«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»
методическая разработка по зож

Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы.

    Среди прочих изменений следует отметить появление внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса, способствует в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка  к  курсу  «Русский язык»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.

Изучение предмета способствует решению следующих задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Описание места учебного предмета,  курса в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и согласно  учебному плану МОУ «Гимназии № 7 города Буденновска»  предмет «Русский язык» изучается во 2  классе 5 часов в неделю -  170 часов в год (34 учебные недели).

Общая характеристика учебного предмета 

Содержание курса русского языка имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.

Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования обще учебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств  представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание программы

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места, смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

перенос слов;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

безударные падежные окончания имён прилагательных;

раздельное написание предлогов с именами существительными;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

раздельное написание частицы не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

запятая при обращении в предложениях;

запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  2  КЛАСС

Наименование разделов и тем

Часы

1

Наша  речь

3

2

Текст

4

3

Предложение

13

4

Слова, слова, слова…

19

5

Звуки и бкувы

57

6

Части речи

56

7

Повторение

18

Итого:

170

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:

  • понимать, что предложение - это основная единица речи;
  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, разных по цели высказывания;
  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
  • различать главные члены предложения;
  • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
  • различать словосочетание и предложение;
  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
  • различать деление слов на слоги и для переноса;
  • понимать влияние ударения на смысл слова;
  • различать звуки [и] и [й’] и буквы, их обозначающие;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
  • верно употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во втором классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;
  • составления предложений на заданную тему;
  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
  • орфографической грамотности речи учащихся;
  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;
  • деления слов на слоги и переноса слов;
  • правильного написания слов с буквой Й;
  • обозначения мягкости согласных на письме;
  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
  • употребления прописной буквы в именах собственных; .
  • работы со словарём (использование алфавита);
  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами

Данная программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Календарно – тематическое  планирование учебного материала по русскому языку  для 2 класса

 п/п

Дата

Модуль

Наименование темы

Кол-во ча-сов

Деятельность учащихся

Формы контроля

Домашнее зада-ние

По плану

По факту

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Наша речь     (3 ч)

Знакомство с учебником. Виды речи.  

1

Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая.Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Отличать диалогическую речь от монологической.

 Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности; Коммуникатив-ные:

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;  распределять роли при чтении диалога.

Познавательные:

действовать по намеченному плану, по инструкциям.

Определять значение  слов  по толковому словарю.  Оценивать результаты  задания.

Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительная  адекватная

дифференцирован. самооценка.

Текущий

с.6-7

2

Наша речь.

1

Текущий

с. 8-9                                    

3

Диалог и монолог.

 

1

Текущий

с. 10-14  

4

Текст      (4ч)

Текст. Что такое текст?

1

Признаки текста: целостность, связанность, законченность. Отличать текст от других записей по его признакам.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникатив-ные:

Участвовать в диалоге,   оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы

Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

устойчивый интерес к новым способам решения задач;

понимание причин

успешности

учебной деятельн.;

адекватная самооценка социальной роли «хорошего ученика».

Текущий

с. 16-17

5

Текст. Главная мысль текста.

1

Текущий

с. 18-19                                                          

6

Текст. Части текста.

1

Текущий

с. 20

7

Р/Р Составление рассказа по ри-сунку, данному началу и опор-ным словам.

1

Текущий

с. 21 -22

8

Предложение    

  (13ч.)

Предложение как единица речи, его назначение и признаки.    

Работа над ошибками.                                                 

1

Назначение и признаки предложения. Предложения, различные по цели высказывания.

Регулятивные:

умение вычитывать информацию из текста;

осуществлять анализ с выделением существен. признаков, делать простые выводы, переводить информацию из одного

вида в другой.

Коммуникатив-ные:

использование  правил, таблиц  для подтверждения своей позиции;  создавать высказывания разных видов ,  использовать в них  разнообразные средства языка.

Познавательные:

умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

для решения

определённой речевой задачи; работать с разными  видами информации.

Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

устойчивый интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное понимание причин

успешности  учебной

деятельности;

положительная  адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Текущий

с. 24

9

Входной контрольный диктант №1.

1

Обосновывать правильность выделения подлежащ.  и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщения о главных членах предложения.

Текущий

10

Работа над ошибками. Предложение.

Связь слов в  предложении

1

Различать распространённое  и нераспространённое  предложения.

Устанавливать связь слов между членами предложения

Текущий

с. 25

11

Предложение. Логиическое ударение в пред-ложении.    

1

Текущий

с. 26-28

12

Члены предло-жения. Главные члены предло-жения.

1

с. 29-30

13

Второстепенные члены предложения

1

Текущий

с. 31

14

Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения.

1

Текущий

с. 32-33

15

Подлежащее и сказуемое-глав-ные члены предложения.

1

Различать рас-пространённое  и нераспрост-ранённое  предложения.

с. 34

16

Распространён-ные и нераспространенные предложения.

1

Устанавливать связь слов между членами предложения

Текущий

с 35-36

17

Связь слов в предложении

1

Текущий

с. 37-38

18

Р/Р   Составле-ние рассказа по картине И.Остроухова  «Золотая осень»

1

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая  осень», используя данное начало и опорные слова

Практическая работа

с.39

19

Связь слов в предложении. Проверочная работа по теме «Предложение»Работа над ошибками.

1

Различать распространённое  и  нераспространённое

Слова, слова, слова…             (18ч)

с. 40

20

Комплексная работа.

1

Текущий

21

Слова, слова, слова…        

     (19 ч)

Слово и его значение.

Работа над ошибками.

1

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Регулятивные:

находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию; осуществлять анализ слов, с выделением существенных признаков;

описывать объект: передавать его внешние характеристики.

Коммуникатив-ные:

Оформлять свои мысли в устн. и письм. форме. Осознавать, высказывать и обосновывать точку зрения; строить монологические высказывания.

Познавательные:

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следствен. связи; находить в

тексте необходимые

сведения, факты и другую информацию, представленную в

явном виде; находить  

языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил.

Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

устойчивый  интерес к новым общим способам решения задач; понимание причин успешности учебной деятельности;

положительная  самооценка на основе критерия

успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»

осуществлять сотрудничество в парах при

выполнении учебных задач и при работе со знаковой

информацией

сотрудничать с одноклассниками при выполнении  учебной задачи, проявлять

познавательный интерес к новому учебному содержанию.

Текущий

с. 42-43

22

Слово как общее название многих однородных предметов.

1

Текущий

с. 44-46

23

Однозначные и многозначные слова. Словарный диктант.

1

Текущий

с. 47-49

24

Прямое и    переносное значение многозначных  слов.                                  

1

Наблюдение над переносным  значением слов как средством создания словесно-художественных образов

Текущий

с. 49-51

25

Что такое синонимы?

1

Распознавать среди пар слов синонимы. Подбирать  синонимы

Текущий

с. 52-54

26

Что такое антонимы?

1

Распознавать среди пар слов антонимы. Подбирать  антонимы

Текущий

с. 54-55

27

 Синонимы и антонимы (обобщение знаний)

1

Распознавать среди пар слов синонимы и антонимы. Работать со словарями учебника, находить нужную информацию.

Текущий  

с. 56-57

28

Р/Р Изложение текста  по данным  к нему вопросам    

1

Подбирать заго-ловок к тексту. Излагать пись-менно содержа-ние текста по вопросам.

Практическая работа

с.57

29

Родственные  слова. Общая часть родствен-ных слов. Работа над ошибками.    

1

Текущий

с. 58-60

30

Однокоренные слова. Корень слова (первое представление).    

1

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Текущий

с. 61-62

31

Различение однокоренных слов   и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями.  

1

Подбирать однокоренные слова и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов

Текущий

с. 63

32

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1

Делить слова на слоги. Опреде-лять количество слогов в слове. Классифицировать слова по ко-личеству в них слогов.  Определять уда-рение в слове. Наблюдать за ролью словес-ного ударения. Различать удар-ные и безудар-ные слоги.

Текущий

с. 64

33

Слог.

1

Текущий

с. 65-66

34

Ударение.

Словесное и логическое ударение в предложении

1

Текущий

с.67-68

35

Ударение. Смыслоразличи-тельная роль ударения.  

1

Переносить слова по слогам. Определять способы переноса.

Проверочн. работа

с. 69-70

36

Перенос слов по слогам.  Правила   переноса.    

1

Текущий

с. 71-73

37

Перенос слов по слогам.    

1

Текущий  

с. 69-70, 75-76

38

Р/Р  Составле-ние рассказа по серии сюжетных рисунков, вопро-сам и опорным словам.

1

Практическая работа

с. 74

39

Контрольный   диктант №2  

 по теме: «Слова, слова, слова…»        

1

Оценивать свои достижения

40

Звуки и буквы              (57ч)

Работа над ошибками. Звуки и буквы.

1

Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи.

Регулятивные:

удерживать цель деятельности;

Коммуникатив-ные:

характеризовать качества, признаки объекта; приводить доказательства истинности классификации; составлять небольшие

устные высказывания.

Познавательные: классифицировать  объекты; приводить примеры в качестве доказательства

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении

учебных задач и при работе со знаковой

информацией

Текущий

с. 78-80

41

Звуки и буквы.

1

Текущий

с. 78-80

42

Алфавит.

Использование алфавита при работе со словарями.

1

Текущий

с. 81-85

43

Алфавит.

Употребление прописной буквы.

1

Текущий

с. 86-87

44

Гласные звуки. Признаки гласного звука.

1

Различать гласные звуки и буквы. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять характеристику гл. звука.

Текущий

с. 89-91

45

Гласные звуки. Слова с буквой э.

1

Текущий

с. 92

46

Р/Р Колективное составление рассказа по картине З.Е.Серебряко-вой   «За обе-дом»

1

Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Записывать ответы на вопросы с опорой на текст и рисунок.

Регулятивные:

умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникатив-ные:

участвовать в диалоге, в общей беседе,  выполняя принятые правила речевого поведения, составлять

небольшие устные монологические высказывания. 

Познавательные:

строить сообщения, составлять простой план,  работать с орфографическим

  словарём учебника,  

находить информацию

о правописании слова,

работать с памятками и форзацем учебника; осуществлять анализ, синтез, классификацию

языкового материала.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе с информацией.

с. 87

47

Работа над ошибками. Ударные и безударные гласные звуки.

1

Текущий

с. 93-94

48

Правило обозна-чения буквой безударного гласного звука. Словарный диктант.

1

Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое слово.

Текущий

с. 95-96

49

Способы про-верки написания буквы, обозна-чающей безудар-ный гласный в корне слова.

1

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения,  решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки.

Текущий

с. 97-98

50

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

1

Текущий

с. 99-100

51

Контрольный диктант № 3 по теме: «Звуки и буквы»

1

52

Работа над ошибками. Правописание слов с безудар-ным гласным звуком в корне слова.

Р/Р Составление текста из  дефор-мированного текста.

1

Практическая работа

с. 102 упр. 160

53

Буквы безудар-ных гласных корня, которые надо запмнить.

1

Текущий

с. 101-103

54

Буквы безудар-ных гласных корня, которые надо запмнить.

1

Текущий

с. 101-103

55

Р/Р    Составле-ние сочинения по картине С. А. Тутунова  «Зима пришла. Детство»

1

Объяснять, когда в речи употребляются образные выражения. Составлять рассказ по репродукции  С. А. Тутунова

Текущий

с. 111

56

Правописание слов с безудар-ными гласным звуком в корне слова. Работа над ошибками.

1

Текущий

с. 103-104

57

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

1

Практическ. работа

105-106

58

Контрольное списывание.

1

59

Работа над ошибками. Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых гласных .

1

Текущий

с. 107-108

60

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых гласных.

1

Текущий  

с. 109-110

61

Проверочный  диктант  по теме:                 Правописание  слов с безударным гласным звуком в корне»

1

Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику.

Итоговая работа

62

Работа над ошибками. Согласные   звуки  их признаки. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

1

Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое».

Регулятивные: 

принимать и сохранять задачу;  планировать  действия для решения;  контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникатив-ные: вступать в учебное сотрудничество, участвовать в совместн.

деятельности, оказывать

взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.  

Познавательные:

умение работать по

образцу; планировать  свои действия для решения задачи, осуществлять анализ, синтез языкового материала по заданным критериям, пользоваться знакомыми словарями,  справочниками,  самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе,

использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой

информацией

Текущий

с. 112-114

63

Согласный звук [й'] и буква «и краткое»

1

Использовать правило написания слов с удвоенными согласными.

Текущий

с. 114-116

64

Слова с удвоенными согласными.

1

Использовать правило написания слов с удвоенными согласными.

Текущий

с. 117-118

65

Р/Р Составление рассказа по картине А. Сте-панова «Лоси»  и опорным сло-вам.

1

Находить  занимательные задания  в учебнике, и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации заданий.

Практическая работа

с. 118

66

Твёрдые и мягкие сог-ласные звуки и буквы для их обозначения

Работа над ошибками. Проект «И в шутку и всерьез»    

1

Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Текущий

с. 120-122

67

Обозначение   мягкости   согласных   звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

Текущий

с. 123-124

68

Мягкий знак как знак обозначе-ния мягкости согласного звука на письме.

1

Текущий

с. 124-125

69

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным

1

Текущий

с. 126

70

Р/Р  Работа с текстом. Сос-тавление от-ветов на воп-росы к тексту.  

1

Практическая работа

с.127-128, 129

71

Проект «Пишем письмо».   Работа над ошибками.

1

72

Буквосочетания  «чк, чн, чт, щн, нч».

1

Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания «чк,чн,чт,щн,нщ», подбирать примеры.

Регулятивные:

умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по

намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информац.

Коммуникативные: вступать в сотруднич.  с одноклассниками

оказывать взаимопом.,  проявлять доброжелат. отношение к партнёрам.  

Познавательные:

самостоятельно находить информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой

информацией;

воспринимать речь учителя , непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения;

считаться с мнением другого человека

Текущий

с. 4-5

73

Правописание сочетаний  чк, чн, чт, щн, нч.

1

Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с б/с  «чк,чн,чт,щн,нщ».

Текущий

с. 6-7

74

Правописание сочетаний с шипящими согласными. Работа с текстом.

1

Работать с текстом. Подбирать заголовок. Выделять в тексте части. Записывать предложения

Практическая работа

с. 6-7

75

Правописание сочетаний

с  шипящими согласными. Проект  «Риф-ма».  

1

Находить строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик рифм, участвовать в презентации

Текущий

с. 8-9

76

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу      

1

Применять правила  написания буквосочетан.

Текущий

с. 10-11

77

Правописание в словах буквосо-четаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

Текущий

с. 12-13

78

Правописание в словах буквосо-четаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

Текущий

с. 14-15

79

Звонкие и глухие сог-ласные звуки.

1

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризов. согласный звук.

Регулятивные:

умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник.; контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникатив-ные:

осознавать,

высказывать и обосновывать свою точку зрения;  вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,  участвовать в совместной деятельности.

Познавательные:

находить в тексте необходимые сведения,

факты и другую информацию, представленную в явном виде;  осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала

по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-  следственные связи,

делать выводы, формулировать их.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач

и при работе со знак. информацией; воспринимать речь учителя, непосред.  не обращенную к учащемуся;  

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

Текущий

с. 16-18

80

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.  

1

Определять на слух парный согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить произношение и написание

Текущий

с. 18-19

81

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного согласного на конце слова и перед согласным

1

Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание.

Текущий

с. 20

82

Способы проверки парных сог-ласных на конце слова или перед согласным в корне.      

1

Текущий

с. 21-22

83

Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокорен-ных словах.

1

Текущий

с. 23-24

84

Контрольный диктант №4 по теме: «Звуки и буквы»

1

Проверочная работа

85

Работа над ошибками. Правописание слов с парным по глухости-звоности соглас-ным на конце слова и перед согласным.

1

Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.  

Текущий

с. 25-26

86

Правописание слов с парным по глухости-звоности соглас-ным на конце слова и перед согласным.

1

Текущий

с. 27

87

Правописание слов с парным по глухости-звоности соглас-ным на конце слова и перед согласным.

1

Текущий

с. 28-29

88

Р/Р Изложение текста по вопросам.

1

Практическая работа

с. 29 №50

89

Работа над ошибками. Обобщение знаний о  правилах письма.

1

по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Текущий

с.30

90

Разделительный мягкий знак.

1

Наблюдать над произношением слов с раздели-тельным ь. Под-бирать примеры с разделитель-ным ь.

Регулятивные:

умение определять цель деятельности,  планировать  действия;

ориентироваться в учебнике

Коммуникативные:

вступать в сотруднич., участвовать в совмест. деятельности

Познавательные:

самостоятельно находить информацию осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию

языкового материала

Осуществлять сотрудничество при выполнении задач и при работе с информацией;  воспринимать речь

учителя, одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся;

сравнивать разные точки зрения.

Текущий

с. 31-33

91

Р/Р Составление рассказа по серии рисунков. Правописание слов с раздели-тельным мягким знаком.    

1

Составлять устный рассказ по серии рисунков.

Практическая работа

с. 37, №66

92

Правописание слов с разделительным мягким знаком. Работа над ошибками.

1

Использовать правило при написании слов с разделит. ь. Объяснять написание разделит. ь .

Текущий

с. 33-34

93

Проверочный диктант с по теме: «Раздели-тельный мягкий знак»

1

Оценивать свои достижения при выполнении задания

Проверочная работа

94-95

Правописание слов с раздели-тельным мягким знаком.

Работа над ошибками.

2

Текущий

35-38

96

Р/Р   Состав-ление рассказа по картине  В. Васнецова «Богатыри»    

1

Практическая работа

с. 54 №92,93

97

Части речи           (56ч)

Части речи.

Общее представ-ление о частях речи.   Работа над ошибками.

1

Соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Регулятивные:    умение определять цель деятельности урока,  планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Коммуникатив-ные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,

участвовать в

совместной деятельности,

оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

высказывать предположения, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении

учебных задач и при работе со знаковой

информацией;

воспринимать речь  учителя (одноклассни-ков),

непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные

точки зрения;

считаться с мнением другого человека.

Текущий

с. 40-42

98

Части речи. Употребление частей речи в тексте.

1

Находить в тексте части речи с опорой на их признаки.

Текущий

с. 42-43

99

Имя сущест-вительное как часть речи: значение и упот-ребление в речи.

1

Расширение представлений о предметах и явлениях  через ознакомление с именами существител.

Текущий

с. 44-45

100

Имя сущест-вительное как часть речи: значение и упот-ребление в речи.

1

Текущий

с. 46-47

101

Одушевлённые и неодушевлённые имена существи-тельные.

Словарный диктант

1

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Классифицировать имена

существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематическ. группы.

Текущий

с. 48

102

Одушевлённые и неодушевлённые имена сущес-твительные.

1

Текущий

с. 49

103

Р/Р  Составле-ние письменных ответов на воп-росы к тексту.

1

Практическая работа

с. 51 №86

104

Собственные и нарицательные имена существи-тельные.   Работа над ошибками.

1

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Классифицировать имена

собственные и

нарицательные по значению

Текущий

с.51-53

105-106

Заглавная   буква в именах собственных.      

2

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Текущий

с. 55-60

107

Единственное и множественное число имён существитель-ных.

1

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Текущий

с. 61-62

108

Изменение имен существитель-ных по числам.

1

Различать имена, существитель-ные в единственном и во множественном числе. Менять число имён существитель-ных.

Текущий

с.63-64

109

Число имён существитель-ных.  

1

Текущий

с.65-66

110

Обобщение знаний об имени существи-тельном. Разбор имени существи-тельных как части речи.  

1

Текущий

с.67

111

Р/Р Подробное изложение повествователь-ного текста по вопросам с анализом текста

1

Практическая работа

с. 66

112

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существи-тельном  

1

Различать имена, существитель-ные в единственном и во множественном числе. Менять число имён существитель-ных.

Текущий

с.67

113

Контрольный диктант №5 по теме: «Имя существи-тельное»

1

Практическая работа

114

Работа над ошибками. Значение глаголов в речи.      

1

Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают действие предмета.

Регулятивные:    умение определять цель деятельности урока,  планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Коммуникатив-ные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,

участвовать в

совместной деятельности,

оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

высказывать предположения, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении

учебных задач и при работе со знаковой

информацией;

воспринимать речь  учителя (одноклассни-ков),

непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные

точки зрения;

считаться с мнением другого человека.

Текущий

с.68-69

115

Значение глаголов в речи.      

1

Текущий

с.70-71

116

Признаки глаголов. Восстановление деформирован-ноготекста.

1

Наблюдать за изменением глагола по числам.

Текущий

с.72-73

117

Единственное и множественное число. Изменение глагола по числам  

1

Текущий

с.74-75

118

Единственное и множественное число глаголов.

1

Текущий

с.76-77

119-120

Правописание частицы не 

с глаголом  

1

Формировать навык грамотного написания

Текущий

с.78-79

121

Обобщение знаний о глаголе        

Работа над ошибками

1

Текущий

с.80

122

Р/Р Составление текста – повест-вования на предложенную тему.  

1

Дать представление о тексте-повествовании

Практическая работа

с.81

123

Текст-повествование и  роль в нём глаголов.

1

Текущий

с.82-84

124

Р/Р Изложение повествователь-ного текста по вопросам и опорным словам.

1

с. 83 №145

125

Проверочный диктант по теме: «Глагол»

1

Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают действие предмета.

Практическая работа

126

Обобщение знаний о глаголе        

1

Текущий

с. 85

127-128

Имя прилагательное как часть речи.

2

Наблюдать за словами. Выяв-лять слова, которые обозна-чают признак предмета. Наблюдать за связью имён прилагательных с именами существительными.

Текущий

с. 86-89

129

Связь существительно-го с прилага-тельными в предложении и в словосочетании.

1

Текущий

с. 90-91

130

Р/Р      Составление рассказа по кар-тине А. К. Сав-расова «Грачи прилетели»  

1

Знакомство с прилагательными, близкими и противоположными по значению. Упражнение в подборе пар прилагательных.

Практическая работа

с. 73№127

131

Употребление в речи имен при-лагательных. Работа над ошибками.

1

Текущий

с. 90-91

132

Изменение имён прилагательных по числам.      

1

Текущий

с.92-93

133

Употребление имен прилага-тельных в единственном и во множествен-ном числе.

1

Текущий

с. 94

134

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

Наблюдать за изменением имён прилагательных по числам.

Текущий

135

Проверочный диктант  по теме «Имя прилага-тельное»

1

Практическая работа

136

Текст-описание и роль в нём прилагательных.

Работа над ошибками

1

Текущий

с.95-96

137

 Составление текста-описания на основе лич-ных наблюю-дений (опии-сание домаш-него живот-ного).  

1

Текущий

с.97-98

138

Р/Р  Состав-ление текста-описания по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».        

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Практическая работа

с.98№170

139

Текст-описание и роль в нём прилагательных

Работа над ошибками.

1

Текущий

с. 99

140-141

Местоимение  (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи  

2

Учиться распознавать местоимения и правильно использовать в речи

Текущий

с.100-104

142

Редактирование текста с повторяющими-ся существи-тельными. Что такое текст-рассуждение?

1

Текущий

с. 105-106

143

Проверочная работа по теме «Местоимение»

1

Практическая работа

с. 107

144

Предлоги

Роль предлогов в речи.

1

Письмо в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации за 2 класс.

с. 108

145

Предлог как часть речи.        

Словарный диктант

1

Текущий

с. 109

146

Правописание предлогов с именами существительными.

1

Текущий

с. 110

147

Правописание предлогов с именами существительными.

1

Текущий

с. 111-112

148

Проверочный диктант по теме: «Предлоги»  

1

Проверочная работа

с. 113

149

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Текущий

150

Правописание предлогов с именами существительными.

Текущий

с. 113

151

Комплексная работа.

1

152

Работа над ошибками. Проект
«В словари за
частями речи!»       

1

Текущий

с. 114-115

153

Повторение                 (18ч)

Р/РВосстановление деформи-рованного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок»

1

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип, тему и главную мысль, выделять части, записыв

Практическая работа

с. 112 №192

154

Работа над ошибками. Повторение. Текст, типы текста

1

Текущий

с. 116-117

155

Повторение. Предложение. Члены предложения.

1

Текущий

с. 117-118

156

Промежуточ-ная итоговая аттестация

1

проверочная работа

157

Работа над ошибками.

158

Повторение. Предложение. Члены предложения.

1

Текущий

с. 119-120

159

Повторение. Слово и его лексическое значение.

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

Текущий

с. 120-121

160

Повторение. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова.

1

Текущий

с. 121-122

161

Повторение. Части речи.

1

Текущий

с. 122-123

162

Повторение. Части речи.

1

Текущий

с. 124-125

163

Контрольное списывание текста с грамматичес-ким заданием.

1

Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв  в слове.

Текущий

164

Повторение. Звуки и буквы.

1

Текущий

с. 126-127

165

Повторение. Звуки и буквы.

1

Текущий

с. 126-127

166

Повторение. Правила правописания.

1

Определять ударный и безударный слог. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы

Текущий

с. 127-128

167

Повторение. Правила правописания.

1

Текущий

с. 129

168

Контрольный диктант № 6 за год с граммати-ческим заданием.

1

Проверочная работа

169

Работа над ошибками.

1

Текущий

170

Повторение. Правила правописания.

1

Текущий


Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

1. . В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., Русский язык, учебник,  2 класс. М.: Просвещение,2018.

2. Рабочие тетради к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., Русский язык 2 класс. М.: Просвещение,2021.

3. Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по русскому языку,     Книга для учителя. – М.:ВАКО, 2017.

4. Сборник рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение, 2018..

5. В.А.Синякова «Контрольно-измерительные материалы» Москва.:ВАКО 2021

6.В.Н.Канакина Г.С.Щеголева «Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы» Москва «Просвещение» 2019

7..Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)



Предварительный просмотр:

 «Адаптация обучающихся 1 «в» класса к школьной жизни»

Адаптация - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школешкольным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития. Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения.

2. Установление контактов с учащимися, учителем.

3. Овладение навыками учебной деятельности.

Признаки успешной адаптации:

- Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

- Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой.

-Третий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.

- Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

В 1 «б» классе 28 человек. Из них 17 мальчиков и 11 девочек. Трое обучающихся - 2015 года, 25 - 2014года года рождения. До поступления в школу 25 обучающиеся посещали детский сад, 3 не посещали.

На начало обучения умели читать предложения и тексты, слова 19 уч-ся, 9 ребят не владело навыками чтения.

Диагностика обследования показала, что из 28 детей высокий уровень готовности к школе имеют 8 обучающихся, средний уровень готовности – 15 обучающихся, низкий уровень готовности – 5 обучающихся. Это свидетельствует о том, что большая часть обучающихся в ходе дальнейшего обучения способны справиться с заданиями самостоятельно, либо с незначительной помощью взрослого.

Есть дети с нарушением фонематического слуха,звукопроизношения.

Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроках, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса,  у этих детей - высокий уровень адаптации.

В классе есть дети, которые осторожничают, присматриваются. Они не проявляют высокую активность, хотя правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал.

В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, с трудом переключают внимание с одного вида деятельности на другой, нуждаются в обучающей помощи учителя.

 За 2 месяца обучения дети стали приобщаться к труду, к требованиям школыклассного руководителя. На уроках ведут себя хорошо, внимательно слушают, сдержаны, усидчивы.

Семьи благополучные и дети имеют все необходимое для обучения. Со всеми родителями установлен тесный контакт. Родители отзывчивы, положительно реагируют на рекомендации классного руководителя, прислушиваются к советам, интересуются жизнью ребенка в школе, спрашивают совета. Все родители оказывают помощь и поддержку своему ребенку в период адаптации к школьной жизни.

Таким образом, процесс адаптации детей идет успешноКласс работоспособный, дружный. Обучающиеся общительны, легко идут на контакт с учителем, умеют помогать друг другу, проявляют доброжелательность, владеют навыками самообслуживания.



Предварительный просмотр:

«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»

         Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы.

    Среди прочих изменений следует отметить появление внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса, способствует в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов.

Итак, что же такое ВД?

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации, т.е ВД, наряду с урочной, направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, КТД, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.).

Внеурочная деятельность  – это воспитательная деятельность,  направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков.

В  гимназии внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное «Планета здоровья», духовно-нравственное «Край, в котором я живу», социальное «Росток», общеинтеллектуальное «Информатика в играх и задачах» , общекультурное «Искусство сцены» 

Формы организации внеурочной деятельности разнообразные:

«Планета здоровья» Спортивно-оздоровительное:

•     Организация экскурсий,  подвижных игр, «Весёлых стартов»,

•     Проведение бесед по охране здоровья «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».

•     Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.

«Искусство сцены» Общекультурное направление

•     Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

•     Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.

«Информатика в играх и задачах»  Общеинтеллектуальное направление:

•     Конкурсы, олимпиады, деловые игры и др.

•     Разработка проектов к урокам.

«Край, в котором я живу» Духовно-нравственное направление:

•     Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

•     Выставки рисунков.

•     Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;

«Росток»Социальная деятельность:

•     Разведение комнатных цветов.

•     Участие в акциях  «Посади дерево», «Помоги птицам».

•     Акция «Тёплый дом».

   Программа внеурочной деятельности направлены на обеспечение индивидуальных потребностей школьников; способствуют воспитанию школьников; разрабатываются в соответствии с уже названными направлениями развития личности

                

Задачи внеурочной деятельности:

- расширение общекультурного кругозора;

- формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

- участие в общественно значимых делах;

- помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности.

        В  заключение  мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что  внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды.   И потому важнейшая задача   педагогического коллектива -  сделать внеурочную деятельность  полезной и привлекательной для каждого ученика.   Как говорил  когда-то В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков…. Школа становится подлинным  очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Тема: «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС».

Школа после уроков – это мир творчества проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет св...

Презентация "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Презентация подготовлена для проведения КРУГЛОГО СТОЛА по проблемам внеурочной деятельности. Участники и разработчики данного мероприятия свели воедино теоретическую и практическую часть своей работы....

Из опыта работы Рыбенко Н.А. "Здоровьесберегающие технологии и основополагающие принципы их применения в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС"

Начальное общее образование обеспечивает формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в процессах проведения урочной, внеурочной и вне школьной деятельности с учётом возрастных и инди...

«Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса»

Тема моей  работы «Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса» Актуальность темы обусловлена реализацией обновленных федеральных государ...