Проект Здоровьесберегающая технология для обучающихся начальной школы
проект по зож

Кузьменкова Гульназ Ленизовна

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx792.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Здоровьесберегающая технология для обучающихся начальной школы

Выполнила:

Кузьменкова Гульназ Ленизовна,

учитель-начальных классов

МБОУ «СШ№1 имени А.В.Войналовича»

г. Нижневартовск

2020

1.Введение         …………………………………………………………………………3  

                                                                   

2.Актуальность……………………………………………………………………4          

3.Описание модели здоровьесберегающейшколы…………………………..6

4.Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов…………………………………………………………...…9

5.Цели и задачи………………………………………………………………..18

5.1Концептуально-методологические основы…………………………….….18  

                     

6.Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения……………...19

7.Ресурсное обеспечение………………………………………………………36        

8.Целевая аудитория…………………………………………………………37        

9.План реализации проекта……………………………………………………37

10.Ожидаемые результаты и социальный эффект……………………………42

11.Перспективы дальнейшего развития………………………………………..44

12.Литература…………………………………………………………………….45

Приложение

1. ВВедение

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье. Как использовать здоровьесберегающие технологии в школе?

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики, которая особенно важна для детей с нарушениями речи. Опыт обучения и воспитания школьников с нарушениями речи (НР) показывает, что они обладают довольно большим потенциалом развития, который может быть реализован в результате правильно организованного коррекционного воздействия.

Анализ данных специальной литературы свидетельствует о том, что дети с НР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям, так как развитие их речи протекает на фоне нарушений деятельности моторной функции, отклонений в психосоматическом развитии, замедленном созревании центральной нервной системы.

В основе представленного педагогического проекта лежит система коррекции произносительной стороны речи у школьников, имеющих общее недоразвитие речи I-II-III уровня при алалии, ринолалии, дизартрии, заикании, ринофонии путем целенаправленного включения здоровьесберегающих технологий, а также специальных игр, упражнений, в непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую учителем начальных классов, учителем-логопедом, в учебные часы, в режимные моменты, в коррекционный час, в содержание  рекомендаций родителям.

Здоровьесберегающие технологии способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Формирование правильного речевого дыхания, развитие моторного праксиса способствует развитию статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий, позитивно влияет на развитие звукопроизношения и интеллекта детей, повышает компенсаторные возможности организма в целом.

Педагогический проект имеет четкую теоретическую проектную позицию, основанную на анализе специальной литературы, сформулированную в ходе концептуализации проекта: определена методологическая база, выработана стратегия реализации, обозначены общие дидактические принципы обучения.

Внедрение педагогического проекта в практику работы отвечает социальному заказу родительской общественности к школьному учреждению и способствует эффективной реабилитации детей с речевой патологией, дает им равные стартовые возможности с другими детьми при переходе на ступень школьного обучения.

Участниками проекта являлись: учащиеся 1 класса,  родители, педагоги.  

Результаты итогового мониторинга реализации проекта подтверждают его эффективность.

  1.  Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

-технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.

-технологии обучения здоровому образу жизни.

-психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности.

Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.Коррекционные технологии.

2. Актуальность исследования

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.  Теперь задача учителя - не просто вести уроки в чистом кабинете, а следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность ребенка, то есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал многогранным, всеобъемлющим,  затрагивающим множество аспектов.

Каждый год увеличивается количество ребят с нарушением речи, которые при поступлении в школьное образовательное учреждение имеют очень низкий уровень речевого развития,  сочетание речевых нарушений: алалии и дизартрии (50%), ринолалии и алалии (20%), и с различными психопатологическими симптомокомплексами (80%), часто осложняющиеся хроническими и соматическими заболеваниями.

По данным Е.М.Мастюковой детям с НР свойственна общая соматическая ослабленность, повышенная чувствительность к инфекциям, снижение защитных сил организма, эмоциональная неустойчивость, вегетативная дистония, минимальные мозговые дисфункции, психомоторные нарушения и др.

У детей с нарушением речи имеются трудности в овладении звукопроизношением, наблюдаются  смазанность речи, недостаточная ее четкость и выразительность.

Вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая а так же мелкая моторика, которая усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с тяжело поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, которое  затрудняет процесс школьного обучения детей. Моторика  отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости, точности движений, задерживается развитие готовности руки к письму (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Г. В. Чиркина и др.).

Кроме того, у обучающихся с НР имеются нарушения в актах физиологического и речевого дыхания (Волкова Л.С., Селиверстов В.И., Ипполитова А.Г, Репина З.А., Хватцев М.Е.). Физиологическое дыхание у детей с нарушениями речи имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физиологической и эмоциональной нагрузке. В процессе речевого высказывания у них наблюдаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо этого, отмечается недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.

Анализ литературных источников показывает, что сложившаяся система логопедического воздействия не обеспечивает в должной мере полноценной коррекции, так как нарушения звукопроизношения являются стойкими и с трудом поддаются исправлению (Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, 1994, Н.В.Серебрякова, 1996). Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в школьном возрасте, а позднее может привести к дезадаптации. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Поэтому повышение качества коррекционной работы по устранению нарушений речи у школьников  является на данный момент одной из актуальных проблем.

В связи с этим возникает важная задача развития новых направлений в работе педагога, внедрение инновационных методов и приемов, позволяющих осуществить психолого-медико-педагогическую реабилитацию школьников с НР.

3.Описание модели здоровьесберегающей школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» основано в 1926 году, в 2021 году планирует отмечать свой 95-летний юбилей.

Проектная мощность школы – 675 детей в одну смену. Общее количество обучающихся – 529 человек,  из них количество обучающихся с ОВЗ - 33, что составляет 6,2%, это обучающиеся с задержкой психического развития.

МБОУ «СШ №1 имени А.В.Войналовича»  является:

- социокультурным центром в Старой части города;

- базовым учреждением для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития (приказ департамента образования администрации г. Нижневартовска от 01.09.2015 №427).

- « – » опорного  , обеспечивающего  с , имеющими  в  (приказ   администрации г.  от  №382).

- «  – языковая и   детей - »  обучающихся  –  мигрантов);

-   Школы  дня.

В  реализуются   программы:

  1.   программы  , основного  и  общего .
  2.  основная   начального   для обучающихся с   развития ( 7.1).
  3.  основная   основного  .
  4. Коррекционно-развивающая «  цвета,  ».

Модель   апробирована в   в  период с  по  годы. С  в  реализуется   общего   с ОВЗ.

Цель   здоровьесберегающей :  всех   организации по   здорового,  – , физически  .

Задачи  

- уменьшение   факторов .

-  школьных , их  и поиск  .

- формирование  к  образу .

-  квалификации  по  инклюзивного,  .

- внедрение и   технологий.

  школы  в  Школы  дня.

 работы  орг – пятидневный, с  до

Модель  в :

- реализацию   общеобразовательных   общего и    образования;

- ;

-  рабочих   ;

- работу с  ;

- консультирование ;

-  – педагогическое, ,  - психологическое ;

-  мероприятий   реабилитации или  ;

- поэтапный  за , рекомендации  – ;

- дополнительное   с ОВЗ и инвалидностью.

В  «СШ №1  А.В.Войналовича»   предоставления :

-  консультирования , их  (законных ) и  работников;

-  и  занятий ,  помощи ;

-  и социально-адаптированных  с ;

- выявление   дезадаптации ,  им помощи и  их  с семьёй.

   здоровьесберегающей  в  Школы  дня :

- совершенствовать   (показатель   по итогам  –  учебного   37,9%, что на 0,2%   2017 –   года);

-  , здоровое  ;

- создать  для  здоровья .

 среднего   обучающихся  за 2

 задача   – сохранить   количества  I и II  здоровья

В   учебного  в  функционировало    32   образования, в   занято 378   школы, что   от общего .  обучающихся с ОВЗ  

В реализации   школы  все  школы,    психолого-педагогического :

1 ,

1 учитель-логопед,

1  ,

1 фельдшер,

3   на 33 обучающихся с ОВЗ.

  с городскими  и , привлекая   центров для  в  дополнительного  5 .

Под руководством  в  «СШ №1 имени »  мероприятия,  на  рецидивов  и  здоровья ,  здоровья и   безопасности.

  мероприятий по , в  «СШ №1 имени »  работниками при   процесса   технологии:

-    образовательной .

-  характер  .

- предпочтение   содержания при   школы ,  нового ,  принципа .

-  мотивации  .

- построение   в соответствии с   психических .

-  системного   психических .

-  ребенком  в  видах .

-  организация  .

- обеспечение   сил. Смена  , регулярное   напряженной   и расслабления,   и эмоциональной   педагогами во   детей.

-   запоминания,   повторения -   сберегающих ,  педагогами .

 здоровьесберегающей   быть  в  другой  , работающей в   полного дня.

4.  технологий в   начальных .

 «здоровье»   и сложно. Как  к  показателям   относятся:

-   и нервно-психического  ;

- степень   к болезнетворным ;

- основных  , наличие или   заболеваний,  в  периоде .

В  практике   дети,   назвать  . В общеразвивающие   дети,   эмоциональная ,  беспокойство,   процессов,   волевых  и т.д.  

 сторона   из сторон   речи, то для  и  школьников с   развитием  так же  направление  по  культуре .  здоровьесберегающих  на  позволяет  у  правильное  и  возникновение  .

С раннего  в  возрастной  в  специально  в  форме     постепенно   овладения   техникой .

 речи  в : дыхание,  и . Дыхание –  , не зависимый от  , основанный на  и . Дыхание,  с , со звуком,   или фонационным. Во   дыхание   артикуляционного  и , которые   нашей .  учителя  у  саморегулирующий   систем (  диафрагмы,  и  аппарата). В   выработанный с   не подведет, и   безотказно и .   учителя не  в  форме   диафрагмальному , но так же и  переключать  в  виды  ( выдох,  с  и выдох ). В  школьном   диафрагмального   проводить на   в положении . В  положении   тела  , и диафрагмальное , без  инструкций  .

Например, :

«»: (И.п. – лежа или .  на животе.)

« как  надуваем, а  . Шарик  – ,

Наши  . Дышим , , глубоко».

  предложить   упражнения:

:« » - развитие  

Игра: « » дуть на ,  в тазу с  и  звук  или

Рекомендация ко   одинаковые:  , щеки не ,  выполнять ,  – ртом.

Для   дыхания   следующее :

«» - Мы на речке. В  у нас  надувной мяч.   руки на  . Дети   воображаемый  мяч  плавного  . Руки   сближаться и   звук шш   позу :  слегка ,  опущены.

 для  сильного :

«» - Дети  в  воображаемую .  и проговаривают   А. Барто.

! ! Три! Я и , я и , Раз! ! ! С поворотом и …

 для тренировки  :

«Насосы» -   парами.   изображает «»,  «резиновую ».« » - сидят, а «» их , выполняя   вверх – ,  громко, , с  Ш Ш Ш! «Игрушки» -   подниматься и   ш ш ш, только .

: дыхательная (  упражнения в ),  мышцы  , раскрепостив   ребенка –   переходить к  над  и дикцией.   природный  , научить  , владеть им.   на занятиях     создают ,  для развития   качеств  – , звучность,  и  голоса. Для игр и   использовать  : М, Н, Л, Р

Упражнение «» -  слегка ,  плеч, шеи, , рук, ног . Голову  : вниз, , , налево, .  произносим  . К согласному М   А, О, У, Э. Произносить , без .

Игра « иду я , вот иду я вниз» -   голоса.

«» -  силы .

  правильной   имеет  , для человека  уже с  возраста. ,  дикция –  и  условие  . Ясность и   достигается   (то есть   органов  при  того или  ). Чтобы   ясной,   гибкость и  , губ, нижней  и  неба.

 ,  основные  , губ, нижней   опираться на  и  звуки.

  А – отрабатывается   челюсти. И, Э –  губ в , и удержание   за нижними  –  положение в  для  с, з, ц;

О, У – положение губ -   в дальнейшем для  ш, ж, ч, щ;

 с согласными ,  должен  о  согласных. , : П, Б, М – формируют  и без  смыкание губ;

Т, Д, Н –   кончика  в  положение .  В, Ф – вырабатывают   направленной   в передние   аппарата,   губы –   для с, з, ц, л.

При знакомстве  с  звуками А, У, И, О   детям  : дети  в  и произносят : «Мы  поиграем, и  в  мы встанем. Ты  : Кто позвал , !». Учитель   артикуляцию ,  отгадывают его и .  можно  . Учитель   одному из  , ребенок   артикуляцию ,  дети  и  звук.   гласного  и  на занятии.

Для   гласных   пропевание . : И, И, И – ротик к  !

Согласные « » - выполняя , как  руками,   слоги. : па! по! пу! пы! пэ! Или « снежки – ба! бу!

В   звучания   полезно  .  Физиологи , что  анализатор не   собственной  в  головного .  процесс  , слуховыми и  . Уровень   постоянно  со  развития   рук, что при тренировке   рук голосовые   развиваются  , становятся  . Народная  не  выводов , но, тем не , создала   для развития  , такие как  с , скороговорки.

 –  жанр,   народной . С их  замечательно   дикции.   в работе со   руку.   проговаривать на   обучения , , много раз,   руки «  лампочки». Эти и   движения рук  с , звучанием  и  звуков и их .  помогают   звучания ,  нужный  , словам, .

Чем  двигательная  , тем интенсивней  его . Сама  как бы  движениями,   громкой, , , а наличие   влияет на  . В то же время  , особенно , , чистоговорок,   координации,  и  произвольной .

 включать в   приемы:  для , упражнения для   осанки, и  их  с артикуляционной,  и  гимнастикой,  и  паузами.

   привлекает   живостью, без   настраивает  на , создавая   фон. В уроках    включать  и , координирующие  и .   Обязательно   по формированию   речи – , , логического , , эмоциональной  . Стихи, , , скороговорки. Это   для речи.   речи   систему ,  в нем эмоциональный ,  ритмическую ,  переживания,  в  состояние   ребенка, в том  и  аппарат.

  дает   при умелом   и учения. В   развивается как , у  формируются те  , от которых   зависеть  его  и трудовой . , заучивание  с  интонацией или  :

«Пригласи  в » - произнесение , , восклицательных  с  интонацией.

  с различной : Не ! не плачь!

-  ! Куплю !

 слогов, ,  с различной : ?.!

Большое  на  речи   игры,  , является   какого-либо : они  выразительности ,  произвольное   и движений.

 по  В. Бианки « и » - Дети  в  и берутся за .  – норка .  из детей  и .  В норке   – выходов.   в норке.   вокруг . Ее  выманить  из . – Мышонок, ,  у тебя нос ? -  копал (  голосом). Так  по  сказки. На   мышонка: - А я от  в  и был таков!   руки:  , лиса его .

 разыгрывать  . Например:

-  ты  кот?

-   в дымоход.

-   ты бел?

- Из   ел.

Итак, на   можно   тренировки .  работа  не  развивающую , но и  профилактическим . , релаксационные ,  эмоциональному и  , в доступной   усваивают   саморасслабления,   навыки,  в  необходимо   и релаксационные .  

 подход   сразу  :

Побудить в   самому   в процессе  . Расширить и   умений и .  активность и   на занятиях.   восприятия, , . Плавно   трудности ,  приучая их   правилам.

  учителя, с   один:

-   над природой

-

-

 -видение и

-

-эмоциональное  и .

-конкретность .

-.

-новизна .

-.

В своей    общепринятых  и  упражнений   упражнения,   игровой  и  положительные  у  школьного . К  нетрадиционным   биоэнергопластика и -  гимнастика.

 – это  взаимодействие  и . Это оказывает   влияние на   деятельности ,  координацию  и  моторику.

  нормализуют  , переключаемость ,  их точными, , :

Статические   развитию  , динамической  , помогают   правильную  и  позу.

  эффективно   дефектных  у  со сниженными и   ощущениями, так как   многократно  , идущие к   мозга от . Под  артикуляционное   может   разнообразные  . Важно не то, что   делать , а то, как он это .

Дыхательные   полноту  , ритмику  , развивают  и . Необходимо , что  выполнение   является   острых  .

Данный   может    на коррекционном , а  дома .  выполняются с   темпа и .  отметить, что   дыхательных   также   респираторных .                                                    

1.  упражнение "".  вдох  нос,  медленно   стороны ,  вместе,   друг к ,  вверх,  . Медленный   со звуком А,  в  выдоху   через .  2- 3 раза.

2. "" - рот  раскрыт,   подняты .  с движениями   языка , и в  с этими ,  вперед-назад  , расслабленные  рук ( не сгибать).  5-7 .

3. Чередование ""," ", "Рупора", "".

"" - руки в это   в стороны,   образуют с   колечки.

"" -  обеих рук  в  и соприкасаются на  . Выполняется 3-5 раз.

"" -  слегка ,  слегка  и . Ладони в это   грудью  .

"Окошко" - рот   (верхние и   видны в ""),  руки   над головой,  с  разведены.

4. " " ("цоканье" ) -  руки   над головой. По   с цоканьем   и разжимаются   обеих рук ,  поочередно то , то  руки.  5-7 .

5. "Накажем  " - покусывание   языка,  при  растянуты в .  разведены в ,  обеих рук  и  в такт  . Выполняется в  10 .

6. "Качели" -   вверх-вниз.  рук при  также  . В старшем   движения  и рук  синхронными   (голова ).

7. "" - В старшем   руки  . Движение  с  движением  рук и  вправо-влево ( при  неподвижна).  в  5-7 секунд.

8. " ". Руки  в , кисти   плечевые (  кисть -  , левая  -  плечо). Рот ,  лежит .  резко  , пальцы  в , а язык , как  , также  . Затем   сгибаются и  на , язык - ""  медленно  и  на место.   в старшем   3 -5 раз.

9. "Ножницы" –   лежа на ,  прижаты к .  5-7 раз.

10. Упражнение "".  раскрывать и  рот в  движений рук,   пасти : при  рта кисти ,  сжав  и  вместе .  сопровождаются  : пасть   - широко  , пасть  -  закрыть,  при  неподвижна. 3-5 .

5.Цели и .

-разработка и   здоровьесберегающей ,  оптимизировать   и достигнуть   и качественного  в  произносительной   у обучающихся  .

Цель     следующих :

1.  и проанализировать  , технологии по   и сделать  о  проблемы   у школьников  на  .

2. Выявить   состояния   (звукопроизношения,  , речевого ,  здоровья и др.) у    возраста.

3. и  систему  по  произносительной   у детей    в разных   работы,  к  логопедов и .

4.  и оценить   показателей   стороны ,  праксиса,  , показателей  у  после   здоровьесберегающей .

 – процесс   стороны   начальной .

 – технология   стороны  у  начальной .

 на  комплексного   и нетрадиционных ( ) и здоровьесберегающих .

: целенаправленное,   воздействие на  с  структуры  , уровня   праксиса,   системы и   в значительной   способствовать   сил организма  и  произносительных  .

5.1.Концептуально-методологические  

 основа   на положениях  и  специалистов в   педагогики, , , медицины,   систем:

-- , комплексного,   к коррекции   (Г.А.Волкова, Ж. , , Е.М.Мастюкова, , , А.Р. Лурия и др);

--  направленности   посредством   технологий (, Г.К. , Л.Г. Татарникова и др.);

--  компьютерных  в  образовании (О.И. , А.А.  и др.).

Теоретическая   в том, что теоретически  и  разработана   технология   стороны  у  начальной .

на  комплексного   и нетрадиционных  .

Теоретическая    заключается в   логики   технологий в   воздействия.

6.   образовательного .

 образовательная   принципиальное  для  гармонично  . Только ,  в ообщебразовательном   создана   (климат ,  доверия,  ), возможны   и укрепление ,  здоровью,   здоровья,  ее , эстетических,  .

Сохранение и   детей,   здоровья и   жизни не   задачами  , но могут   с другими  и  оценки ее .

В  государственных   на уровне   образования   «Здоровый и   жизни» (  экологической ,  и безопасного  ), задачи   здоровьесберегающей  в  

учреждениях,   здоровья и   жизни.

К   здоровьесберегающей   учреждения  :

  1. гуманистическая   пространства;
  2.   особенностей ;
  3.  развитие  ;
  4. организация  и  мероприятий;
  5.   самоутверждению   процесса;
  6.   норм;
  7.   соматического ,  использование   и медицинских  без  от образовательного ;
  8.  система  ;
  9. разработка и   образовательных  по  культуры ,  и укреплению  , профилактике  .

Школьные  

Здоровье -  , определяющий  .  Здоровый   успешно и   образовательную  без  напряжения.   здоровья, как ,  к трудностям в ,  если в   не созданы  для  жизнедеятельности  .

В данное   образовательных  с их  физическими и    оказывает на   детей   отрицательное ,  дезадаптацию,  , провоцируя  .

К числу   риска :

  1.  педагогическая (  тактика  ).
  2. Интенсификация  .
  3. Несоответствие  и  обучения  и  возможностям .
  4.  организация   (в

том числе  ).

  1. Низкая   педагогов и (  представителей) в   и укрепления .
  2.  мотивация  на  образ .
  3.  стратегии ,  на социальной   и ответственности   обществом за   и общества   за его здоровье.

В   картина .  показали-дети с   стресса   более  к  алкоголем в  . Кроме ,  в детском   одним из   в появлении  . И в связи с   опасения, что  , часто  , сформируют   нестабильных .

 тактика   является ,  ухудшение   и физического  .

Фактор  к  ухудшению , это  учебно-воспитательного .  идет  : первый ()-  числа   (уроков,  , факультативов).

  учебной  не  бесследно: у   достоверно   большая  и  нервно-психических ,  утомляемость,   и гормональными ,  низкая   и т.п. нарушения.

( ) вариант   процесса -   количества   при сохранении или   учебного .  сокращение   неизбежно   привести к   заданий и   процесса,  и .

Высокая   труда не   обучение,   особенности   резерв для   режима,  для  с отклонениями в   (их более 80 %).   детей за   неуклонно .

 интенсификации   является   к концу дня и  у  % учащихся, в то  как в  школах   детей   %; у 62–65 % —   артериального (  правило, по  ), у 75–82%   реакции. Это , что  здоровья  в  мере  с  учебного ,  и переутомлением.

 , что в организации   нет мелочей, все , все  на состоянии и  , также  и  условия   процесса,  как:

- освещённости;

- ;

-воздействие ;

- состояние  ;

-экологические ;

- требования к   средств ;

- питания ;

- к мебели.

 –  фигура  .

Профстандарт   знания и ,  нужно   работнику:

-  в  психологически  и  образовательной ,  безопасность  , сохранение и  их , поддерживая   ребенка в   в образовательной ;

-  методами и   психолого-педагогического ,  оценить   детьми  , степень  у них  для дальнейшего  и  в начальной .

-  у обучающихся  , самостоятельности, ,  способностей,   позиции,  к  и жизни в   мира,  у  культуры  и  образа .

  здоровьесбережения в  :

1. не навреди;

2.   интереса к  и  активности;

3.   здоровья;

4.   и преемственности;

5.   взаимоотношения с ;

6.  соответствия  и  обучения и   особенностям ;

7. , междисциплинарный  к  обучения;

8.   педагогов;

9.   сочетания ,  и развивающих  ;

10. приоритет   над негативным;

11.   методов ;

12.  сочетания  и  стратегий  в  учреждении;

13.   ответственности  за  здоровье;

14.   результата;

15.   над результатами  

Общеобразовательное   социальным,  , который   у человека   здоровой .  системной   по созданию   поддержки   в ЗОЖ обучающихся  к  изменениям в   учреждения,  все  - от управления   до отношений в , .

Здоровьесберегающая   реализуется ,  обучение   направленность,  и  так, чтобы   в активную  .

Значимой   и содержание ,  формирование и   здоровья .

И, , ведущим   практического   здоровья в  мы  профессиональную  , его личную  . Культура   является   успешности  , поскольку  , как носитель  , может   отношение у  к  здоровью и   людей.

:  как одно из   в работе   даст   только при   факторов и   качеством   в целом и при  как , так и внешнего  .

Обязательными   политики в   и укрепления   и подростков :

- - методическое ;

- база и  , обеспечивающие  и  здоровья в   и воспитания;

-  для благоприятного  и  детей в ;

- здоровьесберегающих  ;

-формирование   жизни  ;

-эффективное   в школе.

 к  главе

 и  литературы   вывод, что на  в  обучения в   комплексно и   множество ,  влияющих на его . Их мы  выразить в  :

В комплексе  мер,  на снижение ( ) влияния   риска   три направления:

- и , решающее  , теоретических и  , определяющих  и  основы  ;

-прикладное,   практических ()  задач   учреждения;

-,  организационные  и  решения ,  и оценки   общеобразовательных .

Под  участников   понимать   задач с   их здоровья и с  его , а, по возможности, . , с одной ,  частью  , а с другой - ,  реализацию   на основе   участников   и самореализации .

 следующие   формирования   в общеобразовательном :

-  эффективных  ;

- обеспечение  ;

- повышение   и качества   культурой;

-   и потребности у  к  деятельности в  ;

- организация   здоровья ;

-  организации   в общеобразовательном ;

-  досуговой ,  времени и   не только в  ;

-   отказ от   воспитания и ;

-  здоровья (  оздоровительных ,  индивидуальных  с  по их психологической разгрузке и   сферы).

 и  значимость:

-  стороны  у  начальной   научно ,  определенного    и нетрадиционных ,  технологий с  на  специально   игр, наглядного ;

- целесообразный   игр и упражнений,  в  занятий,  на  здоровья и   звукопроизношения у   школы;

-  практического   БОС при коррекции   и фонационного   в контексте   подхода к ;

- количество ,  для формирования ,  работоспособности  с  расстройствами ,  достигаются   данной ;

- положительные  в  и обучении   школы,   быть   благодаря   средств   поколения;

-  мотивационная  к ;

-осуществляется   к решению   произносительной   всеми    и родителями;

-  карта и ,  механизмы  за  и конечными .

 содержание.

В   теоретических   дано   «здоровьесберегающая ». По  авторов ( Т.В.,  В.Г.,  Змановский Ю.Ф. и др.) - это ,  на решение   современного   - сохранения,  и  здоровья   процесса в : , педагогов и ,  взаимосвязи и   факторов  . 

Здоровьесберегающее   объединяет   участников: , , логопедов,    и семьи. В   в школы   здоровьесберегающие ,   подразделенные на три :

- сохранения и   (динамические ,  мероприятия,  , дыхательные   по );

-технологии   образу : (, массаж БАТ по ,  по методу   связи по ;

- технологии: ( и  ритмика по ).

Все они  оздоровительную ,  в образовательный ,  в комплексе,  у   положительную   звукопроизношения.

  1.   технологий для

  • Физкультурная минутка-  пауза во   занятий.  по  утомляемости . Это  быть  , гимнастика для ,  физические .  — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика-  на , где ученик  . Это недолгая   и кистей рук.
  •  для . Проводится в   занятий.  — 2-3 .
  • Смена  - это целесообразное   видов  на  (устная , , игровые  и пр.).  с целью   утомляемости и   учащихся.
  •  . К ней можно   по развитию , , ритмические ,  пересказы,  , которые  на  не только для ,  и эстетического , но и для  эмоционального .
  • . Любые: дидактические, ролевые, деловые-   решать не   задачи.  с  они развивают  , снимают  и  заинтересованность  к  познания.
  • -  во время   для снятия  или  детей к   блока  . Это может   спокойной ,  природы, .
  •  эстетической .  относятся  в , посещение ,  в кружках, то  все , развивающие   ребенка.
  •  . Санитарно-гигиеническое  , в котором  , также  к  технологиям. При   не только , но и , свежесть ,  достаточного ,  звуковых и  .
  • Позы .  в начальной   еще следят за  и  положение  за  во время  или , то в старших   зачастую .  с тем, осанка  у  только к 15-17- . А неправильные ,  принимает  во  уроков,   не только к  , но и быстрой ,  расходованию  и  заболеваниям.
  • ,  положительный психологический климатна уроке. Сюда  не  методы и ,  мотивацию, но и ,  учат  в , внимательности,   в коллективе,   росту и .
  •  разрядки- это , , минутки ,  моменты, в , все, что  снять  при  эмоциональных и  .
  • Беседы о .  обязательных  ОБЖ и , нужно  к , чтобы на  в той или  форме  , касающиеся  и  к здоровому  . Удобнее   это в практической  , намеренно  , связанные со , . Например, на   языка   тексты,  со  образом  для  и диктантов.
  •   учителя с .  нормы  от  демократичности и .  важное -   душевный  и  защищенности,   учиться с , а не по .
  • Работа с .  действия ЗОТ   без участия .  они отвечают за   дня, режима ,  за физическим  . Беседы на  , выступления   на родительских - это  относится к  .

Это перечень   популярных и   технологий,   использовать   во время   процесса.

   технологий в   классов

1.  .

Дыхание   из важнейших  , обеспечивающей   всех  и  кислородом.

  известно под « », «глубокого», «» .

При таком   имеют   действия.  с  и воздуха они   больше, чем это  при  и среднем .

По  Овсянникова,   осуществляется за   диафрагмы и   оптимальным,   типом  для . Это дыхание   глубоким из   дыхания. При   дыхания   всего , в  процессе   количество , а  наполняются   отделы .

 дыхание   большее   за один   по сравнению с   дыхания.

  дыхания —  , когда к   подключаются   мышцы. Это   экономично и  при  и продолжительных .

При  дыхании:  , без усилия,   нос, при этом   стенка , а  как бы набирается :  плавный, ,

преимущественно  рот,  стенка , а  как бы выталкивается .  при этом не  .

Начинать (  в детском )  всего с   дыхания, т.е.   в положении «»,  «сидя», «» и в . Вначале   направлены  на  ротового и   и выдоха.

  диафрагмы   в расслабленном .  упражнения   лежа на :  руку – под ,  (для ) – на  диафрагмы,  – , выдох – .

 это беззвучные  . Постепенно   упражнения  в , т.е. на выдохе   звуки, . , вдох ,  чего  : а______х,   через рот.   усложняются. На   требуется   с остановкой и без: ______. Или на  выдохе   согласных: ___.

 «Игрушки  на ». Дети  на  на ковре, на  у них . Вдох  нос –  надуть ,  через рот –   живот.

  в разных  я  на занятиях при  .

Цель   в комплексном   технологий,  на , мелкую и  , речевое  и  психические , и  алгоритма,  в  комплект   авторских игр и ,  материала для   стороны  у  начальной .

 обучение в   направлено на:

-  звукопроизношения;

-  дыхания;

-  праксиса;

- ;

-общее ,  организма.

  технологии   последовательными :

I  – организационно-мотивационный( 1-  обучения).

:  мотивационной   к участию в  .

Основные  :

  • установление  с , расстановка  для  участия их в  ;
  • изучение   детей;  их  возможностей;
  •   звукопроизношения,  , моторного ,  кинестезий,  .

II этап – (  1-года  –  2-го  )

Цель:   стороны  у  начальной  в  формах  .         Основные   с учетом   задач и   материала:

  •   планов  и  занятий;
  •   с предстоящей ;
  •  полноценной   речи;
  •   дыхания;
  •   тонуса
  •   праксиса;
  •   и кинетического   и артикуляторных ;
  •  навыков  за , плавным  ;
  • повышение   систем ;
  •  диагностика.

III  –  (апрель – май 2-  обучения).

:  сформированных  , речевого ,  праксиса,   и развитие  у  за  собственной .

 направления :

  •  диагностика ,  дыхания,  , артикуляционных ,  здоровья;
  •  и  детей в   речи;
  •   для родителей.

  является  , базирующийся на   программе  и   обучения.

  проекта   занятия  , которые  в , подгрупповой и   согласно  и  плана,  .

        Основная   – развитие и   стороны   овладение   речевого ,  кинестезий,   здоровья.

  занятия   программы БОС,  для  моторного ,  дыхания,   и кинетического   и артикуляторных , , речедвигательных  и т.п.

 из эффективных   занятий   БОС, ее применение   детей,   невротизаций,   к нагрузкам,   навык   дыхания.   технологии  :

  • мотивировать   ребёнка в тех ,  никакими   это сделать ;
  •  новые « » обучения,   на базе  ;
  • находить   эффективные   традиционных   ;
  • использовать   способов   обучения и   деятельности в   знаний (  тематического  и  деятельность).

 1 ( план )

 правильного   чрезвычайно , так как  входит в   речевую .  органы , , голоса,   связаны и   собой на   под контролем ЦНС.  из  речи   функцию. По  А. Р , нарушение  из них  на деятельности  . Поэтому так   дыхания как « » в начале  , голосоподачи,  в  практике.   речевого   параллельно с   и голоса.

Для   звука   воспроизвести  , состоящий из   движений, при  , фонация и   быть   в своей , а  соотнесены с   ощущениями.   понял  , необходимо   собой ,  и осязательных  в  образ .

 рук улучшает   движений,   мышцы - при ,  снять   – при гипертонусе.   по самомассажу   внимания,   движений –   и активизации .

 коррекционной   развития   у обучающихся   апробированный   : комплект   игр,  материала и   по его использованию 

          технологии  в  разработанные для   школы  и  планы,   с педагогами,  для  в форме , , презентационного  и  игр.        Технология    использование    методов  и :

  • : наблюдение, , , подражание;
  • : , разговор, ,  по демонстрируемым ,  ;
  • практические: , , информационно-компьютерные,  , игры – , ;

В процессе   детей    подход на  :

  • уровня  , речевых и  ;
  • уровня   функции   объема  и  груднобрюшного  );
  • симптоматики   функций   (выражающихся у  в  при нахождении  , у других - в   фонематического  и , в следствии  при  от одной  к ,  персеверации ). В  с этим   усиление   путем  с  выполнением  ;
  • симптоматики   праксиса ( в  точности,  и  движений,  у  детей с , у  - с гипертонусом   мускулатуры). В  с  игротренинг   дифференцированно и  как на , так и на индивидуальных . С  устранения   функций   уделялось   с учетом   ребенка;
  •   общей (  с  переключаемостью ,  торможением,   координации ,  пространственной ,  темпа и ). В  с этим на   упражнения  , психогимнастики;
  •   работы,  в  речевого  (в  от несформированности тех или  );

Реализуя   в процессе  , я исходила из   той или иной ,  актуального ,  развития,   развития.

В   единого   школа и    разнообразные  : открытые  с  для родителей;   с родителями,  и  родительские ; ; консультации;  с  родителей;   работ,   с родителями; Дни  ; привлечение  к  и проведению , ; работа с   группы; ;  гостиные; . В  специалистов для   информация  .

Таким   результативность   психолого-педагогической   произносительной  у  школьного    достигнута за  , дифференцированного   на учеников   с учетом   речевых и  , создания  .

        Механизм  .

        Реализация   ряд последовательных и  , которые   единую ,  на решение  и  цели .

 реализации :

1  – организационно–установочный ( –  2018г.).

На   происходит   ситуации,   и противоречия,  , цели и .  осуществляется   положений и   существующих ,  концептуально-методологическая  . Разрабатываются   и способы  . Анализируется  , определяются   объекта.

2  –  (сентябрь 2018.).

На  этапе   контакта с ,  позитивной  на  участие  в  процессе,   качеств , их  возможностей;   звукопроизношения,  , моторного ,  кинестезий,  . Определяются   сформированности   на основе   оценки и   структуры  в  ребенка;   анализ ,  оценочное  об их , происходит   направлений  , составление   сопровождения .

3  - внедрение   развития   у обучающихся   (сентябрь  - май 2019.).

На этом  был  учебно-методический (  перспективные и   коррекционной ,  взаимоработы с   , систематизированы  , разработаны    по их использованию),   для педагогов,   и собрания для  с  ознакомления с  и  работы в   группе.

4  -   (май  –  2019г.г.)

  и анализ  . Выявление  и  позитивных  , соотнесение  с  целью.  , корректировка  , устранение ,  негативное  на  процесса   и определение   развития .  результатов  на  этапах.

  результативности .

 мониторинг   и измерить  и  показатели и   обучения на  .

В диагностических   задания в  , направленные на   сформированности ,  дыхания,  , артикуляционных ,  здоровья.

  результатов   3 этапами:

-   уровня  , речевого ,  праксиса,  , показателей ,  которой   в ходе   (сентябрь  );

- промежуточный  в  реализации  –  оценка   деятельности в  с  (май 1- ; сентябрь и май 2-  обучения).

-   проекта   же методами.   с целью  .

Педагогический   и представлен на  для  и родительских  в .

7. Ресурсное    

Программно-методическое

 программа  в  компенсирующей   для   с тяжелыми  , 6-го, 7-  жизни (  «Коммуникация»),  в  с Федеральными   к структуре   программы    на  основе «   и бучения в  » М.А. Васильевой, В.В. , Т.С. , программы « к  детей с    речи в   детского »  Т.Б. , Г.В. Чиркиной,  А.А.«  биологической  »

Нормативно-правовые

 системы   здоровьесберегающей   нормативно-правовая . Она  в себя   и региональные , , письма и .  документов    

Материально-технические  :- , соответствующий   и методическим ; , мультимедиа ,  доска,  БОС;

-  оборудованные  и  залы,  , кабинет , ;

- наглядно–дидактический  по  разделам   развития, , , карточки,  , книги, , .

Финансовое   в рамках  .

Кадровое

 жизни и   является  из  направление   учреждения. В  , как непременное ,  соблюдение   требований,   сохранения и   детей. Для   организации   в должностные  , специалистов   оздоровительной .

        

8.  аудитория

   школы.

9.   проекта

Итоговый

I – организационно–установочный ( –  2018г.).

 : проанализировать и  , выработать    проекта.

1.1   и программной ,  структуру и   процесса в  

январь

  документов

1.2.   и специальной ,  существующих   звукопроизношения у ,  технологий

 о степени  , определение ,  методов и   работы.

1.3   основ и   формирования   у .

февраль

 

1.4. Анализ   проекта

 база

1.5.  критериев  и  мониторинга

 мониторинга  

2 этап - (  2018г.).

 : определить   компонентов ,  дыхания,  , артикуляционных ,  здоровья у 7-  года  (  анализ   нарушений).

2.1.    обследование.  по  карте.

 обследования

2.2.   обследования в «   звукопроизношения,  , моторного ,  кинестезий

  «Мониторинг ,  дыхания,  , артикуляционных

2.3.  количественных   навыков на   оценки

 профиль

2.4.  анализ   на основе  .

Сентябрь

2.5. приоритетных   работы,   маршрутов  .

Сентябрь

  сопровождения .

3  – создание и   технологии   стороны  у  с тяжелыми   (октябрь  - май 2019.)

Задачи :  и внедрить   формирования   речи у   возраста  в   педагогической ,  к сотрудничеству   и .

3.1 Разработка   формирования   речи у   возраста  с   планирования

 единого  .

3.2. Определение  , планирование  .

Сентябрь

  усвоения ;

 планы

3.3.   планов,   с профильными ,  для родителей

2010 .-

Май 2012г

 , планы  с   специалистами,   родителям .

3.4.  игровых ,  их содержания,   в игровой .  методических

- май

Методические

3.5.   наглядно-дидактических .  наглядного  и   пособий.

-

май

 наглядно-дидактических  

3.6  разработанной   произносительной  

. Поэтапное  

1  – организационно-мотивационный.

- , ;

- фронтальные и  

2 этап –

, развитие и  , речевого ,  праксиса,   на фронтальных, ,  занятиях.

3  –

- подготовка и   в Празднике  ;

- итоговые  для .

сентябрь   2019г.

-2018

сентябрь

2018-

2019.

апрель –

май 2018.

 готовность  к .  

Нормализация  . Эффективная .

 навыков .

 сформированных  .

Развитие  .

3.7*.Организация  

в  с учителями

3.8.  по повышению   по данной .( )

3.9.Семинар–практикум «  и игровые   произносительной   школьников 7-,8-  года ».

3.10.  систематической  с

3.11.Знакомство  с  коррекционной  по  РМД

- выступления на  ,

- организация   занятий

-

-

-индивидуальные   с  для родителей

-  по закреплению   у детей

1- , 2-го  

Сентябрь,

по

Еженедельно

,  1-го, 2-  обучения

По  

еженедельно

  взаимосвязи с .

 профессиональной  

Планы   с . Дневник  

 информированности и  , заинтересованности  в   коррекционной

 рекомендации

4  -  аналитико-коррекционный(   – сентябрь  г.)

 этапа:   изменения  , речевого ,  праксиса,   детей в   психолого –   технологии с   результатов  на  уровнях.

4.1.   реализации  

4.2. Итоговое

4.3.  полученных , их , сопоставление с   теоретическое   работы

4.4   мониторинга  по  , речевого ,  праксиса,  

- разработка   показателей;

-   оценки;

,

май 1- года

, май 2- года.

Май 2019.

2018,

2019года

, май, , январь, май

,  1-го 2         -

 речевого   обследования с

;

 результатов в   ребенка.

 

педагогический

, критерии .

 материал

4.5.  на  городского   учителей и  по  «Здоровьесберегающие  в  коррекции   речи у , с  комплекса игр и  

ноябрь

2019.

. Презентация

  опыта

  и рекомендации к  в  учреждениях

4.6..  в работе  ППО:

- « технологии в  » (Городское    работников);

- «  в школьном  » (Городское   учителей-начальных .

, 2019 год

,2019

Методические ,  пособия.

4.7.*   для внедрения  на  занятиях с  ИКТ

 – октябрь 2019.

 мультимедийного   в

* Примечание: При   педагогического  во  описанных   лицом  сам  классов,  в :

№ пункта

  3.7. *

Учитель-начальных ,

4.7.*

 классов

10.    и социальный

 мониторинга ,  и неречевых (  детей,   в процентном )  об эффективности  . Диагностические  на  этапе  , что 14% детей 7-  жизни    уровень  , 72% - низкий .  эффективности   первого   повышение   у детей:

с   звукопроизношения – 50%,  уровнем –  50%.   обусловлен   низким   (ОНР I , ; ОНР II уровня, ,  дизартрия) и   воспитанников (  расстройства   разной  ).

        Итоговый   обучения в   году :  уровень   у 33% воспитанников,  - у 67% .

 образом, в   использовалась   по коррекции   речи  у    возраста  в   коррекционного . В  школы   психолого-педагогическая  , предложены   педагогов и  по   ребенка в  и .

Программно-методическое  в  учебно-методический (  авторских игр,   и методические  по его ) явилось  из  факторов,   интеграции   в образовательный .

 технологии  ее , положительно  на  здоровьесберегающей   и объектов   на уровне , , интегрированного   в социуме.   семьи в  , информированность   процесса по   и укрепления  у  начальных .

 эффективного  , ее соответствия   школы   моторных,  и  функций,   здоровьесберегающих . И на  фоне -  . Пропуски  по  детьми в   снизились на   здоровья   на 21,4%.

 в  эксперимента   разработанных  игр,  материала   подход к   здоровья .

        В  реализации  все  задачи  .

 результатом   стало   коррекционно-педагогической   на максимально  и  уровне .

В   систематической   большинство   овладели   учебной  (в  году   готовности   что позволило им   к условиям   и  учебную .

 методическая  по  проекта   профессиональной  и  педагогов.

  и просветительская  с  обеспечили   семьей и   в вопросах   у детей;   культуры ,  в результатах  , мотивацию к ,  и своевременной   ребенка для   преодоления   .

В результате   количество ,  технологию в   (в 2017  – 9 , в 2018  – 14 , в 2019  – 22 ), оценивших ее   и реалистичность .

 гипотеза   подтвердилась: ,  коррекционное  на   с учетом   дефекта,   моторного ,  функциональной  и  здоровья в    способствует   сил организма , и  произносительных  .

11. Перспективы   проекта.

:

- использование   произносительной   у школьников  на   арсенала и   упражнений,   коррекционной ;

- наглядно-дидактический  по  самомассажа БАТ;

-   игры по : К, П, Т;

- экспресс  , речевого  и  сферы ;

-  материал и  в ;

12. Литература

  1.   коррекционного  при  алалии.М.:ТЦ ,
  2. Л.И.Белякова,Н.Н.Гончарова,Т.Г.Шишкова   речевого  у  с нарушениями . М.: ,2004.
  3. Т.В. Верясова   праксиса у  с  речи.  – ,2007.
  4. И.Горохова   для малышей. СПб ,2010.
  5.  Е.М.Азбука  . М.: Эксмо,  
  6. , Г.А.Османова .  в речь. ТЦ ,
  7. Алямовская В.Г.   к оздоровлению  в  образовательном  /В.Г.   Дошкольное . -  - №17-24.
  8.  Т.В.  технологии :  подход   . 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  9. Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ Управление ДОУ. 2004. N1.
  10. Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца – путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечно-сосудистой систем  Журн. Биол. обратная связь. 1999. № 2. С. 3 – 14.
  11. Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка В.Я. Зедгенидзе Современный детский сад. - 2007. - №1. - С.25-30.

Приложение 

к описанию модели здоровьесберегающей школы

Количественный  состав обучающихся (%)

Анализ состояния здоровья обучающихся в МБОУ «СШ №1 имени А.В.Войналовича»

Показатели

2016

2017

2018

Кол-во

(чел)

%

Кол-во

(чел)

%

Кол-во

(чел)

%

Всего обучающихся

466

100

466

100

519

100

Группа здоровья

I

13

2,8

13

2,8

2

0,4

II

381

81,8

381

81,8

396

76,3

III

63

13,5

63

13,5

111

21,3

IV,V

9

1,9

9

1,9

10

2

Физкультурная группа

Основная

391

83,9

391

83,9

391

75,3

Подготовительная

69

14,8

69

14,8

123

23,7

Специальная

6

1,3

6

1,3

5

1

Основная задача образовательного учреждения – сохранить суммарный показатель количества детей I и II групп здоровья (76,7%).

Динамика количественных изменений состояния здоровья

обучающихся МБОУ «СШ №1 имени А.В.Войналовича» по основным видам заболеваний

Заболевания

2016

(чел.)

2017

(чел.)

2018

(чел.)

Нарушения опорно-двигательного аппарата

8

14

6

Врожденные аномалии

4

6

8

Нарушения со стороны дыхательной системы

4

5

5

Нарушения со стороны желудочно – кишечного тракта

12

13

14

Нарушение зрения

11

18

19

Нарушения со стороны нервной системы

9

10

12

Мероприятия по медицинскому обслуживанию

и оздоровительной работе с обучающимися

№ п/п

Мероприятия

1.

Ведётся соответствующая документация медицинского работника по разделу "Охрана жизни и здоровья учащихся":

  • диспансерные группы детей, контроль за их наблюдением специалистов;
  • листки здоровья в школьных журналах;
  • медицинские карты на каждого ребёнка

2.

Осуществляется регулярный контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований согласно санитарным правилам и нормам СанПиН

3.

 Организовано бесплатное питание для обучающихся льготной категории.  

4.

Проводится ежегодный медицинский осмотр обучающихся.

5.

Ведётся статистика по итогам медицинских осмотров, диагностических мероприятий

6.

Проводятся расследования школьных травм и случаев нарушения ТБ во время образовательного процесса, выявляются причины и принимаются меры по их устранению.

7.

Организована работа по сопровождению обучающихся, больных сахарным диабетом

8.

Планируются меры по противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года, особенно во время праздников, выходных дней.

9.

Проводятся мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта

10.

Установлены контакты с учреждениями города, занимающихся оздоровлением детей: детской поликлиникой, внешкольными учреждениями.

11.

Организована деятельность психологической службы:

  • диагностика;
  • психологическое просвещение учителей и родителей;
  • психологическое консультирование учителей, учащихся, родителей по организации здорового образа жизни;
  • коррекционно-развивающая работа с учащимися, требующих особого внимания.

12.

Согласно плану проводится профилактическая  работа с обучающимися школы

13.

Проводятся тренировочные мероприятия по экстренной эвакуации школьников совместно с соответствующими организациями

14.

Проводится профилактическая работа по охране зрения:

  • консультации для педагогов по методике проведения профилактических мероприятий по охране зрения
  • определение остроты зрения учащихся по классам медицинским работником;
  • контроль за освещенностью в классе;
  • профилактические мероприятия (зарядка для глаз, рассаживание обучающихся в классе).

15.

Проводятся профилактические мероприятия, витаминотерапия;

  • Проводится медицинский осмотр с привлечением узких специалистов.
  • Проводится медицинский осмотр первоклассников в конце учебного года.
  • После медицинского осмотра проводятся консультации врачей специалистов с последующим лечением.
  • Ставятся профилактические прививки согласно плану вакцинации, сезонные прививки по эпидемическим показаниям.
  • Проводятся беседы, лекции с привлечением врачей специалистов.

16.

Проводятся мероприятия по борьбе с гиподинамией:

  • физминутки на уроках;
  • организация динамических перемен
  • динамический час в группах продленного дня
  • 3 час физической культуры по расписанию

17.

Осуществляется контроль за физическим воспитанием обучающихся

18.

Осуществляется контроль за ТБ на уроках, в т. ч. особо на уроках технологии, физкультуры, химии, физики, информатики

19.

Проводится профилактическая работа по искоренению вредных привычек у учащихся в соответствии с планом воспитательной работы.        

20.

С целью создания условий для социально активного отдыха детей, сохранения и укрепления их здоровья, в период каникулярного времени работает  пришкольный лагерь дневного пребывания.

Здоровьесберегающие технологии:

1) Создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов образовательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2) Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3) Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4) Построение образовательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Обеспечение педагогами школы перехода от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

5) Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагоги принимают во внимание развитие памяти, внимания, способов оптимизации умственного труда.

6) Предпочтение значимого осмысленного содержания при организации педагогами школы освоения, обучающимися нового материала, соблюдение принципа целостности.

7) Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагоги создают атмосферу успешности для каждого ученика, находят аргументы для того, чтобы похвалить за старание в определенный период времени любого обучающегося.

8) Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания через проведение различных видов организации двигательной активности позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы.

9) Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации применяются педагогами во избежание переутомления детей.

10) Обеспечение прочного запоминания, обоснованная система повторения - необходимое условие сберегающих технологий, применяемых педагогами школы.

МБОУ «СШ №1» на    Карте возможностей особого ребёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе

В  современной  школе  чаще  всего  условия  сохранения  здоровья  понимаются  и  соблюдаются  лишь  в  отноше...

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе.

В данной статье расмотрены принципы здоровьесберегающей педагогики, применение ЗОТ в начальной школе....

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе

Одной  из основных задач  начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе...

«Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе»

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школ...

Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.

В данной статье раскрываются понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, представлена их классификация.  А также в статье дается обоснование необходимости их применения в нача...

Здоровьесберегающие технологии в ГПД начальной школы.

Организация сохранения здоровья учащихся начальных классов в ГПД....

Доклад:"Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе."

Основные  принципы здоровьесбережения на  уроках  в начальной  школе.  ...