Исследовательская работа на тему "Гречка-царица кухни"
проект по зож (2 класс)

Бакулина Светлана Борисовна

Гречка действительно очень ценный и полезный продукт питания. Блюда из нее вкусны и многообразны. Её необходимо включить в меню каждого школьника ,так как это полезная и вкусная пища.

А еще эта каша легка в приготовлении, и ее можно приготовить самостоятельно  даже ребятам начальной школы.

В ракботе рассказывается , что гречневая каша полезна не только больным людям, но и здоровым, а особенно детям.

В процессе работы над данной мы

выяснили:

какими полезными свойствами для здоровья человека обладает гречка

 

убедились:

       что гречневая крупа обладает полезными свойствами не только для больных людей, но и для здоровых, а особенно для детей;

что учащиеся начальных классов мало знают о пользе гречневой каши; что    самостоятельно  могут  приготовить  вкусную  гречневую  кашу и

накормить всю семью.

 

познакомились  с  различными  источниками  информации,  восполнила

свои знания, приобрѐла полезный опыт исследовательской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл содерж.docx951.96 КБ

Предварительный просмотр:

Окружная научно- практическая конференция

младших школьников «Я познаю мир»

направление «Здоровый образ жизни»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 «Гречка - царица кухни»

Выполнила: ученица 2 «А» класса

ГБОУ СОШ № 11г.о. Кинель

Давлетова Аделия

Научный руководитель:

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №11г.Кинеля

Бакулина Светлана Борисовна

                                                    Кинель 2017 г

                                                Содержание

  1. Введение………………………………………………………………3

  1. Историягречки        4
  2. Польза гречневой каши        5
  3. Практическая часть        7
  1. Анкетирование учеников начальнойшколы        7
  2. Анкетирование школьной медсестры        7
  3. Анкетирование школьных поваров.        7
  4. приготовление гречневойкаши"классический".        8
  1. Гречневая крупа в русском народном  творчестве        8
  2. Приметы связанные с гречкой        8
  3. Заключение…………………………………………………………..8-9
  4. Практическая значимость  работы        9

Список литературы

Приложения

 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

В детском саду, в  школе да и дома, часто на завтрак готовят гречневую кашу. Я часто слышу, что гречка очень полезна. Вот я и решила провести исследовательскую работу и узнать в чём польза гречки

На уроках Окружающего мира мы говорили о правильном питании и о  том, чем питались люди в старину. «Щи да каша пища наша». Кто из нас не слышал эту пословицу? А еще говаривали: «Каша – мать наша». Часто на Руси кашу называли праматерью хлеба. Ни одного важного дела или события не проходило в старину без каши. Каша считалась символом богатства и благополучия в семье. Ее готовили на свадьбу, поминки, пиры и т.д., носили  в школу учителю. Мне стало интересно - полезна ли каша здоровым людям, а особеннодетям?

Проблемныевопросы:

  1. Чем полезна гречневая каша?
  2. Какова история происхождения гречки?
  3. Как люди относятся к гречневой каше?
  4. Смогу ли я сама приготовить вкусную гречневую кашу?

Цель проекта: исследовать полезные свойства гречневой крупы, значение еѐ для организма. Узнать историю происхождения гречки.

Объект исследования: гречневая каша.

Предмет исследования: свойства гречневой крупы.

Гипотеза: я предположила, что гречневая каша полезна не только больным людям, но и здоровым, а особенно детям.

Задачи:

1. Провести исследование в нашей школе о том, что дети думают о гречневой каше.

2.Подготовить материал по истории происхождения гречи на Руси, полезности блюд, приготовленных из этой крупы, ценности  этого продуктапитания.

  1. Найти и подобрать пословицы и поговорки окаше.
  2. Найти рецепты по приготовлению блюд изгречки.
  3. Научитьсяготовитьгречневуюкашу.
  4. С результатами исследования выступить передодноклассниками.

Методы:

теоретические: поиск информации и еѐ изучение в Интернете, в библиотеке, знакомство с литературными и художественными произведениями;

практические: опрос, наблюдение, обобщение и умозаключение.

Этапы исследования:

  • Изучение литературы и других источников по темеисследования.
  • Подбор справочного и иллюстративного материала.
  • Опрос окружающих людей.
  • Приготовление гречневой каши.
  • Подготовка результатов исследования в виде исследовательской работы

Ожидаемый результат: мои исследования помогут найти ответ на поставленные вопросы, подтвердить или опровергнуть гипотезу.

  1. ИСТОРИЯГРЕЧКИ

Гречиха посевная, или Гречиха съедобная, или Гречиха обыкновенная (лат.Fagópyrumesculentum) – вид травянистых растений рода Гречиха (Fagopyrum) семейства Гречишные (Polygonaceae), крупяная культура. Из гречихи посевной изготавливается гречневая крупа ( ядрица) — цельное зерно (греча, гречка), продел (дроблѐное зерно с нарушенной структурой), смоленская крупа (сильно измельчѐнныезѐрна), гречневая мука, а также медицинские препараты. Семена охотно поедают певчиептицы.

Родиной гречихи принято считать горные районы Индии (там еѐ называли «чѐрным рисом») и Непала, где это уникальное по своей пользе и биохимическому составу растение культивируют уже более 4000 лет. Уже  в

15 в. до н.э. выращивание неприхотливой к почвам и условиям  произрастания гречки получило распространение в Японии, Китае и Корее, а немного позже – и в странах Средней Азии, Кавказа и БлижнегоВостока.

В таких странах Европы, как Франция, Испания, Бельгия, Португалия, где питательная и полезная гречневая крупа начала пользоваться большой популярностью уже в начале XVII века, гречка получила названия «арабское зерно», «татарка», «языческое зерно». В Германии, Дании, Голландии, Норвегии и Швеции гречку издавна и традиционно называют «буковой пшеницей» (из-за сходства пирамидальной формы семян гречки с формой орешков букового дерева).

Уже в конце 7 - начале 8 веков крупяная культура гречиха из Румынии была завезена в Киевскую Русь, где и стала с тех пор и по сей день именоваться «гречкой» (это свое наиболее распространенное название гречиха получила в связи с тем, что в Киевской и Владимирской Руси ее преимущественно культивировали проживающие в русских монастырях греческие монахи).

Приготавливаемая        из        гречки        гречневая        (называемая        в        старину

«черная») каша издавна и традиционно является одним из самых любимых и почитаемых россиянами блюд русской кухни. Вкусовые и полезные качества гречки высоко ценил знаменитый полководец А.В. Суворов, называвший гречневую кашу «богатырской пищей».

О высокой пищевой ценности и целебных свойствах гречки также  часто упоминал в своих трудах основатель крупнейшей российской физиологической школы Иван ПетровичПавлов.

  1. ПОЛЬЗА ГРЕЧНЕВОЙКАШИ

Я обратилась к интернету и нашла ответ на вопрос: какая каша самая полезная?

Совсем недавно канадские диетологи после серии экспериментов  дали четкий ответ на вопрос, какие же варианты каш наиболее полезны. Лучшие специалисты назвали гречку - самой полезной кашей, на втором – овсянку, натретьем        –рис длиннозернистый. Я узнала, что в гречневой крупе содержится железо, которое способствует образованию красных кровяных телец и гарантирует хороший цвет лица. Калий поддерживает оптимальное кровяное давление, кальций – верный союзник в борьбе против кариеса, ломких ногтей и хрупких костей, магний спасает от депрессии и помогает в борьбе с лишним весом. Гречневая каша помогает работе сердца и печени, она способствует выведению из организма избыточного холестерина (а значит, любителям гречки не грозят старческий склероз и проблемы с сердцем), выводит из организма шлаки и ионы тяжелых металлов, что особенно актуально для жителей мегаполисов и районов с неблагополучной экологией. Еще ценят гречку и за большое количество рутина. Это вещество укрепляет стенки кровеносных сосудов, останавливает кровотечения, оказывает профилактическое и лечебное воздействие на вены, например при варикозном расширении вен. Она улучшает   кровообращение   и   укрепляет   иммунную    систему. Регулярное употребление гречки и содержащих ее продуктов особенно полезно людям, страдающим ожирением и сахарным диабетом. В гречке содержатся способствующие улучшению липидного обмена и препятствующие образованию жировых отложений витамины группы B, фосфолипиды, аминокислоты метионин, аргинин и  треонин. Присутствующие в составе гречки сложные углеводы, длительно усваиваясь в организме человека, надолго создают ощущение сытости, а содержащаясяв

составе зерна гречки клетчатка, адсорбируя избыточное количество пищевой глюкозы, препятствует резкому нарастанию содержания сахара в крови. Гречка также отличается высокой концентрацией макро- и микроэлементов, играющих важную роль в естественном синтезе поджелудочной железой инсулина и способствующими восстановлению нормального содержания глюкозы в крови (среди таких минеральных компонентов зерна гречки - калий, фосфор, магний, марганец, кремний, цинк, хром).

Все        элементы,        содержащиеся        в        грече,        положительно        влияют        на полноценное формирование и развитиеребѐнка.

Словом не каша, а настоящая мини-аптека, приготовленная для нас природой.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ

А. Я составила анкету для учеников начальной школы. Было опрошено 25 человек.

Вопросы:

1.Знаешь    ли    ты,    откуда    пришла    к    нам    гречневая     каша? 2.Знаешь ли ты пословицы, поговорки, загадки  о  гречневой  каше?  3.Можешь ли ты сам приготовить гречневуюкашу?

4.Хочешь        ли        ты        кушать        в        школе        на        завтрак        гречневую        кашу?

В. На вопросы о пользе гречневой каши мне ответила школьная медсестра Татьяна Геннадьевна Пашина

Вопросы:

  1. Какие витамины содержатся в гречневойкрупе?
  2. Кому больше полезна        гречневая  каша:   больным   людям, детям или взрослым?
  3. Почему людям с сахарным диабетом рекомендуют  естьгречу?
  4. Как часто нужно кушатькашу?

Ответы:

  1. Витамины В1, В2, В6; содержится железо, калий, фосфор, медь, цинк, йод.
  2. Полезна всем, особенно, ктоболеет.
  3. Помогает поджелудочной железе синтезироватьинсулин.
  4. Каждый день на завтрак, но разнуюкашу.

С.        Посетив        школьную        столовую        и        побеседовав        со        школьными поварами, я получила полезные ответы на своивопросы.

Вопросы:

  1. Сколько        необходимо        крупы,        молока,        сахара,        соли,        масла,        чтобы приготовить гречневую кашу для детей начальной школы?
  2. Какую кашу лучше оценивают в книге отзывов и предложений в школьной столовой?
  3. Что нужно сделать, чтобы каша сварилась быстрее?
  4. Калорийностькаши.
  5. В какой посуде лучше готовить гречневую кашу?

Ответы:

  1. Молоко – 8л. Сахар - 1200г. Крупа – 4кг. Соль – 80г. Масло –800г.
  2. Манную, пшѐнную,гречневую.
  3. Крупузаваривают вкипятке.
  4. 118 -120  ккалнастограмм
  5. В алюминиевой посуде или посуде с толстым дном истенками.

D. Обратившись к кулинарным книгам, мы с мамой нашли рецепт настоящей гречневой каши "классический".

Попробуйте правильно приготовленную гречку хотя бы один раз, и Ваше мнение по поводу великолепнейшего вкуса этого блюда изменится навсегда! см. Приложение 3.

  1. ГРЕЧНЕВАЯ КРУПА В РУССКОМ НАРОДНОМТВОРЧЕСТВЕ

О распространенности гречихи в нашей стране говорят бытующие в народе многочисленные пословицы, поговорки, загадки, приметы, сказки, в той или иной мере связанные с этим растением или гречневой кашей. Так  в  известной былине славный богатырь Микула Селянинович ратовал на ржаной горбушке да гречневойкаше.

Вот как в некоторых  из пословиц расценивалась гречневая каша:

«Горе наше, гречневая каша, есть не сможешь, отстать не хочется».

«Гречневая каша -  матушка наша, а хлебец ржаной -  отец родной».

«Гречневая каша сама себя хвалит».

«Не страшен мороз, что на дворе трещит, когда гречневая каша в печи стоит».

«Черна, мала крошка, а пользы в ней много. В воде поварят, кто съест - похвалят».

«Гречневая каша сама себя хвалит».

«Витаминами полна Гречневая каша – матушка наша, если скушаешь ее, то захочется еще»

Витаминов в ней навалом, я их перечислю: фосфор, калий и железо, а особенно белки – все полезны и важны, для здоровья нам нужны!

  1. ПРИМЕТЫ СВЯЗАННЫЕ СГРЕЧКОЙ

13 июня у восточных славянпразднуетсядень        .

Начало лета. На Акулину-гречишницу было принято готовить  мирскую кашу из «отсталой» (оставшейся от предыдущего урожая) гречи и угощать ею нищих, странников и калек. После угощения по традиции благодарили хозяев: «Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом — на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди, Боже, вам, православным, гречи без счѐту! Без хлеба, да без каши — ни во что трудынаши».

В степных краях за неделю до этого  дня,  или  на  неделю  позже,  сеялигречиху.

В  южных   краях   России   гречиха   к   этому   времени   уже   цветѐт;  в Малороссии у хозяек был обычай срывать пучок гречихи, приносить домой и, заткнув за образа, оставлять до будущегогода.

С этого времени подмечали появление оводов. Более всего от насекомых страдали домашние животные. Коровы, спасаясь от мух, комаров, слепней, убегали из стада и, возвращаясь обратно в поселения, прятались под навесами крыш, в тени. Отсюда второе название дня — «Акулина - задери хвосты».

7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведѐнные исследования подвели меня к следующему выводу:

Гречка - это одна из самых любимых каш нашего народа. Гречневая каша - самая полезная каша.

Теперь я точно знаю, что гречневая каша полезна не только больным людям, но и здоровым, а особенно детям.

В процессе работы над данной темой я

  1. выяснила:

какими полезными свойствами для здоровья человека обладает гречка

  историю происхождения гречи;

как люди относятся к гречневой каше;

что в народном творчестве часто встречаются пословицы и поговорки про каши, в том числе про гречку.

2)        убедилась:

       что гречневая крупа обладает полезными свойствами не только для больных людей, но и для здоровых, а особенно для детей;

что учащиеся начальных классов мало знают о пользе гречневой каши; что  я  самостоятельно  могу  приготовить  вкусную  гречневую  кашу и

накормить всю семью.

3)        познакомилась  с  различными  источниками  информации,  восполнила

свои        знания, приобрѐла полезный опыт исследовательской деятельности.

            4)  Выпустила буклет, где указала интересные моменты о гречке.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

  1. Традиции русского застолья. Автор - составительШальниковаВ.И.        ООО "Издательство Аркаим".,2014г.

  1. Диетическая кухня. - М.: ЭКСМО, 2007 (серия"Лакомка")

  1. История происхождения гречкиru.wikipedia.org

  1. Полезные свойства гречкиhttp://edaplus.info/

  1. Греча в народном творчестве http://flaminguru.ru/,http://poslovicy-pogovorki.ru/index/o_kashe,http://ru.narvol.org/mikula-selyaninovich

Приложение 1

Анкетадляучеников

  1. Знаешь ли ты, откуда пришла к нам гречневаякаша?

Ответ:        (да,нет)

  1. Знаешь ли ты пословицы, поговорки, загадки о гречневойкаше?

Ответ:        (да,нет)

  1. Можешь ли ты сам приготовить гречневуюкашу?

Ответ:        (да,нет)

  1. Хочешь ли ты кушать в школе на завтрак гречневуюкашу?

Ответ:        (да,нет)

Приложение 2

Анкета для медсестры

  1. Какие витамины содержатся в гречневойкрупе?

Ответ:

  1. Кому больше полезна        гречневая  каша:  больным  людям,  детям или взрослым?

Ответ:

  1. Почему людям с сахарным диабетом рекомендуют  естьгречу?

Ответ:

  1. Как часто нужно кушатькашу?

Ответ:

Приложение 3.

Анкета для повара школьной столовой

  1. Сколько        необходимо        крупы,        молока,        сахара,        соли,        масла,        чтобы приготовить гречневую кашу для детей начальнойшколы?

Ответ:

  1. Какую кашу лучше оценивают в книге отзывов и предложений в школьной столовой?

Ответ:

  1. Что нужно сделать , чтобы каша свариласьбыстрее?

Ответ:

  1. Калорийностькаши.

Ответ:

  1. В какой посуде лучше готовить гречневуюкашу?

Ответ:

Приложение 4.

Ингредиенты:

Масло сливочное (желательно использовать качественное сливочное масло с высокой жирностью) - 1/2 ч.л.

Соль (обычная поваренная соль) - 1/2 ч.л.

Вода (чистая питьевая вода) - 2ст.

Крупа гречневая (необходима крупа с цельной ядрицей, не дроблѐная) - 1ст.

Время приготовления: 25 минут

Рецепт «Каша гречневая и секреты еѐ приготовления»:

Итак, отмеряем стакан гречки  (без горки), высыпаем в чашку и хорошенько перебираем, удаляя мелкие камешки и частицы        мусора.C:\Users\Светлана Борисовна\Desktop\НПК Аделия\гречка фото\IMG_3863.JPG

Затем...

C:\Users\Светлана Борисовна\Desktop\НПК Аделия\гречка фото\IMG_3864.JPG

Хорошенько промываем  крупу холодной водой и сменяем воду несколько раз, пока она не станет чистой.

После промывки гречку необходимо немного просушить.

Теперь высыпаем гречку в сковороду и поджариваем еѐ на среднем огне, постоянно помешивая, до золотисто- коричневого цвета.C:\Users\Светлана Борисовна\Desktop\НПК Аделия\гречка фото\IMG_3868.JPG

В кастрюле с толстыми стенками и дном на медленном огне растопим сливочное масло (1/2 чайной ложки), добавим соль, гречку и...C:\Users\Светлана Борисовна\Desktop\НПК Аделия\гречка фото\IMG_3870.JPG

Хорошенько перемешаем, чтобы каждое зѐрнышко (ядрица) покрылась маслом (но нежарим).

Вскипятим 2 стакана воды.

Смешиваем крупу с солью и маслом, вливаем в неѐ кипящую воду и  убавляем огонь доминимума.

Накрываем плотной крышкой и не открываем         еѐ         минут        15-20.C:\Users\Светлана Борисовна\Desktop\НПК Аделия\гречка фото\IMG_3885.JPG

Здесь важно именно невмешательство в процесс, ведь каша готовится не столько на воде, сколько напару.

C:\Users\Светлана Борисовна\Desktop\НПК Аделия\гречка фото\IMG_3883.JPG

Выложим еѐ в тарелку и положим кусочек сливочного масла. Подаѐтся к столу        горячей.

Приятного аппетита!

К этой каше можно подавать что угодно, но классическая русская заправка должна состоять из сливочного масла, лука, сушеных белых грибов и крутых рубленых яиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...

Исследовательская работа "Математика на кухне"

Исследовательская работа "Математика на кухне"...

Научно-исследовательская работа "От Менделеева до кухни"

Научно-исследовательская (исследовательская проектная) работа. Тема  "От Менделеева до кухни".Теоретическая значимость данной работы заключается в личном вкладе автора исследования в та...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ  (на ...