Особенности Когнитивной сферы и учебной мотивации у часто болеющих детей.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Татьяна Анатольевна Дмитриева

Принято считать, что часто болеющие дети - феномен специфически возрастной. Эту группу составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году. У большинства детей (70%) в возрасте после 3 лет при благоприятной обстановке частота заболеваний снижается. В неблагоприятных условиях они сохраняются до 5–6-летнего возраста, редко дольше. (Самсыгина Г.А.,2009). Но сами заболевая могут сопровождать человека всю жизнь уже не как частые, а как хронические тем самым внося изменения во все сферы его жизни.

Термин «часто болеющие дети» появился в отечественной медицинской литературе в первой половине 80-х годов прошлого века. Следует отметить, что зарубежные школы педиатрии не используют его, нет этого термина и в МКБ-10 пересмотра, так как это не диагноз, в медицинском понимании этого слова. Часто болеющие дети (ЧБД) - это термин, обозначающий группу детей, выделяемую при диспансерном наблюдении, характеризующуюся более высоким, чем их сверстники, уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями. (Н.А. Коровина, А.Л. Заплатников. 2007; Самсыгина Г.А.,2009).

Соматическое заболевание приводит к формированию особой социальной ситуации развития часто болеющего ребенка, которая характеризуется ограничением движений и условий для активного познавательного развития (в силу частоты переносимых заболеваний, общей ослабленности организма); дефицитарностью общения детей со сверстниками, отсутствием условий для реализации игры (как ведущего вида деятельности), ограниченностью общения кругом семьи, неблагоприятными личностными проявлениями родителей, наличием у них непродуктивных установок и неэффективных стилей воспитания (Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. 2006). Что приводит к нежеланию детей покидать привычную и комфортную обстановку, включать в круг общения других людей, подчиняться правилам и требованиям вне дома, что приводит к снижению успеваемости, к отсутствию желанию учиться или негативному отношению к обучению, как одному из видов деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ocobennocti_chacto_boleesi_deti.docx50.51 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности когнитивной сферы и учебной мотивации у часто болеющих детей.

К часто болеющим детям относят детей с эпизодами острых респираторных заболеваний, число которых может колебаться от 4–6 раз до 15–24 в год. Конечно, это создаёт серьёзные препятствия для нормальной жизни семьи и, естественно, отражается на физическом и психологическом статусе ребёнка. Часто болеющие дети (ЧБД) - это не нозологическая форма заболевания и не диагноз.

ЧБД - группа детей, которые достоверно чаще, чем среднестатистический ребенок, переносят острые респираторные заболевания, не связанные со стойкими врожденными, наследственными или приобретенными патологическими состояниями. Среди наиболее частых клинических форм выделяют заболевания дыхательных путей, чаще встречаются и тяжелее протекают бронхиальная астма, аллергический ринит. Было отмечено, что частые заболевания до подросткового возраста к 11-12 годам переходят в хронические заболевания. В более старшем возрасте плохое самочувствие, жалобы на головную боль или боль в области живота, частый насморк и першение в горле, кашель или общую слабость уже не рассматривается как начало заболевания или его вялое течение. Как правило такие проявления подавляется фармакологическим препаратом снимающим симптомы, что позволяет подростку посещать школу, но остается слабость, рассеянность внимания, затрудняется понимание на уроке и как следствие страдает осмысление изучаемого материала, на это мало кто обращает внимания. Симптомы сняты, а болезнь не вылечена, что приводит к образованию «порочного круга»: на фоне ослабленного иммунитета ребенок все же заболевает, в свою очередь это еще больше ослабляет иммунитет. В результате повышенной чувствительности организма к различным инфекционным агентам и снижения защитных механизмов, вероятность развития хронических, вялотекущих инфекционных и неинфекционных заболеваний (гастрит и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, хронические гайморит, фронтит и др.) сильно повышается, а наличие хронических инфекций может привести к отставанию в физическом и психическом развитии.

Частые и, особенно, тяжело протекающие ОРЗ могут приводить к нарушению физического и нервно-психического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета, формированию хронических воспалительных процессов в органах дыхания. Частые ОРЗ также могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограниченности общения со сверстниками и пропусков занятий в школе.

У ЧБД и подростков имеющих частые респираторные заболевания отмечаются эмоциональные нарушения в виде появления депрессивного фона, чаще всего это легкие эпизоды депрессий. Так же могут наблюдаться дистимии, появляются ипохондрические и тревожно-фобические расстройства. При чем у детей младшего и старшего школьного возраста проявляется это в нарушении поведении, они могут становится гипер- или гипо- активными, может появится не характерная агрессия или повышенная обидчивость, у некоторых детей это может быть резкий и бурный приступ веселья с быстрым наступлением утомления. Подростки могут начать искать расположения сверстников любыми путями или наоборот отчуждаться и становится высокомерными, закрытыми.

Если говорить о поведении соматически больного ребенка старшего школьного возраста, то оно изменяется, часто становится "трудным" для окружающих его взрослых. И хотя болезнь, в большинстве случаев, не останавливает психическое развитие ребенка, она искажает, отягощает и замедляет его ход. Ситуация болезни, являясь тяжелой психической травмой, может не только активизировать его компенсаторный потенциал психики, но и разрушительно воздействовать на нее.

Анализ исследований по проблеме развития часто болеющего ребенка позволил выделить психологические особенности данной категории детей:

1) Выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих, особенно от родителей;

2) Негативное представление о собственной личности, неустойчивая оценка болезни, нарастание пессимизма и депрессивности, снижение побудительной силы мотивов;

3) Нарушения познавательной деятельности: изменение ее динамики, быстрая истощаемость; падение показателей памяти и внимания: трудности переключения, снижение продуктивности воспроизведения, точности и устойчивости, уменьшение уровней развития творческого воображения, меньший объем произвольной зрительной памяти, более позднее формирование моделирующих перцептивных действий по сравнению со здоровыми детьми, большая эмоциональность, выразительность монологической речи, но меньшая самостоятельность, полнота и логическая последовательность; нарушения воли; значительное снижение показателей умственной работоспособности; фиксация в эмоциональной памяти событий, приносящих отрицательные эмоции, например, визит к врачу, уколы, опера- ции, боль (Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. 2006) ;

4) Недостаточный социальный опыт препятствует нормальному развитию самосознания, отделению себя от окружающих людей, выделению собственных качеств и качеств других людей (Бадьина Н.П 2007);

5) Основная направленность желаний больного ребенка обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий, в то время, как у здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей действительности и на взаимодействие с другими людьми (И.В. Добряков, О.В. Защиринская 2007);

6) Слабость нервной системы вследствие изменений биологической работы организма;

7) возможно проявление синдрома гиперактивности, причинами возникновения которого могут быть: органические поражения головного мозга, возникающие во время беременности или родов; токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери; принятие алкоголя или никотина во время беременности – при частых респираторных заболеваниях происходит его усиление.

Здесь мы считаем уместным раскрыть тему тревожности, так как она наиболее ярко выделяется среди особенность часто болеющих детей. В.Д. Еремеева и В.Е. Хризман пишут, что у часто болеющих мальчиков тревожность выше, чем у девочек, они объясняют это тем, у мальчиков очень высокие социальные требования к мускулинности: умение защищать себя и более слабого, умение добиваться своего, умения терпеть лишения, контролировать свои эмоциональные проявления — что только усиливает тревогу. К эмоциональным проявлениям относят запрет на выражение чувства боли, чувство страха, на любое проявление слабости. Следовательно, можно предположить, что статус часто болеющего ребенка мальчики переживают болезненнее, чем девочки.

Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, даже особенно значимую, что приводит к снижению самооценке и не уверенности в себе во всех сферах жизни. Эта особенность может выступать в виде одного из механизмов развития неврозов, который способствует углублению противоречий между уровнем притязаний и самооценкой.

К подростковому возрасту тревожность у таких детей становится личностным образование. Самооценка у часто болеющих детей зависит от ситуации успеха или неуспеха, от мнения окружающих и особо сильно от значимых других, может колебаться в пределах очень низкой и очень высокой. И при наличии адекватной и даже несколько завышенной самооценкой у часто болеющих детей сосуществует негативное эмоциональное самоотношение.

Кроме того, существуют специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности часто болеющего ребенка, такие как: ограниченность круга общения больного ребенка, объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь.

Если человек добивается посредством своей беспомощности большего, чем, прикладывая максимума усилий, то это может привести к "бегству в болезнь" – основному механизму развития психосоматических заболеваний. В отличие от механизма у взрослых у детей это способ справиться с дискомфортом. У часто болеющих детей болезнь может выступать как способ избегания неудач, изоляция от всего мира с установкой, что теперь его никто не обидит или как способ привлечения внимания, быть в центре внимания, получать больше чем, если не болеешь. Причин тому может быть много, но механизм чаще всего одинаковый: человек не может увернуться от случившегося в своей жизни факта, и не знает, как на него реагировать. Вместо того чтобы его принять, он находит более простой путь, убегает в болезнь. Он перемещает психологическую проблему на физическое тело. Такому человеку легче болеть телом, чем открыто встретиться лицом к лицу с проблемой. То есть можно сказать, что ему легче от нее отвернуться, чем смотреть на то, что есть.

У подростка в моменты переходного периода, полового созревания происходят изменения, которые он не может осмыслить и понять, принять и подстроиться под них. Не которые подростки начинают отличаться девиантным поведением, другие делинквентным, кто-то начинает компенсироваться или сверхкомпенсироваться, а в нашем случае происходит уход в болезнь.

Связующим центром между психологической и соматической сферой заболеваний является аффект, выражающийся, главным образом, в форме печали и постоянной тревоги, нейровегетативно-эндокринной моторной реакции и характерном ощущении страха и тревоги. Полное развитие чувства страха предотвращено защитными физиологическими мерами, но обычно они лишь уменьшают, а не устраняют полностью эти физиологические явления. В результате чего удерживается значительный аффект, который оказывает патогенное влияние. При наличии серьезного тревожащего переживания, которое не блокируется психологической защитой, а, соматизируясь, поражает соответствующую ему соматическую систему. Заболевание представляют собой перенос внимания с психологических проблем на телесные.

У подростка укрепляется такая модель психологической защиты, как мы предполагаем, потому что была приобретена в раннем детстве, как навык установления отношений с близкими людьми. На основе такой причины формируются психосоматические заболевания, например астма, вегетососудистая дистония, диатез и другие. Так же она может играть роль регуляции активности. И.М. Никольская и Р.М. Грановская считают, что у ребенка защитный механизм формируется для овладения конкретными, инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. (И.М. Никольская и Р.М. Грановская 2006). Побудителя становятся тревоги и страхи, а какие это будут защиты, зависит от обстоятельств жизни, от внутрисемейной ситуации, от отношения ребенка к родителям и от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования.

Частым заболеваниям у подростов сопутствуют депрессивные состояния: как правило, полиморфны, они проявляются в изменении настроения, снижении психической активности и соматического тонуса. Все переживания сопровождаются аффектом тоски. В голову приходят только плохие мысли. Трудно думать, размышлять, двигаться, разговаривать. Голос тихий, едва слышный, движения медленные, совершаются как бы с усилием. Характерная мимика: лицо застывшее, скорбное. Классическая депрессия определяется триадой признаков: пониженное настроение (гипотимия, дистимия), замедленное мышление и двигательная заторможенность. Обычно наиболее выражена именно гипотимия, а другие симптомы наблюдаются только при тяжелой депрессии. Кроме того, для депрессивных расстройств характерны утрата способности радоваться, воли, инициативы, а также потеря интересов и снижение трудоспособности. К вегетативным проявлениям относятся внутреннее напряжение, утомляемость, отсутствие аппетита, плохой сон, головная боль, сердцебиение, чувство тяжести за грудиной. Когнитивными проявлениями депрессии считают пессимизм, ипохондричность, навязчивые мысли, ощущение ухудшения памяти, чувство собственной малоценности, идеи самоуничижения, суицидальные мысли, симптомы деперсонализации и дереализации.

Основными вариантами депрессии являются меланхолический (тоскливый), тревожный и апатический.

При тоскливой депрессии часто встречаются колебания настроения с плохим самочувствием по утрам и заметным его улучшением к вечеру. Человек отмечает утрату способности чувствовать, сопереживать, горе и радость близких его не трогают. Он не насыщается, хотя много ест, иногда потребность в пище вовсе отсутствует.

Тревожная депрессия характеризуется сочетанием в картине депрессивного состояния эмоций страха, тревоги и тоски. Тревога привносит в психологическую картину ощущение надвигающейся опасности, реальной или мнимой, неопределенной угрозы, несчастий в ближайшем будущем. В более легких случаях тревожные наслоения проявляются внутренней скованностью, внутренним напряжением, ожиданием чего-то неприятного, волнением, неуверенностью, сомнениями, а в тяжелых — ажитацией, нецеленаправленным двигательным беспокойством, паническим ощущением надвигающейся катастрофы, мучительным чувством теснения в груди, удушья, витальными переживаниями.

Апатическая депрессия отличается переживаниями безразличия, скуки, отсутствием инициативы, желаний, стремления действовать, что сопровождается тягостным ощущением бесчувственности, эмоциональной опустошенности. Как правило, такие люди весь день проводят в постели, они заторможены, безынициативны, ведут «вегетативный» образ жизни.

Особенности межличностного взаимодействия и деятельности у часто соматически больных детей:

  • круг общения ребенка ограничен до минимума;
  • присутствует объективная зависимость от взрослых, стремление получить от них помощь;
  • преобладают симбиотический, симбиотически-авторитарный, привязывающе-подавляющий стили родительского отношения к ребенку;
  • родители фиксируют внимание ребенка на болезненных проявлениях, вводя различные запреты и ограничения;
  • психологическая структура семьи с больным ребенком имеет следующий вид: активная, доминантная мама с "привязанным" к ней ребенком и отгороженный от них отец.

Одним из факторов, воздействующих на формирование частых заболеваний, является отношение родителей к заболеванию ребенка. Как правило, на отношение родителей к болезни ребенка влияют разные факторы. Это и состояние собственного здоровья, и страх перед последствиями обострений, и убежденность родителей в своих знаниях о конкретном заболевании. Отношение к болезни ребенка сказывается и на отношении к его личности. В целом можно говорить о том, что взаимоотношения в семье подвергаются изменению в связи с появлением у одного из ее членов хронического заболевания.

Если ребенок болеет, его ограничивают во всем в действия, в желаниях, в эмоциях – оскудняется вся его жизнь, при этом кто-то из членов семьи ухаживает за больным, читает, кормит, ласкает, как правило, это мама и возникает симбиотическая связь. Это связь может быть авторитарной, когда мама решает, что и когда есть, когда ходить в туалет, рисовать или читать в таких случаях ребенку только остается подчиняться. В дальнейшем это приведет к неумению распознавать свои потребности и нужды или к их игнорированию, и как вариант таким детям, подросткам и потом взрослым требуются именно такие отношения на протяжении всей жизни. В случаи если кто-то из родственников захочет прервать такие отношения, появляется уже закрепленный тип соматического реагирования.

К частным случаям нарушенных семейных отношений относится недостаток эмоционального тепла со стороны одного из родителей во время вербального или невербального общения, родителей обращается к ребенку отстраненным или бесчувственным тоном, не проявляя сколько-нибудь значительного интереса к тому, чем он занимается, не сопереживая его трудностям, редко поощряя и одобряя. Детское поведение, связанное с переживаниями, встречается с раздражением и обычно пресекается. К словам детей не прислушиваются, их мнение игнорируется, в них не видят личность.

В ситуации развода, когда взрослые прямо или косвенно поддерживают искаженную интерпретацию ребенка, он может прийти к выводу, что отец ушел из семьи из-за его плохого поведения. Возникшее чувство вины впоследствии может привести к самым разнообразным отклонениям в развитии личности, в том числе и заболевания, если в эти периоды приезжает папа и остается с ним до выздоровления.

 "Вытеснение" отца из психологической жизни ребенка может иметь несколько причин. Это, прежде всего традиционное культурно обусловленное перераспределение функциональных обязанностей в семье в ситуации болезни ребенка, когда социально заданная тотальная ответственность за все происходящее с больным ребенком приводит к экспансии этой ответственности на все жизненное пространство семьи и отец оттесняется от своих ролевых форм влияния на ребенка. В ситуации болезни отец - наблюдатель, а не деятель. Обычна позиция для сообщества мать-ребенок: "Уходи, не мешай, мы лечимся";

Если образовательный уровень родителей больных детей часто высокий. Это позволяет предположить наличие в семьях часто болеющих детей повышенных требований к организации быта и качеству окружающей материально-вещной среды, насыщенному проведению досуга, обогащению и развитию духовного мира ребенка. Кроме этого, родители четко осознают свою ответственность за воспитание детей, за достойную организацию семейной и общественной жизни. Родители склонны к анализу своей воспитательной деятельности и повышению педагогической культуры. Проявляют повышенную заинтересованность социальным и физическим развитием детей. Внутрисемейная атмосфера характеризуется позитивным эмоциональным и интеллектуальным микроклиматом. Но при таких благоприятных для развития ребенка потенциальных возможностях их родителей, в семьях в целом присутствует неудовлетворенность семейной жизнью; в семьях часто болеющих детей не соблюдаются режимы питания, сна, физической активности и нет серьезного отношения к здоровью. Все это означает, что ситуация в семейной микросреде во многом определяется и зависит от субъективной позиции родителей, их активности и желании совместно использовать имеющийся образовательный и культурный потенциал на благо ребенка.

Критерии выделения детей в группу ЧБД сформулированы в 1986 г. В.Ю. Альбицким и А.А. Барановым (по. Т.А. Маркун, 2002). В возрасте до 1 года к группе ЧБД относят ту категорию детей, которые перенесли 4 и более эпизодов ОРЗ в год. Среди детей от 1 до 3 лет в нее включают детей, перенесших в течение года 6 и более эпизодов ОРЗ, соответственно, среди детей от 3 до 5 лет - 5 и более эпизодов, а среди детей старше 5 лет - 4 и более ОРЗ в год. Дети в возрасте от 6 до 12 лет – 3 и более раз в год.

Возникновению частых респираторных заболеваний способствует повышенное число контактов с источниками инфекции, а также эндогенные и экзогенные факторы, повышающие восприимчивость к ним. Среди экзогенных факторов наибольшую роль играют следующие:

  • низкий уровень санитарной культуры семьи и, как следствие этого, несоблюдение правил здорового образа жизни как наиболее действенного подхода к формированию здоровья. Дефекты ухода за детьми, пренебрежение закаливанием и занятиями физической культурой, нерациональное питание и режим дня способствуют повышению восприимчивости детского организма и заболеваемости ОРЗ;
  • низкий уровень материального благополучия и неблагоприятные социально-бытовые условия;
  • начало посещения детьми дошкольных учреждений в раннем возрасте, в котором наблюдается повышенная восприимчивость детей к респираторным инфекциям. Учащение ОРЗ также может быть связано с расширением контактов в семье, транспорте и др.;
  • экологические нарушения особо следует отметить "пассивное курение" как один из факторов способствующих усилению бронхо-легочных заболеваний, у некоторых детей развивается рецидивирующий обструктивный бронхит или бронхиальная астма;
  • ятрогенное воздействие при нерациональном использовании различных лекарственных средств (длительное и необоснованное применение антибиотиков, жаропонижающих и др.).

К эндогенным факторам риска возникновения частых респираторных инфекций у детей можно отнести:

  • неблагоприятные анте- и/или постнатальные факторы развития ребенка (недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипотрофия, анемия, рахит, раннее искусственное вскармливание), отражающиеся на функционировании иммунной системы и других защитных механизмах;
  • перинатальную гипоксию, ведущую к частым нарушениям адаптации к факторам внешней среды и расстройствам терморегуляции;
  • аллергию и наследственную предрасположенность к неадекватной иммунной реактивности.

Очаги хронической инфекции рото- и носоглотки сопровождаются снижением эффективности местного иммунитета и других факторов защиты, способствуя повышению восприимчивости к инфекционным возбудителям.

Патогенетической основой частых и длительных респираторных заболеваний является изменение иммунологической реактивности организма. Изменения при этом неспецифичны, разнонаправлены и могут затрагивать все звенья иммунитета. В основе снижения противоинфекционной резистентности у детей из группы часто болеющих лежат изменения гомеостатического равновесия иммунной системы, а не стабильные нарушения тех или иных ее компонентов.

Таким образом к частым заболеваниям присоединяются психические особенности личности ребенка, его стиль воспитания, тип реагирования на ситуации, его само ощущение, что приводит у особенностям психического развития, накладывает искажающий отпечаток на когнитивное развитие. При возникновении частых или хронических заболеваний происходит изменение личности подростка в целом. В познавательной сфере снижается динамика, наступает быстрая истощаемость психических процессов; отмечается падение показателей памяти и внимания особенно сильно страдает эмоционально-волевая сфера.

Учебная мотивация.

«Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие - второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда так или иначе подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях - желание получить высшее образование, в третьих - интерес к самим знаниям» (Божович Л. И., 2008).

В мотиве обучению условно можно выделить две большие категории. Одна связана с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, вторая - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Обе эти категории необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности. Как пишет Божович Л. И., мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому ее осуществлению (по Божович Л. И., 2008). Та и другая категория мотивов имеют свои особенности на разных этапах развития ребенка.

У детей, поступающих в школу, как показало исследование, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность. (Дубровина И. В., Прихожан А. М. и Зацепин В. В.2008). Первое время это обеспечивает добросовестное отношение учащихся к школе, а ко второму классу такое отношение еще и усиливается, активно развивается.

Однако постепенно это положительное отношение маленьких школьников к учению начинает утрачиваться. Переломным моментом, как правило, является третий класс. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Существенной причиной указанных изменений является прежде всего то, что к III-IV классам их потребность в позиции школьника является уже удовлетворенной и позиция школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность. В связи с этим и учитель также начинает занимать в жизни детей иное место. Он перестает быть центральной фигурой в классе, способной определять и поведение детей, и их взаимоотношения. Постепенно у школьников возникает собственная сфера жизни, появляется особенный интерес к мнению товарищей, независимо от того, как на то или иное смотрит учитель. На этом этапе развития уже не только мнение учителя, но и отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояния большего или меньшего эмоционального благополучия. (Дубровина И. В., Прихожан А. М. и Зацепин В. В.2008).

К пятому классу у некоторых ребят учебная мотивация снижается, поскольку исчезает строгий контроль одного учителя. У других она сохраняется до 6-7 класса – пика подросткового кризиса, когда, демонстрируя перед родителями свою самостоятельность, школьники активно отстаивают свою позицию и перестают учиться. У тревожных детей, имеющих выраженный социальный страх не соответствовать нормам и требованиям окружения, формируется мотив избегания неудач. Это, казалось бы, внешне желательное свойство на самом деле имеет обратную сторону. Ученики с выраженным мотивом избегания неудач очень волнуются на контрольных мероприятиях, при ответах у доски, поэтому в таких ситуациях выполняют задания хуже, чем делают это обычно.

Особого внимания требуют школьники, имеющие выраженную мотивацию избегания неудач, такие дети как правило относятся к группе ЧБД. Они сильно тревожатся на уроках, боятся допустить ошибку, стараются во всем быть абсолютно правильными. Тратят на это много сил, поэтому быстро устают, снижается иммунитет на фоне постоянного стресса и они заболевают. Иногда, дети отказываются от выполнения тех заданий, которые им кажутся сложными, взрослые, не понимая причин этого, называют такое состояние ребенка ленью. Хотя на самом деле он просто очень боится, что у него не получится сделать то, что требуется. Контрольная работа для такого ученика представляет собой серьезное испытание и он начинает волноваться заранее, даже если уверен в своих силах именно в такие моменты у него может заболеть голова, живот или начать першить горло. А в особо острых случаях накануне может резко повыситься температура и он действительно заболевает.

О мотивах к обучению можно сказать следующее, что он может быть внешний или внутренний.

  • Внешний - наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непосредственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей;
  • Внутренний - интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели.

Е. П. Ильин выделяет следующие категории мотивации учения (Ильин Е.И. 2000):

  • Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.
  • Обучение без личных интересов и выгод.
  • Обучение для социальной идентификации.
  • Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.
  • Обучение по принуждению или под давлением.
  • Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.
  • Обучение для достижения цели в обыденной жизни.
  • Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.

По нашему мнению у ЧБД одной из причин формирования негативной или низкой учебной мотивации является стиль реагирования на различные ситуации как путем их избегания, так и негативизмом.

Из всего выше описанного можно сделать вывод, что ЧБД привыкают к свободному распорядку дня, а выход в школу уже сам по себе провоцирует стрессовую ситуацию. Болеющий ребенок не получает новых впечатлений, связанных с собственной жизнью, у него нет ориентации на окружающею среду. Его речь может быть обеднена как из-за малого опыта общения, так и вследствие недоразвития речевых центров из-за недостаточного мозгового кровообращения. Часто болеющие дети не включены в школьную жизнь, у них не формируются волевые процессы, учебные навыки.

Интеллектуальный уровень развития может оказаться низким из-за частых пропусков занятий. Это проявляется в узком кругозоре и бедности знаний, слабом развитии логических операций. Такие дети меньше читают, а из книг чаще выбирают те, которые вызывают максимум эмоциональных переживаний: комиксы, романы, детективы. Снижена как крупная, так и мелкая моторика. Крупная снижается из-за малоподвижного образа жизни. Мелкая – из-за того, что ребенок выполняет мало заданий, которые способствуют ее развитию (мало пишет, чертит, рисует и т.д).

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный комплекс упражнений для детей 5-7 лет, часто болеющих ОРЗ

Комплекс упражнений для детей, часто болеющих ОРЗ....

Рекомендации родителям по ЛФК для часто и длительно болеющих детей.

Лечебная физкультура и массаж давно используются при лечении самых разных заболеваний. К способам экстренной терапии они не относятся, но в стадии выздоровления от болезни и для предупреждения н...

Особенности формирования когнитивной сферы детей младшего школьного возраста в логопедической работе

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень....

Дидактический материал для дистанционного обучения часто болеющих детей

Дидактический материал  предназначен для учащихся , не имеющих возможности по разным причинам посещать школу в течение какого - то отрезка времени....

Создание условий для формирования учебной мотивации в классах для детей с задержкой психического развития

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из ...

Рабочая программа по коррекции специфических особенностей когнитивной деятельности детей с ОВЗ «Ступеньки развития»

Настоящая  программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обучающихся в 1-4 классах общеобразовательной школы, и составлена с учетом содержания учебных пред...

Особенности когнитивного развития детей младшего школьного возраста.

В современном мире проблема развития когнитивных способностей младших школьников является одной из самых актуальных тем, так как непосредственно познавательная способность ребенка является важным усло...