Эффективные технологии формирования ЗОЖ на занятиях и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
методическая разработка по зож

Сафина Людмила Ивановна

консультация для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 3»

Эффективные технологии формирования здорового образа жизни на занятиях и во внеурочной деятельности. (Из опыта работы)







                                                                Подготовила: воспитатель  

                                                                                        Сафина Л.И.

                                           

                                                 Барнаул 2022


Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», которое позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье.

hello_html_m37ac0c9f.png

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Сложившаяся на сегодняшний день система семейного воспитания не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что пить, курить и употреблять наркотики вредно, но многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо больше двигаться, закаляться, но большая часть взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими отсюда последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.         Следовательно, «знания» взрослых людей о здоровом, образе жизни не стали убеждениями, у многих людей нет мотивации к заботе о собственном здоровье. А ведь взрослые являются примером для подражания детям. Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни детей, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с воспитанниками является информационно-просветительская и воспитательная работа .


Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы:

1) проблему учебных перегрузок в школе, приводящих к состоянию переутомления;

2) проблему организации физической активности воспитанников, профилактики гиподинамии;

3)проблему питания ;

4)проблему охраны и укрепления психологического здоровья воспитанников (предупреждение школьных стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т. д.);

5) проблему формирования культуры здоровья детей и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;

Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Целью нашей работы является знакомство воспитанников с правилами укрепления и сохранения здоровья.

Проблемой формирования навыков здорового образа жизни мы заинтересовались  Знакомясь с медицинскими картами наших воспитанников мы обратили внимание на то, что у многих детей выявлено нарушение зрения, нарушение осанки, наличие хронических заболеваний.(Слайд  1)

Здоровье сберегающие технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью воспитанника.( Слайд 2)

Здоровьесберегающие технологии (Слайд 3)

1.Технологии обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.

2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности воспитанников.

3.Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях и при подготовке домашнего задания и во внеурочной занятости детей.

Технологии обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.

-соблюдение требований санпинов

-высота столов-регулируемая

-Питьевой режим

-освещение

-рациональное питание и личная гигиена

-оказание медпомощи.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности воспитанников.

-соблюдение гигиенических требований к расписанию занятий, общему обьему учебной нагрузки, выполнению домашних заданий.

-проведение физкультминуток

-различных видов гимнастики(дыхательная, пальчиковая, для глаз , для правильной осанки)

Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях и при подготовке домашнего задания и во внеурочной занятости детей.

-воспитательские часы по темам

-Тренинги

-беседы с воспитанниками (знакомство с принципами организации ЗОЖ)

-досуг детей(посещение секций, кружков,)

-правильное питание

-оздоровление в оздоровительных лагерях, санаториях.

Все эти вышеперечисленные технологии реализуем при помощи раработанной программы «Становление» через модуль программы Формирование ЗОЖ.

Данный модуль предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека. Программа является важным фактором в плане формирования "новообразования" у воспитанников - ответственного к здоровью, формированию культуры здоровья.

Целевая аудитория – воспитанники 7-18 лет.

В процессе изучения модуля воспитанники

будут узнавать:

-содержание понятий: здоровье, резервы организма, понятие здорового образа жизни, рациональное питание человека, влияние окружающей среды, наследственности, биоритмов на здоровье человека, оптимальный двигательный режим, закаливание, физическое воспитание, личная гигиена и режим дня;

осваивают:

-знания о средствах индивидуальной защиты;

-основы самозащиты человека в социуме;

- культуру здорового и безопасного образа жизни;

-участие в творческих проектах на различных уровнях.

Ключевые понятия модуля: осознание ценности здорового образа жизни; владение навыками саморегуляции; осознанное соблюдение правил здоровьесбережения.

Методики и технологии обучения

В качестве основных форм воспитания ценностных основ здорового образа жизни выступают: классные часы, «метод проектов», индивидуальное воспитательное взаимодействие, учебные занятия по физической культуре и предметов гуманитарного цикла, беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут.

Обучение строится на основе системного подхода основанного на  взаимодействии различных специалистов всех уровней (администрации детского дома, психолога, медицинского работника, педагогов и т.д.); комплексный подход – использование целого комплекса различных методов и приемов при организации здоровьесберегающей среды с учетом индивидуально-типологических и психофизических особенностей воспитанников (их мотивацию, ценности, самосознание); методов опоры на сильные стороны в личности и поведении ребенка, позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками); технологий проблемного обучения

Освоение воспитанниками программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования. С целью измерения установки на ЗОЖ у воспитанников будут  следующие методики:

Анкета «Будем здоровы!» (автор Шишковец М. А.)

Методика «Определение уровня здорового образа жизни подростка».

Методика сужения поля ценностных ориентаций. (ценностные ориентации выбирались по А.В. Кирьяковой).

Формой подведения итогов будет мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни, а также активное участие детей в праздниках, днях здоровья.

Содержание программы опирается на новый стандарт начального образования.

Очень важно, чтобы ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовился к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировал своё здоровье.

Работа строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Учитывая специфику нашего  возраста, на занятиях мы применяем:

*Игровые сюжеты: тема «Советы доктора Воды». Читаю сказку Чуковского «Мойдодыр». Обсуждая её, дети рассказывают, как ухаживают за собой разные животные (кошки, бурые медведи, обезьяны, слоны, барсуки).

-Для чего моется человек? Почему плохо быть грязнулей?


Ответы детей:

-никто не хочет дружить с «грязнулей»

-грязная кожа - тело чешется

-грязные уши - человек плохо слышит

-грязные руки - болезни от микробов

(советы доктора Воды)

1.Раз в неделю основательно мойся.

2.Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

3.Каждый день мой руки и ноги перед сном.

4.Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

5.Ежедневно проветривай комнату и делай в ней влажную уборку.

6.Пользуйся только своими одеждой, обувью, расческой и другими предметами туалета.

*Продолжи сказку:

«Жил был один сказочный король. У него была дочь. Она любила есть только сладкое. И с ней случилась беда».

-Какая беда случилась с принцессой?

-Можете ли вы посоветовать королю, как можно вылечить принцессу?

(советы доктора Здоровой Пищи)

1.Воздерживайтесь от жирной пищи.

2.Остерегайтесь очень острого и соленого.

3.Сладостей тысячи, а здоровье одно.

4.Совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть – чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.

5.Овощи и фрукты – полезные продукты.

*Загадки, пословицы.

1.Загадываю загадки о мыле, полотенце, расчёске. А дети рисуют отгадки, или разгадывают кроссворды словами-отгадками.

2.Составляем из слов пословицы по разным темам уроков или проводим «аукцион» пословиц.

*Применяем обсуждение ситуаций:

-Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой… позор!»

Обсуждаем с детьми ситуацию, описанную в стихотворении, а затем формулируем правила « Как не быть грязнулей». Коллективно мы с детьми составляем правила ухода за органами зрения, органами слуха, правила ухода за руками и ногами, за кожей и другие.

*Применяем на занятиях здоровья и игры:

-«Полезно - вредно», «Можно - нельзя», «Что разрушает здоровье, что укрепляет» и другие.

-Читать лёжа - читать при хорошем освещении.

-Тереть глаза грязными руками - промывать глаза по утрам.

-Смотреть на яркий свет - оберегать глаза от удара.


*Иногда сообщаю детям интересные факты:

-Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляются до 1,5 млрд. микробов.

-Самые чувствительные уши у летучей мыши. Их уши воспринимают около 1 млн. колебаний в секунду, а человеческое ухо - от 16 тыс. до 20тыс. .колебаний в секунду

*Проводим на занятиях здоровья опыты:

-Закройте уши ватой. Что произошло? Послушайте тишину и попытайтесь определить, что её нарушает? Какие звуки приятны для уха, а какие нет?

-Как определить, жирная ли пища? Взять дома небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10-15 минут посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно

Проводить с детьми исследовательскую деятельность

 Это такие работы как «Нужен ли нам школьный завтрак?», «Что такое здоровое питание?», «Зачем мы пьем молоко?», «Полезна ли каша?». «Спорт в жизни младшего школьника», «Компьютер –

друг или враг?», «Береги здоровье смолоду» (влияние ранца на осанку), «Влияние газированного напитка Кока-колы на здоровье младшего школьника», учащиеся, выдвигая свои гипотезы, проводят опыты, наблюдения, опросы и убеждаются сами в том, что здоровью нужно уделять большое внимание. Это говорит о возрастающей мотивации к исследовательской деятельности учащихся начальных классов, к исследуемой проблеме.

В результате исследовательской работы ученики делают вывод:

-Если они научатся с раннего возраста беречь и укреплять свое здоровье, правильно питаться, то смогут учиться с полной нагрузкой, получать прочные знания в школе, а значит, смогут сделать свою Родину еще краше.

Современная тенденция к ухудшению здоровья детей, обучающихся в общеобразовательной школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья,  Важное место при этом принадлежит формированию у детей навыков здорового образа жизни, содержание которых включает в себя: общее понятие здорового образа жизни, знакомство с понятием «профилактика», выработка навыков сохранения здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к себе, как к человеческой личности, самоценности.

*Проводим оздоровительные минутки:

-Это не только физ. минутки. Люди с самого рождения жить не могут без движения.

Самомассаж: правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке, а левой - на правой. Постарайтесь тщательно растереть каждый суставчик. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного - улучшает работу желудка, среднего - кишечника и позвоночника, безымянного -печени, мизинец помогает работе сердца.

Этюд души»: Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дарят здоровье. Опустите руки вниз, ладонями горизонтально к полу. «Я приветствую тебя, земля». Вытяните ладони вперёд перед собой. « Я приветствую тебя, вода». Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу. «Я приветствую тебя, воздух». Поднимите руки вверх ладонями вперёд. «Я приветствую тебя, солнышко».

Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь – это забота семьи и школы. Следует в ходе своей работе помнить о том, что здоровье молодого поколения – это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку, есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.  Будьте здоровы!

Не секрет что в нашем центре есть дети с вредными привычками и зависимостями. Так  как они поступили в центр уже с приобретенными привычками в подростковом возрасте искоренить это пока не удается. Но работа в этом направлении ведется каждый день. Дети активно принимают участие в месячниках, конкурсах,  антинаркотических акциях, в конкурсах по ЗОЖ.

                                    Советы для воспитателей:

 (фразы которые не рекомендуется произносить при борьбе с курением)

  ТЫ ЕЩЕ МАЛ!      

 ( ОТЛИЧНО!СКОРО ВЫРАСТУ!ДА Я УЖЕ ВЗРОСЛЫЙ)

ЧТОБ Я НЕ ВИДЕЛА ТЕБЯ С СИГАРЕТОЙ!  

(НЕТ ПРОБЛЕМ БУДУ КУРИТЬ В БОЛЕЕ ПРИЯТНОЙ КОМПАНИИ!)

КУРЯТ ТОЛЬКО ГЛУПЫЕ ЛЮДИ!
(ДА!ЧТО ТО Я ЗНАЮ МНОГО СПОРТСМЕНОВ,ДЕПУТАТОВ И ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ И ВСЕ ОНИ КУРЯТ!

НЕ СМЕЙ КУРИТЬ!

(Я САМ ЗНАЮ ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ!НЕ СМЕЙ МНЕ ПРИКАЗЫВАТЬ!)

УВИЖУ С СИГАРЕТОЙ!ВЫГОНЮ ИЗ_ДОМА!

(ХА!ХОТЕЛОСЬ БЫ МНЕ НА ЭТО ПОСМОТРЕТЬ!)

СИГАРЕТА_ЭТО ЯД!ОДНА КАПЛЯ НИКОТИНА УБИВАЕТ ЛОШАДЬ!

(ТЫ ГОВОРИШЬ БАНАЛЬНЫЕ ВЕЩИ,ТЕМ БОЛЕЕ Я НЕ ЛОШАДЬ!)

ВОТ СЕЙЧАС ТЫ КУРИШЬ! А СКОРО НАЧНЕШЬ И НАРКОТИКИ УПОТРЕБЛЯТЬ!

(А ЧТО,НАДО ПОПРОБОВАТЬ!)

А самое главное если вы хотите чтобы дети не курили, будьте для них примером ,не курите с ними и не разрешайте курить в вашем присутствии!

Здоровый образ жизни — это комплекс мер, направленный на профилактику патологических процессов в организме и улучшение здоровья. В последнее время не только молодые люди, но и люди в возрасте начали задумываться о здоровом образе жизни, отказываются от вредных привычек, следят за своим питанием, занимаются спортом.

При здоровом образе жизни повышается иммунитет у человека, меняется настроение в лучшую сторону, появляется прилив новых сил, кожа становится более упругая и эластичная.

Здоровый образ жизни состоит из шести этапов:

  1. Правильное питание.
  2. Здоровый сон.
  3. Физическая активность.
  4. Отсутствие вредных привычек.
  5. Эмоциональный настрой.
  6. Оздоровительные процедуры.

Методы формирования здорового образа жизни

Метод 1. Правильное питание

Не экономьте на своем здоровье с помощью продуктов, не покупайте дешевые и некачественные товары, научитесь питаться правильно, правильное и здоровое питание поможет надолго сохранить вам здоровье.

Внесите в свой рацион правильные и полезные продукты: мясо, рыба, молочные продукты, зелень, овощи, фрукты, крупы, сухофрукты, орехи.

Покупайте всегда только свежие продукты проверяйте срок годности продуктов, которые вы покупаете.

Не питайтесь фастфудами, откажитесь от пищи на бегу, приучите себя и свою семью питаться дома вкусной и полезной пищей, не употребляйте просроченные продукты питания.

Только правильное и сбалансированное питание поможет вам сохранить здоровье.

Метод 2. Здоровый сон

Очень часто люди не уделяют своему сну должного внимания, в среднем человек должен спать не менее восьми часов в сутки, кто-то спит семь часов и чувствует себя хорошо, а кто-то спит десять часов.

Старайтесь высыпаться, ведь здоровый сон поможет вам справиться с нагрузками предстоящего дня, и вы будете чувствовать себя превосходно.

Чаще проветривайте помещение, в котором вы находитесь и перед сном, недостаток кислорода плохо сказывается на работе мозга и всего организма.

Метод 3. Физическая активность

Очень важно каждому человеку вести активный образ жизни, он улучшает работу мозга, помогает в учебе и работе, создает прекрасное настроение, придает бодрость духа и силы.

Займитесь любимым видом спорта бег, плавание, катание на коньках и так далее, возможно, у вашей семьи есть общее увлечение, которым вы можете заниматься вместе.

Приучите себя делать зарядку по утрам, вы получите хороший заряд бодрости.

Гуляйте больше на свежем воздухе, работе мозга необходим кислород, в выходной можно всей семьей проведите время на природе, поиграйте в активные игры, совместный, интересный отдых сближает и улучшает настроение.

Метод 4. Отсутствие вредных привычек.

Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики отрицательно влияют на организм человека. Многие люди уже отказались от вредных и пагубных привычек и ведут здоровый образ жизни.

Метод 5. Эмоциональный настрой.

Стрессы, постоянное напряжение, срывы отрицательно сказываются на вашем здоровье и самочувствии в целом.

Мы предлагаем вам несколько советов как справиться и улучшить эмоциональное состояние:

  • Находите в любой ситуации положительные стороны, мыслите позитивно;
  • Не желайте людям зла и не завидуйте;
  • Забудьте про обиды;
  • Избегайте стрессовые ситуации.

Метод 6. Оздоровительные процедуры

В первую очередь каждый человек должен помнить о своем здоровье.

Посещайте регулярно врача и стоматолога следите за своим здоровьем и здоровьем своих зубов, своевременное лечение поможет надолго сохранить ваше здоровье и в будущем вам не потребуется тратить много денег на лечение и таблетки, чтобы вы чувствовали себя превосходно.

Старайтесь сохранить здоровье смолоду, не занимайтесь самолечением, посещайте регулярно врачей.



Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 3»

Эффективные технологии формирования здорового образа жизни на занятиях и во внеурочной деятельности. (Из опыта работы)







                                                                Подготовила: воспитатель  

                                                                                        Сафина Л.И.

                                           

                                                 Барнаул 2022


Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», которое позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье.

hello_html_m37ac0c9f.png

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Сложившаяся на сегодняшний день система семейного воспитания не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что пить, курить и употреблять наркотики вредно, но многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо больше двигаться, закаляться, но большая часть взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими отсюда последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.         Следовательно, «знания» взрослых людей о здоровом, образе жизни не стали убеждениями, у многих людей нет мотивации к заботе о собственном здоровье. А ведь взрослые являются примером для подражания детям. Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни детей, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с воспитанниками является информационно-просветительская и воспитательная работа .


Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы:

1) проблему учебных перегрузок в школе, приводящих к состоянию переутомления;

2) проблему организации физической активности воспитанников, профилактики гиподинамии;

3)проблему питания ;

4)проблему охраны и укрепления психологического здоровья воспитанников (предупреждение школьных стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т. д.);

5) проблему формирования культуры здоровья детей и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;

Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Целью нашей работы является знакомство воспитанников с правилами укрепления и сохранения здоровья.

Проблемой формирования навыков здорового образа жизни мы заинтересовались  Знакомясь с медицинскими картами наших воспитанников мы обратили внимание на то, что у многих детей выявлено нарушение зрения, нарушение осанки, наличие хронических заболеваний.(Слайд  1)

Здоровье сберегающие технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью воспитанника.( Слайд 2)

Здоровьесберегающие технологии (Слайд 3)

1.Технологии обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.

2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности воспитанников.

3.Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях и при подготовке домашнего задания и во внеурочной занятости детей.

Технологии обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.

-соблюдение требований санпинов

-высота столов-регулируемая

-Питьевой режим

-освещение

-рациональное питание и личная гигиена

-оказание медпомощи.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности воспитанников.

-соблюдение гигиенических требований к расписанию занятий, общему обьему учебной нагрузки, выполнению домашних заданий.

-проведение физкультминуток

-различных видов гимнастики(дыхательная, пальчиковая, для глаз , для правильной осанки)

Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях и при подготовке домашнего задания и во внеурочной занятости детей.

-воспитательские часы по темам

-Тренинги

-беседы с воспитанниками (знакомство с принципами организации ЗОЖ)

-досуг детей(посещение секций, кружков,)

-правильное питание

-оздоровление в оздоровительных лагерях, санаториях.

Все эти вышеперечисленные технологии реализуем при помощи раработанной программы «Становление» через модуль программы Формирование ЗОЖ.

Данный модуль предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека. Программа является важным фактором в плане формирования "новообразования" у воспитанников - ответственного к здоровью, формированию культуры здоровья.

Целевая аудитория – воспитанники 7-18 лет.

В процессе изучения модуля воспитанники

будут узнавать:

-содержание понятий: здоровье, резервы организма, понятие здорового образа жизни, рациональное питание человека, влияние окружающей среды, наследственности, биоритмов на здоровье человека, оптимальный двигательный режим, закаливание, физическое воспитание, личная гигиена и режим дня;

осваивают:

-знания о средствах индивидуальной защиты;

-основы самозащиты человека в социуме;

- культуру здорового и безопасного образа жизни;

-участие в творческих проектах на различных уровнях.

Ключевые понятия модуля: осознание ценности здорового образа жизни; владение навыками саморегуляции; осознанное соблюдение правил здоровьесбережения.

Методики и технологии обучения

В качестве основных форм воспитания ценностных основ здорового образа жизни выступают: классные часы, «метод проектов», индивидуальное воспитательное взаимодействие, учебные занятия по физической культуре и предметов гуманитарного цикла, беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут.

Обучение строится на основе системного подхода основанного на  взаимодействии различных специалистов всех уровней (администрации детского дома, психолога, медицинского работника, педагогов и т.д.); комплексный подход – использование целого комплекса различных методов и приемов при организации здоровьесберегающей среды с учетом индивидуально-типологических и психофизических особенностей воспитанников (их мотивацию, ценности, самосознание); методов опоры на сильные стороны в личности и поведении ребенка, позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками); технологий проблемного обучения

Освоение воспитанниками программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования. С целью измерения установки на ЗОЖ у воспитанников будут  следующие методики:

Анкета «Будем здоровы!» (автор Шишковец М. А.)

Методика «Определение уровня здорового образа жизни подростка».

Методика сужения поля ценностных ориентаций. (ценностные ориентации выбирались по А.В. Кирьяковой).

Формой подведения итогов будет мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни, а также активное участие детей в праздниках, днях здоровья.

Содержание программы опирается на новый стандарт начального образования.

Очень важно, чтобы ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовился к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировал своё здоровье.

Работа строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Учитывая специфику нашего  возраста, на занятиях мы применяем:

*Игровые сюжеты: тема «Советы доктора Воды». Читаю сказку Чуковского «Мойдодыр». Обсуждая её, дети рассказывают, как ухаживают за собой разные животные (кошки, бурые медведи, обезьяны, слоны, барсуки).

-Для чего моется человек? Почему плохо быть грязнулей?


Ответы детей:

-никто не хочет дружить с «грязнулей»

-грязная кожа - тело чешется

-грязные уши - человек плохо слышит

-грязные руки - болезни от микробов

(советы доктора Воды)

1.Раз в неделю основательно мойся.

2.Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

3.Каждый день мой руки и ноги перед сном.

4.Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

5.Ежедневно проветривай комнату и делай в ней влажную уборку.

6.Пользуйся только своими одеждой, обувью, расческой и другими предметами туалета.

*Продолжи сказку:

«Жил был один сказочный король. У него была дочь. Она любила есть только сладкое. И с ней случилась беда».

-Какая беда случилась с принцессой?

-Можете ли вы посоветовать королю, как можно вылечить принцессу?

(советы доктора Здоровой Пищи)

1.Воздерживайтесь от жирной пищи.

2.Остерегайтесь очень острого и соленого.

3.Сладостей тысячи, а здоровье одно.

4.Совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть – чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.

5.Овощи и фрукты – полезные продукты.

*Загадки, пословицы.

1.Загадываю загадки о мыле, полотенце, расчёске. А дети рисуют отгадки, или разгадывают кроссворды словами-отгадками.

2.Составляем из слов пословицы по разным темам уроков или проводим «аукцион» пословиц.

*Применяем обсуждение ситуаций:

-Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой… позор!»

Обсуждаем с детьми ситуацию, описанную в стихотворении, а затем формулируем правила « Как не быть грязнулей». Коллективно мы с детьми составляем правила ухода за органами зрения, органами слуха, правила ухода за руками и ногами, за кожей и другие.

*Применяем на занятиях здоровья и игры:

-«Полезно - вредно», «Можно - нельзя», «Что разрушает здоровье, что укрепляет» и другие.

-Читать лёжа - читать при хорошем освещении.

-Тереть глаза грязными руками - промывать глаза по утрам.

-Смотреть на яркий свет - оберегать глаза от удара.


*Иногда сообщаю детям интересные факты:

-Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляются до 1,5 млрд. микробов.

-Самые чувствительные уши у летучей мыши. Их уши воспринимают около 1 млн. колебаний в секунду, а человеческое ухо - от 16 тыс. до 20тыс. .колебаний в секунду

*Проводим на занятиях здоровья опыты:

-Закройте уши ватой. Что произошло? Послушайте тишину и попытайтесь определить, что её нарушает? Какие звуки приятны для уха, а какие нет?

-Как определить, жирная ли пища? Взять дома небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10-15 минут посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно

Проводить с детьми исследовательскую деятельность

 Это такие работы как «Нужен ли нам школьный завтрак?», «Что такое здоровое питание?», «Зачем мы пьем молоко?», «Полезна ли каша?». «Спорт в жизни младшего школьника», «Компьютер –

друг или враг?», «Береги здоровье смолоду» (влияние ранца на осанку), «Влияние газированного напитка Кока-колы на здоровье младшего школьника», учащиеся, выдвигая свои гипотезы, проводят опыты, наблюдения, опросы и убеждаются сами в том, что здоровью нужно уделять большое внимание. Это говорит о возрастающей мотивации к исследовательской деятельности учащихся начальных классов, к исследуемой проблеме.

В результате исследовательской работы ученики делают вывод:

-Если они научатся с раннего возраста беречь и укреплять свое здоровье, правильно питаться, то смогут учиться с полной нагрузкой, получать прочные знания в школе, а значит, смогут сделать свою Родину еще краше.

Современная тенденция к ухудшению здоровья детей, обучающихся в общеобразовательной школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья,  Важное место при этом принадлежит формированию у детей навыков здорового образа жизни, содержание которых включает в себя: общее понятие здорового образа жизни, знакомство с понятием «профилактика», выработка навыков сохранения здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к себе, как к человеческой личности, самоценности.

*Проводим оздоровительные минутки:

-Это не только физ. минутки. Люди с самого рождения жить не могут без движения.

Самомассаж: правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке, а левой - на правой. Постарайтесь тщательно растереть каждый суставчик. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного - улучшает работу желудка, среднего - кишечника и позвоночника, безымянного -печени, мизинец помогает работе сердца.

Этюд души»: Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дарят здоровье. Опустите руки вниз, ладонями горизонтально к полу. «Я приветствую тебя, земля». Вытяните ладони вперёд перед собой. « Я приветствую тебя, вода». Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу. «Я приветствую тебя, воздух». Поднимите руки вверх ладонями вперёд. «Я приветствую тебя, солнышко».

Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь – это забота семьи и школы. Следует в ходе своей работе помнить о том, что здоровье молодого поколения – это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку, есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.  Будьте здоровы!

Не секрет что в нашем центре есть дети с вредными привычками и зависимостями. Так  как они поступили в центр уже с приобретенными привычками в подростковом возрасте искоренить это пока не удается. Но работа в этом направлении ведется каждый день. Дети активно принимают участие в месячниках, конкурсах,  антинаркотических акциях, в конкурсах по ЗОЖ.

                                    Советы для воспитателей:

 (фразы которые не рекомендуется произносить при борьбе с курением)

  ТЫ ЕЩЕ МАЛ!      

 ( ОТЛИЧНО!СКОРО ВЫРАСТУ!ДА Я УЖЕ ВЗРОСЛЫЙ)

ЧТОБ Я НЕ ВИДЕЛА ТЕБЯ С СИГАРЕТОЙ!  

(НЕТ ПРОБЛЕМ БУДУ КУРИТЬ В БОЛЕЕ ПРИЯТНОЙ КОМПАНИИ!)

КУРЯТ ТОЛЬКО ГЛУПЫЕ ЛЮДИ!
(ДА!ЧТО ТО Я ЗНАЮ МНОГО СПОРТСМЕНОВ,ДЕПУТАТОВ И ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ И ВСЕ ОНИ КУРЯТ!

НЕ СМЕЙ КУРИТЬ!

(Я САМ ЗНАЮ ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ!НЕ СМЕЙ МНЕ ПРИКАЗЫВАТЬ!)

УВИЖУ С СИГАРЕТОЙ!ВЫГОНЮ ИЗ_ДОМА!

(ХА!ХОТЕЛОСЬ БЫ МНЕ НА ЭТО ПОСМОТРЕТЬ!)

СИГАРЕТА_ЭТО ЯД!ОДНА КАПЛЯ НИКОТИНА УБИВАЕТ ЛОШАДЬ!

(ТЫ ГОВОРИШЬ БАНАЛЬНЫЕ ВЕЩИ,ТЕМ БОЛЕЕ Я НЕ ЛОШАДЬ!)

ВОТ СЕЙЧАС ТЫ КУРИШЬ! А СКОРО НАЧНЕШЬ И НАРКОТИКИ УПОТРЕБЛЯТЬ!

(А ЧТО,НАДО ПОПРОБОВАТЬ!)

А самое главное если вы хотите чтобы дети не курили, будьте для них примером ,не курите с ними и не разрешайте курить в вашем присутствии!

Здоровый образ жизни — это комплекс мер, направленный на профилактику патологических процессов в организме и улучшение здоровья. В последнее время не только молодые люди, но и люди в возрасте начали задумываться о здоровом образе жизни, отказываются от вредных привычек, следят за своим питанием, занимаются спортом.

При здоровом образе жизни повышается иммунитет у человека, меняется настроение в лучшую сторону, появляется прилив новых сил, кожа становится более упругая и эластичная.

Здоровый образ жизни состоит из шести этапов:

  1. Правильное питание.
  2. Здоровый сон.
  3. Физическая активность.
  4. Отсутствие вредных привычек.
  5. Эмоциональный настрой.
  6. Оздоровительные процедуры.

Методы формирования здорового образа жизни

Метод 1. Правильное питание

Не экономьте на своем здоровье с помощью продуктов, не покупайте дешевые и некачественные товары, научитесь питаться правильно, правильное и здоровое питание поможет надолго сохранить вам здоровье.

Внесите в свой рацион правильные и полезные продукты: мясо, рыба, молочные продукты, зелень, овощи, фрукты, крупы, сухофрукты, орехи.

Покупайте всегда только свежие продукты проверяйте срок годности продуктов, которые вы покупаете.

Не питайтесь фастфудами, откажитесь от пищи на бегу, приучите себя и свою семью питаться дома вкусной и полезной пищей, не употребляйте просроченные продукты питания.

Только правильное и сбалансированное питание поможет вам сохранить здоровье.

Метод 2. Здоровый сон

Очень часто люди не уделяют своему сну должного внимания, в среднем человек должен спать не менее восьми часов в сутки, кто-то спит семь часов и чувствует себя хорошо, а кто-то спит десять часов.

Старайтесь высыпаться, ведь здоровый сон поможет вам справиться с нагрузками предстоящего дня, и вы будете чувствовать себя превосходно.

Чаще проветривайте помещение, в котором вы находитесь и перед сном, недостаток кислорода плохо сказывается на работе мозга и всего организма.

Метод 3. Физическая активность

Очень важно каждому человеку вести активный образ жизни, он улучшает работу мозга, помогает в учебе и работе, создает прекрасное настроение, придает бодрость духа и силы.

Займитесь любимым видом спорта бег, плавание, катание на коньках и так далее, возможно, у вашей семьи есть общее увлечение, которым вы можете заниматься вместе.

Приучите себя делать зарядку по утрам, вы получите хороший заряд бодрости.

Гуляйте больше на свежем воздухе, работе мозга необходим кислород, в выходной можно всей семьей проведите время на природе, поиграйте в активные игры, совместный, интересный отдых сближает и улучшает настроение.

Метод 4. Отсутствие вредных привычек.

Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики отрицательно влияют на организм человека. Многие люди уже отказались от вредных и пагубных привычек и ведут здоровый образ жизни.

Метод 5. Эмоциональный настрой.

Стрессы, постоянное напряжение, срывы отрицательно сказываются на вашем здоровье и самочувствии в целом.

Мы предлагаем вам несколько советов как справиться и улучшить эмоциональное состояние:

  • Находите в любой ситуации положительные стороны, мыслите позитивно;
  • Не желайте людям зла и не завидуйте;
  • Забудьте про обиды;
  • Избегайте стрессовые ситуации.

Метод 6. Оздоровительные процедуры

В первую очередь каждый человек должен помнить о своем здоровье.

Посещайте регулярно врача и стоматолога следите за своим здоровьем и здоровьем своих зубов, своевременное лечение поможет надолго сохранить ваше здоровье и в будущем вам не потребуется тратить много денег на лечение и таблетки, чтобы вы чувствовали себя превосходно.

Старайтесь сохранить здоровье смолоду, не занимайтесь самолечением, посещайте регулярно врачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств и компетенций юного гражданина в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

  Данная презентация (с практической точки зрения) рассматривает вопрос формирования и развития у младшего школьника важнейших духовно-нравственных качеств – любви к Родине, родному ...

Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)

Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям  не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...

"Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности". Из опыта работы.

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности" может быть использован учителем начальных классов на педагогическом совете, методическом совете и т.д.Охрана здоро...

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...

Новые педагогические технологии для организации внеурочной деятельности. (из опыта работы)

Статья посвящена изучению возможностей применения современных педагогических технологий в организации внеурочной деятельности...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности (из опыта работы ТО «В гостях у Петрушки")"

Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности (из опыта работы ТО «В гостях у Петрушки")...