Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе по ФГОС
материал по зож

Зайченко Наталья Витальевна

Доклад для августовской конференции учителей г.Ростова-на-Дону 2019г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Доклад

 Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе по ФГОС

Зайченко Н.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Школа № 107».

Цель:   Ознакомление и распространение опыта работы

Задачи:

  • раскрыть значение   здоровьесберегающий технологий;
  • познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;
  • поделиться личным опытом работы по сохранению  здоровья обучающихся.

1. Вступление:

-Здравствуйте! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем друг друга словом “здравствуйте”.  

Ответы педагогов.

 - Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его теряем.

 Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

Представьте себе воздушный шар, который летит над землей. А вот и человечек в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Подумайте и назовите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть уберите 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?   Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

Вывод: мы убедились на сколько ценно здоровье для каждого из нас.

Что же такое здоровье?

 В научной литературе можно обнаружить более трёх сотен формулировок понятия «здоровья». Международная организация здравоохранения характеризует понятие здоровья, как достижение состояния абсолютного физического, психического и социального удовлетворения и чувства полноты жизни, т. е. отсутствие физических нарушений и патологий — это ещё не полная картина здорового человека, поскольку здоровое самочувствие в большой мере является производным от образа жизнедеятельности человека.

      Сегодня мы поговорим с вами о здоровье наших учеников.
Здоровье «маленького человека» – важнейшая тема для обсуждения, вызывающая пристальный интерес как у родителей, так и у педагогов. Ребёнок большую часть дня проводит в школе, значит, именно школа несёт немалую ответственность за сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Заметим, что задача школы не ограничивается желанием сохранить здоровье только на период обучения, ведь счастливую и самодостаточную жизнь любого человека сложно представить без хорошего самочувствия.

      А что происходит в школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Николай Иванович Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, – быть руководителем жизни на пути к будущему». 

       По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье народа определяется на 17 – 20 % – экологическими, на 8 – 10 % – биологическими (наследственными) факторами, на 8 – 10 % – состоянием медицины и на 45 – 55% образом жизни.) 

2. Сообшение по теме.

      Вопрос: Если наполовину наше  здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое? А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?

       Ответ;  Использовать здоровьесберегающие технологии.

       Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии?

       Ответы педагогов:

  • Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
  • Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.
  • В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий  достигается  важный результат- получение учащимися образования  без ущерба для здоровья.
  •  Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
  • Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
  • Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

     Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?

     Ответы педагогов:

  • технологии развивающего обучения;
  • технологии  развития критического мышления;
  • интерактивные методы обучения;
  • тренинговые технологии.

      Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?

   Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

- двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

- использование оздоровительной силы природы

- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс

Сейчас мы с вами постараемся, насколько это возможно, разобраться на практике с работой по данным направлениям.

  1. Двигательная активность. 

В рамках урока это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, профилактическая), самомассаж.

Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.

Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам.   Их дети любят называть оживлялками, т.к они мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий.

  1. Психологическое здоровье школьника 

Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок включаются  не только физические упражнения, но и «этюды для души».

Оздоровительная минутка «Солнышко»

      Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

  Разновидностью психотерапии и аутотренинга является психофизическая тренировка. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видах дыхательных упражнений.

    Психофизическая тренировка – это метод самовоздействия на организм. Проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья, эмоционального настроения.

Атмосфера становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.

  1. Творческий характер процесса обучения 

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.  

  1. Использование оздоровительной силы природы.

- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);

- экскурсии;

- подвижные игры на свежем воздухе и т.д.

5.Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс 

    Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. В практике работы использую разноуровневые разъяснительные инструкции.

Задание на группировку слов по одному общему признаку.

Сон, сын, рот, дом, сад, вол, рак, дым, выл, рыл, вал, дал.

1 РИ. Раздели слова на три равные группы. Запиши.

2 РИ. Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки. Запиши каждую группу слов в отдельный столбик.

3 РИ.  В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой с буквой – Ы, а в третий - с буквой А.

  Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяют вопросам здоровья.

При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

 Многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.  

3. Подведение итогов. Рефлексия:

Сегодня мы с вами:

1. Определить ценность здоровья для каждого из вас.

2. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.

         3. Познакомились с опытом работы в использовании здоровьесберегающих технологий в  практической деятельности.  

Своё выступление я хочу закончить легендой: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить  Землю. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщае...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Презентация  "Применение здоровьесберегающих  технологий на уроках в начальной школе"...

Из опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Приводится  опыт  работы по  применению  технологий  здоровьесбережения...

Выступление на педсовете "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

В данной презентации представлены виды здоровьесберегающих технологий, которые применяются педагогами в начальной школе....