Реализация здоровьесберегающих технологий во время учебного процесса в рамках ФГОС.
статья по зож (1 класс)

                     В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

Наша задача - научить каждого ребёнка безопасному образу жизни, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №17 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

Реализация здоровьесберегающих технологий во время учебного процесса в рамках ФГОС.

Учитель начальных классов

Печерская Е.Ш.

"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,

 то во всяком случае, поддерживать
его высокий уровень здоровья вполне возможно".


Академик, хирург Н. М. Амосов.

                     В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

Наша задача - научить каждого ребёнка безопасному образу жизни, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль?

           Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя.

           Но, к сожалению, местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Министерство здравоохранения считает виновником ухудшения здоровья детей - систему образования, а именно учителей первой ступени, так как считают, что именно на этой ступени происходит главный срыв детского здоровья. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта.

Обучение должно строиться на основе следующих принципов:

  • Принцип комфортности.

Создание в классе спокойной, доброжелательной атмосферы, вера в силы ребенка, осознание им процесса учения, понимание учителем и родителями значимости знаний о здоровье, организация двигательного режима учащихся, недопустимости перегрузок.

  • Принцип деятельности.

Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.

  • Принцип творчества.

Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности, приобретение школьниками собственного опыта творческой деятельности. Умение создать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем.

        Достижение сформулированных задач обеспечивается, на мой взгляд, внедрением комплексного подхода к оздоровлению в начальной школе.

          Я провожу очень много различных мероприятий по здоровому образу жизни. В процесс обучения внедряются современные здоровьесберегающие технологии. Меня  больше всего заинтересует проблема формирования здорового образа жизни. Задалась вопросом: как сделать так, чтобы ребёнок учился осознавать себя как часть природы и понимать ответственность за сохранение своего здоровья не только на отдельных мероприятиях или специальных уроках, а ежедневно где бы он ни был.

          Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно- ориентированном образовании.

            Свой трудовой учебный день мы с ребятами начинаем с утренней зарядки. И кто сказал: "Что первый урок не продуктивный?". Мы все вместе взбодрились, проснулись. А вот теперь за работу.

         Большие возможности, на мой взгляд, в реализации технологий сберегающих здоровье современного школьника, имеют оздоровительная система В. Ф. Базарного, проблемное обучение, уроки физической культуры, уроки ознакомления с окружающим миром и т. д.

          Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.

             Что значит здоровьеразвивающий подход к уроку? В чем его суть?

  • Современный урок в школе есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности детей и учителя.
  • Современный урок в школе есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
  • Ребенок как человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Эти три положения определяют здоровьесберегающие требования к уроку.        

Таким образом, сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок, обеспечивающий ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, то есть добавляющий детям и учителю здоровья. А для этого дети не менее 20% времени урока должны находиться в состоянии двигательной активности.

              Убеждена, что всему основа в работе с детьми - положительные эмоции. Подбодрить, похвалить, поддержать его веру в себя.

              Провожу различные упражнения для профилактики и предупреждения близорукости "восьмёрка", взгляд двигается в процессе физкультминутки: по часовой стрелке и наоборот, вправо - влево, по "восьмёрке". Упражнения выполняются только стоя.      Всю организацию учебно-воспитательной работы мы построили с учётом физиологических принципов изменения работоспособности ребёнка:

  • в ходе проведения уроков сложный материал изучается лишь тогда, когда работоспособность детей достигла высшего уровня;
  • рационально чередуется учёба и отдых детей.

        В уроки включаем вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. На уроке русского языка. Вежливые слова и здоровье. "Спасибо. Пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи" - подумайте, что общего между этими словами продолжите список.

В качестве приёма здоровьесбережения применяем дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе. Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаем детям разноуровневые домашние задания.

 Игровая технология. В практике  широко использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочерёдно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приёмы с элементами   соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на других уроках.  Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляют мотивацию   на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Часто на уроках русского языка, математике, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Игра-пантомима

а)  При изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или  движениями  частей  тела).  Ученики у  доски,  выполняют это  задание,   а учащиеся отгадывают букву алфавита;

б)   При изучении темы  "Животное"  изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами;

в) При изучении темы «Режим дня» изобразить действия, которые выполняются обычно утром, вечером и т.д.

 Во время урока необходимы минутки релаксации, дыхательная гимнастика (приведены в новых методических рекомендациях ФГОС), массаж активных точек.

              Также применяем в работе личностно-ориентированные технологии, интегрированные уроки:

  • Окружающий мир+ труд или ИЗО;
  • Окружающий мир+ чтение.
  • Математика+ окружающий мир

Любой урок стараюсь заканчивать:

«выбрасыванием»  усталости

-«умыванием лица» теплом близко поднесённых к лицу рук;

-потягиванием.

        

С поступлением в школу двигательная активность снижается наполовину. Учащиеся вынуждены не только ограничивать свою двигательную активность, но и длительное время поддерживать однообразную статическую позу - сидя за партой. Возникает неразрешимое противоречие: овладение основами наук в соответствии с программой требует от учащегося повышенной умственной активности,  мобилизации интеллектуальных усилий, напряжения внимания, памяти и т.д., но  в то же время даже кратковременное пребывание без движений в статическом положении ведет, согласно наблюдениям гигиенистов, к нарушениям подвижности основных нервных процессов, снижению умственной и мышечной работоспособности. В начале каждого урока использую упражнения, направленные на активизацию всех систем организма. Уделяю внимание проведению физкультминуток на каждом уроке.

Физкультминутки. Норма на 10-15 минут урока по1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3 повторениями каждого. Рекомендуемый список раздаю детям для заучивания.

А также на уроках использую оздоровительные моменты: например

Игра «Здравствуй»

-Добрый  день, мой милый друг (рукопожатие)

-Посмотри- ка ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону).

Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо соседа).

Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на грудь).

Будем  вместе (каждый игрок обе руки ладонями соединяет с руками партнёра, руки  необходимо держать на уровне груди)

Жить (каждый участник хлопает в ладоши),

Друзья (партнёры соединяют руки ладонями, держа их на уровне груди).

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровым, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызвать у них позитивную самооценку. Для этого педагог должен избегать резких замечаний в адрес детей по поводу дисциплины, особенно замечаний, задевающих чувство их собственного достоинства. Известно, что невозможно воспитать у ребенка уважение к себе и желание быть достойным, если постоянно унижать его. Учителю необходимо обнаружить у учащегося достоинства и их стимулировать, а нежелательные проявления в поведении устранять путем договора. Фраза «Давай договоримся» - это одно из эффективнейших способов, обеспечивающих людям возможность мирного сосуществования.

Очень желательно, чтобы дети постоянно слышали спокойный, ласковый тон учителя, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах учителей. Важно, чтобы дети ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого ученика, даже если этот ответ не совсем верный, получали одобрение наиболее удачных ответов, а также своих достижений.

Здоровьесберегающий  подход к уроку проявляется в том, что учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям, в этом пример, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности все то, о чем он говорит детям и что с них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с детьми на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то учитель принимает в ней полноценное участие наряду с учащимися и т.д.

 Особо специфической чертой здоровьесберегающего подхода к уроку является его рефлексивность.

Можно использовать самые разнообразные формы и средства рефлексии: устное слово, движение, позу, цвет, линию, музыку, письменное слово и многое-многое другое. Рефлексию также можно включать в разные этапы урока, что обеспечит учителю обратную связь с учащимися.

Умело проведенная рефлексия, даёт учителю возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке; что им помогало и что мешало в работе; что нового для себя они узнали; что смогут и готовы использовать в своей жизни за пределами урока и школы; что и как в них изменилось за ту или иную единицу времени.

Таким образом, каждый здоровьесберегающий урок обязательно должен включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя. 

В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!

Приложение.

Оздоровительные процедуры.

Виды оздоровительных мероприятий:

1. Гимнастика до учебных занятий.

Задачи       гимнастики       до учебных       занятий        содействие

организованному началу учебного дня, повышению работоспособности учащихся.

2. Подвижные перемены.

Организовать двигательный режим школьников во время перемены помогают подвижные игры. Задачи проведения подвижных игр включают в себя:

  • повышение работоспособности;
  • организацию активного отдыха;
  • содействие физическому развитию;
  • повышению уровня физической подготовленности.

3. Дни здоровья и спорта.

4. Профилактические мероприятия.

Помогают сохранить и укрепить здоровье учащихся совместные профилактические мероприятия с медицинским персоналом школы.

5. Просветительская и консультационная работа с родителями.

Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.

С целью повышения роли родителей в профилактической работе автор проводит:

  • Цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
  • «Профилактика ОРЗ в домашних условиях»;
  • «Закаливающие процедуры дома»;
  • «Значение режимных моментов для здоровья ребенка»;
  • «О питании младшего школьника»;
  • «Вредные привычки у родителей и их влияние на здоровье детей»;
  • «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка»;
  • «Как воспитать здорового ребенка» (см. приложение).

  • Анкетирование родителей с целью дополнительной диагностики, выявления круга интересов, проблем, оценки работы.
  • Совместные мероприятия с детьми и родителями («Мама, папа и я - спортивная семья», совместные вечера отдыха).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения

Выступление по проблеме сохранения здоровья у  учеников начальной школы и учителей....

Сообщение "Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС"

Данное сообщение может быть использовано как отчет по теме самообразования на методическом объединении учителей начальных классов....

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса второго поколения» рамках ФГОС

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка ...

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения»

laquo;Нужно поддерживать крепость тела,чтобы сохранить крепость духа»--Виктор Гюго. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Детям, чтобы прочно усвоить з...

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка ...

Выступление на МО МБОУ "Средняя школа №34" 2021 год.Тема: «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС».

Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества.  Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна гот...