"Значение здоровье сберегающих технологий в начальной школе"
статья по зож

Иванюженкова Ольга Александровна
На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья, однако вместо этого количество здоровых детей становится меньше в четыре раза. Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Второй проблемой, отмечаемой в данных диспансеризации детей, названы нарушения осанки. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет вести урок таким образом, чтобы снизить утомляемость и статическую нагрузку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение здоровье сберегающих технологий в начальной школе

Статья учителя начальных классов

Иванюженковой Ольги Александровны

На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья, однако вместо этого количество здоровых детей становится меньше в четыре раза. Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Статистика показывает, что количество детей, имеющих близорукость, возрастает от первоклассников до выпускников с 3,9% до 12,3%. Такая тенденция просто обязывает учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся показателей. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении.

Второй проблемой, отмечаемой в данных диспансеризации детей, названы нарушения осанки. Их число увеличивается к концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, мышцы становятся дряблыми и с трудом держат позвоночник, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет вести урок таким образом, чтобы снизить утомляемость и статическую нагрузку. Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у выпускников. Педагогам важно организовать обучение таким образом, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту важнейшую задачу поможет решить применение здоровье сберегающих технологий. В начальной школе это особенно важно, так как у детей идёт активное развитие всех систем организма.

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья. Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.

Образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания. Обучение необходимо рационально организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями. Педагог должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка. Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности. Реализация здоровье- сберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей. Физкультура – важный урок.

Содержание первоначальных представлений, формирование навыков и умений, относящихся к здоровому образу жизни, распределено по разным образовательным областям, но важнейшую роль играют всё-таки уроки физической культуры. Этот предмет учит детей организовывать режим дня, выполнять утреннюю зарядку, проводить оздоровительные мероприятия, подвижные игры, а также наблюдать за своим состоянием, контролировать физические нагрузки. Педагог, преподающий физическую культуру, формирует у школьников представление о том, какую роль играет двигательная активность и занятия спортом для сохранения и укрепления физического, социального и психологического здоровья.

Реализуя здоровьесберегающие технологии в начальной школе, учитель закладывает основы здорового образа жизни. Знакомясь с видами спорта и подвижными играми, дети начинают осознавать, что это не только развивает их физически, но и вызывает эмоциональный отклик, а кроме того, командная игра способствует успешной социализации. Снижение детской утомляемости на уроках отмечено всеми учителями, применяющими здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Если учитель в своей работе учитывает все моменты, касающиеся сохранения здоровья, то отмечается, что у детей сохраняется высокий уровень мотивации обучения и наблюдается хорошая результативность в освоении программы. Традиционно считается, что здоровьем должен заниматься врач. Однако если учитель может организовать обучение таким образом, чтобы сохранить и укрепить состояние ребёнка, то врач ему не потребуется.

Существует несколько условий, которые позволяют применять здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:

  • Соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности.
  • Осуществление обучения на наиболее оптимальном уровне сложности. Использование разнообразных методов и форм обучения.
  • Рациональное чередование двигательных и статических нагрузок.
  • Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах.
  • Разумное использование наглядности.
  • Использование разнообразных форм подачи информации, включая современные информационно-коммуникативные технологии.
  • Создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося.
  • Стимулирование положительной мотивации к обучению.
  • Развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» в начальной школе может быть отнесено к любой из применяемых учителем образовательных технологий, если в процессе решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся. При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым: «Не навреди!» — каждый приём, метод или средство, которое применяется на уроке, не должно наносить вред здоровью детей, поэтому стоит использовать только обоснованные, проверенные на практике элементы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе в переходе на ФГОС

Технологии здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности...

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе в переходе на ФГОС2

Технологии здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности....

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе в переходе на ФГОС

технологии здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности при переходе на ФГОС...

Здоровье-сберегающие технологии в начальной школе.

Здоровье-сберегающие технологии в начальной школе....

«Здоровье сберегающие технологии в начальной школе»

           Современная школа готовит детей к жизни, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом зна...

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя....

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе

Проблема   сохранения здоровья  детей    в настоящее время – одна из самых насущных. Как научить школьников беречь своё здоровье? Как сделать  это необходимой потреб...