология решить задачу поддержания и сохранения здоровья. 

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС также можно определить как совокупность методов, приёмов и принципов педагогической деятельности, которые дополняют традиционные образовательные технологии. 

Кроме этого, здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся. 

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы охватывают следующие направления: 

  1. Организация образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований.
  2. Ежегодная диспансеризация.
  3. Двигательная активность (уроки физкультуры, динамические паузы в течение дня, спортивно-массовая работа).
  4. Рациональное питание.
  5. Формирование ценности здоровья и ЗОЖ.
  6. Служба психологической поддержки.
  7. Своевременное выявление детей с девиантным поведением. 

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Исследователи делят все здоровьесберегающие технологии, которые используются в школе, на три подгруппы. 

Первая подгруппа: организационно-педагогические технологии 

Это технологии, которые определяют структуру образовательного процесса. Они предотвращают у обучающихся состояние переутомления, гиподинамии и прочих дезадаптаций. 

Вторая подгруппа: психолого-педагогические технологии 

Они связаны с деятельностью учителя на уроке и с тем воздействием, которое он оказывает на обучающихся. 

Третья подгруппа: учебно-воспитательные технологии 

В эту подгруппу входят программы, в рамках которых дети учатся заботиться о своём здоровье. Технологии позволяют сформировать культуру здоровья, мотивировать к ведению ЗОЖ, предупредить появление вредных привычек. 

Какие задачи должен решить учитель, осваивающий здоровьесберегающие технологии? 

Чтобы освоить и внедрить здоровьесберегающие технологии, учитель должен решить ряд задач: 

  • во-первых, повысить квалификацию по вопросам здоровья и здоровьесберегающих технологий;
  • во-вторых, пересмотреть методику преподавания и включить в неё сначала элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, а затем - полностью перейти на данные технологии;
  • в-третьих, проанализировать и скорректировать педагогические приёмы и техники, определив их воздействие на здоровье обучающихся;
  • в-четвёртых, содействовать формированию здоровьесберегающей образовательной среды, налаживая эффективное взаимодействие всех субъектов образования: педагогов, обучающихся, родителей. 

Полезность или полезный эффект технологии зависит от её инновационного потенциала, надёжности и перспективности.

В начальной школе целесообразно использовать следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Физминутки
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Гимнастика для глаз
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Игры
  6. Реализация программы «Разговор о правильном питании»
  7. Релаксация
  8. Оформление кабинета
  9. Формирование правильной осанки
  10. Стиль общения педагога и ребенка

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

•   «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
•   Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

1. Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

2. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

4. Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Так, на уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

– создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

– использование проблемных творческих заданий;

– стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

– применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

– рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;

Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей ПС,- разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС - формирование положительной Я-концепции личности подростка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час из цикла «Здоровьесбережение» 1 класс Тема: «Что значит здоровый образ жизни?»

Знакомство с понятием "здоровый образ жизни", пропаганда здорового образа жизни среди учащихся. В классный час включена игра "Поле Чудес в стране Здоровья"....

Экологическое пространство и эмоционально – поведенческое пространство здоровьесбережения школы

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей исключительно значима и актуальна. Здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о ...

Методические разработки возможностей реализации задач здоровьесбережения

Методические рекомендации учителю начальных классов по здоровьесбережению...

Здоровьесбережение. Звукотерапия.

Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резониру...

Здоровьесбережение. Ароматерапия.

Ароматерапия иногда может быть выходом из трудного положения и тогда, когда медицина должна сдаться. Это прекрасный, мудрый натуральный метод успокоения многих физических и психических недугов. Ее гла...

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников,  целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока......

Здоровьесбережение. Уроки здоровья в задачах.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное п...