Методическая разработка "Здоровое питание младшего школьника"
план-конспект занятия по зож (3 класс)

Валентина Анатольевна Карманова

Методическая разработка по теме "Здоровое питание младшего школьника" (3 класс)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Секреты правильного питания» Составила: Карманова В. А. МАОУ «СОШ №21»

Слайд 2

Человеку нужно есть Чтобы встать и чтобы сесть. Чтобы прыгать, кувыркаться Чтобы петь, дружить, смеяться. Чтоб расти и развиваться И при этом не болеть. Нужно правильно питаться С самых юных лет уметь ! Прочитайте стихотворение:

Слайд 4

Питательные вещества – это те элементы, которые необходимы организму человека для жизни: белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Чтобы оставаться здоровыми, мы должны потреблять максимально широкий набор питательных веществ. Обычно мы получаем их из пищи.

Слайд 5

Питательные вещества белки углеводы витамины жиры

Слайд 6

Белки нужны: . для роста; . для развития организма; . для повышения сопротивляемости болезням; Белки

Слайд 7

Углеводы нужны: .в качестве источника двигательной активности; . для работы мозга; Углеводы

Слайд 8

Для чего нужны жиры: они образуют клеточную мембрану; содержат в себе запас энергии для активной деятельности; способствуют оптимальному росту и развитию организма; определяют нормальную функцию головного мозга и нервной системы школьника;

Слайд 9

Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень небольших количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, то есть обмену веществ .

Слайд 10

Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества , обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного развития организма. Продукты, богатые витамином А: морковь; сладкий перец; зеленый лук; щавель; зелень; плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи. Продукты-источники витамина С: зелень петрушки и укропа ; помидоры ; чёрная и красная смородина ; цитрусовые ; картофель; Витамин Е содержится в следующих продуктах: печень ; яйца; овсяная и гречневая крупы; Продукты, богатые витаминами группы В: хлеб грубого помола ; молоко ; творог ; сыр ; яйца ; капуста;

Слайд 12

Калорийность ежедневного рациона школьника должна быть такой: 7 – 10 лет 2400 ккал 11-14 лет 2500 ккал 14-17 лет 2700 ккал Если школьник занимается спортом, он должен получать на 300-400 ккал больше.

Слайд 13

Рациональным называется питание, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, способствует улучшению его здоровья и предупреждает заболевания. Принципы рационального питания — энергетическое равновесие, соблюдение режима приёма пищи и сбалансированное питание .

Слайд 14

13 самых полезных продуктов для школьника: т ворог, сметана, сыр твёрдых сортов, рыба, нежирное мясо, овсянка (крупа), грецкие орехи, яйца, черника, яблоки, морковь, зелёный горошек, какао и шоколад (100 гр. в день).

Слайд 15

Белок . Недостаток белка у детей школьного возраста приводит к замедлению мыслительных процессов, из-за чего ребёнок с трудом может усвоить большое количество материала. Поэтому обязательно включайте в рацион школьника куриную грудку, яйца, нежирный творог и бобовые. Углеводы . Для школьников важны углеводы в рационе, при их нехватке наблюдается снижение общего тонуса детского организма. Вот только с ладости (быстрые углеводы) в принципе не полезны, они дают энергию на короткий период, быстро усваиваясь . Добавьте в ежедневное меню ребёнка правильные, «медленные» углеводы, например, хлеб грубого помола, грибы, макароны из цельнозерновой пшеницы. Витамины и минералы содержатся в овощах, фруктах и ягодах. Вещества, которые входят в состав этих продуктов, повышают умственные способности школьника. Обязательно включите в рацион ребёнка бананы, помидоры, брокколи, шпинат, чеснок.

Слайд 16

Вредные продукты : ч ипсы, фаст-фуд, газированные напитки, майонез, кетчуп, сахар, соль, белый хлеб, кондитерские изделия, консервы, колбаса, сухарики.

Слайд 17

Берегите своё здоровье! Питайтесь правильно!



Предварительный просмотр:

Урок  на тему  «Секреты правильного  питания»

Цели:

-познакомить с понятием о здоровом образе жизни;

-формировать стремление вести здоровый образ жизни;

-обобщить и закрепить знания о питательных веществах;

-обобщить и закрепить знания о правилах питания человека;

Оборудование:

-мультимедийная презентация «Секреты правильного питания»;

-карточки на доске с названиями факторов здорового образа жизни;

-конверты с рисунками продуктов питания для 4 команд;

-листы бумаги и клей для 4 групп;

-карточки с названием питательных веществ;

1.Актуализация знаний.

-Ребята, как вы понимаете фразу  «Здоровый образ жизни»?

-Из чего  складывается Здоровый образ жизни?

На доске закреплены карточки с картинками, учащиеся  называют различные факторы здорового образа жизни, учитель переворачивает картинки.

Здоровый образ жизни.

Правильное        Отказ от                     Закаливание      Соблюдение                     Соблюдение

питание                вредных                       и занятия            режима дня                 личной

                                                                                                                                         гигиены

                              привычек                       спортом

-Молодцы! О некоторых факторах здорового образа жизни мы с вами уже говорили, а разговор об остальных ещё впереди.

2.Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте стихотворение (презентация, слайд 2).

-О каком факторе здорового образа жизни сегодня пойдет  разговор?

-Зачем же человеку надо питаться?

- Что значит - «правильно питаться» ?

-Сформулируйте тему нашего  урока.

-Проверим свои предположения, посмотрев на доску (открывается тема ).

3.Работа по теме урока

-Чтобы питаться правильно, надо хорошо представлять себе, как устроена и работает пищеварительная система человека. В прошлом году  мы останавливались очень подробно на этой теме.  Посмотрите на слайд  и вспомните пройденный материал (слайд 3).

-Мы увидели ещё раз, что пища начинает перевариваться  в желудке и продолжает расщепляться на более мелкие частицы в тонком кишечнике.

-А что это значит?(Пища расщепляется на мелкие волокна. Нужные организму питательные вещества из волокон  всасываются в кровь)

-Какие питательные вещества вы знаете? ( слайд 5)

-Давайте вспомним, для чего человеку нужны разные питательные вещества и в каких продуктах они содержатся. ( слайды ).

-Предлагаю  вам разделиться  на 4 группы и выполнить  небольшую проектную работу по теме нашего занятия.(Командиры  групп  берут  карточку с названием питательного вещества, получают лист бумаги и клей, конверт с рисунками продуктов питания).

-Задача каждой группы: выбрать из картинок те, которые изображают продукты, содержащие «ваше» питательное вещество и наклеить их на лист бумаги.

C:\Users\елена\Desktop\рисунки\апельсин 1.jpg  C:\Users\елена\Desktop\рисунки\питвещ19.jpg  C:\Users\елена\Desktop\рисунки\грибы.jpg  C:\Users\елена\Desktop\рисунки\выпечка.jpg  C:\Users\елена\Desktop\рисунки\молоко2.jpg

C:\Users\елена\Desktop\рисунки\картофель1.jpg   C:\Users\елена\Desktop\рисунки\лекарства4.jpg  C:\Users\елена\Desktop\рисунки\питвещ5.jpg  C:\Users\елена\Desktop\рисунки\питвещ6.jpg   C:\Users\елена\Desktop\рисунки\питвещ11.jpg

C:\Users\елена\Desktop\рисунки\питвещ8.jpg  C:\Users\елена\Desktop\рисунки\сыр.jpg  C:\Users\елена\Desktop\рисунки\питвещ13.jpg  C:\Users\елена\Desktop\рисунки\питвещр.jpg

C:\Users\елена\Desktop\рисунки\питвещ18.jpg  C:\Users\елена\Desktop\рисунки\питвещ5.jpg  C:\Users\елена\Desktop\рисунки\хлеб.jpg  C:\Users\елена\Desktop\рисунки\питвещк.jpg

-Помещаем работы на доску

-Называем выбранные вами продукты

-Сверяемся с эталоном (с обратной стороны доски)

-Оцениваем работу групп

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы по теме урока

- Сегодня  мы  говорим о том, какой должна быть наша пища, какие питательные вещества она должна содержать.

-А знаете ли вы, что такое рациональное питание? ( слайд 13).

-Назовите самые полезные продукты для школьников!

-Посмотрите  в презентации. Сравним ваши предположения. ( слайд 14).

-Назовите самые полезные продукты, которые вы запомнили.

-Знаете ли вы, какие продукты не стоит есть часто?

-Сравним ваши предположения  ( слайд 16).

-Молодцы!

-Сегодня к нам пришли  гости. Они приболели  и просят помощи у доктора Айболита. Но он уехал в Африку, лечить больных зверей. Давайте поможем зверям – поставим им диагноз и дадим советы по организации правильного питания.

Заяц

-Вчера я очень долго бегал по лесу, но никак не мог найти себе еды. Наконец, я выбежал к огороду на окраине деревни. Там растет такая вкусная морковка! Я стал вырывать из земли морковь  и быстро-быстро есть её. А через полчаса у меня страшно разболелся живот. Что я сделал не так? (Ел грязную морковь грязными руками и очень плохо пережёвывал пищу).

-Дайте советы зайчику.

Чебурашка

 -Ребята, помогите мне найти причину моей странной болезни. Однажды я заснул в каком-то ящике с апельсинами, а когда проснулся, ящик куда-то везли. Я никак не мог выбраться и просидел в ящике несколько дней. Все это время я питался только своими любимыми апельсинами. Потом у меня на всём теле появились какие-то красные пятнышки, которые очень сильно чесались, да еще поднялась температура. Вы не знаете, как называется моя болезнь? (пищевая аллергия)

-Что можем посоветовать Чебурашке?

Лиса

- В один день как будто вся дичь в лесу вывелась. Я долго искала, чем бы перекусить, но увы! И вдруг я набрела на заячью семью. Зайчихи не было, а зато были 6 таких маленьких,  пухленьких зайчат. Я не удержалась и проглотила их одного за другим. За это я была наказана страшной болезнью: мой живот раздулся и начались очень сильные боли. В чём причина моей болезни? (переедание и плохо пережёванная пища)

-Что мы посоветуем лисичке?

Мышь

- Я вчера очень много съела орехов и  желудей. Было так вкусно, так вкусно! Только очень хотелось пить, а вода в ручье далеко!  Мне не хотелось оставлять найденные жёлуди. А потом у меня заболел живот. Что же я сделала не так? (Ела  всухомятку)

-Что можно посоветовать мышке?

-Молодцы, ребята!  Наши звери  всё поняли и теперь  будут соблюдать правила  питания.

6. Закрепление пройденного материала

 Викторина:

-Дополните  последним  словом  пословицы, которые  придумал  народ  про  еду:

*Всякому нужен  и обед и (ужин)

*Если щи хороши, другой пищи  (не ищи)

*Сладок мёд, да не по две ложки  (в рот)

*Мельница живёт водою, а человек  (едою)

*Когда я ем, я глух  ( и нем)

 - Ответьте  на мои вопросы либо «ДА», либо  «НЕТ»:

*Все продукты одинаково  полезны (нет)

*Питание человека должно быть разнообразным (да)

*Есть нужно очень быстро (нет)

*Витамин Д вырабатывается в организме человека  только под воздействием солнечных лучей (да)

*Ужинать надо перед тем, как ложишься спать чтобы не быть всю ночь голодным  (нет)

*Яблоки весной так же полезны, как и осенью (нет)

*Для нормального функционирования организма человеку нужно  не менее 2,5 литров воды в день (да)

*Есть нужно один раз в день (да)

*В день можно съедать по три плитки шоколада (нет)

*В молоке, мясе и яйцах тоже есть витамины (да)

*Летучие вещества фитонциды, которые есть в чесноке, убивают микробов (да)

*Для зрения очень важен витамин  А  (да)

*Школьникам для успешной учёбы необходимо горячее питание (да)

*От недостатка витаминов  ученику будет сложнее учиться  (да)

*Торты, булочки и  пирожные- самая полезная еда (нет)

*В овощах и фруктах много витаминов и минеральных веществ, полезных для здоровья (да)

-Доскажи предложение:

*Ну-ка, ложка, друг любезный, дай нам съесть обед (полезный)

*Овощи нам есть не грустно, потому что это (вкусно)

*Целый день не знаю бед, ем на завтрак я (омлет)

*Из зелёных листьев рад, есть я на обед  (салат)

Загадки:

В землю тёплую уйду

К солнцу колосом взойду

В нём тогда таких, как я

Будет целая семья!  (зерно)

***

Лето целое старалась

Одевалась, одевалась

А как осень подошла

Нам одёжки отдала

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок   (капуста)

***

Снаружи красна

Внутри бела

На голове хохолок

Зелёненький лесок.  (редиска)

7.Подведение итогов

-Вот и подошло к концу наше  занятие.

-О чём мы говорили?

-Какой  вывод  сделаем?

-Проверим, как вы усвоили сегодняшний материал. Я  буду читать утверждения. Если вы согласны с ним, то  ставьте «плюс», а если вы не согласны с утверждением, ставьте «минус». Итак, начали!

+1)Всегда соблюдайте режим питания!

+2)Тщательно пережевывайте пищу.

+3)Ешьте побольше овощей и фруктов.

+4)Пища должна быть разнообразной.

-5)Есть много сладкого полезно.

-6)Чипсы и кока-кола – очень полезные продукты.

+7)Белки нужны нашему организму для строительства новых клеток.

+8)Углеводы обеспечивают организм энергией.

+9)В мучных продуктах содержится очень много углеводов.

-10)Витамины – источник энергии для организма.

-11)В пищеводе пища переваривается.

+12)В тонком кишечнике заканчивается переваривание пищи.

+13)В желудке пища переваривается под воздействием желудочного сока.

+14)Мясо – это пища животного происхождения.

+15)Для защиты и тепла жир природа создала.

-Проверим по эталону.

-Теперь вам осталось самое  малое – научиться соблюдать  эти правила здорового питания!

-Возьмите смайлик, который выражает  сейчас ваше настроение  и  покажите мне!

-О чём вы  расскажете  дома?  Если будет желание, нарисуйте  плакат с правилами здорового питания.

-Спасибо за работу!

-Помните, что ваше здоровье – в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размышления о питании младших школьников

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. Шекспир У....

Здоровое питание младших школьников

Основные принципы здорового питания младших школьников...

Статья на тему: "Правильное питание младших школьников"

Эта статья предназначена для родителей и обращает их внимание на важность правильного питания их детей....

Статья "Правильное питание младших школьников".

Статья  о правильном питании младших школьников....

Рациональное питание младшего школьника «Урок здоровья» с применением информационно-коммуникационных технологий. (Урок обобщения)

Здоровье детей – важнейший вопрос обеспечения будущего нации. Здоровое  питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, физическому и умственному развитию. Приори...

Режим питания младших школьников.

Дона советы родителям по соблюдению режима питания младших школьников....