"Полезные игры на кухне".
консультация по зож

Шкарлет Марина Михайловна

Зрение занимает в жизни ребенка особое место. Оно обеспечивает ему восприятие более 80 % информации о внешнем мире и выполнение большинства видов человеческой деятельности. Поэтому даже незначительные его нарушения могут привести к заметному ограничению информационного обмена между ребенком и окружающей средой. В настоящее время всё больше и больше растёт количество детей, имеющих нарушения зрения. Перед многими родителями детей с ослабленным зрением, нередко стоит вопрос: как же заниматься с ребенком дома? Чем и как ему помочь? В данной работе даны рекомендации родителям по развитию детей с нарушением зрения в домашних условиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Полезные игры на кухне» 

                                                     Подготовила:

                                                                            учитель начальных классов  

                                                            МАОУ СОШ № 2

                                                                                 Шкарлет Марина Михайловна

2020 г.

Цель: повышать педагогическую компетенцию родителей, помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики, развитию осязания, развитию пространственного ориентирования, коммуникативной деятельности и социально-бытовой ориентировки детей с нарушением зрения в домашних условиях.  

Задачи: - познакомить родителей с влиянием развития осязания и мелкой моторики на интеллектуальное развитие ребенка;

- познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие осязания и мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;

- создание условий для укрепления сотрудничества между школой и семьей;

- развитие творческих способностей детей и родителей.  

   

 (слайд1) При понижении зрения у ребенка в первую очередь страдают представления о предметах и явлениях окружающего мира. У детей трудно формируются зрительные образы, поэтому их зрительным восприятием нужно руководить. Это предполагает оказание помощи в обследовании предметов — выделении составных частей, цвета, формы, величины, пространственного расположения и других существенных признаков. В познавательном процессе должно участвовать не только зрение, но и слух, обоняние, осязание, вкус.

  Очень важно, чтобы родители правильно относились к ребенку, понимали его реальные возможности. Следует знать, что низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима поддержка родителями действий ребенка поощрительными, ласковыми словами: «Какой ты молодец! Быстро разделся», «Как красиво ты поставил обувь!». Родители должны понимать: ребенок с нарушением зрения иногда не выполняет их требований не потому, что капризничает или ленится, а в силу того, что не умеет пользоваться своим зрением, или из-за того, что у него плохо развита мелкая моторика, общая координация движений, или из-за неумения внимательно слушать и осмысливать то, что говорят взрослые. Всему этому ребенка надо учить специально, быть при этом терпеливым и не раздражаться из-за его медлительности.      

  Ошибаются родители, которые думают, что ребенок с нарушенным зрением не в состоянии овладеть теми же знаниями, умениями и навыками, что и дети с нормальным зрением. Это не так. Ребенок, имеющий патологию зрения, может достигнуть такого же уровня развития, как и его хорошо видящий сверстник, но для этого потребуется больше времени и постоянная помощь взрослых. Сформированные у ребенка навыки самостоятельной деятельности в разных видах домашнего труда, в общении с близкими людьми составят прочную основу его успешности в дальнейшей жизни.                                                                                                   Если ребенок с нормальным зрением приобретает большинство навыков в естественном опыте жизни, подражая взрослым, то ребенка с нарушением зрения всему этому нужно учить, он не может овладевать действиями по подражанию.                 

      Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики  и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.  

   Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, в школе, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.  

     Хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные и познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.  

 Игра «Песочница» на кухне. (слайд2) Возьмите поднос или плоское блюдо. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу (муку). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.  

 Игра «Мозаика». (слайд3) В шкатулке с пуговицами находим еще игры. Подбираем пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. Предложите ребенку придумать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).  

 Игра «Волшебный мешочек». Сложить мешочек различные мелкие бытовые предметы и игрушки (шарик, кубик; ложка, чашка, блюдце из игрового набора и т.д.) Ребенок рукой обследует предмет и называет его.

Предлагаем ребенку обследовать предмет, рассказать о нем.  

 Игры с крупами, макаронными изделиями. (слайд4) Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.                                               

Виды работы:

  • отделить маленькое от большого. Перемешанные фасоль и горох отделить друг от друга.
  • из гороха (фасоли), оказавшейся у вас на блюдце выложите по контуру нарисованный предмет.
  • Попробуйте выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным. Детям это выполнить очень трудно! Ну, а если дома вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.  
  • Восторгу не будет предела, если ребенок откопает в манке или гречке «клад» (конфета, маленькая игрушка).

(слайд5) Эта работа заинтересует и подростков.

        Играя, ребенок с удовольствием вам поможет разложить по парам выстиранные носочки, отрабатывая при этом умение различать предметы по цвету и размеру. Или разложит по ячейкам ложки: столовые, десертные и чайные.

        У слабовидящих школьников развитие пространственной ориентировки протекает замедленнее и со значительными трудностями. Родители, желающие помочь своим детям могут развивать эти навыки также в игровой форме в условиях семьи, отрабатывая на предметах быта отношения «под», «за», «после», «перед» и т.д., допустим, сервируя стол.

        Можно поиграть с детьми в игру «Не перепутай», направленную на развитие сомато-пространственной ориентации. Ребёнок выполняет «перекрёстные» движения, показывая:

- Правой рукой левую щёку.

- Левый бок правой рукой.

- Левой рукой правый висок.

-  Мизинцем левой руки правое ухо.

- Левой ладонью прикрой правый глаз.

- Левую руку на голову, правую руку на колено.

      Для развития навыков коммуникации, для установления контактов с окружающими, формирование образов окружающих людей помогают невербальные игры. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию или, как говорят психологи, эмпатии.                    

Изобразите пантомимой характер сидящего и его чувства:                                                             а) царь на троне (властность, грозность, достоинство);                                                                                б) золушка на скамеечке (скромность, смирение);                                                                              в) разбойник в лесу на пне (злость, свирепость, глаза сверкают, точит нож);                           г) бабушка в кресле (усталость, доброта, спокойствие);                                                                        д) красавица на стуле (элегантность, уверенность в своей красоте и неотразимости).

     Сказкотерапия развивает эмоциональный интеллект. Можно взять любую сказку и добавив в нее эмоций — и вот так разыграть! (слайд6) Слушая сказку, дети изображают на лице эмоцию, которую испытывает герой в этот момент. На своих занятиях я раздаю детям карточки с эмоциями, которые дети показывают по ходу действия сказки.

Например, история о медведе.
 
Жил в лесу медведь. Спал себе спокойно в берлоге. Но настала весна, и он проснулся — голодный и недовольный.
Вылез из берлоги — зарычал,
рассердился, нахмурился.  Оглянулся — а здесь солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался медведь, обрадовался весне, забыл про голод. Рядом лисичка пробегала — удивилась — надо же, медведь уже проснулся!
 А недалеко под кустиком сидел зайчик — услышал шум,
испугался, прижал ушки и замер, прислушиваясь — «что там за шум?»
Выглянул из-за куста — а там медведь и лисичка.
Обрадовался он своим друзьям, поспешил к ним. И начали они вместе веселиться и играть!

    И, конечно, не забываем о зарядке для глаз! (слайд 7,8) Зрительная гимнастика имеет огромное или многоцелевое значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение.  Затраты времени на упражнения гимнастики измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.

  Вы познакомились лишь с частью того, чем можно заняться с ребенком дома. Берите на вооружение фантазию! Важно непрерывно разговаривать с ребенком, называть все свои действия, явления природы, цвета и формы. Постоянный поток информации его не утомит. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего?» Наши дети требуют большей заботы, большего внимания, большего терпения.  И тогда все у них получится.

        

Список используемой литературы

1. Дерягина Е. В. Создание предметно-развивающей среды для ребенка в домашних условиях. Консультация для родителей // Молодой ученый. — 2019. — №44. — С. 338-339. — URL https://moluch.ru/archive/282/63523/

 2. Зальцман, Л.М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта / Л.М. Зальцман // Дефектология. –2006 – ¹ 2 – С. 31–35.

 3. Сумарокова, И.Г. Оптимизация родительского отношения в процессе психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с глубокими    нарушениями зрения [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. психолог. наук / И.Г. Сумарокова –Н. Новгород, 2009 – 28 с.  

4. Интернет-ресурс: infourok.ru

5. Интернет-ресурс: nsportal.ru

6. Сайт тифлопедагога  fschool-6.edusite.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современной маме. Развивающие игры на кухне.

Для всех родителей очень важным является развитие их детей. Все хотят, чтобы ребенок рос сообразительным, умным, творчески развивался. Помочь в этом могут развивающие игры.Они  очень важны для де...

Игры на кухне.

Например, вы заняты приготовлением ужина , а ваш ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым ребенок окажет вам посильную помощь, а заодно потре...

Полезные игры

Уважаемые родители! Вы можете помочь своему ребенку -  первокласснику в игровой форме закреплять материал по математике и по русскому языку. Скачайте бесплатно тренажёры для выполнения заданий по...

Игра "Поле чудес" - РУССКАЯ КУХНЯ

Игра на основе телевизионной игры "Поле чудес" на тему Русская кухня. может быть использована как внеклассное мероприятие или урок к курсу "Разговор о правильном питании"...

Интерактивная игра "Наведи порядок на кухне"

Интерактивное пособие "Наведи порядок на кухне" разработано для учащихся 1-2 классов с ОВЗ и призвано развивать зрительное внимание, языковой анализ и синтез. Работа с этим пособием позволит...

"ИГРЫ НА КУХНЕ"

 Игры и игровые упражнения в помощь родителям для развития речевых навыков (советы логопеда)...

Технологическая карта урока окружающего мира «Особенности северной кухни. Кавказская кухня» (УМК «НШ XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений об особенностях северной кухни, кавказской кухни.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление об особенностях северной и кавказской кухни.2. Вспомнить, что т...