Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках и во внеурочное время
материал по зож

В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:

– стресогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

– недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;

– перегруженность учебных программ и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и стресс;

– невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.

Таким образом, каждому учителю необходимо понимать, что присутствующий на уроке ребёнок, как правило, не здоров.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что современный учитель должен владеть здоровьесберегающей организацией учебного процесса. 

В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:

– стресогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

– недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;

– перегруженность учебных программ и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и стресс;

– невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.

Таким образом, каждому учителю необходимо понимать, что присутствующий на уроке ребёнок, как правило, не здоров.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что современный учитель должен владеть здоровьесберегающей организацией учебного процесса:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_sbereg._tehenologii.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Сызранский филиал государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная   школа – интернат №2 г.о.Жигулёвск

 

 

 

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках и во внеурочное время

 

 

Выполнила: Чеснова Светлана Владимировна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:

– стресогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

– недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;

– перегруженность учебных программ и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и стресс;

– невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.

Таким образом, каждому учителю необходимо понимать, что присутствующий на уроке ребёнок, как правило, не здоров.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что современный учитель должен владеть здоровьесберегающей организацией учебного процесса:

 Образовательный процесс должен носить творческий характер.

Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием: игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторина, игра); инсценированием литературных сюжетов; подвижных игр на переменах; наглядности; занимательных упражнений; фантазирования; творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). При этом объем домашнего задания и его сложность необходимо соизмерять с возможностями каждого ученика. (Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и даже оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.) У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

а) чередование различных видов учебной деятельности:

– опрос учащихся; фронтальный опрос с использованием  мяча; письмо; чтение; слушание; рассказ; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; решение задач.

Элементы игры можно использовать также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши; поднятие руки; сигнальные карточки различного цвета.

б) использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:

– метод свободного выбора (беседа, выбор действия, выбор способа действия);

– активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

– методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

в) проведение физкультурных минуток: расслабление кистей рук; массаж пальцев перед письмом; дыхательная гимнастика; предупреждение утомления глаз.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

г) работа по предупреждению утомления глаз.

д) дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.

Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

– «хороший смех дарит здоровье»;

– мажорность урока;

– эмоциональная мотивация в начале урока;

– создание ситуации успеха.

 Создание экологического пространства:

– проветривание помещений; – озеленение кабинета; – освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

 Воспитание общей культуры.

Уроки краеведения: важно, чтобы у детей воспитывалась любовь к земле, где родился и вырос, чувство гордости за русский народ, Родину – Россию, вместе с тем, воспитание у детей терпимости, отсутствие негативного отношения к иным этническим культурам – воспитание толерантности.

Внеурочная деятельность:

Как же решить вопрос сохранения и укрепления здоровья детей в начальной школе? Учителями может использоваться технология оздоровления, которая применяется для того, чтобы обучить детей навыкам сохранения здоровья.

В младших классах, закладывается фундамент здоровья.

Учебный день начинается с гимнастики до занятий, которая дополняет зарядку, проводимую дома. Её цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности на уроках. Общее руководство проведением гимнастики осуществляет дежурный учитель. Для проведения гимнастики в школе используется рекреации и классные комнаты. Учащиеся занимаются в течение 10 минут. Проводят занятия учителя начальных классов, учитель физкультуры. Основной материал гимнастики – общеразвивающие упражнения без предметов. Если гимнастика проводится на площадке (в тёплое время), в комплекс включаются игры, прыжки.   

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеют подвижные игры на переменах, особенно на больших, проводимых на воздухе. Игры – хороший отдых между уроками они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. В младших классах можно использовать такие игры, как «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Веревочки под ногами», «Гонка мячей по кругу» и др.

Большую часть дня учащиеся младших классов находятся в стенах школы. Поэтому большая ответственность за здоровье детей ложится на педагогов, организующих внеурочную деятельность малышей.  Ежедневно по мере наступления усталости учеников можно  проводить  спортивные паузы.

Для формирования теоретических знаний здорового образа жизни учащиеся младших классов знакомятся с правилами личной гигиены, закаливания; сведениями о двигательном режиме, о значении физических упражнений на укрепление здоровья и осанки на тематических классных часах. 

Разнообразные игровые эстафеты очень популярны, доступны, несложны в организации, интересны учащимся разных возрастов. Игры признаются важным средством физического развития детей. Доказано влияние их на улучшение обмена веществ, кровообращения, дыхания, деятельности центрального и периферического отделов нервной системы. Многообразие двигательных действий комплексно воздействует на развитие координационных и других двигательных способностей; улучшается реакция, ориентирование в пространстве и во времени, скоростные и скоростно-силовые способности; повышается работоспособность клеток головного мозга, их устойчивость к сильным раздражителям. Подвижные игры в младших классах необходимо использовать для формирования основных физических качеств, для профилактики простудных заболеваний, закаливающих мероприятий.

Кроме вышеперечисленных: гимнастики до занятий, физкультминуток на уроках, подвижных перемен, спортчасов, прогулок, спортпауз во второй половине дня, для учащихся младших классов проводятся спортивные праздники, посвященные Дню города, «Весёлые старты», «Папа и я – спортивная семья», «А ну-ка, мальчики», «Рыцарские турниры»,соревнования по мини-футболу, «Дни здоровья» конкурс агитационных плакатов «Мы за ЗОЖ», первенство по легкой атлетике, соревнования по спортивным играм.

Можно организовывать  конкурсы «Самый здоровый класс», «Самый спортивный класс», «Лучший спортсмен школы».

  
Подвижная (динамическая)перемена (25 – 30 минут).
Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение подвижных игр на большой перемене. Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Как правило, игры и развлечения несложные. Нужно использовать такие игры, правила которых разрешают детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё.  
    
Физкультминутки, или упражнения – энергизаторы.
   Это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках общеобразовательного цикла. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять своё тело, передохнуть и расслабиться. Энергизаторы хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использование энергизатора восстанавливается энергия класса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включённым в работу.
 
Элементы валеологического образования в ходе уроков образовательного цикла.
Огромное значение в ходе образовательного процесса имеет валеологическая работа. Успех валеологического образования в школе достигается за счёт системного подхода к решению этой проблемы. 
1.  На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) В ходе уроков используются стихи, пословицы, рассказы валеологической направленности.
Пословицы и поговорки:
• Всякое дело поправимо, если человек здоров.
• В здоровом теле – здоровый дух.
• Голову держи в холоде, а ноги в тепле.
• Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.
• Головная боль сном проходит.
• Дай боли воли – уморит.
• Еда – пища тела, сон – пища бодрости.
• Зубную боль и медведи не терпят.
• Заболел живот – держи пустым рот.
• Землю сушит зной, а человека – болезнь.
• Здоров будешь – всё добудешь.
• Здоровье всему голова, всего дороже.
• Здоровье потерял – всё потерял.
• К слабому и болезнь пристаёт.
• Кто рано встаёт, тот долго живёт.
• Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
• Кто спортом занимается, силы набирается.
• Непригоже есть лёжа.
• Глаз болит – удержи руку, живот болит – придержи аппетит.
• Зуб о зуб ударил – желудок двери открыл.
 
2. На уроках математики решается много задач, то одной из их разновидностей, будут  задачи с валеологической направленностью. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Учитель должен помочь преобразовать возникшую энергию опасения в энергию действия. На этом этапе происходит знакомство и обсуждение с учащимися привычки здорового образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у младшего школьника сложное психическое «новообразование» — ответственное отношение к здоровью.
3. На уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о валеологических знаниях, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья».
Практические задания:
–  измерить температуру воздуха с помощью термометра в классной комнате и соотнести её с нормами;
–  правильно организовать свой режим дня;
–  выполнять необходимые правила личной гигиены;
–  оберегать себя от простудных заболеваний;
закаляться.
4. На уроках физической культуры учащиеся получают сведения об образовательном значении тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме.
5.На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях.
Примерная тематика валеологических бесед для учащихся начальной школы (в соответствии со спецификой изучаемых предметов):
— Режим дня.
— Правильная посадка за партой.
— Личная гигиена, уход за телом. 
— Уход за зубами.
— Закаливание.
— Классная комната учащихся.
— Двигательная активность.
— Рациональный отдых.
— Предупреждение простудных заболеваний.
— Физический труд и здоровье.
— Как сохранить хорошее зрение.
— Предупреждение травм и несчастных случаев.
— Общее понятие об организме человек.
— Чем человек отличается от животного.
— Роль витаминов для роста и развития человека.
 
Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе внеурочной деятельности.
Задачи:
–     содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащегося;
–     углублять и расширять знания, умения и навыки в области здоровья;
–     организовывать здоровый отдых учащихся;
–     прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
–     воспитывать нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, желания побеждать в себе отрицательные привычки и эмоции.
Дни здоровья.
 Дни здоровья проводятся согласно плану работы школы 1 раз в четверть.
Спортивные праздники и соревнования.
  Спортивные соревнования, праздники являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников.
 
 
 Основные направления просветительской и мотивационной работы с учащимися
                  

 Направление
деятельности
 

 Задачи
 

 Содержание
 

 Санитарно-просветительская работа по формированию
 здорового образа жизни
 
 

 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.
2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил   личной безопасности.
3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни  
 

 – Проведение уроков здоровья,
проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности
 

Профилактическая деятельность
 
 

 1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.
3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.
4. Профилактика травматизма  
 

 –  Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье. 
– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.  
– Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.
 

 Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа
 
 

 1.    Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
2.  Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.
 

 – Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в прогимназии: организация подвижных игр;    соревнований по отдельным видам спорта;
спартакиады, дни здоровья, …
– Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.
 

  
 
Работа с родителями

Огромную помощь во внедрении программы здоровьесбережения во внеурочное время оказывают родители учащихся. На первых родительских собраниях  вместе с родителями решается: что здоровье детей не в последнюю очередь зависит от поведения и примера родителей. Так личным примером,  родители  класса, должны показать ученикам, что здоровый образ жизни является неотъемлемой частью ежедневного хорошего самочувствия. Родители вместе с учениками могут  участвовать  в соревнованиях, заниматься спортом, ходить в походы, посещать  совместно бассейн.  

В родительские собрания можно включить:

  • Консультации врачей родительского комитета по итогам мониторинга здоровья детей.
  • Психологическое просвещение родителей, помощь в создании экологической и психологической среды в семье.
  • Включение родителей в воспитательный процесс .

Огромное внимание в школе необходимо уделять беседам о здоровом образе жизни, организовывать встречи с фельдшером, врачом-педиатром.

Новыми формами осуществления оздоровительной работы являются:

 - мероприятия - акции здоровьесберегающей направленности, проводимые совместно с социумом (медики), общественностью (родители), учителями и учащимися школы

 - волонтёрское движение (акции, выступление агитбригады, помощь нуждающимся);

 - ежегодное проведение НПК (научно-практические конференции) – школьный и муниципальный уровень, в рамках которых работает секция «Здоровьесбережение»

Все внеклассные мероприятия помогают формировать положительное отношение к своему здоровью, прививаются навыки здорового образа жизни.

Если ребёнок с радостью идёт утром в школу, если ему комфортно на уроке и во внеурочной деятельности, если от общения с педагогом он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье ученика и педагога тоже!

Рекомендации педагогам 1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 2. Каждый урок и внеклассное мероприятие должны оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интереса к внешкольной деятельности.

Здоровьесбережение детей – комплексное понятие, охватывающее физические, психические и социальные стороны жизни человека.

        

Список литературы

1. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Впоследнее десятилетее во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо проводть профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.Эк...

Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе

Доклад для выступления на РМО учителей начальных классов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА     В   НАЧАЛЬНОЙ   ШКОЛЕ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ФГОС НОО.

Статья  посвящена  актуальной  проблеме  здоровьесбережения.  Одним из ведущих факторов здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. Здоровье зак...

Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.

В современных условиях модернизации образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этичес...

Использование элементов здоровьесберегающей технологии в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности

Материал презентации носит практический характер использования элементов здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности. В презентации описаны элементы здоровь...

Рекомендации по реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Буклет с рекомендациями по реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе....