Роль физкультминуток на уроках в начальной школе (Выступление на заседании ШМО)
статья по зож

Казьмина Надежда Ивановна

Используя физкультминутки для активизации здоровьеформирующего потенциала, удается избежать переутомления и укрепить здоровье  детей.             

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Роль физкультминуток на уроках в начальной школе

(Выступление на заседании ШМО)

                 Ежедневно школьники испытывают умственные и эмоциональные нагрузки. Школьная перегрузка приводит к переутомлению учащихся. К сожалению, полностью избежать переутомления от учебных нагрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Ученые считают, что необходимо такая дозировка деятельности, при которой возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое  утомление. Устранить утомление можно, если правильно распределить физическую, умственную и эмоциональную активность.

               Одним из важнейших условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

               К средствам двигательной направленности относятся: движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; пальчиковая гимнастика; корригирующая дыхательная гимнастика; психогимнастика; гимнастика для глаз; тренинги; подвижные дидактические игры; динамические паузы (адаптационный период 1 класс).

              Остановлюсь на физкультминутках и гимнастике для глаз. Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях(1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

                 Ученые считают, что продолжительность активного внимания составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество ее – на 50 %. При этом около 50 % учащихся начинают отвлекаться от работы. Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8-20 минуте занятия). Упражнения должны быть занимательны, знакомы и  интересны учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади. В состав физкультминуток можно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений, 2-3 из них должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 – для плечевого пояса, рук и туловища, упражнения для ног. Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, в тройках, в группах, взявшись за руки, в колоннах, в шеренгах и т. д.

                  На уроках делаю с детьми гимнастику для глаз. По данным ученых 70-80 % всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее. Одна из наиболее частых причин понижения зрения у детей – близорукость.  По мере перехода из класса в класс число близоруких растет, а степень близорукости увеличивается. Для профилактики близорукости, включаю в свои уроки специальные упражнения для глаз.

                 Таким образом, используя физкультминутки для активизации здоровьеформирующего потенциала, удается избежать переутомления и укрепить здоровье  детей.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение физкультминуток на уроках в начальной школе

Роль физкультминуток, основные требования , комплекс упражнений для глаз, мышц спины, рук, двигательно-речевые упражнения, пальчиковая гимнастика....

Современный урок в начальной школе. (выступление на педсовете)

В данном выступление отражено сравнение традиционного и современного уроков....

Современный урок в начальной школе. (выступление на педсовете)

В данном выступление отражено сравнение традиционного и современного уроков....

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе (выступление на педсовете + презентация)

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности....

Статья "Роль компьютеров на уроках в начальной школе"

Современный урок невозможно представить без применения ИКТ, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.               ...

Роль физкультминуток на уроках в начальной школе

Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением....