Статья "Кинезиология как метод умственного развития младших школьников"
статья по зож (1 класс)

В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентрации внимания и усидчивости.

Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000c8f85-319087d3.docx92.62 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются отклонения во всех видах здоровья.

В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентрации внимания и усидчивости.

Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Школа, в которой я работаю является общеобразовательным учреждением с углубленным изучением иностранных языков. Наша главная задача, чтобы к 5 классу ребенок был готов к тому, что кроме своего родного языка, он  будет изучать углубленно еще 2 языка, а это 5-6 часов дополнительной нагрузки. Данным вопросом человечество заинтересовалось уже  давно,  но с научной точки зрения кинезиология имеет интересную историю своего происхождения и приятно удивит, тот факт, что впервые ее стали изучать в России и называлась она Биомеханика человека.

Этот термин употреблял П. Лесгафт уже в начале 1910-х гг. в своих публикациях по курсу физического образования.

Развитие истории изучения двигательной активности в России официально началась с 30-х годов XX века с работ профессора Павлова И.П.

«Прикладна́я кинезиоло́гия», ПК (англ. AppliedKinesiology, AK) — вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году Джорджем Гудхартом в США.

Инновационность

Аналитический обзор литературы по проблеме кинезиологии позволяет заключить, что чаще всего ее методы и приемы используются в отрыве от основных видов деятельности ребенка. Так, с помощью кинезиологии осуществляют психотерапевтическое воздействие, корректирую отдельные проблемы развития (например, речевого), устраняют двигательные нарушения. Но подобные формы воздействия используются сами по себе, они не встроены в какие-либо естественные для ребенка виды деятельности и формы активности.

Мы предлагаем принципиально новый подход, инновационность которого состоит в разработке методов и приемов кинезиологического сопровождения учебной деятельности учащихся начальной школы.  Причем кинезиологические игры и упражнения органично встроены непосредственно в учебный процесс. Иными словами, освоение учебного материала осуществляется посредством кинезиологических методов и приемов.

Подобный подход не просто позволяет ребенку лучше учится, сохраняя ресурсы организма и психики. Одновременно решается целый комплекс  проблем развития и поведения, наиболее типичных для учащихся начальных классов.

Основная цель кинезиологии: 


          Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие способностей;
  • развитие памяти, внимания, речи;
  • развитие мышления;

         

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон.

Виды упражнений:

  • растяжки;
  • дыхательные упражнения;
  • глазодвигательные упражнения;
  • телесные упражнения;
  • упражнения на релаксацию;

Необходимо при выполнении упражнений учитывать определенные условия:

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Продолжительность занятий зависит от возраста (от 5-10 до 20-35 минут в день). Заниматься необходимо ежедневно, длительность занятий по одному комплексу упражнений 45-60 дней.(пример комплекса в приложение 1)

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Нужно выполнять упражнения, увеличивая темп и упражнения должны становиться сложнее, так как для развития мозгу требуется выполнять более сложные задачи, нежели были ранее.

Приложение 1

        «Ленивые восьмерки»

Происходит миелинизация нервных сетей,

что способствует формированию умений,

навыков, а это особенно важно в сензитивный

период развития детей. Помогает в периоды

творческого застоя, легче найти решение в

сложной ситуации.

Исходное положение: стоя или сидя.

Вытянуть руку вперед, согнуть в локте,

поднять большой палец руки на уровень

переносицы, описывать восьмерки

в горизонтальном поле видения. Следить

при этом за движением большого пальца,

только глазами. Рисовать восьмерки справа

налево и слева направо, сверху вниз.

Упражнения выполняется 8–10 раз.

       «Кулак». «Ребро». «Ладонь».

Эти упражнения улучшают мыслительную

деятельность, синхронизируют работу

 полушарий, способствуют

запоминанию, повышают устойчивость

внимания, активизируют процессы письма

 и чтения.

Исходное положение: сидя, руки находятся

на плоскости стола. Три положения руки

последовательно сменяют друг друга.

 Сжатая в кулак ладонь, положение

ладони ребром на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, затем

 левой рукой, потом двумя руками вместе.

Количество повторений 8-10 раз.

 books228577dtg3.jpg

5882d41f465ac3e6450b85475030cf09.jpg

«Зеркальное рисование».

Упражнение способствует синхронизации

работы полушарий, восприятию информации,

улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом

листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или

фломастеру, одновременно рисовать

зеркально-симметричные рисунки, буквы.

«Энергетическая зевота». 

Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта,

шеи. Улучшаются функции голосовых связок,

речь становится четче.

Исходное положение: Сидя. Широко открыть

рот и попытаться зевнуть, надавив при этом

 кончиками пальцев на натянутый сустав,

соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Выполняется 5–8 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение игры в умственном развитии младших школьников."

В работе отражены значение дидактической игры, влияние игры на умственное развитие детей....

"Определение уровня умственного развития младшего школьника" (диагностика)

"Определение уровня умственного развития младшего школьника" (диагностика)...

Методика определения уровня умственного развития младшего школьника

Методика определения уровня умственного развития младшего школьника...

методические рекомендации "Кинезиология, как метод активного развития младшего школьника"

Методические рекомендации по кинезиологии,  как методу активного развития младшего школьника.Методическое пособие рекомендовано для учителей , учителей- логопедов, педагогов-психологов....

Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене.

Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене....

Консультация для педагогов «Методы сенсорного развития младших школьников с ОВЗ»

Развитие зрительного восприятияУпражнение «Отгадай по контуру» Разные предметы обвести по контуру на ватмане и расставить их по классу. Ученики должны отыскать предметы, подходящие к соотв...