Статья по теме "Здоровьесберегающие факторы учебно-воспитательного процесса"
статья по зож

Кулакова Анастасия Дмитриевна
Каждый новый учебный год требует от учащихся большой затраты физических и моральных сил. Нередко мы в походе за знаниями забываем успешно и основательно их смогут усвоить лишь физически крепкие и здоровые дети. Как же сохранить и приумножить столь необходимые в этом походе за знаниями силы? Иной учитель утешает себя мыслью: родителям не дано, чтобы их ребёнок вырос полноценным человеком, а мне что? Но кто же, поможет этим детям, если не мы? Назрела необходимость новых форм обучения с параллельным оздоровлением. При проведении уроков и в работе с классом следует учитывать следующие требования: санитарно – гигиенические; психологические; дидактические требования к работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Ахпателова Виктория Владимировна (учитель начальных классов)

Валеева Ирина Яковлевна (учитель начальных классов)

           Кулакова Анастасия Дмитриевна (учитель начальных классов)

           ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 47 имени Д. С. Лихачева, 

           г. Санкт-Петербург

          Здоровьесберегающие факторы учебно-воспитательного процесса

«Забота о здоровье детей – важнейший труд педагога …»

В.А.Сухомлинский

Какие дети сегодня приходят в школу? Попробуем ответить на этот вопрос: более развитые; информированные (часто бессистемно); гиперактивные; с разным уровнем подготовки к школе; с проблемами дисграфии и (или)  дислексии; являются носителями различных культур; не очень здоровые.

Проблемы здоровья особенно актуальны для России, где в силу  происходящих   социальных преобразований, а также низкой культуры  отношения к своему здоровью, оно ухудшается не только у взрослых, но и у детей, причём особенно в школьный период.  Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова  замечательного педагога В. А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что   примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”. Специалисты считают, что от 20% до 40% негативных влияний,   ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. По мнению медиков 75% всех болезней заложено в детские годы. По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы  лишь 10 – 25 %    школьников. Причин для этого много: и повышенные перегрузки, обусловленные требованиями современного мира, и несоответствие оборудования и мебели  ГОСТам и медицинским требованиям, и отсутствие так называемых специальных  здоровьесберегающих  технологий,  и обеспечивающих их технических средств.

Ещё в начале ХIХ века (1805 г.) Г.Песталоцци указывал, что «…при  традиционно закладывающихся принципах обучения происходит  непонятное «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья». Причём в то время ещё была достаточно чистая среда, чистые  продукты питания.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или  физических дефектов.

Факторы, формирующие здоровье: экология -  10-15%; наследственность - 15-20%; медицина -  10-15%; образ жизни -  50-55%.  Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля  жизни. Он определяется социально – экономическими факторами,  историческими, национальными и религиозными традициями,  убеждениями, личностными наклонностями.

Здоровый образ жизни предполагает следующее: благоприятное социальное окружение; духовно – нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.  Культура здорового образа жизни личности – это часть общей  культуры  человека. «Забота о здоровье детей, – писал В.А.Сухомлинский, – важнейший труд педагога …». Сотворить своё индивидуальное здоровье без чьей – то помощи, маленький человек, к сожалению, ещё не может. Наша задача помочь ему в этом.

Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решить проблему сохранения  здоровья детей.  Здоровьесберегающие  технологии в образовании – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и  развития.

Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических  возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно - развивающей работы с учащимися.

Здоровьесберегающие  технологии реализуются  на основе личностно- ориентированного подхода.  Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие  природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с  людьми, природой, искусством.

Личностно ориентированное обучение предполагает: поддержку индивидуальности ребёнка; предоставление каждому ученику возможности

работать в присущем ему темпе; успешность деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития»; предоставление права выбора деятельности партнёра, средств обучения; создание возможностей для реализации творческих способностей; демократический стиль взаимоотношений.

Каждый новый учебный год требует    от учащихся большой затраты физических и моральных сил. Нередко мы в походе за знаниями забываем успешно и основательно их смогут усвоить лишь физически крепкие и здоровые дети. Как же сохранить и приумножить столь необходимые в этом походе за знаниями силы?  Иной учитель утешает себя мыслью: родителям не дано, чтобы их ребёнок вырос полноценным человеком, а мне что? Но кто же, поможет этим детям, если не мы? Назрела необходимость новых форм обучения с параллельным оздоровлением.

При проведении уроков и в работе с классом следует учитывать следующие требования: санитарно – гигиенические; психологические; дидактические требования к работе.

САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРНБОВАНИЯ К УРОКУ.

Большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не объективный, а субъективный характер и связано или с неправильными действиями учителей, или с их бездействием в отношении охраны здоровья. Необходимо, чтобы девиз медиков «Прежде всего не навреди!» стал бы  и девизом педагогов.

Работоспособность и возникновение утомления у учащихся на уроке в определенной степени зависит от продолжительности урока и учета гигиенических требований при его построении. Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут,      продолжительность уроков в классах компенсирующего обучения должна составлять не более 40 минут. Однако, как показали исследования, для начальной школы даже такая продолжительность урока является чрезмерной,   особенно для 1-х классов. Было обнаружено, что к концу 15 минутного урока работоспособность первоклассников резко падает. Сокращение длительности урока до 35 минут значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) учащихся и позволяет сохранить более высокую работоспособность на протяжении всего учебного дня. Руководством для нас должны стать     «Санитарные правила и нормы СанПиНа».

Кроме продолжительности урока, на сроки возникновения утомления влияет и его построение. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть достаточно гибкой, так как разные предметы требуют различного чередования элементов урока   видов деятельности. Вместе с тем можно выделить и ряд общих физиолого-гигиенических положений по правильной организации уроков. Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Динамика работоспособности школьников на уроке имеет 5 фаз: переход на новый уровень; установление максимального уровня работоспособности; максимальная работоспособность; неустойчивая работоспособность; падение работоспособности. 1-2 фазы –  врабатываемость; 4-5 фазы –  утомление.

Во время фазы врабатываемости (длительность этой фазы на 1 уроке составляет около 10 минут, на последующих – 5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности ( в начальной школе этот период продолжается в среднем 15 – 20 минут, в средних и старших классах –  20 – 25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление.

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогают правильная  регламентация продолжительности и рациональное чередование различных  видов деятельности.

Многочисленными наблюдениями и экспериментальными  исследованиями  доказано, что переключение с одного вида деятельности на другой обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга и восстанавливает работоспособность.

В начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувствительном восприятии, на использовании первой сигнальной системы. Наилучшим способом для этого служит наглядный метод обучения. Увеличивает продолжительность периода оптимальной устойчивой работоспособности рациональное использование технических средств обучения (ТСО), а также проведение урока по типу диалога «учитель-ученик».

 Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам (физкультпаузам). Исследования показывают, что физкультминутки совершенно необходимы на каждом уроке в начальных классах, на предпоследнем и последнем уроках в средних классах и весьма рекомендуемы на предпоследнем и последнем уроках в старших классах. Проводить физкультминутки целесообразно в тот момент, когда наблюдаются первые признаки утомления у школьников (рассеивание внимания, частая смена поз,отвлечения). Упражнения физкультминуток (пауз) должны быть направлены на активизацию позных мышц (наклон туловища, вращения головой), мышц нижних конечностей  ( приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп). Сидячая поза самая вредная для здоровья: сдавлены легкие, хуже работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол... Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. В своей работе используем систему Владимира Филипповича Базарного. Система «динамической смены поз» предусматривает организованный перевод учащихся из положения сидя в положение стоя 2 – 3 раза в течение урока. Продолжительность работы стоя должна составлять от 3 до 7 минут, для неё подбираю соответствующие виды заданий. Хорошо, если в классе будет стоять несколько  конторок, за которыми дети поочерёдно смогут работать по 5 – 8 минут.

Значительное внимание должно уделяться профилактике нарушений осанки. Для профилактики нарушений осанки в начальных  классах необходимо предусмотреть занятия в   системе динамических поз, со сменой рабочей позы «сидя-стоя». Во время пояснения задания, после выполнения заданий, сделал задание «встань» и т. д. В течение урока целесообразно предусмотреть посадку в позе «кучера» для релаксации скелетной мускулатуры до 30 секунд. Исследования В.Ф. Базарного убедительно показали, что источником очень многих «школьных» болезней является ... зрительная система.

Световой режим в учебных помещениях – момент, о котором никак нельзя забывать. Зрение приносит человеку наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире , при этом свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, но и определенный жизненный тонус и ритм. Исследования показали, что длительное световое голодание приводит к ослаблению иммунобиологической реактивности организма и к функциональным нарушениям нервной системы. Свет воздействует и на психику человека, являясь также эмоциональным фактором. Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности;  эти же причины обуславливают развитие заболеваний органов зрения. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц.

Для снижения утомления от умственной деятельности рекомендуется легкий самомассаж всеми пальцами  волосистой части головы, стимуляция расположенных на лице и шее биологически активных точек (БАТ), дыхательные упражнения по типу гипервентиляции.

Для увеличения двигательной активности учащихся необходимо проводить гимнастику до занятий, подвижные перемены для учащихся начальных классов, спортивный час в ГПД.

Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях не менее важный аспект. Оптимальные условия воздушной среды являются важным фактором сохранения здоровья и работоспособности человека. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные   во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Желательно, чтобы каждый класс или кабинет были снабжены термометром и прибором для определения влажности воздуха. Показано, что 3-5 минут такого проветривания вполне достаточно,    чтобы воздух в классе полностью обновился.

Рациональная организация учебно –  воспитательного процесса и комплекс профилактических мероприятий в процессе обучения являются важными факторами сохранения и укрепления здоровья у школьников в процессе обучения. С учётом психолого – педагогических особенностей детей в своей работе придерживаемся разработанных требований  - «Валеологические требования к уроку», что является основой педагогической терапии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ.

Психическое состояние учителя и учащихся достаточно ощутимо влияет на результаты урока. В основе своей работы используем принцип «пожелай добра ближнему». Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Чтобы достичь большого процесса в развитии детей, в усвоении ими знаний, надо помнить, что самочувствие детей в процессе обучения должно быть спокойным и естественным, с большим внутренним уважением к учителю и товарищам. Психическое состояние учителя и учащихся достаточно ощутимо влияет на результаты урока. Учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психические особенности каждого учащегося: его мышления (репродуктивного, творческого); памяти (произвольной, непроизвольной), в частности узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения; внимания (способности сосредоточиваться на предмете изучения); воображения (особенно творческого); воли (способности ставить перед собой далекие и близкие цели и достигать их. преодолевая препятствия); эмоции.

Контроль над своими эмоциями может быть достигнут с помощью несложных приемов, которыми должны владеть не только школьные психологи, но и педагоги. В числе таких приёмов можно назвать «психическую гимнастику», «гимнастику эмоций», перевод отрицательных эмоций в положительные, переключение эмоций, реализацию их в движения.

Формы психологической разгрузки: психические настрои – тренинги; энергетический уровень любой комнаты можно повысить, используя музыку, музыка стимулирует работу ума, большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением; лечить человека можно хорошими добрыми стихами; танцы –   разрядка эмоционального напряжения.

В своей работе стараемся придерживаться основных принципов, помогающих сохранить и укрепить здоровье школьников в процессе обучения.

Ситуация успеха (стимулирование успехов школьников в учении).

Педагог должен помочь ребенку достичь максимального успеха в развитии и усвоении знаний. Организовать процесс обучения так, чтобы каждый ребенок мог трудиться и имел бы успех  в своей   деятельности.  В учебно-воспитательном процессе должно преобладать позитивное начало. Как для обучения, так и для психического здоровья более ценно поощрение инициативы и успехов, чем акцентирование внимания на неудачах. Наличие уверенности в достижимости намеченного –  это еще и элемент самовоспитания, один из способов выработки настойчивости и трудолюбия.

Воздействие на мотивационную сферу личности учащихся.

Взаимоотношения «учитель –  ученик» строить, исходя из хорошего, что есть в ребенке: «Не искоренять плохое, а умножать хорошее». «Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя» - утверждают психологи. На результаты урока оказывает значительное влияние отношение учащихся к  знаниям, учению, которое зависит от мотивов учения, потребности в расширении знаний и других факторов. Умелое руководство мотивами учения школьников, возбуждение и поддержка положительных мотивов на основе формирования интереса к знаниям и процессу учения, потребности в знаниях, привлечение учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, создающей у них чувство радости познания, удовлетворения успехами в работе являются необходимой стороной деятельности учителя на уроке.

Сотрудничество, соучастие, соавторство.

Одно из важнейших условий психического здоровья учащихся   правильная социализация, выработка навыков адаптации к изменяющейся социальной среде. Поиски способов бесконфликтного общения в  школьном коллективе должно  занимать не последнее  место в деятельности любого педагога. Особенно ценится учащимися требовательность педагога, если она сочетается  с доброжелательностью  и справедливостью, уважением к детям и  педагогическим тактом.

Предотвращение всевозможных психотравмирующих ситуаций.

Требования, предъявляемые к ученикам, должны соответствовать уровню их развития, но не превышать и не занижать их возможности.  Обучение учащихся необходимо осуществлять с ориентацией на зону ближайшего развития. Учитывая, что «то, что сегодня ученик сумеет сделать в сотрудничестве с педагогом, он сможет сделать самостоятельно завтра» (Л. С. Выготский).  Важным психолого –  дидактическим усвоением организации учебной деятельности школьников, позволяющим обеспечить ее лечебный и коррекционный эффект, является изменение подхода к оценке. В педагогике следовало бы окончательно отказаться от отрицательных оценок и предоставить возможность каждому совершать неограниченное количество попыток получения положительной оценки. Такая форма общения «учитель –  ученик» основана на индивидуализации в обучении.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К   УРОКУ.

Принцип «Не мир, а ребенок...» (развитие и коррекция высших психических функций).  

Развивать и упражнять различные психические процессы, включать специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия и т. д. Включать в урок выполнение специальных упражнений и заданий с опорой на несколько анализаторов. Использовать фронтальные и индивидуальные формы работы, взаимообучение. Индивидуальный и дифференцированный подход должен стать ведущим  в организации работы в классах.

Принцип «Воспитание достоинства» (развитие динамичности восприятия).

Воспитание у детей разными технологиями чувства собственного достоинства. Приучать учеников к коллективному самоанализу, когда они знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они и ведут себя достойно, и работают старательно. Внешнее признание заслуг или достоинств вызывает гамму положительных  эмоций. Строить уроки таким образом, чтобы обучение осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Это не усложнение программы, а разработка таких заданий, при решении которых у ребенка возникают какие-то препятствия, преодоление, которых и будет способствовать развитию его возможностей и способностей.

 Методы:

       а)        задания по степени нарастающей трудности;

       б)        включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор (зрительный, слуховой, тактильный);

       в)        разнообразные типы структуры уроков, обеспечивающих смены
деятельности учащихся.

Принцип «Предъявление – подтверждение».

Должна быть создана атмосфера, где каждый ученик проявляет все свои способности, а педагог замечает их и развивает. Приучать каждого ученика работать в соответствии с возможностями, но в то же время в полную силу.«Неподтверждение» человека является страшным наказанием. Ребенок приходит в коллектив, но его не замечают, «не подтверждают», что он есть. «Двоечник» это «неподтвержденный человек», его как бы нет. Ребенок, «не подтвержденный» в классе, уходит туда, где его отметят, т. е. на улицу.

Принцип «Особенность, а не отличительность».

Не надо сравнивать ребенка с кем-то другим.  Дети соревнуются не друг  с  другом, а сами с собой.

 Принцип «Коммуникация».        

Воспитание у ребенка потребности в общении. Ребенок не умеющий общаться, накапливает отрицательную энергию и не получает необходимую для психического развития информацию.

Принцип «На минимуме информации   максимум мотивации».

Учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы у учащихся  развивался навык способов переноски обработки информации и тем самым развивался механизм поиска, выбора и принятия решения. Важно дать ребенку способы приобретения знаний. Сделал – проверь –  умей рефлексировать  собственный способ работы. Готовить задания, предполагающие самостоятельную обработку информации. Дозированная поэтапная помощь педагога (постановка заключенных инструкций). Задания и упражнения должны быть интересны ученику, творческими, проблемными. Создание условий для зарабатывания, а не получения оценки. Мотивация к учению складывается из многих факторов: личности учителя, системы подачи информации, реального внимания педагога к деятельности каждого ученика, соответствующего его оценивания.

Принцип «Успешность».

Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, был способен преодолевать трудности, ему необходимо положительное представление о самом себе. Самооценка ребенка, его отношения к себе и восприятие себя во многом определяют и его поведение, и успеваемость. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них наблюдается высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся с товарищами по учебе. Дети с отрицательной самооценкой учатся с явно выраженным эмоционально-психическим напряжением. Связь между успеваемостью учащихся и их представлениями о своих учебных способностях, носит характер взаимовлияния. Успехи в учебе способствуют росту самооценки, воздействуют на успех.

Принцип «Наглядность».

Органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. Органы зрения «пропускают» в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Информация, поступающая в мозг от органов зрения (по оптическому каналу связи), не требует значительного перекодирования, запечатлеется в памяти человека легко, быстро и прочно. При обучении мышление главенствует над памятью. Мышление вообще не может совершаться без наглядной основы. Дети мыслят формами, красками, звуками, образами. Золотое правило: все, что только можно – представляйте для восприятия с помощью чувств.

В процессе обучения немаловажными факторами сохранения и укрепления здоровья у школьников в процессе обучения являются методы обучения:

 1. Методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические: рассказ, беседа, лекция, демонстрация, организация практических упражнений, выполнение практических заданий и др.).

2. Методы стимулирования учебно–познавательной деятельности: учебные дискуссии, деловые игры, поощрение, создание ситуаций эмоционально нравственных переживаний и др.

3. Методы контроля за эффективностью учебно–познавательной деятельности: устная и письменная проверки ЗУН.

Каждый метод обучения  –  это совокупность многих характеристик способов  деятельности ученика и учителя.

Наряду с этим существуют и специальные методы обучения:

1. Метод эмоционального воздействия. Эмоции влияют на содержание и динамику  восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления.

 2.  Метод сопряжено –  отраженной деятельности    ( учитель проговаривает с ребенком пока у него не получится). Это метод совместной деятельности.  

 3. Метод социально-бытовой ориентированности (материал приближен к жизни).

 4. Метод ритмопедии (включение сенсорных систем: слух, зрение, тактильные вибрационные ощущения, обоняние, осязание в процессе игровых и учебных ситуаций).

5. Метод суггестопедии. Основан на увеличении эффективности запоминания. (Под медленную музыку учитель 4 раза читает 1 строфу стихотворения, которую дети должны выучить наизусть, медленно, с расстановкой. Дети должны положить голову на парту, глаза закрыть. После этого учащиеся повторяют эту строфу 2 раза и т. д.). Но сначала нужно приучить детей слушать музыку на протяжении 10 – 15 минут.

 6. Метод обучения на пределе трудности в зоне ближайшего развития, т.е. предварительное включение нового сложного материала в ткань урока с постепенной переработкой, с использованием моделей и опорных схем.

Готовясь к урокам,  много времени  уделяем поискам активных  форм и методов обучения, так как урок, по словам В.А.Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности. В начальных классах содержание и форма урока имеет особое значение. Чтобы предупредить утомляемость детей, стремлюсь сделать каждый урок разнообразным по  форме и содержанию Объяснение нового материала провожу с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения.

В своей работе широко используем такие формы уроков: урок – сказка; урок – игра; урок – путешествие; урок – соревнование; урок – КВН; урок – зачёт; урок – бенефис; урок – аукцион; урок – мастерская; урок – деловая игра; уроки взаимообучения; литературная гостиная.

Педагогические технологии приобретают всё большую значимость. В.Беспалько утверждает: «…абстрактные разговоры на темы обучения и воспитания возможны и без всякой технологии, а вот успешно работать педагогам–практикам, учить и воспитывать учащихся без технологии невозможно».  В своей работе используем технологии Всеволода Николаевича Зайцева. Эти технологии посвящены решению старой как мир проблемы: как научить детей читать, писать, считать? И не просто уметь это делать, а делать быстро, на уровне навыка.  В основе технологии лежит технологичный тренаж. При использовании этих технологий увеличивается техника чтения, повышается грамотность письма, улучшаются навыки счёта. Результативность: увеличение числа детей с хорошей успеваемостью. Кроме этого, на уроках русского языка, используем методику Петра Семёновича Тоцкого («Лекарство от безграмотности. Об использовании орфографического чтения»). При работе над каллиграфией используем методику Евгении Николаевны Потаповой.

Главное достижение этих технологий в том, что дети осваивают программу, сохраняя своё физическое и нервно – психическое здоровье.

           

           Литература:

1.  А.С. Белкин «Ситуация успеха. Как её создать». М. «Просвещение». 1991г

2.  А. Л. Венгер, Н.К. Цукерман «Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста», Томск «Пеленг», 1993,

3. П. Винокурова «Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышлённее взрослых», М., «Эйдос», 1994г.

4. 3.Б. С. Волков, Н.В. Волкова «Задачи и упражнения по детской психологии».  М., «Просвещение», 1991г.                                                                      

5. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте»,                                М, «Просвещение», 1991г.

6. Л. С. Выготский «Лекции по психологии», Санкт-Петербург, 1999г.                      

7.  Р. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»,                                                               Ярославль. «Академия развития», 1997г.

8. В. В. Давыдов «Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении».               Томск «Пеленг», 1992г.

9. Н.В. Жутикова «Учителю о психологической помощи».                                    М., «Просвещение». 1988г.

10. А. 3ак «Развитие умственных способностей младших школьников»,                             М,. «Просвещение», «Владос», 1994г.

11. С.Д. Забрамская «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей».

12. Н.В. Клюева. Ю.В. Касаткина «Учим детей общению»,                                                 Ярославль «Академия развития», 1996г.

13. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»,                                              Ярославль «Академия развития», 1996г.

14.  Шелдон Левис, Шейла Левис «Ребенок и стресс», Санкт-Петербург, Питер. 1997г.

15. А. Лукошкин «Эмоциональные потенциалы коллектива».                                                М., «Педагогика». 1988г.

16. С. Н. Лысенкова «Методы опережающего обучения».                                                             М., «Просвещение», 1988г.

17. А. К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте».               М., «Просвещение», 1983г,

18. И.Ю Матюгин , Т. Ю. Аскоченская. И. А. Бонк «Как развивать внимание и память вашего ребенка», М., «Эйдос», 1995г.

19. И. Матюгин, И. Рыбникова «Методы развития памяти, образного мышления, воображения». М., «Эйдос», 1996г,

20. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры». М., «Просвещение», 1990 г.

21. «Психология воспитания» под ред, В.А. Петровского М.. Аспект Пресс. 1995г.

22. В.А. Петровский , A.M. Виноградова, Л.М. Кларина и др. М., «Просвещение». 1993г. «Учимся обращаться с ребенком».

23. «Познавательные процессы личности и методика их развития».                Методические рекомендации, Псков, 1994г.

24. Н. Ф. Толызина «Формирование познавательной деятельности младших школьников», М., «Просвещение», 1988г.

25. В. Попов «Валеология в школе и дома» (О физическом благополучии школьников). Санкт-Петербург «Союз», 1998г.

26. Л. Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Ярославль «Академия развития», 1996г.

27. Л. М. Фридман «Психология воспитания», М.. ТЦ «Сфера», 1999г.

28. Г. А. Цукерман «Виды общения в обучении», Томск «Пеленг», 1993г.

29. Л.В. Черемошкина «Развитие памяти детей», Ярославль «Академия развития», 1996г.

30.  М.И. Чистякова «Психогимнастика». Москва. «Просвещение». «Владос». 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса

Моя дипломная работа после окончания колледжа на тему "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса" Здесь представлены текст самой работа, а также презентация к работе....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"

Доклад на тему: "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"...

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."

Статья посвящена  проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "

Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...

«Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня»

Очень важно, чтобы воспитатели в своей работе использовали разнообразные технологии, методы, и формы работы в ГПД. Одна из таких технологий - здоровьесберегающая технология....

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья...